Инфляция: ее причины и социально-экономические последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 22:53, курсовая работа

Описание работы

Данная тема на сегодняшний день достаточно актуальна, т.к. инфляция представляет собой одну из самых тяжёлых экономических болезней ХХ столетия.

Целью данной курсовой работы является рассмотреть:

- типы инфляции;

- причины и социально-экономические последствия

- а также определить уровень инфляции на сегодняшний день

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНФЛЯЦИИ 4
СУЩНОСТЬ ИНФЛЯЦИИ 5
ТИПЫ ИНФЛЯЦИИ 8
Инфляция спроса 8
Инфляция предложения 9
ПРИЧИНЫ ИНФЛЯЦИИ 10
Внешние причины. 11
Внутренние причины. 12
СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ 13
Инфляция и доходы 15
Инфляция и сбережения 16
Инфляция и кредитные отношения 16
ИНФЛЯЦИЯ – ХУДШИЙ ИЗ НАЛОГОВ 17
ИНФЛЯЦИЯ СЕГОДНЯ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23

Работа содержит 1 файл

КР Деньги, кредит, банки.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

  Инфляция  и кредитные отношения

      Инфляция  также перераспределяет доходы между  дебиторами и кредиторами. В частности, непредвиденная инфляция приносит выгоду дебиторам (получателям ссуды) за счет кредиторов (ссудодателей). Когда цены растут, стоимость денег падает, Таким образом, из-за инфляции получателю ссуды дают “дорогие” деньги, а он возвращает ее “дешевыми“ деньгами. Инфляция двух последних десятилетий была неожиданным счастье для тех, кто покупал, например, дома в середине 60-х годов под залог с фиксированной процентной ставкой. С одной стороны, инфляция значительно облегчила реальное бремя задолжности по закладным. С другой стороны, номинальная стоимость домов возрастала быстрее, чем общий уровень цен.

      Номинальный национальный доход, а, следовательно, и налоговые сборы растут при  инфляции; размеры же государственного долга не увеличиваются. Это значит, что инфляция облегчает правительству бремя государственного долга.

 

ИНФЛЯЦИЯ – ХУДШИЙ ИЗ НАЛОГОВ

      Инфляция - это своеобразный налог, которым государство путем выпуска ничем не обеспеченных бумажных денег облагает денежные средства в национальной валюте юридических и физических лиц. В экономической литературе используется даже такой термин "инфляционный налог", это худший из всех видов налогов, так как в результате его применения страдают прежде всего физические лица с фиксированными или небольшими доходами (пенсионеры, инвалиды, государственные служащие, практически все лица наемного труда).

      К этому налогу прибегают как к последнему средству покрытия бюджетного дефицита, когда другие источники пополнения казны (прямые и косвенные налоги, займы на внутреннем и внешнем рынках, продажа госсобственности и т.д.) не позволяют покрыть стремительно растущие государственные расходы.

      Превышение расходов над доходами, появление дыры в государственном бюджете, масштабная эмиссия пустых денег, переполнение каналов денежного обращения и бурный рост цен - все это ярко наблюдается в периоды войн, революций, других социально-экономических и политических катаклизмов.

      Рост денежной массы в России в 1992 г. в 16,9 раз свидетельствует о том, что гиперинфляция в нашей стране является реальностью. Следует отметить, что инфляционные процессы в нашей стране вызываются не не только экономическим спадом и бюджетным дефицитом. На протяжении десятилетий закладывались народнохозяйственные диспропорции (между отраслями промышленности, производящими средства производства и предметы потребления, между добывающими и перерабатывающими отраслями экономики, между промышленным и сельскохозяйственным производством и т.д.). Сюда же можно отнести и чрезвычайную милитаризацию экономики. В результате в экономическом организме давно нарушился обмен веществ.

      Некоторое время денежная масса в нашей стране искусственно ограничивалась. Лишние деньги изымались из обращения в основном с помощью импорта и алкоголя. Потом ситуация резко изменилась. В результате падения добычи нефти резко сократились валютные поступления и, соответственно, импорт. уменьшились доходы госбюджета от продажи алкогольных напитков (кампания борьбы за всеобщую трезвость). Одновременно были развернуты широкие социальные программы, не подкрепленные реальными материальными ресурсами. В связи с созданием коммерческих структур (прежде всего банков) стало невозможным местное разграничение денежного оборота на наличный и безналичный. В результате наложения всех этих факторов вкупе с сохранившимся директивным управлением денежной массой мы на рубеже 1989-1990 г.г. вплотную подошли к гиперинфляции.

      Правительство не смогло сдержать опасные инфляционные явления. Они стали нарастать как снежный ком, питаемые спадом производства, все возрастающей бюджетной эмиссией, безудержной кредитной экспансией коммерческих банков (т.н. кредитная инфляция), развалом единой денежной и банковской системы страны. В итоге мы получили то, что и должны были получить - гиперинфляцию на фоне резкого спада производства.

      Превращение в прах сбережений населения, оборотных средств предприятий, обесценивание банковских капиталов и активов на фоне отрицательных процентных ставок, продолжающееся падение валютного курса рубля, отсутствие инвестиций и инвестиционной политики у предприятий, банков, да и у государства, бесперспективность рынка ценных бумаг вследствие неизбежной потери части вложенной в акции и облигации стоимости, вытеснение из платежного оборота рубля долларом, угроза перехода от товарно-денежных отношений к натуральному обмену - вот те прелести, которые несет гиперинфляция

 

ИНФЛЯЦИЯ СЕГОДНЯ

      В октябре месяце  в «Российской  газете» была напечатана статья с  громким названием: «Инфляция –  все, рубль - ничего»:

      «Главной  проблемой макроэкономики России назвал инфляцию директор департамента Финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин в ходе российско-американского делового совета, прошедшего в Москве.

      Проблема  инфляции настолько беспокоит Минфин, что его представителей уже не радуют фантастические финансовые успехи последних лет. Алексей Саватюгин заявил, что в России в настоящее время растет профицит бюджета, стабильны государственные финансы, налицо сильный платежный баланс, но «это не способствует борьбе с инфляцией».

      Как видим, в благоприятной внешнеэкономической  конъюнктуре Минфина склонен видеть лишь досадное препятствие, мешающее давать прогнозы роста инфляции. Можно вспомнить, что с начала  этого года Минфин и минэкономрозвития уже три раза меняли свои прогнозы  на этот год – с 8,5 процентов до 10 и затем до 10-11 процентов. Этот последний барьер, возможно, буден удержан, но по иронии судьбы благодаря совершенно нерыночной мере – недавнему нашумевшему мораторию шести крупнейших нефтяных компаний на повышение топливных цен..

      Алексей Саватюгин обеспокоен и тем, что  в этом году произошло ослабление финансовой политики: увеличены государственные расходы, а с 2006 года будет повышена цена отсечения для формирования Стабилизационного фонда с 20 до 27 долларов за баррель. Месяц назад, комментируя проект федерального  бюджета – 2006, шеф Саватюгина Алексей Кудрин выразил ту же мысль более эмоционально: «Я был вынужден уступить».

      Между тем недавнее осуждение чрезмерного  усиления роли государства в экономике  и со стороны Кудрина, и со стороны  Германа Грефа показывает, что  для них приоритет макроэкономических  показателей остается вне сомнений. Алексей Саватюгин лишь дополнил эту картину жестким заявлением о том, что задача – стабилизация курса рубля – не более чем «вторичная цель, которая не должна препятствовать борьбе с инфляцией». Уже сейчас укрепление национальной валюты превысило первоначальные рамки в 8 процентов в год, а решимость Минфина сдержать инфляцию монетарными методами, как видим, не ослабевает. Следствием этого могут стать дальнейшие проблемы для несырьевых отраслей и нарастающий вал импортных товаров.

      Позиция Минфина, впрочем, отнюдь не равна позиции  всего кабинета министров. Так, в  начале недели вице-премьер Александр  Жуков заявил на том же самом российско-американском совете, что рост ВВП России в  течение 2005 – 2007 годов будет оставаться на уровне 6 процентов в год, а бюджету страны не страшно даже двукратное падение мировых цен на нефть.»

     За  несколько последних десятилетий  уровень цен в России неуклонно  возрастал, тоже самое наблюдается  и в наши дни.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Окончившиеся неудачей попытки финансового оздоровления народного хозяйства как первого шага в осуществлении перехода к рыночной экономике только усугубили тяжесть финансового положения страны. Идея, заложенная в основу большинства "оздоровительных" программ, заключалась в привидении материально-вещественных и стоимостных пропорций в относительно равновесное состояние и осуществлении на этой основе либерализации цен.

      Предполагалось, что удастся избежать их стремительного роста. Представляется, однако, что в основу данной идей была положена ложная посылка, поскольку равновесие при административно-управляемой и рыночной экономике достигается в различных точках экономического пространства.

      Истоки инфляционных явлений коренятся в сложившихся и постоянно воспроизводимых макроэкономических диспропорциях; в созданной в административной экономике форме управления, предопределяющей модель ценообразования, способ принятия инвестиционных и внешнеэкономических решений; в специфической модели бюджетно-финансовой и кредитно-денежной политики. Разделение глубинных причин инфляции на структурные, управленческие и монетарные очень условно, поскольку все они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, между ними существуют множественные прямые и обратные связи. Макроэкономическая структура определяет характер механизма управления и оказывает существенное воздействие на финансовые пропорции и отношения.

В заключение необходимо отметить, что методы регулирования инфляции будут эффективны лишь в случае их адекватного соответствия ее сущностным  причинам. Поскольку инфляция в нашей стране носит, во-первых, структурно-системный характер, то есть порождена сложившейся структурой экономики и действовавшей длительное время системой управления хозяйством, и только во-вторых, традиционными монетарными факторами, рычаги регулирования этого процесса должны базироваться на снятии всех барьеров на пути действия рыночных механизмов, обеспечении условий структурной перестройки экономики и включать в себя широкий спектр кредитно-денежных и бюджетно-финансовых регуляторов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. С.  Ожегов «Словарь русского языка», М, 1989

2. Д. Воронин: «Инфляция - худший из налогов», экономическое приложение к газете "Российские вести", 2000

3. И.Велетминский  «Инфляция – все, рубль –  ничего», экономическое приложение  к ''Российской газете'', октябрь 2005

4. «Инфляция  и ее источники», приложение к  ''Российскому экономическому журналу'', 2005

5. С.  Иванова «Основы экономической  теории»; М, 2002

6. А. Амосов: «Инфляция и кризис: пути выхода», М.: Пресса, 1999.

7. А.  Прохоров «Советский энциклопедический словарь»; М. 1988

8.«Деньги,  кредит, банки» под ред.Иванова  ВВ.;М. 2004г.

9. «Деньги,  банковское дело и денежно-кредитная  политика» Эдвин Дж.Долан; СПб  1994 г. 

Информация о работе Инфляция: ее причины и социально-экономические последствия