Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 19:29, курсовая работа
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.
2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о
Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.
Введение
История Центрального Банка РФ
Статус Центрального Банка РФ
Содержание глав Федерального закона «О Центральном Банке Российской федерации (Банке России)»
Сущность Федерального Закона № 86 «О Центральном Банке Российской федерации (Банке России)»
Комментарии к Главе II. Федерального закона «О Центральном Банке Российской федерации (Банке России)» - Капитал Банка России.
Заключение
Список используемой литературы
В
Федеральном Законе № 86-ФЗ «О Центральном
Банке Российской федерации (Банке России)»
от 10 июля 2002 г. представлены следующие
главы:
Глава I. Общие
положения (ст.ст. 1 - 9)
Глава II.
Капитал Банка России (ст.ст. 10 - 11)
Глава III.
Национальный банковский совет и органы
управления Банком России (ст.ст. 12 - 20)
Глава IV.
Взаимоотношения Банка России с органами
государственной власти и органами местного
самоуправления
Глава V.
Отчетность Банка России (ст.ст. 24 - 26)
Глава VI.
Организация наличного денежного обращения
(ст.ст. 27 - 34)
Глава VII.
Денежно-кредитная политика (ст.ст. 35 -
45)
Глава VIII.
Банковские операции и сделки Банка России
(ст.ст. 46 - 50)
Глава IX.
Международная и внешнеэкономическая
деятельность Банка России (ст.ст. 51 - 55)
Глава Х.
Банковское регулирование и банковский
надзор (ст.ст. 56 - 76)
Глава XI.
Взаимоотношения Банка России с кредитными
организациями (ст.ст. 77 - 79)
Глава XII.
Организация безналичных расчетов (ст.ст.
80 - 82)
Глава XIII.
Принципы организации Банка России (ст.ст.
83 - 87)
Глава XIV.
Служащие Банка России (ст.ст. 88 - 92)
Глава XV.
Аудит Банка России (ст.ст. 93 - 95)
Глава XVI. Заключительные
положения (ст.ст 96-99)
Первый
закон, регулировавший деятельность Центрального
банка был принят в 1990 году. Это был Закон
РСФСР от 2 декабря 1990 г. № 394-I «О Центральном
банке РСФСР (Банке России)». Наряду с ним
статус Центрального банка определял
также Устав Центрального банка РСФСР.
В статье 1 данного Устава было указано,
что «Центральный банк РСФСР является
Центральным банком РСФСР. Банк России
создан на основании Закона РСФСР «О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)».
В своей деятельности Банк России руководствуется
указанным Законом РСФСР «О банках и банковской
деятельности», другим действующим на
территории РСФСР законодательством и
настоящим Уставом». Данный Устав действовал
до 1995 г.г., когда был отменен в связи с
принятием в новой редакции Федерального
Закона «О Центральном банке РФ (Банке
России)» 26 апреля 1995 г.
В эту редакцию Закона
о Центральном банке неоднократно вносились
изменения, пока, наконец, 10 июля 2002 г. не
был принят новый Федеральный закон «О
Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)». Г. А. Тосунян и А. Ю. Викулин
отмечают, что «изменения, внесенные в
законодательство о Центральном банке
РФ, не столь существенны, чтобы охарактеризовать
Закон как кардинально новый. Ряд статей
нового Закона не только повторяют положения
старого Закона в основных моментах, но
и совпадают текстуально. Тем не менее,
было решено не создавать новой редакции
известного Федерального закона, а принять
новый Закон...Хотя произошедшие изменения
по содержанию трудно назвать иначе как
новой редакцией старого Закона, формально
мы имеем новый Федеральный закон «О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)».
Однако внесенные
изменения были достаточно существенными.
С введением нового Закона о Центральном
банке РФ ряд функций Центрального банка
РФ был передан иным органам. Например,
Банк России перестал заниматься банковским
аудитом - отныне это обязанность Минфина
РФ. Кроме того, Центральный банк РФ перестал
вести регистрацию кредитных организаций.
Эта функция была передана Министерству
по налогам и сборам РФ, а Банк России стал
только принимать решение о регистрации.
Изменился правовой
статус Национального банковского совета
(НБС), «коллегиального органа Банка России».
Ему посвящены статьи 12, 13 Закона о Центральном
банке РФ. Он получил весьма широкие полномочия.
В частности, он стал утверждать общие
объемы расходов Банка России по ряду
позиций, определять главного аудитора
Банка России и аудиторскую фирму, которая
будет проверять годовую финансовую отчетность
Банка.
Новый Закон о
Центральном банке РФ ограничил и его
финансовую независимость - он стал налогоплательщиком.
Ранее Банк России ежегодно перечислял
в федеральный бюджет 50% всей своей прибыли.
Остальные налоги, как было записано в
редакции Закона о Центральном банке РФ
от 1990 г., он не платил. Согласно же новому
Закону о Центральном банке РФ, Банк России
стал перечислять в федеральный бюджет
50 процентов фактически полученной им
по итогам года прибыли, остающейся после
уплаты налогов и сборов в соответствии
с Налоговым кодексом Российской Федерации».
А налоговое законодательство перестало
освобождать Банк России от уплаты налогов.
Центральный банк
РФ был также ограничен в отношении проведения
проверок кредитных организаций. Теперь
Центральный банк «не вправе проводить
более одной проверки кредитной организации
(ее филиала) по одним и тем же вопросам
за один и тот же отчетный период», «при
этом проверкой могут быть охвачены только
пять календарных лет деятельности кредитной
организации (ее филиала), предшествующие
году проведения проверки» (ст.73 Закона
о Центральном банке РФ). Вторую такую
акцию можно организовать только в случаях,
предусмотренных Законом о Центральном
банке и другим законодательством.
Новый закон о
Центральном банке РФ вызвал неоднозначную
реакцию. Так, С.А. Голубев отмечал, что
«новая редакция Закона о Центральном
банке частично ослабила позиции Банка
России, он утратил некоторые элементы
независимости, что представляется неправильным...
пересмотр Закона о Центральном банке
был несвоевременным, новая банковская
система только начала складываться и
весьма серьезные коррективы вряд ли были
необходимы».
По моему мнению, новый
Закон о Центральном банке РФ, хоть и несколько
ограничил его независимость, но в целом
Банк России остался самостоятельным.
Однако дальнейшее уменьшение независимости
Банка России, особенно расширение полномочий
НБС, нежелательно.
В новый Закон
о Центральном банке РФ также были внесены
изменения. В соответствии с Федеральным
законом от 10 января 2003 г. № 5-ФЗ «О внесении
изменений в статью 73 Федерального закона
«О Центральном банке Российской Федерации»
(Банке России)» были еще больше уменьшены
полномочия Центрального банка РФ по проведению
повторных проверок кредитных организаций.
Теперь он имеет на это право только в
случае ликвидации или реорганизации
кредитной организации, либо в порядке
контроля за деятельностью территориального
учреждения Центрального банка РФ, либо
по его ходатайству. В последних двух случаях
необходимо принятие мотивированного
решения Совета Директоров Центрального
банка РФ. В соответствии с Федеральным
законом от 23 декабря 2003 г. № 180-ФЗ «О внесении
изменений в статью 69 Федерального закона
«О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)» с Центрального банка РФ
была снята обязанность по определению
порядка формирования и размера образуемых
до налогообложения резервов (фондов)
кредитных организаций для гарантирования
возврата вкладов граждан. Это произошло
в связи с введением системы обязательного
страхования вкладов граждан.
В настоящее
время Федеральный закон от 10 июля 2002 г.
«О Центральном банке (Банке России) представляет
собой основной нормативно-правовой акт,
регулирующий правовое положение Центрального
банка РФ, его функции и полномочия, органы
управления и структуру, принципы организации
и другие вопросы. Он состоит из 99 статей
и 16 глав.
Глава 1 «Общие положения»
состоит из основополагающих норм, регулирующих
правовой статус Центрального банка РФ.
В этой главе определен круг нормативно-правовых
актов, регулирующих вопросы, связанные
с деятельностью Центрального банка РФ,
закреплен принцип независимости Банка
России, а также то, что он является юридическим
лицом (ст. 1 Закона о Центральном банке
РФ); устанавливается имущественная база
деятельности Банка России (ст. 2 Закона
о Центральном банке). Установлены основные
цели деятельности Банка России. Это защита
и обеспечение устойчивости рубля, развитие
и укрепление банковской системы РФ, обеспечение
эффективного и бесперебойного функционирования
платежной системы. Хотя Центральный банк
РФ получает прибыль в процессе своей
деятельности, это не является целью, так
как Банк России - не коммерческий банк.
Задачи деятельности Центрального банка
РФ реализуются в его функциях, перечень
которых содержится в ст. 4 Закона о Центральном
банке РФ. Также глава 1 посвящена вопросам
взаимодействия Центрального банка РФ
и Государственной Думы, нормотворческой
деятельности Банка России, его участию
в капиталах кредитных организаций и международных
организаций.
Глава 2 Закона о Центральном
банке РФ посвящена его капиталу. Банк
России имеет уставный капитал в размере
3 миллиардов рублей. Это его характерная
черта как юридического лица.
Глава 3 посвящена
органам управления Банком России и Национальному
банковскому совету. Национальный банковский
совет - коллегиальный орган Банка России
- состоит из 12 членов и формируется из
представителей Совета Федерации, Государственной
Думы, Президента РФ и Правительства РФ.
Также в состав Национального банковского
совета входит Председатель Центрального
банка РФ. Национальный банковский совет
не является органом управления Центральным
банком РФ, так как не занимается непосредственным
руководством его деятельностью. Его создание
было обусловлено «необходимостью создать
действенный механизм общегосударственного
контроля за деятельностью главного органа
денежно-кредитного регулирования страны,
не подчиняя Банк России какому-либо одному
федеральному органу государственной
власти и не ограничивая его независимости».
Особая природа Национального
банковского совета видна при анализе
его компетенции, которая была существенно
расширена в новом Законе о Центральном
банке РФ. Принято выделять две группы
компетенции НБС - вопросы, связанные с
реализацией Банком России единой государственной
денежно-кредитной политики (рассмотрение
годового отчета Банка России, вопросов
совершенствования банковской системы,
проекта основных направлений единой
государственной денежно-кредитной политики
и т. п.) и вопросы функционирования самого
Центрального банка РФ (утверждение общего
объема расходов на содержание служащих,
на пенсионное обеспечение, общего объема
капитальных вложений и прочих расходов,
правил бухгалтерской отчетности и отчета
о расходах). По мнению авторов данной
классификации вопросы о назначении главного
аудитора Банка России и рассмотрение
его докладов, а также определение аудиторской
организации - аудитора годовой финансовой
отчетности Банка России относятся к первой
группе. По моему мнению, эти вопросы относятся
к функционированию самого Центрального
банка РФ.
НБС не уполномочен
представлять Банк России, и не несет ответственность
за его деятельность. Из этого следует,
что НБС является своего рода контрольным
и наблюдательным органом или, как выразился
А. Г. Братко «связующим звеном между Федеральным
Собранием РФ, Правительством РФ, Президентом
РФ и Банком России в проведении единой
государственной денежно-кредитной политики».[11]
Учитывая те сложности, которые возникают
при проведении этой политики, существование
НБС, возможно, является оправданным, хотя
это - ограничение независимости Банка
России. К тому же, по моему мнению, вопросы
хозяйственной деятельности, административных
расходов можно было оставить в ведении
самого Центрального банка РФ.
Единоличным органом
управления Центрального банка РФ является
его Председатель (ст. 14 Закона о Центральном
банке РФ). Он назначается на должность
Государственной Думой большинством голосов
сроком на четыре года. Кандидатуру Председателя
Центрального банка РФ представляет Президент
РФ. Он же ставит перед Государственной
Думой вопрос об освобождении Председателя
Центрального банка РФ от должности. Председатель
Центрального банка РФ в соответствии
со статьей 20 Закона о Центральном банке
РФ действует от его имени и представляет
его интересы; председательствует на заседаниях
Совета директоров; подписывает нормативные
акты Банка России, решения Совета директоров,
соглашения Банка России; назначает на
должность и освобождает от должности
заместителей Председателя банка России;
подписывает приказы и дает обязательные
указания; принимает решения по всем иным
вопросам, не отнесенным к компетенции
Национального банковского совета или
Совета директоров.
Совет директоров
является коллегиальным органом управления
Центрального банка РФ (ст. 15-18 Закона о
Центральном банке). Он состоит из Председателя
Банка России и 12 членов. Они назначаются
Государственной Думой сроком на четыре
года по представлению председателя Банка
России, согласованному с Президентом
РФ. К компетенции Совета директоров относится
проведение и обеспечение единой государственной
денежно-кредитной политики (разработка
проекта основных направлений этой политики
и обеспечение их выполнений), осуществление
контроля за деятельностью Банка России
и утверждение некоторых видов его отчетности,
решение вопросов обеспечения необходимых
условий для нормальной организации и
деятельности Банка России (оплата труда,
участие в международных организациях),
принимает решения, направленные на укрепление
и развитие банковской системы и устанавливает
правила банковских операций и бухгалтерского
учета в кредитных организациях.
Глава 4 посвящена
взаимодействия Центрального банка РФ
и органов государственной власти и органов
местного самоуправления. Банк России
взаимодействует с Правительством РФ
по вопросам экономической политики и
с Министерством финансов по вопросам
выпуска государственных ценных бумаг.
Он осуществляет хранение средств федерального
бюджета и государственных внебюджетных
фондов и операции с ними.
Важные положения содержатся
в главе 5 Закона о Центральном банке. Они
определяют требования к годовому отчету
и годовой финансовой отчетности Центрального
банка. Также в этой главе содержится требование
о перечислении 50% прибыли Банка России
в федеральный бюджет после уплаты соответствующих
налогов. Ранее Банк России был освобожден
от уплаты налогов, однако необходимость
платить налоги во внебюджетные фонды
(например, Пенсионный) обусловила это
нововведение.
Главы 6-12 Закона о Центральном
банке посвящены различным его функциям,
которые будут рассмотрены в соответствующей
главе.
Центральный банк РФ
представляет собой единую централизованную
систему с вертикальной структурой управления.
В нее входят как центральный аппарат,
так и территориальный учреждения, расчетно-кассовые
центры, другие учреждения. Принципам
их организации, взаимоотношений и компетенции
посвящена глава 12 Закона о Центральном
банке.
Важные положения содержатся
в главе 15 «Аудит Банка России». Она устанавливает
двойной аудит Банка России - внутренний
и внешний. Внутренний аудит осуществляется
службой главного аудитора Банка России,
внешний - независимой аудиторской организацией,
выбираемой Национальным банковским Советом.
5. Комментарий
к Главе II. Федерального закона
«О Центральном Банке Российской федерации
(Банке России)» - Капитал Банка России.
Статья 10
Комментируемая статья устанавливает, что Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд рублей. Ранее в ст. 9 Закона 1990 г. о Банке России устанавливалось то же самое, но после укрупнении российской денежной единицы в соответствии с Указом Президента РФ от 4 августа 1997 г. N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен"*(62) в данной норме речь шла о сумме 3 млн новых рублей. Новелла комментируемой статьи согласно ч. 2 ст. 97 комментируемого Закона вступила в силу с 1 января 2003 г., т.е. позднее данного Закона. Там же устанавливалось, что вступления в силу комментируемой статьи уставный капитал Банка России составляет 3 млн рублей, т.е. на переходный период сохранялся размер уставного капитала, установленный Законом 1990 г. о Банке России. В отношении уставного капитала юридического лица следует отметить, что российским корпоративным законодательством взята на вооружение европейская практика установления минимального размера имущества, гарантирующего права кредиторов, в виде уставного капитала.
В соответствии
с п. 10 ч. 1 ст. 18 комментируемого Закона
к компетенции Совета директоров
относится внесение в Государственную
Думу предложений об изменении величины
уставного капитала Банка России.
Однако при этом необходимо учитывать
следующее. Размер уставного капитала
Банка России установлен непосредственно
комментируемым Законом и изменение
этого размера возможно только путем
внесения изменения в данный Закон,
т.е. путем принятия федерального закона.
В то же время согласно ч. 1 ст. 104 Конституции
РФ право законодательной
Статья 11
В комментируемой статье установлен порядок определения прибыли Банка России: прибыль определяется как разница между суммой доходов от предусмотренных ст. 46 комментируемого Закона банковских операций и сделок и доходов от участия в капиталах кредитных организаций и расходами, связанными с осуществлением Банком России своих функций, установленных ст. 4 данного Закона. Точно такое же правило ранее устанавливалось в ст. 10 Закона 1990 г. о Банке России (в ред. Федерального закона от 4 марта 1998 г. N 34-ФЗ), но при этом использовалось понятие балансовой прибыли Банка России.
Согласно
ч. 2 ст. 3 комментируемого Закона получение
прибыли не является целью деятельности
Банка России. В части 1 ст. 26 данного
Закона предусмотрено, что после
утверждения годовой финансовой
отчетности Банка России Советом
директоров Банк России перечисляет
в федеральный бюджет 50% фактически
полученной им по итогам года прибыли,
остающейся после уплаты налогов
и сборов в соответствии с НК РФ;
оставшаяся прибыль Банка России
направляется Советом директоров в
резервы и фонды различного назначения.
Заключение
Итак, Центральный Банк России является одним из важнейших органов в РФ. Его значение сопоставимо со значением Государственной Думы и министерств, так как ЦБ РФ наделён некоторыми законодательными и исполнительными функциями, важнейшей из которых в настоящее время, по мнению автора, является кредитно-денежный контроль.
Как и в других странах, в России ЦБ преследует цели защиты и обеспечения устойчивости национальной денежной единицы (рубля; ярким примером может служить лето 2004 года, когда курс рубля по отношению к доллару оставался практически неизменным), выполняет общие для всех Центральных Банков функции (монополия денежной эмиссии, роль банка Правительства, «банка банков», проводника официальной кредитно-денежной политики и органа надзора и контроля за банками и финансовыми рынками).
Банк России выдаёт лицензии на банковскую деятельность, устанавливает обязательные нормативы, систему страхования вкладов, анализ отчётности, ревизию и проверку деятельности кредитных институтов, чем поддерживает стабильность банковской системы, защищает интересы вкладчиков и кредиторов, не вмешиваясь при этом в оперативную деятельность кредитных организаций.
Таким образом, правильное выполнение функций Банка России имеет
огромное значение для РФ. Не претендуя на полноту охвата темы, автор
постарался
отобразить большинство из них. В
Приложении 1 автором приведены
извлечения из Федерального закона «О
Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)», принятого 27.06.2002 г.
Список используемой
литературы