Формы безналичных расчетов и их совершенствование

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 08:01, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать действующие в настоящее время формы безналичных расчетов, выявить существующие проблемы и перспективы развития.
Для достижения этой цели в работе решается ряд промежуточных задач:
• определена экономическая сущность и принципы осуществления безналичных расчетов;
• исследована динамика и тенденции современного рынка безналичных расчетов;
• выявлены особенности развития безналичных расчетов на современном этапе;
• обозначены проблемы совершенствования безналичных расчетов и предложены пути их решения.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…………3
1. Безналичные расчеты как средство обеспечения денежных обязательств..5
1.1 Сущность, правовая природа и принципы организации безналичных расчетов………………………………………………………………………….5
1.2 Структура расчетных правоотношений……………………………………6
1.3 Основы организации безналичных расчетов………………………………9
2. Анализ рынка безналичных средств в РФ……………………………..…..14
2.1 Доля безналичных средств в общей денежной массе………………..…..14
2.2 Анализ рынка платежных карт…………………………………………….16
3. Развитие и совершенствование системы безналичных расчетов в современных условиях……………………..…………………………………..21
3.1 Электронные платежные системы в банковском бизнесе……….……….21
3.2 Проблемы совершенствования безналичных платежей…………………25
Заключение………………………………………………………………………29
Список литературы………………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

деньги кредит банк.doc

— 243.50 Кб (Скачать)

В безналичных расчетах обязательно  участвуют два (или более) хозяйствующих  органа и банк. Без открытого в  банке счета невозможно совершение жирооборота, т.е. платежей без участия  наличных денег, расчетов путем записей  по банковским счетам.

Юридические лица и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, вправе открывать счета в любом банке по месту их регистрации или в банке вне места своей регистрации с согласия последнего. Юридические лица обязаны хранить свободные денежные средства в банках. Необоснованный отказ банка, уставом которого предусмотрены осуществление соответствующих банковских операций, принять денежные средства клиента на хранение и открыть счет может быть обжалован клиентом в суде. Между банком и клиентом заключается договор о расчетно-кассовом обслуживании с открытием соответствующего банковского счета. По договору банк обязуется хранить денежные средства на счете клиента, зачислять поступающие на этот счет суммы, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче денег со счета и проведении других банковских операций, предусмотренных для счета данного вида законодательными актами, банковскими правилами и договором.

Банк может использовать имеющиеся  на счете клиента денежные средства, гарантируя их наличие при предъявлении требований к счету. Клиент вправе распоряжаться этими средствами и получать доходы (проценты) по ним. Банк не имеет права определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные законодательством или договором ограничения на его права. Без распоряжения клиента списание средств, находящихся на счете, допускается только по решению суда. Банк гарантирует тайну счетов клиента. Предоставление банком сведений о состоянии счетов и об операциях по ним без согласия клиента не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Договор банковского счета прекращается по заявлению клиента и по другим основаниям, предусмотренным законодательством. Отсутствие операций по банковскому счету не влечет прекращения договора.

 

Механизм  организации безналичных расчетов не должен осуществляться столь автоматически, чтобы в любом случае пополнять  недостающие у хозяйствующего органа ресурсы. Безналичный оборот и кредитование банками должны быть организованы таким образом, чтобы не выпускались избыточные для оборота безналичные средства, которые могут при определенных условиях стать факторами роста инфляции. Это значит, что кредит или кредиторская задолженность всех видов не должны возмещать им те средства, которые потеряны вследствие убытков и бесхозяйственности, нарушения принципов коммерческой деятельности. Если предприятие плохо работает и у него не хватает средств на счете в банке, то оно, естественно, не имеет возможности своевременно платить по своим долгам. Банк в таком случае может выдать кредит лишь при соблюдении ряда условий (под гарантию, при отсутствии длительно просроченных ссуд и т.д.). [16].

Кроме расчетных  в банках могут открываться и  текущие счета (обычно для филиалов, представительств, отделений и других обособленных подразделений предприятий, а также филиалов и представительств кооператива).

2. Анализ рынка  безналичных средств в РФ

2.1 Доля безналичных  средств в общей денежной массе

На основании  данных представленных на сайте ЦБ РФ построим таблицу денежной массы М2 представленную в приложении 1. В таблице рассчитана доля безналичных средств в общей денежной массе в период с 2007 по май 2010 года включительно. Как мы видим из таблицы – доля безналичных денежных средств всегда больше 50% по отношению к наличным деньгам, что означает, что безналичные средства используются в большем количестве чем наличные деньги.

На основании  таблицы построим график динамики роста  доли безналичных средств. Как мы видим из рисунка 1 наблюдаются незначительные скачки роста, резкий скачок на 1,5% произошел в июне 2007 года, а резкое снижение на 1% в мае 2008года, доля безналичных средств за 4,5 года выросла на 8%, наибольшее значение было в апреле 2010 года и составило 0,75 % от всей денежной массы.

рис. 7. Динамика роста доли безналичных средств.

Если проанализировать средние значения роста доли по годам, то четко видна постоянная тенденция  роста доли безналичных средств  в общей денежной массе. Это означает, что расчету безналичными средствами отдают всё большее предпочтение по сравнению с расчетом наличными средствами.

рис. 7. Динамика роста доли безналичных средств в среднем.

Если рассматривать каждый год в отдельности, то так же видна  тенденция роста использования  безналичных средств (рисунок 3). С  каждым годом доля безналичных средств  растет по отношению к предыдущим годам, исключением является только 2008 год в котором произошел значительный спад. Это можно объяснить финансовым кризисом 2008 года, когда первым признаком начинающегося кризиса в России стал понижающий тренд на российских фондовых рынках в конце мая 2008 года, который перешёл в обвал котировок в конце июля. Из графика видно, что первый спад в 2008 году был в мае. В октябре — ноябре 2008 года начался резкий спад промышленного производства, первая волна сокращений рабочих мест, кризис ликвидности в российских банках, резкое падение биржевых индексов РТС и ММВБ, падение цен на экспортную продукцию (сырьё и металл). В тоже время из рисунка 3 видно, что резкий спад произошел именно в октябре, это связано с тем, что на фоне падения мировых цен на сырье российские экспортноориентированные корпорации стали уводить заработанные активы за рубеж.

рис. 7. Динамика роста доли безналичных средств  по годам.

Проанализировав представленные данные можно предположить о дальнейшем росте доли использования безналичных средств по отношению к наличным деньгам при условии, что макро- и микроэкономические тенденции будут сохраняться.

2.2 Анализ рынка  платежных карт

Среди платежных  инструментов, используемых на рынке розничных платежей, одну из ведущих позиций занимают платежные карты.

рис 7. Соотношение  объемов операций, совершенных с  использованием различных платежных  инструментов.

Во многом благодаря универсальности платежной  карты, адекватно отвечающей потребностям розничного бизнеса, возможно решать различные  задачи не только в сфере розничных  услуг, но и в социальной, бюджетной  сферах. Поэтому кредитными организациями, развивающими свои розничные банковские услуги, отдается предпочтение (не только в России, но и за рубежом) карточному направлению. В настоящее время более 60% банков осуществляет эмиссию и платежных карт (709 кредитных организаций из 1136), количество эмитированных ими банковских карт (данные на 01.12.2009) составило 126 млн.

рис 7. Количество эмитированных карт.

Принимая  во внимание значительный темп роста  выпуска карт (ежегодно около 40%) можно  прогнозировать, что через 5-6 лет  на каждого жителя будет приходиться  по одной карте.

Среди держателей карт подавляющее большинство составляют физические лица. Их доля в общем количестве эмитированных карт 99,9%. При этом количество карт, полученных держателями по собственной инициативе, по-прежнему незначительно, подавляющее большинство карт — это карты, выданные кредитными организациями в рамках «зарплатных» проектов. Возрастная категория держателей кредитных карт . это население в возрасте от 25 до 44 лет.

Таблица 2. Колчество  эмитированных карт

Физические  лица

Юридичиские лица

Количество  эмитированных карт, млн. ед.

Количество эмитированных карт, млн. ед.

2006

2007

2008

2009

2006

2007

2008

2009

74,59211

103,3158

119,0192

125,786859

0,170078

0,1808

0,223108

0,245898


Количество  кредитных карт, выданных, юридическим  лицам, по сравнению с прошлым  годом увеличилось на 10% и по состоянию на 1.12.09 составило более 0,1% от общего количества банковских карт.

Эмиссия предоплаченных карт составляет лишь 0,4%. Сегмент их использования ограничен оплатой  мобильной связи, а также товаров  и услуг, приобретаемых через  Интернет.

Таблица 2. Сведения об операциях, совершенных на территории России и за ее пределами держателями банковских карт, эмитированных кредитными организациями (их филиалами).

 

Физические  лица

Год

2006

2007

2008

20009

Всего операций (включая операции за рубежом), ед.

       

 

 

 

Управление  банковскими счетами через Интернет, или по-другому интернет-банкинг, является наиболее динамичным и представительным направлением финансовых интернет-решений, в силу наиболее широкого спектра  финансовых (в данном случае банковских) услуг, представленных в системах интернет-банкинга. Кроме того, подобные системы могут быть основой систем дистанционной работы на рынке ценных бумаг и удаленного страхования, т.к. они обеспечивают проведение расчетов и контроль над ними со стороны всех участников финансовых отношений. [12]

Классический  вариант системы интернет-банкинга включает в себя полный набор банковских услуг, предоставляемых клиентам –  физическим лицам в офисах банка, естественно, за исключением операций с наличными деньгами. Как правило, с помощью систем интернет-банкинга, можно покупать и продавать безналичную валюту, оплачивать коммунальные услуги, платить за доступ в Интернет, оплачивать счета операторов сотовой и пейджинговой связей, проводить безналичные внутри- и межбанковские платежи, переводить средства по своим счетам, и, конечно, отслеживать все банковские операции по своим счетам за любой промежуток времени.

Использование систем интернет-банкинга дает ряд  преимуществ: во-первых, существенно  экономится время за счет исключения необходимости посещать банк лично, во-вторых, клиент имеет возможность 24 часа в сутки контролировать собственные счета и, в соответствии с изменившейся ситуацией на финансовых рынках, мгновенно отреагировать на эти изменения (например, закрыв вклады в банке, купив или продав валюту, и т.п.). Кроме того системы интернет-банкинга незаменимы для отслеживания операций с пластиковыми картами – любое списание средств с карточного счета оперативно отражается в выписках по счетам, подготавливаемых системами, что так же способствует повышению контроля со стороны клиента за своими операциями. Возможность работать со счетами пластиковых карт позволяет пользоваться услугами интернет-магазинов на абсолютно безопасном уровне – достаточно перевести с помощью системы интернет-банкинга требуемую сумму средств на карту, а затем с помощью этой карты оплатить какую-либо услугу или товар в интернет-магазине на веб-сайте последнего. При этом в системе будут доступны выписки по карт-счету, из которых можно определить какая сумма средств списана с карты, за что и т.п. Таким образом, больше, чем стоимость товара и ли услуги с карты клиента просто не спишется и клиент всегда в состоянии отследить подобные операции. Затронув вопрос безопасности финансовых транзакций, и в частности безопасности транзакций в системах интернет-банкинга, можно с уверенностью сказать, что современные технологии программно-аппаратной защиты находятся уровне, обеспечивающим 100% гарантию конфиденциальности операций и сохранности средств. Но самое главное, в сохранности средств заинтересованы прежде всего банки – поставщики услуг интернет-банкинга, отвечающие не только за сохранность финансов своих клиентов, но и за свои средства и репутацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Развитие  и совершенствование системы  безналичных расчетов в современных условиях

 

3.1 Электронные платежные системы в банковском бизнесе

Существует  четыре вида традиционных платежных  систем, которые уже давно успешно  используются в банковской практике: наличные, безналичные, системы с  использованием чеков, банковских пластиковых карточек.

Основные  требования к платежным системам:

Традиционные  платежные системы для проведения расчетов между сторонами через  сеть Интернет нельзя использовать по следующим причинам:

  1. Неприемлемая рискованность – широко распространены финансовые аферы. Каждый десятый американский пользователь пострадал от мошенничества в Интернете. Как показало исследование компании BAGlobal, почти 10% американцев столкнулись с сетевым мошенничеством, связанным с кредитными/дебетовыми картами. Лишь 15% из 3000 опрошенных потребителей заявили, что они без опасения оплачивают свои покупки в on-line магазинах при помощи кредитных/дебитных карточек. Примерно 8% покупателей сообщили, что номера их карточек были незаконно использованы в течение последних месяцев, 11,7% респондентов пострадали от мошенничества, хотя никто из них не терял карточки. Но, тем не менее, согласно данным Gather Group на пластиковые карточки в 2002 году приходилось примерно 90% всех расчетов, производимых в сети.

Как показали исследования Национального Совета Потребителей (Великобритания), большинство англичан не решаются покупать товары через Интернет из боязни стать жертвой мошенничества (~ 40% взрослых англичан и половина Интернет-пользователей). Из 26% англичан, которые имеют доступ к сети, только 3% активно занимаются электронной коммерцией. Таким образом, повышение безопасности платежных систем является ключевым моментом для привлечения клиентов и повышения доверия покупателей к электронной торговле.

  1. Отсутствие анонимности – опасение того, что информация об осуществляемых платежах может быть собрана третьими лицами и использована против пользователей. Компания Pew Internet and American Life Project провела опрос Интернет-пользователей, который показал, что их подавляющее большинство опасается использования в корыстных целях частной информации, которую они оставляют на сайтах (86% опрошенных). Среди пользователей сети, которые используют Интернет менее полугода, – 62% боятся огласки, при стаже работы в сети более трех лет боятся попадания информации в чужие руки только половина опрошенных.
  2. Низкая скорость транзакции в сравнении со средней скоростью передачи в Интернете обычной информации.
  3. Сложность. Исследования компании Master Card показали, что 63% пользователей примерно 1 раз в три месяца отказываются от покупки в сети из-за того, что им лень заполнять форму для заказа в Интернет-магазине, 38% опрошенных считают, что заполнение формы в процессе покупки занимает слишком много времени. [11].
  4. Высокая себестоимость транзакции.
  5. Существенные ограничения. Традиционные платежные системы делают осуществление микроплатежей, а значит и ведение определенных видов электронной коммерции, основанных на микроплатежах, абсолютно нерациональным в силу убыточности таких операций.

Информация о работе Формы безналичных расчетов и их совершенствование