Характеристика государственных ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 11:06, контрольная работа

Описание работы

В современной рыночной экономике одним из основных эмитентов ценных бумаг, как известно, становится государство. Во всем мире централизованный выпуск ценных бумаг используется в широком плане в качестве инструмента государственного регулирования экономики, а в плане более узком — как рычаг воздействия на денежное обращение и управление объемом денежной массы, средство неэмиссионного покрытия дефицита государственного и местного бюджетов, способ привлечения денежных средств предприятий и населения для решения тех или иных конкретных задач.

Содержание

1. Государственных ценных бумаг в России
1.1. История возникновения государственных ценных бумаг в России…
1.2. Причины выпуска государственных ценных бумаг…………..………….
2. Виды государственных ценных бумаг
3. Характеристика государственных ценных бумаг

Работа содержит 1 файл

характеристика государственных ценных бумаг.docx

— 49.19 Кб (Скачать)
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

                        Тема: Характеристика государственных ценных бумаг 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Оглавление

     Введение ……………………………………………………………………………3

  1. Государственных ценных бумаг в России
    1. История возникновения государственных ценных бумаг в России…….4
    2. Причины выпуска государственных ценных бумаг…………..………….7
  2. Виды государственных ценных бумаг………………..…………………….10
  3. Характеристика государственных ценных бумаг………             ………….12

     Заключение………………………………………………………………………...18

     Список  литературы ………                         ………………………………………19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     В современной рыночной экономике  одним из основных эмитентов ценных бумаг, как известно, становится государство. Во всем мире централизованный выпуск ценных бумаг используется в широком плане в качестве инструмента государственного регулирования экономики, а в плане более узком — как рычаг воздействия на денежное обращение и управление объемом денежной массы, средство неэмиссионного покрытия дефицита государственного и местного бюджетов, способ привлечения денежных средств предприятий и населения для решения тех или иных конкретных задач.

     В распространении и обращении  государственных ценных бумаг значительную роль играют коммерческие банки, приобретающие  и продающие их на фондовых рынках. Такие банки занимают одно из ведущих  мест среди держателей рассматриваемых  бумаг. Еще более велика роль коммерческих банков как дилеров, через руки которых  проходит очень большое количество государственных ценных бумаг.

     Государственные ценные бумаги — облигации, казначейские векселя и другие государственные  обязательства, эмитируемые центральными правительствами, местными органами власти с целью покрытия бюджетного дефицита от имени правительства или местных  органов власти, но непременно гарантированные  правительством.  
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Государственных ценных бумаг в России

     1.1. История возникновения государственных ценных бумаг в России 

     Рынок ценных бумаг в России существовал  задолго до октябрьских событий 1917 года. Среди русских ценных бумаг, обращающихся на отечественных и иностранных рынках, государственные ценные бумаги занимали особое положение и представляли собой государственный долг России.

     Еще при Екатерине II в 1769 году в Голландии был заключен договор о внешнем займе, и за последующие два с половиной столетия Россией было занято примерно 15 млрд. рублей. При этом большая часть долга была погашена накануне революции.1

     На  протяжении XIX и в начале XX века государственный  бюджет России был дефицитным. Русский  государственный долг особенно быстро рос во второй половине XIX века, когда  шло активное строительство железных дорог и выкуп казной частных. Русско-японская война в начале XX века еще более увеличила государственную задолженность, которая постепенно достигла в 1911 году 9,06 млрд. рублей. Затем началось ее медленное снижение.

     Условия займа и время определялись по решению правительства. Государственные  облигации выпускались двух видов - именные и на предъявителя. Последние по желанию владельца могли быть заменены именными. При этом превращение предъявительских бумаг в именные происходило за казенный счет, а расходы по обратной процедуре нес владелец облигаций.

     Перечень  долговых обязательств был чрезвычайно  разнообразен, но если судить по размеру  номинального процента, то в составе  государственного долга преобладали  четырехпроцентные займы (как по числу, так и по сумме долга). Эти  твердопроцентные ценные бумаги занимали ведущее место на фондовом рынке, их объем на 1 января 1913 года был равен 2820 млн. руб. Второе место после четырехпроцентной государственной ренты занимали пятипроцентные облигации и третье — трехпроцентные бумаги.

     Все государственные ценные бумаги, размещаемые  в то время на рынке, в зависимости  от срока погашения делились на краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и бессрочные. Продолжительность обращения краткосрочных бумаг составлял от 3 до 12 месяцев, а их номинал не превышал 500 руб. Эмитентом выступало Министерство финансов. Краткосрочные облигации продавались с дисконтом к номиналу, а погашались Государственным банком по нарицательной стоимости, что позволяло владельцам получать установленный доход. К среднесрочным бумагам относились выпускавшиеся Государственным казначейством билеты, период обращения которых составлял 4 и 8 лет для разных серий, а номинал устанавливался в размере 50 руб. Долгосрочные облигации в России выпускались на период 50 – 80 лет и более и вместе с бессрочными займами занимали доминирующее положение в структуре государственного долга. Бессрочные займы приносили владельцам облигаций непрерывный доход - ренту.

     В советский период в условиях командно-административной системы управления рынок государственных долговых обязательств в стране практически отсутствовал. Лишь в отдельные периоды государство размещало облигации среди населения и предприятий с целью покрытия расходов государственного бюджета. Например, в 1922 году были выпущены шестипроцентные облигации выигрышного государственного займа, размещаемые с дисконтом (по цене ниже номинальной). Для мобилизации ресурсов предприятий и организаций в середине 20-х годов государство выпустило восьмипроцентный заем, и предприятия обязаны были помещать в него не менее 60% своих резервных и запасных капиталов.

     В последующие годы регулярно происходил выпуск займов, размещаемых среди  населения. Всего с начала 30-х  до 1957 года было размещено 45 государственных  займов, причем они носили форму  добровольно-принудительного изъятия части средств предприятий и доходов (заработной платы) населения.

     Приобретение  облигаций не было привлекательным  для населения, поскольку они  приносили всего 2 - 4% дохода к номинальной  стоимости. Кроме того, в 1957 году было принято решение о переносе даты погашения облигаций на 20 лет. После этого был выпущен трехпроцентный государственный выигрышный заем, действовавший до 1982 года. Выплаты по облигациям послевоенного периода были завершены лишь в конце 1991 года. Все это подорвало доверие населения к государственным ценным бумагам, и их выпуск на длительное время прекратился.

     Новые выпуски государственных долговых обязательств и их размещение среди  населения возобновились в 1982 году. Доход по трехпроцентному займу 1982 года выплачивался в виде выигрышей. Затем в 1990 году условия получения дохода по этим облигациям были уточнены с учетом повышения процентов по вкладам населения в Сберегательном банке, а после реформы цен (апрель 1991 года) на 40% был проиндексирован номинал облигаций.

     Кроме того, в 1990 году были выпушены облигации  целевого беспроцентного займа сроком на 3 года с условием погашения товарами длительного пользования. В этом же году стали распространяться государственные казначейские обязательства номиналом от 50 до 1000 рублей, что делало их доступными для широких слоев населения. Первоначально срок их обращения был равен 16 годам, а уровень доходности — 5% годовых. Однако высокий уровень инфляции сделал казначейские обязательства непривлекательными для населения, и условия выпуска их были изменены: срок обращения снижен до 8 лет, а годовая ставка дохода увеличена в два раза, что ускорило их реализацию.2

     В соответствии с Законом СССР о  Государственном бюджете СССР на 1990 год были выпущены облигации Государственного внутреннего пятипроцентного займа  на срок с 1 января 1990 года по 1 января 2006 года. Они предназначались для размещения среди государственных, кооперативных и других предприятий и учреждений. Доход предполагалось выплачивать в безналичном порядке по купонам один раз в год в размере 5% нарицательной стоимости, а выкуп должен был начаться с 1 января 1996 г. и продолжаться в течение 10 лет. Высокий уровень инфляции и условия выпуска этих долговых обязательств, не откорректированные с учетом происходящих в стране изменении, привели к тому, что удалось разместить только небольшую часть займа из его союзной доли: часть облигаций была размещена в РСФСР, а неразмещенную часть вынужден был выкупить Госбанк СССР.

     После образования СНГ Россия приняла  на себя союзные долги, а Центральный  банк России начал работу по размещению облигации в счет сложившегося ранее внутреннего долга. 

     1.2. Причины выпуска государственных ценных бумаг 

     В промышленно развитых странах государственным ценным бумагам принадлежит большая роль в финансировании государственных расходов, покрытии дефицитов бюджетов и развитии экономики в целом. Привычна ситуация, когда государство становится крупным заемщиком на рынке ценных бумаг. Например, в США и Великобритании более 90% задолженности правительства приходится на государственные ценные бумаги. 3

     С помощью выпуска государственных  долговых инструментов осуществляется:

     •финансирование текущего дефицита бюджета. Такая необходимость возникает в связи с возможными разрывами между государственными доходами и расходами вследствие нехватки налоговых поступлений;

     •рефинансирование долга. Государство выпускает ценные бумаги для оплаты старых долгов в срок, в том числе для погашения ранее выпущенных займов и выплаты процентов по ним;

     •обеспечение коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов ликвидными и высоколиквидными резервными активами. В ряде стран для этой цели используются краткосрочные государственные ценные бумаги. Вкладывая в выпускаемые правительством долговые обязательства часть своих ресурсов, кредитно-финансовые учреждения получают доход в виде процента;

     •финансирование государственных проектов и программ местных органов власти, а также привлечение средств во внебюджетные фонды. 

     Государственные ценные бумаги обеспечивают инвестору:

     • максимальную сохранность основной суммы займа, поскольку гарантом этого от имени государства выступает правительство;

     • стабильную доходность, хотя, как показывает практика, она ниже доходности менее надежных корпоративных облигаций;

     • активную обращаемость на вторичном рынке, т.е. высокую степень ликвидности.

     Преимущества  ГЦБ. Ценные бумаги государства имеют, как правило, два очень крупных  преимущества перед любыми другими  ценными бумагами и активами. Во-первых, это самый высокий относительный  уровень надежности для вложенных  средств и соответственно минимальный  риск потери основного капитала и  доходов по нему. Во-вторых, наиболее льготное налогообложение по сравнению  с другими ценными бумагами или  направлениями вложений капитала. Часто  на ГЦБ отсутствуют налоги на операции с ними и на получаемые доходы.

     Размещение  ГЦБ. Обычно осуществляется:

     • через центральные банки или  министерства финансов. Основными инвесторами  в зависимости от вида выпускаемых  облигаций являются: население, пенсионные и страховые компании и фонды, банки, инвестиционные компании и фонды;

     • в бумажной (бланковой) или безбумажной  формах (в виде записей на счетах в уполномоченных депозитариях). Имеется  четкая тенденция к увеличению выпуска  ГЦБ в безбумажной форме;

     • разнообразными методами: аукционные торги, открытая продажа всем желающим по установленным ценам, закрытое распространение  среди определенного круга инвесторов и т.д.

     ГЦБ, как правило, занимают ведущее место на рынке облигаций, где их доля доходит до 50%, а значит, и на всем рынке ценных бумаг, поскольку на последнем преобладают облигации. В структуре ГЦБ наибольший удельный вес имеют среднесрочные и долгосрочные облигации, но по отдельным странам имеется значительный разброс показателей, характеризующих место и структуру рынка ГЦБ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Виды государственных ценных бумаг 

     Государственные ценные бумаги (ГЦБ) – это долговые ценные бумаги, эмитентом которых  выступает государство. Выпуск государственных  ценных бумаг обычно осуществляется для финансирования бюджета, целевых  государственных программ и т.д.

Информация о работе Характеристика государственных ценных бумаг