Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 12:24, доклад
Финансовая пирамида — специфический способ обеспечения дохода за счёт постоянного привлечения денежных средств от новых участников пирамиды. Обычно финансовые пирамиды регистрируются как коммерческие учреждения и привлекают средства для финансирования некоего проекта. Если реальная доходность проекта оказывается ниже обещанных инвесторам доходов или вообще отсутствует, значит часть средств новых инвесторов направляется на выплату дохода.
Финансовые пирамиды.
Финансовая пирамида — специфический способ обеспечения дохода за счёт постоянного привлечения денежных средств от новых участников пирамиды. Обычно финансовые пирамиды регистрируются как коммерческие учреждения и привлекают средства для финансирования некоего проекта. Если реальная доходность проекта оказывается ниже обещанных инвесторам доходов или вообще отсутствует, значит часть средств новых инвесторов направляется на выплату дохода. Закономерным итогом такой ситуации является банкротство проекта и убытки последних инвесторов. Практика показывает, что после краха пирамиды удаётся вернуть около 10 — 15 % от собранной на тот момент суммы. Ведь собранные средства не направляются на покупку ликвидных активов, а сразу используются для выплат предыдущим участникам, рекламы и дохода организаторов. Чем дольше функционирует пирамида, тем меньше процент возможного возврата при её ликвидации.
Первая пирамида появилась во Франции. После смерти в сентябре 1715 года французского короля Людовика XIV регентом стал его племянник, герцог Филипп Орлеанский. Экономическое состояние страны было плачевным. Государственный долг достиг астрономических цифр. Правителям приходилось уповать на чудо или на чрезвычайные меры.
Тут и возник респектабельный Джон Ло, разбогатевший на спекуляциях ценными бумагами, драгоценностями и антиквариатом. При отсутствии французского государственного банка он основал частный акционерный под покровительством самого герцога Орлеанского.
В мае 1716 года созданный Всеобщий банк выпустил банкноты. Вскоре они оказались „дороже денег“: их стоимость повышалась в связи с тем, что банк предоставлял ссуды под значительно меньшие проценты, чем ростовщики. Началось некоторое оживление народного хозяйства, ибо кредитная политика банка была направлена на развитие промышленности и торговли.
Джон Ло, расширяя свою деятельность, основал Миссисипскую компанию. С этого момента начался знаменательный этап в истории ценных бумаг. Ло не скупился на рекламу. Он печатал сообщения о несметных богатствах Миссисипского края, где дикие аборигены радостно дарят французам золото и драгоценности в обмен на безделушки; просвещённые иезуиты обращают дикарей в истинную веру; мощный торговый флот приступил к перевозке в Европу из Нового Света благородных металлов, пряностей и табака…
Миссисипская компания укрепила свои позиции, поглотив несколько мелких конкурентов. Продолжая выплачивать невысокие дивиденды, она приобрела авторитет за счёт стабильности и рекламы. Имя герцога Орлеанского и название „Королевский“ внушали доверие. С весны 1719 года спрос на акции Миссисипской компании стал быстро расти. Соответственно увеличивалась их стоимость.
Чем активнее раскупались акции, тем богаче становилась компания, тем больше средств она могла тратить на рекламу и тем значительней был спрос на акции… Банк печатал и выбрасывал на рынок всё новые и новые партии своих ценных бумаг. В сентябре акции номиналом в 500 ливров продавались вдесятеро дороже. И все желали их приобретать.
Январь 1720 стал триумфальным для Джона Ло. Его утвердили генеральным контролёром финансов Франции. Он сотворил экономическое чудо! Государственная казна наполнилась золотом, добровольно внесённым гражданами. Благодаря такой подпитке заметно оживились некоторые промышленные и торговые организации. Идеи Ло побеждали!
Процветала Миссисипская компания до тех пор, пока вкладчики не начали требовать обещанные доходы. Удовлетворить эти претензии было нечем. До банкротства оказался всего один шаг! Он был неизбежен для банка, который построил Джон.
Осенью 1720 года во Франции при изобилии ценных бумаг Миссисипской компании стал ощущаться недостаток в товарах первой необходимости. Промышленные и сельскохозяйственные производства, получившие ссуды, не давали больших прибылей.
Акционеры компании начали распродавать свои бумаги. Тысячи акций хлынули на рынок. Их стоимость стала падать с катастрофической быстротой. Доверие к банку было подорвано. Клиенты спешили избавиться от его бумаг. В ноябре банкноты Миссисипской компании перестали принимать как платёжное средство. Полное банкротство!
В США первая «пирамида» была создана Чарльзом Понци (Понти), эмигрантом из Италии. В августе 1919 года один из испанских бизнесменов в письме Чарльзу переслал международный ответный купон. Выяснив подробности обращения купона, Понци обнаружил, что соотношение обменных курсов валют позволяет с прибылью перепродавать в США купоны, приобретённые в ряде стран Европы. Понци учредил компанию «The Securities and Exchange Company» (SXC) и склонил нескольких инвесторов к финансированию предложенной им аферы в обмен на простой вексель, обещая им 50-процентную прибыль от трансатлантической торговли уже через 45 дней или даже 100 % через 90 дней, что существенно превышало аналогичные выплаты эмитентов других ценных бумаг. На самом деле Понци не собирался скупать купоны. Дело в том, что международный ответный купон мог быть обменян лишь на почтовые марки, а не наличность — то есть как инструмент спекуляции купоны не годились. Эти сведения не были секретны — при желании это смог бы прояснить любой из вкладчиков. Тем не менее к июлю 1920 года Понци продавал свои векселя на сумму до 250 тысяч долларов в день.
Пирамида рухнула после публикации в журнале «Post Magazine», подсчитавшем, что для того, чтобы покрыть инвестиции, сделанные его компанией, в обращении должны были бы находиться 160 млн купонов — а их в те годы было на руках во всём мире всего около 27 тысяч штук. 10 августа 1920 года при закрытии компании и ознакомления с её внутренней бухгалтерией федеральные агенты обнаружили, что SXC денег вообще никуда не инвестировала, а просто платила проценты за счёт поступлений от продаж новых выпусков своих облигаций. К счастью инвесторов, часть денег удалось найти и вернуть. В среднем, каждый вкладчик получил около 37 % от номинальной стоимости векселя.
РФ. ПО ДАННЫМ Агентства социальной информации, в начале 90-х годов на территории России существовало 1800 финансовых пирамид. В 1997 году Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг направила в МВД и Генпрокуратуру материалы о деятельности 984 нелицензированных компаний для возбуждения уголовных дел. Более 700 дел было заведено. Примерно трех руководителей компаний посадили. Тогда арестованные активы пирамид составляли примерно 1 трлн. 800 млрд. рублей.
К примеру "Чара"
В сентябре 1993 года Рачук создал банк «Чара», который зазывал вкладчиков прибылью в 500% годовых. В начале 1994 года Рачук сделал супругу номинальным директором «Чары». Тогда же банк прекратил выплаты вкладчикам. «Чара» считалась интеллигентным банком, среди клиентов было множество знаменитостей. Число обманутых вкладчиков достигает 60 тысяч. По некоторым данным, своим клиентам банк задолжал около 500 миллиардов рублей.
Коттеджи от «Властилины»
Частное предприятие «Властилина» было организовано в 1992 году в Подольске. Его хозяйка Валентина Соловьева, окончившая 8 классов школы, никогда не учившая ни экономики, ни бухучета, заманивала людей перспективой чуть ли не даром получить автомобиль. За «халявными» «Жигулями» потянулись толпы людей. Некоторым даже удалось получить заветное авто. Но к осени 1994 года Соловьева прекратила выплаты вкладчикам и скрылась.
Хозяйка «Властилины» Валентина Соловьева утверждает, что собрала с незадачливых вкладчиков аж 5 триллионов рублей. Следствие считает, что дело ограничилось 500 миллиардами.
После освобождения Соловьева повторила ту же самую аферу. Она открыла два новых предприятия - ЗАО «Интерлайн» в Подольске и фонд «Российский купеческий союз» в Рязани - и снова стала собирать деньги якобы на покупку авто. За новенькие «Жигули» нужно было выложить всего 4500 долларов. Через две недели Соловьева обещала выдать машину. Доверчивые провинциалы выстроились в очередь и потащили Соловьевой свои кровные сбережения. Соловьева наградила «Жигулями» первых клиентов, а от остальных сбежала, прихватив деньги.
МММ
«МММ» — советская, затем российская компания, организованная Сергеем Мавроди. Традиционно рассматривается как классическая и крупнейшая в истории страны финансовая пирамида. По мнению Сергея Мавроди, компания МММ была целенаправленно разрушена соответствующими государственными органами. Названием компании стала аббревиатура начальных букв фамилий её основателей.
В 1989 году структура «МММ» зарегистрировалась как кооператив и начала свою деятельность с торговли импортной оргтехникой (первоначально — ввоз в СССР компьютеров и комплектующих). В дальнейшем, по мере изменения ситуации на рынке и в стране, неоднократно менялось и направление деятельности компании. МММ всегда очень чутко и одной из первых реагировала на любые подобные изменения.
В 1993 году АООТ (акционерное общество открытого типа) «МММ» зарегистрировало свой первый проспект эмиссии акций. Он позволял выпустить не более 991 тысячи акций. Акции номиналом 1 тысяча рублей, выпущенные в бумажной форме, начали продаваться 1 февраля 1994 года. С 7 февраля фирма ввела «двухсторонние котировки» с определённой маржой на покупку и продажу собственных акций, которые постоянно росли. Это привело к тому, что они начали расходиться быстро, поскольку торговались с самого начала по принципу «сегодня всегда дороже, чем вчера», и руководство компании вскоре попыталось зарегистрировать второй проспект эмиссии, уже на миллиард акций. Минфин РФ, однако, разрешения на эмиссию не выдавал. Остановки же объявленная компанией схема постоянно растущих цен не предполагала. Мавроди вторично выпустил ещё 991 тысячу акций компании «МММ-фонды» (с разрешением Минфина на Объединение «МММ», которые уже были выпущены), и также их реализовал (разницы между ними фирма не делала).
Пытаясь найти выход из сложившейся ситуации и обойти ограничение на эмиссию акций, Мавроди уже через два месяца после начала работы вводит в обращение так называемые «билеты МММ», не являющиеся формально ценными бумагами. Цена одного билета равнялась одной сотой цены акции (по аналогии с деньгами: копейки и рубли). Это было удобно и для самих вкладчиков, поскольку цены на акции к тому моменту стали уже слишком высоки. Помимо снятия ограничения на эмиссию, этот манёвр вообще выводил бумаги МММ из-под действия закона о ценных бумагах. Внешне билеты напоминали советский червонец, только вместо портрета Ленина в центре был помещён портрет Сергея Мавроди.
Хотя формально билеты МММ ценными бумагами и не являлись, они имели все необходимые степени защиты (водяные знаки и пр.) и печатались на тех же заводах, что и американские доллары
В дальнейшем, по мере усиления противостояния с властями и стремясь перевести свои отношения с вкладчиками в область чисто гражданских, Мавроди пошёл ещё дальше, вообще отказавшись от сделок купли-продажи при операциях с билетами (но не акциями), перейдя к системе так называемых «добровольных пожертвований». Формально вкладчик не покупал больше билеты МММ, а добровольно жертвовал деньги «на благо России» лично Мавроди, обычному частному лицу и такому же гражданину России, как и он сам, и закон это не нарушало. Это были сугубо гражданские отношения двух частных лиц. Билеты же формально вручались жертвователю просто в качестве сувенира. При продаже, соответственно, теперь уже сам Мавроди добровольно жертвовал деньги вкладчику. Правда, каждая из сторон подразумевала не простое пожертвование средств, а отношения, аналогичные вкладу. По этому все подобные «пожертвования» Гражданский кодекс должен рассматривать как мнимые сделки (ст. 170 ГК).
Стоимость билетов и акций МММ устанавливалась руководством компании (лично Мавроди) на основании так называемых «самокотировок»: цены покупки и продажи изменялись два раза в неделю, по вторникам и четвергам, причём вывешивались не только текущие, но и будущие, «предполагаемые» на две недели вперёд цены («предполагаемые» — поскольку гарантировать рост нельзя было по закону). Эти цены печатались практически во всех газетах, объявлялись по радио и по ТВ (на правах рекламы). Обычно только росли (примерные темпы роста составляли 100 % в месяц).
1 февраля 1994 года акции поступили в свободную продажу. Продавались они сначала по номиналу в одну тысячу рублей. Но далее дважды в неделю, по вторникам и четвергам (а 1 февраля был как раз вторник), цены менялись, и в среднем объявляемая компанией цена акции вырастала за месяц примерно вдвое.
За полгода работы (до 4 августа 1994 года — даты ареста Мавроди) цены выросли в 127 раз, а число вкладчиков компании, по разным данным, достигло от 10 до 15 миллионов человек. Деньги не успевали пересчитывать, и их считали на глазок, комнатами: «12 комнат… 15 комнат…» По разным оценкам в одной только Москве Мавроди зарабатывал тогда порядка 50 млн $ в день. Вплоть до ареста Мавроди акции МММ свободно покупались и продавались по объявленному курсу. Из-за этого Мавроди нельзя было обвинить в невыполнении своих обещаний — цена на акции МММ действительно росла, и их действительно можно было по этой цене купить и продать.
Однако в середине июля 1994 года, после выступления президента Ельцина, в котором он заявил, «что Лёня Голубков не купит себе дом в Париже», в большинстве СМИ стала разворачиваться широкая кампания против МММ. Формально подававшаяся как кампания оповещения вкладчиков об опасности, в самом МММ она рассматривалась безусловно как начало нового крупномасштабного наступления на фирму со стороны государства.
По центральным каналам теперь показывали «анти-МММ»-ролики, часто выступали чиновники всех рангов, объяснявшие, что МММ это афера, и призывавшие людей немедленно забирать оттуда деньги. Кампания спровоцировала панику.
Выплаты денег продолжались до 27 июля, после чего Сергей Мавроди своим указом (от 29 июля) объявляет о снижении стоимости акций в 127 раз, опять до тех же тысячи рублей, с которых всё 1 февраля и начиналось. При этом было заявлено, что цены будут расти теперь вдвое быстрее, увеличиваясь вчетверо каждый месяц. Фактически Мавроди просто произвёл перезапуск (рестарт) системы.
Эта мера полностью стабилизировала ситуацию, и в МММ снова выстроились огромные очереди на покупку подешевевших акций и билетов.
3 августа Мавроди был приглашён в Белый дом на расширенное заседание правительства, посвящённое специально «вопросу МММ», на которое, однако, не явился.