Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 18:10, лекция
Деньги прошли продолжительный и сложный путь развития с точки зрения не только осложнение их экономической сути и повышение общественной роли, а и создание разнообразия их форм. Под влиянием изменения общественного отношения, формой выражения которых есть деньги, и осложнения требований рынка к денег последние периодически снимали одну форму и приобретали другой, более адекватной новым условиям. История денег, в сущности, является процессом постепенного отбора отдельных товаров или особых искусственных форм, наиболее пригодных выполнять функции денег в определенных рыночных условиях.
Неполноценные деньги — это деньги, которые не имеют собственной субстанциональной стоимости. Переход к неполноценным денег происходил постепенно. Первые их формы появились еще во времена господства металлических денег. Поэтому в истории денег был продолжительный период существования смешанных форм, присущий полноценным и неполноценным деньгам. Основными формами неполноценных денег есть билонная (разменная) монета, бумажные деньги (казначейские обязательства), банковские обязательства (банкноты), депозитные вклады, квазиденьги. Не имея субстанциональной стоимости, все они применяются как деньги лишь потому, что у экономических контрагентов, которые их получают как платеж, есть вера в возможность использовать их для обеспечения своих будущих платежей. Фактор доверия к этим формам становится решающим для их функционирования как денег, благодаря чему они достали также название кредитных.
Кредитные деньги классифицируются по нескольким критериям. В зависимости от формы существования выделяют наличные деньги, разменную монету, депозитные деньги; в зависимости от статуса эмитента и характера эмиссии - казначейские и банковские деньги.
Бумажные деньги. Банковские деньги
Бумажные деньги. Понятие бумажных денег имеет два толкования: широкое, когда бумажными называют любые дензнаки, изготовленные из бумаги (разменные и неразменные банкноты, казначейские билеты и т.п.), и узкое, когда бумажные деньги отождествляются лишь с казначейскими билетами. В этом учебнике будем применять понятие бумажных денег в узком понимании. Это неразменные на металл знаки, которые выпускаются государством для покрытия своих (бюджетных) расходов и наделяются ею принудительным курсом, признаются законодательно обязательными к приему во все виды платежей. В сущности, это - завершенная форма знака стоимости, которая оторвалась не только от субстанциональной стоимости денег, а и от реальных потребностей оборота. Мерилом их эмиссии становится не потребность оборота в платежных средствах, а потребность государства в финансировании бюджетного дефицита. Такие деньги называют еще казначейскими.
Возникновение бумажных денег обусловлено теми самыми объективными причинами, которые привели в конечном итоге к демонетизации золота. Тем не менее в каждом конкретном случае к выпуску бумажных денег государство побуждают более «прозаичные» причины. Прежде всего это - необходимость покрыть дефицит государственного бюджета, поскольку правительство несостоятельное это сделать увеличением поступлений денежных средств из других источников.
Объективные условия для создания бумажных денег в отдельных странах окончательно вызрели в начале перехода к капиталистическому способу производства. В предыдущих формациях таких предпосылок не было. Поэтому отдельные попытки выпустить там бумаге деньги были спорадичными и заканчивались неудачей . Население воспринимало их как деньги и соглашалось получать в платеже лишь до тех пор, пока государство поддерживало надежду обменять их на реальные ценности. Как только такая надежда исчезала, бумажные деньги изымались из обращения и любые карательные мероприятия государства не могли заставить населения брать их как деньги.
Итак, бумажные деньги - это не «произведение» государства, а объективный продукт развития экономических отношений в обществе. Роль государства ограничивается тем, что, используя объективно обусловленные возможности замены полноценных денег неполноценными знаками стоимости, она печатает эти знаки и определяет условия выпуска их в обращение. И пока выпуск бумажных денег не будет превышать объективных потребностей обращения в деньгах, до тех пор к ним будет доверие и они будут выполнять функции средств обращения и платежа.
После внедрения бумажных денег в обращение доверие к ним может поддерживать определенное время государство методами экономической политики. В условиях рыночной экономики государство є мощнейшему и наиболее активным субъектом экономических, в том числе денежных, отношений. Она имеет широкие налоговые связи со всеми субъектами денежного оборота и есть одним из наибольших производителей товаров и продавцом их на рынке, а также одним из наиболее активных субъектов на рынке ценных бумаг. Во всех этих случаях государство получает деньги в больших размерах от других субъектов сферы обращения, и если она соглашается получать платежи в бумажных деньгах, то другие субъекты обращения принимают их в платеже и между собой.
Здесь действует фактор доверия к мощнейшему с экономической точки зрения партнера, который существенным образом влияет на поведение всех других субъектов, вследствие чего они воспринимают бумажные знаки как полноценные деньги. Это действие базируется не на субъективной, а на объективной экономической основе. До тех пор, пока субъекты сферы обращения имеют возможность купить за свои бумажные знаки товары или услуги, они будут верить в кредитоспособность правительства и будут принимать бумажные деньги в платеж за свои товары и услуги.
Определяющими признаками бумажных денег является выпуск их для покрытия бюджетного дефицита; неразменность на золото; принудительное внедрение в оборот; нестабильность курса и неминуемое обесценение. Эти признаки присущий прежде всего деньгам, которые эмитируются непосредственно правительством в лице Министерства финансов. Обычно они называются казначейскими билетами, обязательствами и т.п.. Но этих признаков могут приобрести и деньги, которые Эммитируются банками, в частности центральным банком, если эмиссия их направляется на финансирование бюджетного дефицита. Об этом убедительно свидетельствует опыт Украины 1991—1993 гг., когда кредитная эмиссия Национального банка превратилась в ключевой источник финансирования бюджетных расходов. Как следствие — обесценение украинских денег за 1993 г. в 100 раз.
Банковские деньги — это тоже неполноценные знаки стоимости, которые эмитируются банками на основе кредитования реальной экономики, благодаря чему их выпуск тесно связывает с потребностями оборота, обеспечивается их изъятие из оборота при погашении ссуд и поддержка стабильной стоимости. В этом заключается их принципиальное отличие и преимущество сравнительно с бумажными деньгами.
Банковские деньги возникли стихийно из рыночных отношений, но на значительно высшей степени развития, на котором кредит стал их имманентной составляющей. Когда рыночные связи, а вместе с ними и взаимное доверие субъектов рынка достигли такого уровня, который один из субъектов отважился передать второму товар или другую стоимость под обязательство заплатить в будущему, была открыта возможность возникновения принципиально новой формы неполноценных денег, альтернативной бумажным деньгам. Сначала торговый оборот породил так называемые торговые деньги в форме долговой расписки, или коммерческого векселя. Использованный как платежное средство, он стал оборачиваться. С простой расписки должника вексель стихийно превратился в платежное и покупательное средство, т.е. у носителя важных функций денег. Тем не менее экономическая потуга коммерческих структур — эмитентов векселей была незначительной, поэтому сфера их применения как денег была ограниченной.
С развитием банковского кредита и банковского дела вообще банки стали выпускать вместо коммерческих векселей свои обязательства — банкноты, которые постепенно превратились в универсальное платежное и покупательное средство и стали самостоятельным видом кредитных денег — банковскими деньгами. Со временем, когда банки стали широко привлекать банкноты от клиентов на вклады, возникшая вторая форма банковских денег — депозитные деньги.
Банкнота. Признаки банкнот. Характеристика банкнот
Банкнота в самом общем трактовании является простым векселем эмиссионного банка. Особенно четко оказывалась родственность ее с векселем на первом этапе развития, когда она имела форму так называемой классической банкноты.
Исторически «классическая» банкнота возникшая с расписки средневековых банкиров о взятии на сохранение от купцов золота и об обязательстве возвратить его по первому требованию. В меру роста богатств банков их расписки (банкноты) стали пользоваться таким доверием, которые начали приниматься в платеже наравне с золотой монетой. Постепенно такие расписки приобрели строго установленную форму и абстрактности как важных признаков векселя и стали подолгу задерживаться в обращении, не возвращая у банки для выплаты по ним золота. Это обстоятельство дало возможность банкирам выдавать свои банкноты купцам на сумму, которая превышала стоимость золота, принятого на сохранения, т.е. перейти от полного до частичного покрытия банкнот. Не покрытые золотом банкноты стали выдаваться предпринимателям взамен коммерческих векселей. С этих пор (конец XVII ст.) начинается собственно история «классической» банкноты.
Характерными признаками «классической» банкноты есть:
выпуск ее эмиссионным банком вместо коммерческих векселей;
обязательный обмен на золото по первому требованию владельцев;
двойное обеспечение: золотое (золотым запасом банка) и товарное (коммерческими векселями, которые находились в портфеле банка).
Благодаря этим признакам банкнота существенным образом отличалась от коммерческого векселя. Если последний имеет частную гарантию, которая обеспечивается капиталом одного или группы предприятий, то банкнота - общественную гарантию, которая базируется на капиталах всех предпринимателей, которые сохраняются в банках. Банкноты в отличие от векселей являются бессрочными обязательствами, не связанными с конкретными торговыми операциями. Они могут выпускаться в любых купюрах и находиться в обращении любой срок, который дает возможность рассчитываться ими по всем возможным платежам. Эти преимущества предоставили банкноте особого качества - общего обращения, которого не имел вексель.
Двойное обеспечение «классической» банкноты гарантировало ей надежность, постоянную стоимость, нормальное обращение и высокую эластичность обращения. Через обеспечение коммерческими векселями достигалось саморегулирования обращения банкнот. Выдавая займы под залог или дисконт векселей, банк увеличивал количество банкнот в обращении, а при оплате векселей банкноты возвращали в банк, которое обеспечивалось срочностью и безспорностью коммерческого векселя.
Выпуск векселей в тесной связи с торговыми операциями обеспечивал согласованность выпуска банкнот с реальными потребностями оборота - в меру роста этих нужд выпуск банкнот увеличивался, и наоборот. Тем не менее выпуск банкнот под коммерческие векселя не всегда обеспечивал автоматическое приспособление к потребностям оборота. Это предопределялось целым рядом обстоятельств: учетом финансовых векселей, в том числе казначейских, снижением цен на товары и ускорением обращения банкнот, вследствие чего уменьшалась потребность в деньгах к наступлению сроков погашения векселей, и др. Во всех этих случаях возникала угроза появления лишних банкнот и их обесценение. Предотвратить это мог свободный размен банкнот на золото: лишние банкноты предъявлялись у банки для обмена на золото.
Период «классической» банкноты закончился с полным прекращением размена ее на золото после мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. В новых условиях банкнота потеряла золотое обеспечение и свою конечную гарантию постоянства стоимости - размен на золото. Это значительно сблизило современные банковские деньги с бумажными, поскольку снял внутренний тормоз их обесценения.
Тем не менее дело заключается не только в прекращении размена банкнот на золото. В современных условиях испытал деформации и механизм автоматического регулирования эмиссии банкнот на основе вексельного обеспечения. Прежде всего рядом с коммерческими стали значительно шире использоваться казначейские векселя и облигации государственных займов для обеспечения выпуска банкнот. Поскольку обязательство государства не являются реальными ценностями, кредитование их эмиссионным банком значительно усложнило связь эмиссии с реальными потребностями оборота. Резкое снижение доли коммерческих векселей и увеличение казначейских векселей и облигаций государства в обеспечении эмиссии денег означает переориентацию ее из потребностей товарооборота на нужды государственного казначейства. Через удовлетворение последних банкноты попадаются в сферу товарооборота, при этом лишь частично они удовлетворяют его нужды, а частично оказываются лишними, тем не менее остаются в обороте. С этой точки зрения механизм эмиссии банкнот становится подобный механизму эмиссии бумажных денег. Это также сближает современную банкноту с казначейскими билетами.
Вместе с тем такая банкнота полностью не теряет своих специфических признаков банковских денег, сохраняет в обращении определенные преимущества сравнительно с сугубо бумажными деньгами и является самой распространенной формой наличных денег в странах с развитой рыночной экономикой. Главные ее признака и преимущества состоят в потому, что даже на покрытие расходов государства она выпускается не непосредственно и бесповоротно, а через кредитование под долговые обязательства казначейства. Эта, казалось бы, незначительная деталь эмиссионного механизма имеет принципиальное значение. Она предусматривает, что государство как экономически самостоятельный субъект денежного оборота может принимать участие в эмиссионном механизме наравне с коммерческими предприятиями, если будет стремиться к обеспечению сбалансированности своего финансового хозяйства и окажется способной своевременно погашать свои долги эмиссионному банку . В связи с этим важного значения приобретает проблема регулирования государственного долга, поддержание его объемов на экономически обоснованному равные, установление широкого демократического контроля за его формированием, включая лимитирование его размеров, а также за взаимоотношениями между казначейством и центральным эмиссионным банком.
Очень важно, чтобы эти два органа, которые находятся по разные стороны эмиссионного источника, не стали «двумя карманами на одном и поэтому же самому государственному пиджаку», которыми распоряжается «одна рука». В таком случае деньги всегда будут беспрепятственно «перекочевывать» из банковской «кармана» в казначейскую и окончательно исчезнет отличие между банкнотами и казначейскими билетами. Чтобы не допустить этого, большинство стран законодательно установили четкое размежевание между центральным эмиссионным банком и государственным казначейством, выведя банк из подчинение правительства и сделав его самостоятельным государственным проводником монетарной политики.
Взвешенная политика относительно государственного долга и выплаты дохода по облигациям государственных займов обеспечивает рыночный спрос на указанные ценные бумаги. Это дает возможность центральному банку через регулирование своего портфеля таких бумаг влиять на массу банкнот, продавая их на фондовом рынке - уменьшать, а покупая - увеличивать их количество в обороте.