Характеристика форм эмиссии денег

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2011 в 09:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – дать характеристику основных форм эмиссии денег.
При написании данной курсовой работы я поставила следующие задачи:
изучить понятие эмиссии денег, формы эмиссии денег; что из себя представляет налично-денежная эмиссия, депозитно-чековая эмиссия и эмиссия ценных бумаг.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3


1. Эмиссия денег

1.1.Понятие эмиссии денег………………………………………………….4

1.2. Формы эмиссии денег……………………………………………………6

2. Налично-денежная эмиссия. Монопольное право ЦБ на наличную эмиссию банкнот

2.1. Эмиссия наличных денег………………………………………………...7

2.2. Монопольное право ЦБ на наличную эмиссию банкнот…………… 9

2.3. Обеспечение эмиссии банкнот…………………………………………11

3. Депозитно-чековая эмиссия. Роль коммерческих банков в ее осуществлении……………………………………………………………………..14

3.1. Эмиссия безналичных денег ………………………………… ……….16

3.2. Банковский мультипликатор …………………………………………..18

4.Эмиссия ценных бумаг ………..………………………………………………...22

Заключение……………………………………………………………………….....27


Список использованной литературы…………………………………….....29

Работа содержит 1 файл

курсовая работа ДКБ.docx

— 55.00 Кб (Скачать)

      Первичная эмиссия ценных бумаг осуществляется в форме:

  • открытого (публичного) размещения ценных бумаг среди потенциально неограниченного круга инвесторов с публичным объявлением о выпуске ценных бумаг, проведением рекламной кампании и регистрацией проспекта эмиссии;
  • закрытого (частного) размещения - без публичного объявления, без проведения рекламной кампании, публикации и регистрации проспекта эмиссии среди заранее известного ограниченного круга инвесторов (до 500 включительно), или на сумму не более 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ).7

      Можно выделить два основных вида эмиссии  акций:

  1. эмиссия акций в процессе учреждения акционерного общества (учредительная эмиссия);

      эмиссия ценных бумаг для осуществления  финансирования инвестиционной и расширения производственно-хозяйственной деятельности акционерного общества . Процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, включает следующие этапы:

  • принятие эмитентом решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг;
  • регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг;
  • для документарной формы выпуска - изготовление сертификатов ценных бумаг;
  • размещение эмиссионных ценных бумаг;
  • регистрацию отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.

      При регистрации проспекта эмиссии  ценных бумаг процедура эмиссии  дополняется следующими этапами:

  • подготовкой проспекта эмиссии эмиссионных ценных бумаг;
  • регистрацией проспекта эмиссии эмиссионных ценных бумаг;
  • раскрытием всей информации, содержащейся в проспекте эмиссии;
  • раскрытием всей информации, содержащейся в отчете об итогах выпуска.

      Таким образом, процесс эмиссионной деятельности складывается из нескольких ключевых этапов, и первым из них можно  считать подготовительный этап, который  связан с проведением обширного  круга достаточно разнообразных  работ и мероприятий. Успех предстоящей  эмиссии ценных бумаг во многом зависит  от того, как она подготовлена. Осуществление  миссии должно основываться на четком понимании целей и детальной  проработке финансируемых с помощью  эмиссии проектов.

      В процессе учреждения организации и  подготовки учредительной эмиссии  должен быть прежде всего решен вопрос о целесообразности создания новой  хозяйственной структуры. Необходимо произвести расчеты и анализ, убедительно  доказывающие, что создание нового предприятия позволит более эффективно организовать производственные и хозяйственные  процессы и что вновь создаваемое  предприятие будет конкурентоспособно на рынке выпускаемой им продукции (производимых работ и услуг).

        При повторном выпуске ценных  бумаг, средства от которого  используются для финансирования  инвестиционной деятельности (новых  производственных программ), необходимо  решить вопрос о выборе наиболее  эффективных источников и механизмов  финансирования и кредитования  инвестиционной и производственно-хозяйственной деятельности; решить, что выгоднее осуществить: эмиссию акций, выпуск облигаций, получить ссуду в банке или же привлечь денежные средства под векселя предприятия.

      Предприятия, планирующие проведение новых эмиссий, должны определить:

  1. объем эмиссии;
  2. условия размещения ценных бумаг;
  3. эмиссионную цену размещаемых на рынке бумаг.

      Подготовка  к решению вопроса о выпуске  ценных бумаг предполагает проведение аналитической работы по следующим  направлениям:

  • анализ отрасли, в которой действует компания (или собирается действовать вновь учреждаемая корпорация);
  • изучение положения компании в отрасли (ее конкурентоспособность);
  • анализ финансового состояния предприятия (изучение финансовой отчетности компании).

      В результате такой подготовки решается вопрос о том, предпринимать или  не предпринимать выпуск ценных бумаг.

      В случае осуществления первого публичного размещения акций (облигаций) или повторного их выпуска при условии, что данные ценные бумаги не обращаются на вторичном  рынке, т.е. отсутствует рыночная цена данного финансового инструмента, необходимо произвести оценку стоимости.

      Решение о выпуске ценных бумаг принимается  органом управления эмитента, который  имеет на то полномочия согласно действующему законодательству и уставу. Этим же решением должен быть утверждены и  определены порядок осуществления  мероприятий, связанных с выпуском.

      В процессе подготовительной работы должны быть составлены 2 очень важных документа: бизнес-план и проспект эмиссии ценных.

      Следующим этапом эмиссии ценных бумаг является регистрация выпуска.

      По  существующему законодательству эмиссионная  цена акции - едина для всех первых покупателей, она превышает номинальную  стоимость или равна ей. Оплата акций общества при его учреждении производится его учредителями по их номинальной стоимости. При всех последующих выпусках реализация акций осуществляется по рыночной цене. Это обусловливается тем, что собственный капитал акционерного общества выше уставного, так как в процессе существования акционерного общества происходит увеличение стоимости его активов из-за инфляционных процессов, присоединения нераспределенной прибыли (реинвестирования прибыли) и т. д.

      Превышение  эмиссионной цены над номинальной  стоимостью называется эмиссионной  выручкой, или эмиссионным доходом. Он не может быть использован на цели потребления и должен быть присоединен  к собственному капиталу акционерного общества.

      Во-вторых, в случае размещения дополнительных акций при участии посредника по цене, которая не может быть ниже их рыночной стоимости более чем  на размер вознаграждения посредника, установленный в процентном отношении  к цене размещения таких акций. Таким  образом, эмиссионная цена равна  рыночной цене минус вознаграждение посредника.

      Эмиссионная цена может быть ниже рыночной. Это  возможно, во-первых, в том случае, если акционер использует имеющееся  у него преимущественное право приобретения акций со скидкой в 10% от рыночной цены. Таким образом, эмиссионная  цена составляет 90% рыночной. Во-вторых, в случае размещения дополнительных акций при участии посредника по цене, которая не может быть ниже их рыночной стоимости более чем  на размер вознаграждения посредника, установленный в процентном отношении  к цене размещения таких акций. Таким  образом, эмиссионная цена равна  рыночной цене минус вознаграждение посредника. 
 
 

     Заключение

     В формировании предложения денег  участвуют центральный банк, коммерческие банки и население (домашние хозяйства). Банковская система оказывает на предложение денег прямое влияние  с помощью увеличения или сокращения эмиссии денег и других средств  платежа, организации более экономичного, устойчивого и эффективного денежного  оборота; проведения операций на различных  сегментах финансового рынка  с целью влияния на структуру  денежного оборота.

     Современные банкноты имеют реальное материальное обеспечение в форме монетарного  золота (золотое обеспечение), товарно-материальных ценностей (товарное обеспечение), реализуемых  предпринимателями с помощью  коммерческого кредита, а также  формальное покрытие в виде различных  государственных, корпоративных и  иных ценных бумаг, например первоклассных  коммерческих векселей и ипотечных  ценных бумаг, находящихся в торговом и инвестиционном портфелях центральных  банков (фондовое обеспечение), и иностранной  валюты в наличной и безналичной  форме (валютное обеспечение).

     В современных условиях, наиболее распространенным видом обеспечения эмитируемых  банкнот является фондовое обеспечение, предполагающее использование в  этих целях главным образом государственных, реже корпоративных и муниципальных  ценных бумаг. Это - весьма гибкий и  сравнительно дешевый, но менее эффективный  и надежный инструмент покрытия банкнотной эмиссии в отличие от ее золотого обеспечения. Однако подобное обеспечение  выпускаемых в обращение банкнот  не гарантирует их устойчивости, так  как рост государственного долга  не отражает состояние производства и товарооборота, а в периоды  войн и кризисов госдолг связан с  уничтожением национального богатства.  
Количество денег в обращении полностью предопределяется кредитной эмиссией центрального банка. Рост его активов, по какому бы направлению он ни происходил, неизбежно приводит к увеличению денежной базы, что через эффект мультипликатора передается на повышение денежной массы, которая и воздействует уже на ускорение темпов инфляции.

     Центральный банк — это единственное учреждение в стране, которому позволено “создавать деньги”. Тем не менее в действительности объем предложения денег зависит  от сложных процессов взаимодействия между центральным банком, коммерческими  банками и населением.

     Деньги  в государстве должны быть одни, они должны быть свои, эмитент этих денег должен быть единственным.

     Поскольку государство своими налогами обеспечивает ликвидность денег, а вся экономика  государства, все предприятия и  производства обеспечивают товарное наполнение этих денег, то и выпускать эти  деньги должно государство, получая  при этом в своё распоряжение весь доход от сеньоража и перераспределяя  его в пользу своих граждан-налогоплательщиков.

       Государство должно выпускать эти деньги в оборот бесплатно, никому не платя никаких процентов, не выпуская никаких встречных обязательств и не гарантируя никакого конкретного товарного обеспечения этих денег. Для этого эмиссию денег следует производить в форме дефицита государственного бюджета – растворяя доход от эмиссии в бюджете, при этом в расходах государства будет совершенно неважно, какая часть денег была собрана в виде налогов, а какая – создана для эмиссии.

     Объём эмиссии (дефицит бюджета) должен быть таким, чтобы обеспечить поддержание  устойчивой и равномерной инфляции на уровне 2-4% в год.

     Соответственно, и стерилизацию избыточной денежной массы (в случае крайней на то необходимости) производить также должно государство  в виде профицита государственного бюджета (превышения доходной части  бюджета над расходами). 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Антонов А.Г., Пессель М.А. Денежное обращение, кредит, банки. - М.: Финстатинформ, 2006.
  2. Банковское дело. / Под ред. Г.Н.Белоглазовой и Л.П.Кроливецкой. - СПб.: Питер, 2006.
  3. Банковское дело: управление и технологии: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М.Тавасиева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  4. Березина М.П. Безналичные расчеты в России: особенности организации и направления развития. // Финансы, 2005, № 4.
  5. Гражданский Кодекс РФ
  6. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И.Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2005.
  7. Деньги. Кредит. Банки: Учебник /Под ред. Г.Н. Белоглазовой. - М.: Юрайт-Издат, 2005.
  8. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Под ред. Е.Ф. Жукова. ~ М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  9. Иванов В.Ю. Проблема классификации форм безналичных расчетов в условиях развития новых информационных технологий. // Банковское право, 2005, № 4.
  10. Ионов В. М. Наличное денежное обращение: основные тенденции развития. // Деньги и кредит, 2007, № 4.
  11. Конституция РФ
  12. Коптюбенко Д.Б. Электронные деньги как форма частной денежной эмиссии. // ЭКО, 2005, № 2.
  13. Корчагин Ю.А. Деньги, кредит, банки. / Ю.А.Корчагин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
  14. Косой А. М. Монетизация экономики. // Деньги и кредит, 2007, № 7.
  15. Медведев Н.Н. Наличный денежный оборот в период реформ. // Деньги и кредит, 2005, № 1.
  16. Миллер Р.Л., Ван-Хуз Д.Д. Современные деньги /Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2005.
  17. Мировой рынок золота. Статистическое приложение к журналу "Деньги и кредит ". - 2004. - N 12.
  18. Положение ЦБ РФ "О безналичных расчетах в Российской Федерации" от 8 сентября 2000 г.
  19. Положение ЦБ РФ от 24 декабря 2004 г. № 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт".
  20. Поляков В.П., Московкина Л.А. Основы денежного обращения и кредита: Учеб. пособие. - 2-е изд., доп. - М.: ИНФРА-М, 2005.
  21. Рогова О. Денежно-кредитная система и экономический рост. // Экономист, 2006, № 3.
  22. Современная экономика: Многоуровневое учебное пособие. / Под ред. д.э.н., профессора О.Ю.Мамедова. - 4-е изд., перераб. - Ростов н/Д.: Изд-во "Феникс", 2003.
  23. Тарасов В. И. Деньги. Кредит. Банки: Учебное пособие. - Минск: Изд-во "Мисанта ", 2003.
  24. Токарева А. К. Платежные карты: реальное состояние и нереализованные возможности. // Деньги и кредит, 2007, № 10.
  25. Улюкаев А., Куликов М. Проблемы денежно-кредитной политики в условиях притока капитала в Россию. // Вопросы экономики, 2007, № 7.
  26. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник. / Под ред. В.К.Сенчагова, А.И.Архипова. - М.: "Проспект", 2005.
  27. Финансы, деньги, кредит: Учебник / Под ред. О.В.Соколовой. - М.: Юристъ, 2004.
  28. Экономическая теория. Учебник. / Под ред. И.П.Николаевой. - М.: "Проспект", 2007.
  29. Экономическая теория: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д.Камаева. - 9-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
  30. Эмиссионное регулирование экономики. Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10 / Юров А.В. - М., 2000.
  31. Юров А. В. Наличные деньги и электронные средства платежа: оценка перспектив. // Деньги и кредит, 2007, № 7.

Информация о работе Характеристика форм эмиссии денег