Инфляция, ее причины и следствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие смысла процесса инфляции, посредством рассмотрения понятия инфляции, ее причин, видов и следствий. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть историю инфляционных процессов и выявить их влияние на экономику;
- ознакомиться с взглядами на инфляцию разных экономических школ;
- выявить возможные причины инфляции и, проанализировав их, рассмотреть меры по их устранению;
Также, мы рассмотрим последствия инфляции, как экономические, так и социальные.

Содержание

Введение.
Глава 1. Инфляция, ее причины и последствия.
Инфляция, ее причины и виды.
1.2 Последствия инфляции и антиинфляционная политика.
Глава 2. Анализ и прогноз инфляционных процессов.
2.1 Особенности инфляционных процессов.
2.2 Прогноз инфляции в Казахстане до 2015 года.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Инфляция, ее причины и следствия..doc

— 462.50 Кб (Скачать)

       В сфере жилищно-коммунальных услуг увеличение тарифов зафиксировано на горячую воду на 1%, газ, транспортируемый по распределительным сетям – на 0,4%, уменьшение – на холодную воду на 0,6%, канализацию – на 0,1%.

       Изменение цен на потребительские товары и услуги. График 6

в процентах, прирост

       Индекс потребительских цен, характеризующий уровень инфляции, показывает изменение цен на товары и услуги, приобретаемые населением для личного потребления. Набор товаров и услуг включает 508 позиций. Регистрация цен производится по выборочной сети предприятий торговли и сферы услуг различных форм собственности во всех областных центрах, столице и определенному кругу городов и районных центров. Используемая для агрегирования система весов в части их расходов рассчитывается на основании материалов обследований домашних хозяйств за предшествующий год.

       С января 2010 года при построении ИПЦ доля продовольственных товаров составляет 39%, непродовольственных – 31,8%, платных услуг – 29,2%.

       Цены на продовольственные товары в сентябре 2010г. по сравнению с сентябрем 2009г. выросли на 6,5%

        В сентябре текущего года по сравнению с соответствующим месяцем предыдущего года цены на сахар выросли на 16,4%, кофе, чай и какао – на 12,7%, масла и жиры – на 10,9%, кондитерские изделия – на 8,3%, молочные продукты – на 8,1%, булочные и мучные изделия, алкогольные напитки – по 5%, фрукты и овощи – на 4,4%, крупы – на 2,1%. Снижение цен отмечено на муку на 13,7%, макаронные изделия – на 1,8%, хлеб – на 1,5%.

        Прирост цен на мясо и мясопродукты за названный период составил 10,9%. Уровень цен на баранину стал выше на 9,4%, колбасные изделия – на 8%, свинину – на 7,6%, мясо птицы – на 6,9%, конину – на 4,1%.

        Примечание: регистрация цен на продукты питания осуществляется по выборочной сети предприятий торговли всех форм собственности и на городских рынках в крупных городах Казахстана. Уровень средних цен по республике определяется как среднеарифметическая взвешенная величина из уровня цен отдельных регионов.

        Цены предприятий-производителей промышленной продукции в сентябре 2010г. снизились на 0,5%

        В сентябре т.г. по сравнению с августом цены в горнодобывающей промышленности снизились на 1,6%, при производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – на 0,1%, в обрабатывающей промышленности – повысились на 1,6%.

        В прошедшем месяце уменьшение цен отмечено на мазут топочный на 2,9%, нефть – на 1,7%, уголь – на 1,1%, электроэнергию – на 0,3%, газ природный – на 0,2%, их увеличение – на бензин на 1,3%, керосин – на 1,1%, топливо дизельное – на 0,9%, теплоэнергию – на 0,6%.

        Цены на прокат черных металлов за месяц стали ниже на 0,7%, ферросплавы – на 0,6%, на медь – выше на 8,7%, алюминий необработанный – на 4%, драгоценные металлы – на 1,7%.

        Мука пшеничная подорожала на 10,5%, крупы – на 6,8%, макаронные изделия – на 4,9%, растительное масло – на 4%, молочные продукты – на 2,2%, сахар – на 1,9%, рыба – на 1,5%, хлеб – на 1,3%, кондитерские изделия – на 0,7%, мясо птицы подешевело на 1,4%, мясо скота – на 0,7%.

Добыча  сырой нефти / Металлургическая промышленность. График 7.

Величина прожиточного минимума в  сентябре 2010 года составила 14 353 тенге.

        Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения, рассчитанная исходя из минимальных норм потребления основных продуктов питания, в сентябре 2010г. по сравнению с предыдущим месяцем уменьшилась на 1,6%, сентябрем 2009г. – увеличилась на 8,3%. В ее структуре доля расходов на приобретение мяса и рыбы занимала 18,9%, молочных, масложировых изделий и яиц – 14,6%, фруктов и овощей – 15,8%, хлебопродуктов и крупяных изделий – 8,1%, сахара, чая и специй – 2,6%.

                                                                                             График 8.

 

Прожиточный минимум – необходимый минимальный  денежный доход на одного человека, равный по величине стоимости минимальной  потребительской корзины. Минимальная потребительская корзина представляет собой минимальный набор продуктов питания, товаров и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека в натуральном и стоимостном выражении. Она состоит из продовольственной корзины и фиксированной доли расходов на непродовольственные товары и платные услуги. Доля расходов на минимально необходимые непродовольственные товары и услуги для расчета прожиточного минимума установлена в размере 40 процентов стоимости минимальной потребительской корзины. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Прогноз инфляции  в Казахстане до 2015 года.

       Казахстанское правительство одобрило  прогноз социально-экономического  развития страны на 2011–2015 годы.

       Наиболее существенное поступление  дополнительных доходов в бюджет прогнозируется за счет увеличения экспортной таможенной пошлины на нефть с 20 до 40 долларов за тонну. В связи с этим «главный кошелек» страны только от взимания этой пошлины в следующем году потяжелеет на 421,4 млрд. тенге. Увеличатся вливания правительства в агропромышленный комплекс. На это в проекте бюджета на ближайшие три года Министерство финансов заложило порядка 586 млрд. тенге. Немалые средства будут выделены на мероприятия по поддержке сельхозтоваропроизводителей через государственный холдинг «КазАгро» и на ежегодный закуп зерна для пополнений закромов родины. Не забыли в Министерстве финансов и о госпрограмме форсированного индустриального развития Казахстана. В республиканском бюджете на 2011–2013 годы на ее реализацию заложено 1 трлн. 745 млрд. тенге.

        Правительство Казахстана одобрило  прогноз социально-экономического  развития страны на 2011–2015 годы, проект  уточненного бюджета на ближайшие  три года и закона «О гарантированном  трансферте из Национального  фонда на 2011–2013 годы». 

       С расчетами по будущему развитию отечественной экономики кабмин ознакомила министр экономического развития и торговли Жанар Айтжанова. И даже, несмотря на то, что в их основу закладывался весьма консервативный уровень цены на нефть в 2011–2015 годах – 65 долларов за баррель – и рост мировых цен на металлы на 10–15 процентов, общая картина вырисовалась более чем обнадеживающая.

       По данному сценарию в среднесрочном периоде темп прироста реального ВВП, по прогнозам, составит 3,1 процента в 2011 году, 3,3 процента – в 2012 году, 3,5 процента – в 2013 году, в среднем рост в период до 2015 года будет на уровне 4,1 процента, – сообщила Жанар Айтжанова.

       Она также добавила, что реализация индустриальных проектов и повышение внешнего спроса на экспортную продукцию Казахстана будут способствовать росту промышленности, который в среднем составит до 5 процентов в год.

     В обрабатывающем секторе темпы роста достигнут к 2015 году 7,2 процента. Рост будет обеспечен за счет увеличения производства продуктов питания, производства в химической промышленности, увеличения производства резиновых и пластмассовых изделий, а также роста производства в металлургии. Средний годовой прирост объема валовой продукции сельского хозяйства достигнет к 2015 году 4,8 процента. В данном случае росту будет способствовать не только увеличение физического объема растениеводства, но и прогнозируемый рост цен на продукцию этого сектора, – пояснила глава Министерства экономического развития.

       При этом она подчеркнула, что увеличение производства в промышленности и в сельском хозяйстве будет способствовать росту объемов услуг транспорта и торговли.

      Прирост услуг транспорта в планируемом периоде в среднем составит 3,7 процента. Объемы торговли в 2011–2015 годах возрастут на 5,4 процента, – добавила в этой связи Жанар Айтжанова.

       В заключение своего доклада она сообщила, что по прогнозу Национального банка в ближайшие 5 лет инфляция в Казахстане будет находиться в коридоре 6–8 процентов, а уровень безработицы, по данным Министерства труда и социальной защиты населения, снизится с 6,4 процента в 2011 году до 5,5 процента в 2015 году.

       Не менее ободряющие прогнозы озвучил и министр финансов Болат Жамишев, пришедший на заседание правительства с уточненным проектом трехлетнего бюджета.

      Поступления республиканского бюджета на 2011 год определены в объеме 4 трлн. 55,2 млрд. тенге или с ростом по сравнению с уточненным планом 2010 года на 676,9 млрд. тенге, или 20 процентов. На 2012 год поступления составят 4 трлн. 380,1 млрд. тенге, на 2013 год – 4 трлн. 786 млрд. тенге. Расходы республиканского бюджета на 2011 год планируются в объеме 4 трлн. 657,7 млрд. тенге с ростом к плану текущего года на 11,1 процента, на 2012 год – 4 трлн. 961,9 млрд. тенге, на 2013 год – 5 трлн. 168,3 млрд. тенге. Дефицит бюджета определен на уровне 2,8 процента к ВВП, что составляет в абсолютном выражении 602,5 млрд. тенге в 2011 году, в 2012 году – на уровне 2,5 процента к ВВП, или 581,9 млрд. тенге, в 2013 году – 1,5 процента к ВВП, или 382,3 млрд. тенге, – проинформировал он.

        Прогноз доходов республиканского бюджета на 2011 год без учета поступления трансфертов определен в сумме 2 трлн. 636,9 млрд. тенге, или 12,4 процента к ВВП, с превышением плана текущего года на 799,4 млрд. тенге. На 2012 год доходы определены в сумме 2 трлн. 955, 2 млрд. тенге с ростом против прогноза 2011 года на 318,3 млрд. тенге, что составит 12,7 процента к ВВП, на 2013 год – 3 трлн. 339,2 млрд. тенге с ростом против 2012 года на 384 млрд. тенге, или на 13,1 процента к ВВП.

        Вместе с тем глава Министерства финансов уточнил, что наиболее существенное поступление дополнительных доходов в главный кошелек страны прогнозируется за счет увеличения экспортно-таможенной пошлины на нефть с 20 до 40 долларов за тонну.

        По словам Жамишева, пошлину, которая составила на светлые нефтепродукты 99,71 доллара за тонну, на темные нефтепродукты – 66,47 доллара за тонну, сырую нефть – 20 долларов тонну, придется платить всем экспортерам, за исключением тех, у кого в соглашении по разделу продукции есть стабильность по данному виду платежей. Таким образом, только в 2011 году доходы от ЭТП на нефть запланированы на уровне 421,4 млрд. тенге.

        Также на заседании правительства был одобрен законопроект «О гарантированном трансферте из Национального фонда РК на 2011–2013 годы», который в соответствии с указом президента Казахстана Нурсултана Назарбаева от 2 апреля 2010 года зафиксирован в абсолютном значении на уровне 8 млрд. долларов, или 1 трлн. 200 млрд. тенге. Соответствующие поступления предусмотрены в проекте республиканского бюджета на 2011–2013 годы. 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

       В современном мире существует  немало проблем, которые мы  можем со всеми основаниями  назвать глобальными. Инфляция - одна из них.

       Инфляция - это кризисное состояние  денежной системы, обусловленное  диспропорциональностью развития  общественного производства, проявляющееся,  прежде всего в общем и неравномерном  росте цен на товары и услуги.

       В настоящее время Инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом.

       Инфляция существовала со времен  экономического развития человечества, но целиком проявилась сравнительно  недавно, поразив экономики как развитых, так и развивающихся стран. В условиях развитой рыночной экономики инфляция может рассматриваться, как неотъемлемый элемент хозяйственного механизма, там она может не представлять серьезной угрозы. Тогда как в странах, осуществляющих преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс развертывается, как правило, в возрастающих темпах. Это весьма необычный, специфический тип инфляции, плохо поддающийся сдерживанию и регулированию.      

       Инфляция бывает различной по своему характеру, интенсивности и проявлениям.

       Инфляционный рост цен не является  простым следствием «злой воли»  или непродуманных акций государственных  чиновников. Это неизбежный результат  глубинных процессов в экономике,  объективное следствие нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством товаров потребления и средств производства, накоплением и потреблением. А значит, инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики. Исходя из выше сказанного, следует признать, что процесс инфляции (в различных его проявлениях) носит не случайный, а весьма устойчивый и практически неизбежный характер.

Информация о работе Инфляция, ее причины и следствия