Инфляционное таргетирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:33, доклад

Описание работы

Традиционно считается, что инфляционное таргетирование впервые было использовано в качестве официальной схемы действий денежного регулятора в Новой Зеландии в 1990г. В 1970-80х гг экономика Новой Зеландии испытывала негативное воздействие высокой инфляции, что вынудило власти ужесточить денежно-кредитную политику. Данная мера способствовала снижению инфляционного фона, и в 1989 г. Акт Резервного банка (Reserve Bank Act) зафиксировал схему денежно-кредитной политики, известную ныне как инфляционное таргетирование.

Работа содержит 1 файл

Инфляционное таргетирование.docx

— 20.21 Кб (Скачать)

   Инфляционное  таргетирование.

   Традиционно считается, что инфляционное таргетирование впервые было использовано в качестве официальной схемы действий денежного регулятора в Новой Зеландии в 1990г. В 1970-80х гг экономика Новой Зеландии испытывала негативное воздействие высокой инфляции, что вынудило власти ужесточить денежно-кредитную политику. Данная мера способствовала снижению инфляционного фона, и в 1989 г. Акт Резервного банка (Reserve Bank Act) зафиксировал схему денежно-кредитной политики, известную ныне как инфляционное таргетирование. Однако общепризнанным годом внедрения нового режима считается 1990-й, в марте которого между правительством и Резервным банком было подписано соглашение, в котором устанавливался первый целевой уровень: инфляция должна быть снижена до 2 % к 1992 г.

   С этого  момента инфляционное таргетирование приобрело немалую популярность в качестве предмета исследования в научных кругах, а число стран, практикующих  данный режим, в 2007 г. достигло 27. Тенденция к переходу на инфляционное таргетирование превратилась в неотъемлемый атрибут прогрессивных центральных банков. Банк России в 2000 г. впервые обозначил в «Основных направлениях единой  государственной денежно-кредитной политики» такую тенденцию,  причем, по разным оценкам, завершиться процесс перехода должен к 2014 г.

   Вариантов  определения  инфляционного  таргетирования  множество, но вот одно из них: инфляционное таргетирование — это режим денежно-кредитной политики, когда ее единственной безусловной конечной целью является достижение такого заданного уровня инфляции, что экономические агенты перестают учитывать ее при принятии существенных решений.

Суть инфляционного таргетирования состоит в следующем:

  1. центральный банк прогнозирует предстоящую динамику инфляции;
  2. прогноз сравнивается с целевыми значениями инфляции, которых желательно достичь;
  3. разница между прогнозом и целью свидетельствует о необходимых масштабах корректировки денежно-кредитной политики.

   Следовательно, денежные власти устанавливают плановый уровень инфляции и используют все  средства для его достижения.

Инфляционное таргетирование требует выполнения 2 условий:

  1. Центральный банк должен иметь достаточную степень независимости – по крайней мере, располагать свободой в выборе инструментария, с помощью которого планируется достижение целевого уровня инфляции. Для выполнения этого условия стране необходимо отказаться от принципа «фискального доминирования», т. е. бюджетно-налоговая политика не должна оказывать никакого влияния на денежно-кредитную политику (низкий или нулевой уровень правительственных заимствований у Центрального банка и достаточная степень развитости внутреннего финансового рынка);
  2. Правительство должно располагать широкой доходной базой и не рассчитывать систематически на поступления от сеньоража. При сохранении фискального доминирования налоговая политика будет стимулировать инфляционное давление, которое подорвет эффективность денежно-кредитной политики.
 

   Типичная  структура модели инфляционного таргетирования содержит конечные и промежуточные цели монетарной политики. 
В качестве конечной цели инфляционного таргетирования выступает стабильность цен (в той или иной форме). В качестве промежуточных целей, как правило, используются:

   — один из агрегатов денежной массы или  один из параметров чистых внутренних активов органов денежно-кредитного регулирования;

   — процентные ставки и доходность инструментов финансового  рынка;

   — обменный курс национальной валюты.

   При выборе промежуточных целей центральные  банки используют систему критериев, комплексная оценка которых зачастую является определенным компромиссом ввиду  их разнонаправленности. Промежуточная  цель может устанавливаться в  мягкой форме (рекомендательной или  с широким интервалом) и в жесткой  форме (одним дискретным значением  или с узким коридором).

   При этом иногда устанавливаются не одна, а несколько  промежуточных целей. Следует отметить, что цели не являются раз и навсегда заданными, особенно в странах с  переходной экономикой.

   Существуют 3 основные характеристики инфляционного таргетирования:

  1. Фиксация и опубликование числовых значений инфляционного ориентира.
  2. Проведение денежно-кредитной политики с приоритетом реализации инфляционного прогноза.
  3. Высокая степень прозрачности действий и подотчетности денежных властей.

   В еврозоне в настоящее время используется комбинация денежного таргетирования, которая исходит из установления ориентира денежного агрегата МЗ и инфляционного таргетирования, опирающегося на гармонизированный индекс потребительских цен.

   Инфляционная  цель в разных странах определяется по-разному и основные различия ее касаются трех параметров таргетирования: временного горизонта, уровня цен и ширины диапазона отклонений инфляционного ориентира.

   Под временным  горизонтом таргетирования понимается период времени, в течение которого планируется достигнуть поставленной цели. Горизонт таргетирования определяется чаще всего в зависимости от уровня инфляции на момент принятия целевого ориентира. При достижении инфляцией целевого значения ее предполагается удерживать на этом уровне на протяжении 5 лет.

   Уровень цен. В настоящее время изменения  в расчетах индекса потребительских  цен (ИПЦ) из-за появления новых товаров  или увеличения спроса на товары повышенного  качества происходят часто, поэтому  в реальности стабильность цен означает не столько нулевое, сколько небольшое  положительное значение прироста ИПЦ, что побудило руководство многих стран выбрать инфляционный ориентир величиной в 2 % годовых.

   Анализ  международного опыта показывает как  преимущества, так и риски, связанные  с применением инфляционного  таргетирования. Из преимуществ следует отметить следующие:

   — четкую идентификацию целей и приоритетов  денежно-кредитной политики;

   — таргетирование инфляции помогает в большинстве случаев быстро снизить инфляцию, эффективно поддерживать ее низкие темпы и тем самым обеспечивать предпосылки устойчивого и сбалансированного экономического роста;

   — таргетирование инфляции укрепляет фактическую независимость центрального банка, четко ориентируя его на одну цель (снижение инфляции и ее стабилизацию на низком уровне);

   — введение инфляционного таргетирования также требует повышения профессионального уровня работников органов денежной и макроэкономической политики, прозрачности, информационной открытости и участия в принятии решений по важнейшим вопросам экономической политики, а также нового уровня макроэкономического анализа.

   Одновременно  с применением этого режима появляется ряд проблем, особенно на раннем этапе. Из них необходимо выделить следующие:

   — трудности  с точной реализацией заложенной инфляционной цели из-за влияния разных, трудно предсказуемых внешних факторов. Это касается, например, изменений в мировых ценах на нефть и другие основные ресурсы, а также внутренних колебаний предложения и спроса на отдельных, товарных рынках, например, на рынке продуктов питания;

   — трудности, связанные с отказом от регулирования  валютного курса;

   — трудности, связанные с формированием нового канала трансмиссии по процентной ставке, который становится не слабым или неопределенно действующим, а основным. Под каналом трансмиссии понимается воздействие на показатель инфляции таких основных монетарных факторов, как объемы кредитования либо агрегаты денежной массы (прежде всего, денежной базы); изменения валютного курса; изменения процентных ставок денежного рынка. Таким образом, существуют три канала трансмиссии: денежный, курсовой и процентный.

   Обычно  для полного внедрения и аналитического освоения стратегии инфляционного  таргетирования требуется как минимум 2—3 года.

Целевой уровень  инфляции некоторых государств в 2008 году

  • Россия — 8,5 %
  • Англия — 2 % ±1 процентный пункт
  • Страны зоны евро — 2 %
  • Швеция – 2% ±1 процентный пункт
  • Япония — 0 %
  • Китай – 4,8%

Информация о работе Инфляционное таргетирование