Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 19:19, реферат
Государственный кредит является одним из основных инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов.
С развитием в нашей стране рыночных отношений, появлением предприятий различных форм собственности (как частной, так и государственной, общественной) особое значение приобретает проблема четкого правового регулирования финансово-кредитных отношении субъектов предпринимательской деятельности.
-В зависимости от срока погашения задолженности подразделяют краткосрочные (срок погашения до одного года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).
-По характеру выплаты дохода государственные займы подразделяются на процентные, выигрышные и дисконтные (с нулевым купоном). По процентным займам доход устанавливается в виде заемного процента. При этом может устанавливаться как твердо фиксированная на весь период займа ставка, так и плавающая, то есть такая, которая изменяется в зависимости от различных факторов, прежде всего спроса и предложения на кредитном рынке. Дисконтные займы характерны тем, что государственные ценные бумаги приобретаются с определенной скидкой, а погашаются по номинальной стоимости. Данная разница представляет доход кредитора. На таких ценных бумагах отсутствуют купоны, поэтому их еще называют облигациями с нулевым купоном.3
По характеру погашения задолженности разделяются два варианта: одноразовая выплата и выплата частями. При погашении частями может применяться три варианта. Первый – займ погашается равными частями на протяжении нескольких лет. Второй – займ погашается постоянно возрастающими суммами. Третий – постоянно сумма уменьшается. Второй вариант применяется тогда, когда предусматривается в перспективе ежегодное повышение доходов государства, третий – напротив, когда доходы будут уменьшаться либо увеличиваться государственные расходы.
Выпуск государственных займов основывается на следующих условиях:
– наличие кредиторов, у которых есть временно свободные средства;
– доверие кредиторов государству;
– заинтересованность кредиторов в предоставлении займов государству;
– возможность государства своевременно и полностью возвратить долг и выплатить доход.
Источниками погашения государственных займов могут выступать:
– доходы от инвестирования
заемных средств в
– дополнительные поступления от налогов;
– экономия средств от сокращения расходов;
– эмиссия денег;
– привлечение
средств от новых займов (рефинансирование
долга).
3.Управление государственным кредитом.
Государственные
кредиты, предоставляемые РФ иностранным
государствам
Управление государственным кредитом может рассматриваться в узком и широком смысле. Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление государственным кредитом в широком смысле как одно из направлений финансовой политики находится в руках органов власти и управления государством. Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для его финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость и целесообразность осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса отдельных районов страны.Под управлением государственным кредитом в узком смысле понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий.
В процессе управления
- минимизация стоимости долга для заемщика;
- недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;
- эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием выделенных кредитов;
-обеспечение своевременного возврата кредитов;
-максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.
Специфика категории
Государственный
кредит реализуется в трёх формах,
при которых государство
Государственными кредитами, предоставляемыми Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, являются кредиты (займы), по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают долговые обязательства перед Российской Федерацией как кредитором. Указанные государственные кредиты формируют государственные внешние активы Российской Федерации. иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям. Под реструктуризацией долга иностранных государств перед Российской Федерацией понимается погашение иностранными государствами своих долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. Реструктуризация долга иностранных государств перед Российской Федерацией может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы задолженности.
Программа предоставления
Российской Федерацией государственных
кредитов иностранным государствам,
их юридическим лицам и
Задолженность стран Африки и Латинской Америки перед Россией по кредитам, на начало 2006 года, млн. долл.
Страна-заемщик | 2004 | 2005 | 2006 |
Страны Африки | |||
Республика Бурунди | 22,1 | 2,4 | 2,4 |
Гвинейская рес-ка | 152,1 | 154,5 | 157,4 |
Гвинея-Бисау | 17,2 | 19,8 | 20,5 |
Республика Замбия | 146,7 | 138,4 | 112,2 |
Республика Конго | 162,8 | 159,5 | 169,0 |
Республика Мадагаскар | 198,9 | 187,8 | 111,2 |
Республика Мозамбик | 156,7 | 152,8 | 148,6 |
Республика Сенегал | 0,2 | ||
Республика Судан. | 0,7 | 2,7 | 2,8 |
Республика Чад | 1,4 | 1,5 | 1,4 |
Страны Латинской Америки | |||
Бенин | 11,9 | 11,9 | 11,7 |
Гайана | 0,3 | 0,3 | |
Сан-Томе и Принсипи | 7,1 | 3,6 | 3,7 |
Заключение
Государственный кредит - это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. Государственный кредит имеет существенные отличия от банковского кредита: основная, особенность государственного кредита заключается, чаще всего, в непроизводительном использовании капитала. Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. Если рассматривать состояние государственного кредита в сегодняшний день, то важно отметить, что в настоящее время Россия является не только должником, но и кредитором. Российская Федерация предоставляет кредиты иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям.
Государственный
кредит играет чрезвычайно важную роль
в нашей экономике. От состояния
в этой отрасли кредитно-финансовой
системы страны зависят важнейшие
показатели государственного бюджета,
темпы роста экономической стабилизации,
а также то, каким является положение страны
на мировой арене.
Используемая литература
1. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред.М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М., Юрайт -М, 2001, 543 с.
2.Вавилов Ю.А. Государственный кредит: прошлое и настоящее. М: Финансы и статистика, 1992.
3. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова, М., Юнити, 2000.
4. Горбунова О.Н. “Финансовое право”, М.; Юристъ,1996
5. Карташов A. B. Регулирующая функция финансов и государственный кредит (финансово-правовые аспекты) // Государство и право. 2006
6. "Финансы,
денежное обращение и кредиты",
А.Н. Трошин, В.И. Фомкина, 2006 г.