Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 13:38, доклад
Традиционно считается, что инфляционное таргетирование впервые было использовано в качестве официальной схемы действий денежного регулятора в Новой Зеландии в 1990г. В 1970-80х гг экономика Новой Зеландии испытывала негативное воздействие высокой инфляции, что вынудило власти ужесточить денежно-кредитную политику. Данная мера способствовала снижению инфляционного фона, и в 1989 г. Акт Резервного банка (Reserve Bank Act) зафиксировал схему денежно-кредитной политики, известную ныне как инфляционное таргетирование.
Инфляционное таргетирование.
Традиционно считается, что инфляционное таргетирование впервые было использовано в качестве официальной схемы действий денежного регулятора в Новой Зеландии в 1990г. В 1970-80х гг экономика Новой Зеландии испытывала негативное воздействие высокой инфляции, что вынудило власти ужесточить денежно-кредитную политику. Данная мера способствовала снижению инфляционного фона, и в 1989 г. Акт Резервного банка (Reserve Bank Act) зафиксировал схему денежно-кредитной политики, известную ныне как инфляционное таргетирование. Однако общепризнанным годом внедрения нового режима считается 1990-й, в марте которого между правительством и Резервным банком было подписано соглашение, в котором устанавливался первый целевой уровень: инфляция должна быть снижена до 2 % к 1992 г.
С этого момента инфляционное таргетирование приобрело немалую популярность в качестве предмета исследования в научных кругах, а число стран, практикующих данный режим, в 2007 г. достигло 27. Тенденция к переходу на инфляционное таргетирование превратилась в неотъемлемый атрибут прогрессивных центральных банков. Банк России в 2000 г. впервые обозначил в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики» такую тенденцию, причем, по разным оценкам, завершиться процесс перехода должен к 2014 г.
Вариантов определения инфляционного таргетирования множество, но вот одно из них: инфляционное таргетирование — это режим денежно-кредитной политики, когда ее единственной безусловной конечной целью является достижение такого заданного уровня инфляции, что экономические агенты перестают учитывать ее при принятии существенных решений.
Суть инфляционного таргетирования состоит в следующем:
Следовательно, денежные власти устанавливают плановый уровень инфляции и используют все средства для его достижения.
Инфляционное таргетирование требует выполнения 2 условий:
Типичная
структура модели инфляционного таргетирования
содержит конечные и промежуточные цели
монетарной политики.
В качестве конечной цели инфляционного
таргетирования выступает стабильность
цен (в той или иной форме). В качестве промежуточных
целей, как правило, используются:
— один из
агрегатов денежной массы или
один из параметров чистых внутренних
активов органов денежно-
— процентные ставки и доходность инструментов финансового рынка;
— обменный курс национальной валюты.
При выборе
промежуточных целей
При этом иногда устанавливаются не одна, а несколько промежуточных целей. Следует отметить, что цели не являются раз и навсегда заданными, особенно в странах с переходной экономикой.
Существуют 3 основные характеристики инфляционного таргетирования:
В еврозоне в настоящее время используется комбинация денежного таргетирования, которая исходит из установления ориентира денежного агрегата МЗ и инфляционного таргетирования, опирающегося на гармонизированный индекс потребительских цен.
Инфляционная цель в разных странах определяется по-разному и основные различия ее касаются трех параметров таргетирования: временного горизонта, уровня цен и ширины диапазона отклонений инфляционного ориентира.
Под временным горизонтом таргетирования понимается период времени, в течение которого планируется достигнуть поставленной цели. Горизонт таргетирования определяется чаще всего в зависимости от уровня инфляции на момент принятия целевого ориентира. При достижении инфляцией целевого значения ее предполагается удерживать на этом уровне на протяжении 5 лет.
Уровень цен. В настоящее время изменения в расчетах индекса потребительских цен (ИПЦ) из-за появления новых товаров или увеличения спроса на товары повышенного качества происходят часто, поэтому в реальности стабильность цен означает не столько нулевое, сколько небольшое положительное значение прироста ИПЦ, что побудило руководство многих стран выбрать инфляционный ориентир величиной в 2 % годовых.
Анализ международного опыта показывает как преимущества, так и риски, связанные с применением инфляционного таргетирования. Из преимуществ следует отметить следующие:
— четкую
идентификацию целей и
— таргетирование инфляции помогает в большинстве случаев быстро снизить инфляцию, эффективно поддерживать ее низкие темпы и тем самым обеспечивать предпосылки устойчивого и сбалансированного экономического роста;
— таргетирование инфляции укрепляет фактическую независимость центрального банка, четко ориентируя его на одну цель (снижение инфляции и ее стабилизацию на низком уровне);
— введение инфляционного таргетирования также требует повышения профессионального уровня работников органов денежной и макроэкономической политики, прозрачности, информационной открытости и участия в принятии решений по важнейшим вопросам экономической политики, а также нового уровня макроэкономического анализа.
Одновременно с применением этого режима появляется ряд проблем, особенно на раннем этапе. Из них необходимо выделить следующие:
— трудности с точной реализацией заложенной инфляционной цели из-за влияния разных, трудно предсказуемых внешних факторов. Это касается, например, изменений в мировых ценах на нефть и другие основные ресурсы, а также внутренних колебаний предложения и спроса на отдельных, товарных рынках, например, на рынке продуктов питания;
— трудности, связанные с отказом от регулирования валютного курса;
— трудности,
связанные с формированием
Обычно
для полного внедрения и
Целевой уровень инфляции некоторых государств в 2008 году