Государственный Ассигнационный банк. Денежная система во времена Александра I 1802-1838 г.г

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 09:37, контрольная работа

Описание работы

Государственный ассигнационный банк — государственный банк Российской империи, созданный в 1786 году для выпуска ассигнаций и их обмена на звонкую монету.
В ХVIII веке Российская империя участвовала в многочисленных военных кампаниях, которые требовали значительных расходов. Для покрытия военных расходов обычно использовали серебряные монеты, ценившиеся на европейских рынках и являвшиеся средством международных расчётов.

Содержание

1. Государственный Ассигнационный банк стр. 2
2. Денежная система во времена Александра I 1802-1838 г.г. стр. 6
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

история банковского дела.docx

— 35.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет»

 

Кафедра финансов и банковского  дела

 

 

история банковского дела

Вариант № 3

на  тему «Государственный Ассигнационный банк. Денежная система во времена Александра I 1802-1838 г.г.»

 

Выполнил: Павловска А.А.

студент 1 курса, срок обучения  3 года

группа № ФС-12 № зачетной книжки 112/02-126

специальность 080105 - Финансы и кредит

Подпись:__________________________________________

 

Преподаватель: Вихарева Е. В.

 

Должность:________________________________________

Оценка:________________ Дата:______________________

Подпись:__________________________________________

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

Содержание

 

 

  1. Государственный Ассигнационный банк     стр. 2
  2. Денежная система во времена Александра I 1802-1838 г.г.  стр. 6        

Список используемой литературы      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Государственный Ассигнационный банк.

 

Государственный ассигнационный банк — государственный банк Российской империи, созданный в 1786 году для выпуска ассигнаций и их обмена на звонкую монету.

В ХVIII веке Российская империя участвовала в многочисленных военных кампаниях, которые требовали значительных расходов. Для покрытия военных расходов обычно использовали серебряные монеты, ценившиеся на европейских рынках и являвшиеся средством международных расчётов. Однако российская казна испытывала постоянный дефицит серебра. Интенсивный выпуск медных денег в период правления императрицы Елизаветы Петровны не смог удовлетворить запросы государства и насытить казну серебром. Поэтому генерал-прокурор Сената Я. П. Шаховской предложил правительству вариант, связанный с введением бумажных денег.

Императрица Екатерина II приняла в 1762 году решение об учреждении Государственного банка, который по образцу Банка Англии имел бы право выпуска банковских билетов. Но реализация данного проекта была отложена на несколько лет. Вспыхнувшая в 1768 году Русско-турецкая война и дефицит государственного бюджета заставили императрицу вновь вернуться к идее выпуска бумажных денег.

В 1768 году императрице Екатерине II была подана записка, обосновывавшая выгоды хождения бумажных денег, автором которой  был граф К. Е. Сиверс. В записке Сиверса оговаривались меры, которые могли быть приняты для ускорения и облегчения денежного обращения и тем самым для лучшего развития торговли. Специально созданный банк должен был выпускать ассигнации, которые могли свободно обмениваться на звонкую монету и приниматься как законное платёжное средство.

29 декабря 1768 года был обнародован  Манифест об учреждении в Санкт-Петербурге  и Москве государственных банков  для обмена ассигнаций. Причинами  введения бумажных денег в  манифесте объявлялись: «тягость  медной монеты», затруднявшая  её обращение; сложность перемещения  денег; необходимость создания  банка как и в Европе.

В манифесте отмечалось, что ассигнации имеют хождение наравне с монетой  и людям, предъявлявшим ассигнации, должны были немедленно выдаваться деньги в надлежащем количестве. Было установлено, что выпуск бумажных денег не должен превышать наличную сумму звонкой  монеты, находящейся в банке. Изначальный  капитал Ассигнационного банка  составлял 1 млн. руб. медных денег - по 0,5 млн. руб. Петербургской и Московской конторам, - которые было рекомендовано  взять из сумм упраздненного Медного  банка. Этот металлический фонд полностью  обеспечивал эмиссию бумажных денег, лимит которой был определен  в 1 млн. рублей.

Для облегчения обмена ассигнаций дополнительно  были открыты банковские конторы  в Ярославле (1772), в Смоленске, Устюге, Астрахани, Нижнем Новгороде и Вышнем Волочке (1773), и для каждой из них  выпущено ассигнаций на 150—200 тысяч  рублей; в 1776 году — в Тобольске  с выпуском ассигнаций на 1 млн рублей; в 1779 году — в Иркутске с выпуском ассигнаций на 500 тысяч рублей; в 1781 году открыты конторы в Пскове, Новгороде, Твери, Нежине, Киеве, Курске, Харькове, Тамбове, Орле и Туле с выпуском ассигнаций на 200 тысяч рублей каждая; в 1782 году — в Казани (300 тысяч), Архангельске (200 тысяч), Херсоне (300 тысяч), Риге (200 тысяч) и Ревеле (100 тысяч). Несмотря на то, что указом 20 августа 1781 года предписывалось в губернских городах губернаторам, а в уездных — городничим свидетельствовать состояние сумм в банковских конторах и доносить главному правлению банков, деятельность контор была не успешна, и в 1788 году 16 из них были закрыты.

В 1771 году Ассигнационным банкам дозволено  принимать вклады от частных лиц  из 5 % и раздавать их в ссуды в размере 10 000—25 000 каждая.

К 1785 г. ассигнационные банки в Петербурге и Москве окончательно сложились как учреждения, приносившие государству доход через бумажную денежную эмиссию. Другими словами, в том числе и засчет этих банков покрывались возросшие затраты казны. Так, из 125 млн. руб. дохода в 1768 — 1771 гг. доход от ассигнаций составил 10,7 млн. руб.

1786 г. А.П. Шувалов  представил Екатерине II проект  преобразования Ассигнационного  банка. Основные идеи реформы  сводились к следующему. Ассигнационный  банк увеличивал эмиссию бумажных  денег более чем на 50 млн. руб.  и доводил их количество до 100 млн. руб. Из этой суммы  треть направлялась на кредитование  дворянства (17,5 млн. руб.) и городов  (11 млн. руб.), которые по изданным  в 1785 г. “жалованным грамотам”  получали различные привилегии. Кроме того, 15 млн. руб. ассигнаций  нового выпуска откладывались  в резерв “для внезапной войны”.

На заседании  Совета 15 июня 1786 г.  члены Совета поддержали мнение главного директора  Ассигнационных банков. “Шуваловский проект” получил одобрение императрицы. Результатом стал известный Манифест от 28 июня 1786 г. и устав Ассигнационного банка.

Новый устав императрица  утвердила 23 декабря 1786 г. Согласно данному уставу, Петербургский и Московский Ассигнационные банки были преобразованы в единый Государственный Ассигнационный банк с наделением его большими правами. По манифесту от 28 июня 1786 г. он мог эмитировать ассигнации на сумму до 100 млн. руб., но с учетом уже обращающихся бумажных денег. Отличие нового Ассигнационного банка заключалось в том, что помимо эмиссии бумажных денег он мог осуществлять и другие операции: учитывать векселя из 0,5% в месяц, заниматься куплей-продажей меди, а также покупкой золота и серебра, чеканить на монетном дворе в Петербурге золотую и серебряную монеты.

В 1794 году выпуск ассигнаций распространён на присоединённые польские области и учреждены конторы  в Вильне, Гродне, Ковне. Количество всех ассигнаций, выпущенных при Екатерине II, составило 157 млн рублей, а курс их не падал ниже 3 копеек на рубль. В последующие царствования количество ассигнаций продолжало возрастать, и к 1817 году, когда выпуск был окончательно прекращён, оно составило 836 млн рублей. Вместе с окончательным изъятием из обращения ассигнаций и заменой их согласно манифесту 1 июня 1843 года государственными кредитными билетами прекратил своё существование и Государственный ассигнационный банк. 

2. Денежная система во времена Александра I 1802-1838 г.г.

 

Состояние государственных  финансов в начале 19 века служило  зеркальным отражением экономических, социальных и политических проблем, стоящих перед Россией. Еще Петром I была заложена традиция ведущей роли государства и государственных расходов в экономической системе. С начала 18 века крайне остро встала проблема финансовых источников, обеспечивающих государственную политику. Российские императоры стремились и были вынуждены расходовать не меньше европейских правительств, в то время как финансовая база страны была крайне слаба и неустойчива.

К началу 19 века в России буржуазные формы хозяйствования стали  ведущими: заканчивалась перестройка  классовой структуры. Для предпринимателя  и фермера мотивом деятельности служит прибыль, которая является объектом налогообложения. Основными мотивами деятельности, присущими доиндустриальным, в том числе федеральным, обществам, являются сохранение и стабилизация уровня благосостояния. Структура менталитета не создает стремление к устойчивому росту и прибыли, в такой экономике рост налогообложения не стимулирует хозяйственных субъектов, а ведет к их обнищанию.

Если же при этом государство  стремится выступать в роли двигателя  капиталистического переустройства, то в своей финансовой политике оно  обречено находиться между молотом  и наковальней: цена обеспечения  притока денег в казну- обнищание большинства народа. Причем проблема усугубляется тем, что гарантом уплаты налогов служит сохранение традиционных феодальных структур (главным образом общины), и даже радикально настроенное правительство вынуждено консервировать добуржуазные отношения. Порочный круг замыкается, при этом государственные расходы, как правило, покрыть доходами не удается, и число проблем растет: к ним прибавляются необеспеченная эмиссия- инфляция как способ покрытия бюджетного дефицита и расстройство денежного обращения.

Первые годы правления  Александра I сопровождались рядом реформ в области государственного устройства. В 1802 году были образованы министерства. Среди них было учреждено и Министерство финансов. Первым в истории Российской империи министром финансов был назначен граф Алексей Васильевич Васильев. В первые годы царствования Александра I эмиссия ассигнаций усилилась особенно заметно. В условиях постоянного дефицита бюджета, ограниченных возможностей получения внешних и внутренних займов правительство было вынуждено прибегнуть к дополнительному выпуску ассигнаций. Их количество в обращении к концу 1810 года достигло 579373880 руб. За один рубль ассигнациями давали только 25,4 коп. серебром.

В 1810 году была предпринята  попытка стабилизации денежного  обращения. Манифестом от февраля 1810 года все ранее выпущенные ассигнации объявлялись внутренним государственным  долгом, было заявлено о сокращении их массы в обращении. Однако крупные  военные расходы, связанные с  войной 1812 года потребовали новых  эмиссий облигаций.

По смете 1810 года доходы государственного бюджета составляли 105 млн.  руб., расходы - 230 млн. руб., при этом в обращении  находились ассигнации, которые практически  представляли собой государственный  долг. Инфляционный процесс в России обесценивал денежные накопления. Курс ассигнации в 1814-15 годах упал до 20 коп. серебром, а золотая и серебряная монеты стали исчезать из обращения.

С 1818 года началось изъятие  ассигнаций из обращения, и курс их в металле несколько повысился. Однако, выпуск такого количества бумажных денег значительно превышал потребность оборота в деньгах и носил инфляционный характер. Курс ассигнаций по отношению к монете продолжал падать. К концу 80-х годов 18 века ассигнационный банк уже не располагал достаточным количеством металла для размена ассигнаций. К 1818 году их общая сумма составила 836 млн. руб. Размен был прекращен.

 Обесценивание ассигнаций  делало невыгодным предоставление  кредитов. Вследствие падения курса  ассигнаций уменьшилась реальная  сумма задолженности  по ссудам, кредитор получал от должника  еще более обесцененные бумажные  деньги. Первый нес огромные убытки, в то время как для заемщиков  это было выгодно. Поэтому в  данный период наблюдается резкое  сокращение кредитных отношений.  Учреждение акционерных предприятий  казалось крайне опасным делом.  В итоге инфляционное денежное  обращение сдерживало развитие  капиталистических отношений, торговли, кредита в России.

В этой ситуации Александр  I призвал к решению финансовой проблемы одного из величайших государственных умов России 19 века - М.М. Сперанского.

Разработанный им при помощи Балугьянского А.А. и Мордвинова Н.С., крупных специалистов в области экономической политики, план финансов был представлен всего через 2 месяца. 1 января 1810 года император лично внес план финансов на рассмотрение Государственного Совета, и уже 2 февраля он был обнародован в форме высочайшего манифеста.

План финансов состоял  из двух частей:

  • устройство финансов на 1810 год;
  • устройство финансов на будущее время.

План представлял собой  проект масштабной финансовой реформы.

Целями предлагаемой реформы  были стабилизация денежной единицы, упорядочение государственного бюджета, пересмотр  налоговой системы. Корень большинства  экономических и финансовых проблем  Сперанский видел в дефицитности государственного бюджета и практически  неконтролируемой необеспеченной эмиссии  ассигнаций. Решая проблемы, дефицитная эмиссия расстраивает цены - сигнальную систему рыночного хозяйства. Поэтому  следует прекратить выпуск ассигнация и изъять из обращения за счет государственного имущества, установить несоразмерность  государственных доходов и расходов сокращением издержек и приумножением  доходов при строгом контроле исполнения бюджета и правильно  организовать налогообложение. Отстаивая  не совсем последовательно интересы буржуазного развития России, Сперанский был сторонником металлической  теории денег, он боролся против инфляции за твердую валюту.

Информация о работе Государственный Ассигнационный банк. Денежная система во времена Александра I 1802-1838 г.г