Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 02:22, контрольная работа
Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. На рынке, наряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает участие и государственный кредит.
1.Введение……………………………………………………………………….3
2.В чем состоит основной признак государственного кредита?......................4
3.Какие две формы государственного кредита Вам известны?........................6
4.Что такое «государственный внутренний долг»?каковы проблемы в этом плане сегодня?Какова динамика государственного внутреннего долга за последние годы?....................................................................................................8
5.Какие государственные займы Вы знаете?.....................................................9
6.Когда государство выступает кредитором?..................................................12
7.Что такое «государственные гарантии»?......................................................19
8.Заключение………………………………………………………………......21
9.Список литературы………………………………………………………….22
1) эта функция тесно связана с деятельностью государства и по состоянию централизованного фонда денежных средств;
2) охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, поскольку предусматривает возвращение и возмещение полученных средств;
3) осуществляется не только финансовыми структурами, а и кредитными учреждениями.
Контроль распространяется как на привлечение заемных средств, так и на них погашение. В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возвращение и своевременность уплаты процентов.
Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Внутренний государственный кредит выступает в таких формах: государственные займы, преобразование части вкладов населения в государственные займы, заимствование средств общегосударственного заемного фонда, казначейские займы, гарантированные займы.Государственные займы как основная форма внутреннего государственного кредита характеризуются тем, что временно свободные средства населения, предприятий и организаций привлекаются на финансирование общественных нужд через выпуск и реализацию облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.Облигация — наиболее распространенный вид государственных ценных бумаг. Она символизирует государственное долговое обязательство и предоставляет право ее владельцу после истечения определенного срока получить назад сумму долга и проценты. Продавая облигацию, государство обязуется возвратить сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать проценты на протяжении всего термина пользования заемными средствами, а после истечения этого срока возвратить и сумму долга.Государство устанавливает нарицательную стоимость (номинальную цену) облигаций. Нарицательная стоимость отмечается на облигации и выражает денежную сумму, предоставленную собственником облигации государству во временное пользование. Именно эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент погашения и на нее начисляются проценты. Однако реальная прибыльность облигаций для их владельцев может быть высшей или низшей установленного номинального процента. Это обусловлено тем, что облигации продаются по курсовой цене, которая отвергается от нарицательной стоимости. Отклонения называется курсовым различием, и зависит оно от целого ряда факторов. К ним числа, в частности, относят величину номинального процента за облигацией, насыщенность рынка государственными ценными бумагами, состояние хозяйственной конъюнктуры, уровень доверия населения к правительству.За своей сущностью облигации государственного займа является особой формой фиктивного капитала. В самом деле, если источником дохода за ценными бумагами предприятий есть новообразованная стоимость, то проценты за государственными бумагами выплачиваются за счет доходов бюджета, поскольку средства, полученные за государственными займами, как правило, не инвестируются в производство, а идут на финансирование бюджетного дефицита. Инвесторы в государственные ценные бумаги становятся владельцами части будущих налоговых и неналоговых поступлений в бюджет государства. В этом и состоит специфичность государственного фиктивного капитала, которая приводит, в конечном итоге, к увеличению налогового бремени. Поэтому сущность государственного займа можно определить как налог, взятый заведомо (антиципований налог).Казначейские обязательства (векселе) имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата дохода осуществляется в форме процентов. Казначейскими обязательствами, как правило, оформляются краткосрочные займы (иногда среднесрочные — казначейские ноты).В тесной связи с государственными займами находится вторая форма государственного кредита, функционирование которой опосредствуется системой сберегательных учреждений. В отличие от первой формы государственного кредита, когда физическое и юридическое лица покупают ценные бумаги за счет собственных временно свободных средств, сберегательные учреждения предоставляют кредит государству за счет заемных средств. Наличие посредника между государством и населением в лице сберегательных учреждений и предоставления займы последними государству за счет заемных средств без ведома их реального собственника (население) дают возможность выделить эти отношения как особую форму государственного кредита.Преобразование части взносов населения в государственные предназначенные на нужды государства, осуществляется через покупку особых ценных бумаг (например, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также оформлением безоблигационных займов. В нашей стране зараз это достигается через приобретение Сбербанком государственных ценных бумаг.Использование государством средств заемного фонда как форма государственного кредита характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно (не ограничивая этих операций покупкой государственных ценных бумаг) передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма государственного кредита функционирует в тоталитарном обществе. Она содействует развитию инфляционных процессов, которые особо опасные в условиях жесткого контроля за эмиссией дензнаков со стороны демократически избранных органов. Поэтому полная нормализация отношений между государством и кредитной системой лежит на пути признания невозможности прямого заимствования ссудных средств для покрытия бюджетного дефицита и возмещения государственному банку долга, который образовался за предыдущие годы.
Казначейские займы как форма государственного кредита выражают отношения из предоставления финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управление за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и поворотности. В нашей стране эта форма государственного кредита пока что используется не очень активно. Отношения по линии казначейских ссуд не является аналогом банковского кредитования, поскольку в отличие от хозрасчетных банковских структур органы государственной власти и управления предоставляют финансовую помощь на других условиях и в других целях. Казначейские ссуды выдаются на льготных условиях, которые касаются сроков и норм процента. Они возможные в случае финансовых трудностей предприятий и хозяйственных организаций через них особое положение на рынке или ухудшение экономической ситуации в стране. Казначейские займы не имеют коммерческой цели, а является средством поддержания жизненно важных для народного хозяйства экономических структур.В отдельных случаях правительство может гарантировать безусловное погашение займы, выпущенной органами власти и управление низшего упорядочения или отдельными хозяйственными организациями, а также выплату процентов по ней. В этих случаях речь идет об условном государственном кредите — гарантированные займы. За гарантированными займами правительство реально несет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика. В нашей стране образованные условия для возрождения гарантированных займов в связи с предоставлением местным органам власти, а также отдельным хозяйственным структурам права проводить операции относительно заключения займов.
Международный государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика или кредитора. Эти отношения получают форму государственных внешних займов. Как и внутренние займы они предоставляются на условиях поворотности, срочности и платности. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны. Странам, которые терпят значительные экономические и финансовые трудности, внешние займы могут даваться на льготных условиях. Основной целью государственных внешних займов есть содействия укреплению экономического потенциала, преодоление финансовых трудностей страны-получателя, предоставления продовольственной помощи.
6.Что такое «государственные гарантии»?
В Государственном кредите в общей форме говорится о возможности принятия Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями гарантии (поручительства) по обязательствам других субъектов гражданского права (п. 6 ст. 126). Такого рода гарантии получили в дальнейшем широкое распространение и стали именоваться в законодательстве государственными и муниципальными гарантиями (далее сокращенно - государственные гарантии). Эти гарантии, как и банковские, являются новым для нашего гражданского права институтом, сложившимся в условиях перехода к рынку.
Порядок предоставления и условия государственных гарантий определяются последующим законодательством; важнейшим является Бюджетный кодекс, где содержится ряд общих норм о государственных гарантиях (ст. 115-117). Согласно Бюджетному кодексу государственные гарантии предоставляются в пределах общих сумм, установленных годовым бюджетом, как правило, на конкурсной основе, оформляются соответствующим письменным соглашением, причем гарант несет субсидиарную ответственность в пределах суммы выданной гарантии с правом регресса к лицу, получившему гарантию. Министерство финансов Российской Федерации или иной уполномоченный орган обязаны проводить проверку финансового состояния получателя государственной гарантии. Эти общие предписания дополняются правилами законодательства об отдельных видах государственных гарантий.
Наиболее полно правовой механизм государственных гарантий определен постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. N 1470, которым утвержден Порядок предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской Федерации. Этот Порядок именует государственную гарантию поручительством Правительства РФ (п. 2), и к нему приложен Примерный договор поручительства, содержащий условие о неустойке и прямые отсылки к нормам Государственного кредита о поручительстве. Однако Примерный договор ограничивает размер гарантии до 40% от предоставляемых средств и в нем оговорено, что поручитель не возмещает кредитору проценты за пользование средствами, пени и штрафы, а также любые формы упущенной выгоды (п. 1 Примерного договора). В дальнейшем эти правила были распространены на государственные гарантии при осуществлении лизинговых операций.
В последующие годы был издан ряд других постановлений Правительства РФ о предоставлении государственных гарантий, в том числе по заимствованиям ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию". Эти постановления термин "поручительство" уже не используют и предусматривают особые правила предоставления государственных гарантий: безвозмездность и отсутствие у гаранта права регрессного требования к получателю гарантий.
Применительно к государственным гарантиям необходимо выяснить, кто выступает субъектом по таким гарантиям, т.е. кто в случае спора должен быть ответчиком в суде. Терминология норм действующего законодательства в этом вопросе не всегда едина, однако в ст. 115 Бюджетного кодекса при определении сущности государственной гарантии дается на этот счет ясный ответ: гарантом является соответственно Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование. Аналогичные разъяснения давались также от имени Верховного Суда РФ применительно к искам, предъявлявшимся к Правительству РФ: надлежащим ответчиком по такого рода требованиям выступает Российская Федерация.
Более сложным является определение правового режима государственных гарантий, если в нормах специального законодательства о таких гарантиях нет прямых указаний по возникающим вопросам. Когда законодательство именует государственные гарантии поручительством и даже содержит прямые отсылки к нормам Государственного кредита о поручительстве, как это было отмечено выше, юридически необходимо применять к государственным гарантиям и другие нормы Государственного кредита о поручительстве, если иное не было предусмотрено в условиях заключенного соглашения о предоставлении гарантии.
В тех случаях, когда государственные гарантии поручительством не именуются, применение к ним норм Государственного кредита о поручительстве возможно только в порядке аналогии закона с соответствующим обоснованием. Государственные гарантии по своему назначению и содержанию близки институту поручительства, однако являются предметом специального законодательства и имеют ряд специфических черт, отражающих особенности отдельных хозяйственных сфер, в которых такие гарантии используются. В дальнейшем желательна более полная регламентация государственных гарантий в нормах действующего права и одновременно создание большего единообразия в их правовом режиме.
Необходимость широкого использования института государственных гарантий по обязательствам предпринимателей, особенно в условиях постепенно укрепляющегося рынка, вызывает сомнения. Современный предприниматель должен поддерживаться государством через систему общих правовых норм, но не искать его правовой опеки в конкретных коммерческих сделках. Предоставление государственных гарантий оправданно в особо значимых хозяйственных сферах, прежде всего с целью привлечения инвестиций и развития экспортно-импортных операций.
Заключение:
Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны. Но оценивая финансовое значение государственного кредита, не следует забывать, что мобилизуемые с его помощью государством средства являются антиципированными, т.е. взятыми вперед налогами. Необходимость погашения государственного долга требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены (если не считать новых займов) только с помощью налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества. Главных задач системы управления внешним долгом, являются: обеспечение национальной экономики государства внешними источниками финансирования, достаточными для ее оптимального развития, осуществление контроля за эффективным использованием этих средств и за тем, чтобы их объем находился в соответствии с реальными возможностями страны обслуживать свой внешний долг.
Список литературы:
Грачева Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С.Г. Финансовое право России: Учебник. М., 1995.
Грачева Е. Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право России. М., 1998.
Настольная книга финансиста: Практическое руководство для бухгалтеров и финансовых работников по налогам, ценным бумагам, правовой деятельности / Под ред. В.Г. Панскова. М., 1995.
У истоков финансового права / Под ред. А.Н. Козырина; Сост. А.А. Ялбулганов. 1998.
Финансовое право: Учебник / О.Н. Горбуновой. М., 1996.
Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева, 1997.
Финансы / В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко и др.; Под ред. В.М. Родионовой., 1993.
22