Финансово-экономический контроль Центрального банка Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 22:55, контрольная работа

Описание работы

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — главный банк первого уровня, главный эмиссионный, денежно-кредитный институт Российской Федерации, разрабатывающий и реализующий совместно с Правительством России единую государственную кредитно-денежную политику и наделённый особыми полномочиями, в частности, правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности коммерческих банков.

Содержание

1. Функции, полномочия и обязанности ЦБ РФ в области финансово-экономического контроля……………………………………………….2
2. Контрольные органы ЦБ РФ………..............................................................................................………………………….…………...8
3. Организация финансово-экономического контроля Центральным банком Российской Федерации………………………………………..12

Работа содержит 1 файл

Контрольная (Контроль и ревизия).docx

— 50.55 Кб (Скачать)

В целях совершенствования  денежно – кредитной системы  РФ при Банке России создаётся Национальный банковский совет, состоящий из представителей палат Федерального Собрания РФ, Президента РФ, Правительства РФ, Банка России, кредитных организаций, а также экспертов.

В соответствии с Федеральным  законом РФ «О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)»  в функции Национального банковского совета входит:

  • рассмотрение годового отчёта ЦБ РФ;
  • утверждение на основе предложений совета директоров доходов и расходов Банка России на предстоящий год;
  • утверждение при необходимости на основе предложений совета директоров дополнительных расходов;
  • рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы Российской Федерации;
  • рассмотрение проекта и окончательного варианта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
  • решение вопросов, связанных с участием Банка России в капиталах кредитных организаций;
  • назначение главного аудитора ЦБ и рассмотрение его докладов;
  • ежеквартальное рассмотрение информации совета директоров по основным вопросам текущей деятельности Банка России, в том числе реализации основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, банковского регулирования и банковского надзора, реализации политики валютного регулирования и валютного контроля, организации системы расчетов в Российской Федерации, исполнения сметы расходов Банка России, а также подготовки проектов законодательных актов и иных нормативных актов в области банковского дела;
  • определение аудиторской организации — аудитора годовой финансовой отчетности ЦБ;
  • утверждение по предложению совета директоров правил бухгалтерского учёта и отчётности для Банка России;
  • внесение в Государственную думу предложений о проведении проверки Счётной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений;
  • утверждение по предложению совета директоров порядка формирования провизий Банка России и порядка распределения прибыли, остающейся в распоряжении ЦБ;
  • утверждение по предложению совета директоров отчёта о расходах Банка России на содержание служащих ЦБ, их пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование, на капитальные вложения и прочие административно-хозяйственные нужды.

Участники Национального  банковского совета (НБС) за исключением  председателя Банка России не являются сотрудниками ЦБ и не получают вознаграждения за свою деятельность. Совет собирается не реже одного раза в квартал. Из числа  участников избирается председатель НБС. Кворум составляет семь человек, решение принимается простым большинством голосов.

 

Контроль над деятельностью банков предусматривает непрерывный надзор за осуществлением банками своей деятельности в соответствии с действующим законодательством и инструкциями. Главная цель банковского регулирования и надзора – поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Чтобы быть достаточно действенной, система банковского регулирования и надзора должна включать в себя различные виды контроля:

    • государственный (выражается в существовании системы банковского законодательства);
    • общественный (контроль со стороны общества);
    • ведомственный (надзор со стороны ЦБ или другого специального ведомства);
    • независимый (контроль независимых аудиторских фирм).

При организации системы банковского  контроля большое значение придаётся  предоставлению кредитными учреждениями информации о своей деятельности. Схематически организацию банковского  надзора можно представить на рис. 1.

Рисунок 1. Схема организации банковского надзора

К актуальным задачам банковского  контроля, которые решает Банк России, относятся:

    • разработка и внедрение системы раннего реагирования (вмешательство органов банковского надзора на ранней стадии определённых трудностей);
    • разработка и осуществление особой системы контроля над крупными банками (крах такого рода банковских учреждений может иметь негативные последствия для всей банковской системы);
    • разработка действенного механизма предупреждения банкротства кредитных организаций и их ликвидации в рамках банкротства (цивилизованная процедура банкротства кредитных организаций, у которых отозваны лицензии Банка России на осуществление банковских операций, должна осуществляться своевременно и, прежде всего, в интересах вкладчиков и кредиторов;
    • надзор за банковскими группами – консолидированный надзор (речь идёт о способности проверять как банковские, так и небанковские  операции кредитных организаций).

Сейчас Банком России многое делается для совершенствования методологии банковского контроля (надзора), однако, остаётся ещё ряд нерешённых проблем. То есть необходимо сместить цели банковского надзора в сторону качества, необходимо поднять все составляющие банковского надзора до уровня международных стандартов.

 

 

 

 

 

3. Организация финансово  – экономического контроля     Центральным банком Российской Федерации

 

Функция денежно - кредитного регулирования  и банковского надзора ЦБ РФ заключается  в денежно - кредитной политике ЦБ.

Денежно - кредитная политика ЦБ представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в  обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного  обращения и рынка ссудных  капиталов. Ее цель - регулирование  экономики посредством воздействия на состояние совокупного денежного оборота, он включает в себя наличную денежную массу в обращении и безналичные деньги, находящиеся на счетах в банках.

Денежно - кредитная политика ЦБ направлена либо на стимулирование денежно-кредитной  эмиссии - кредитная экспансия (оживление  конъюнктуры в условиях падения производства), либо на ограничение денежно - кредитной эмиссии в периоды экономических подъемов - кредитная рестрикция.

ЦБ использует при проведении денежно-кредитной  политики комплекс инструментов, которые  различаются:

  • по форме их воздействия (прямые и косвенные); по объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги);
  • по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные).

Основными инструментами и методами денежно - кредитной политики Банка России являются:

• процентные ставки по операциям  Банка России; • нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

• операции на открытом рынке;

• рефинансирование банков;

• валютное регулирование;

• установление ориентиров роста  денежной массы;

• прямые количественные ограничения; • выпуск от своего имени облигаций (этот пункт введён ФЗ от 08.07 99 №139 – ФЗ).

Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной политики зависит от тех целей, которые решает ЦБ на том или ином этапе развития страны. Банк России ежегодно не позднее 1 октября представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно – кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря – основные направления единой государственной денежно – кредитной политики на предстоящий год (В ред. ФЗ от 20.06.96 №80).

ЦБ является проводником государственной  валютной политики, включающей в себя комплекс мероприятий, нацеленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны, и осуществляет эту функцию в соответствии с Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» и федеральными законами.

От имени правительства ЦБ регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем государственных золотовалютных резервов. Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота. ЦБ, как правило, предоставляет свою страну в международных и региональных валютно-кредитных организациях.

Для осуществления своих функций  Банк России может открывать представительства  в иностранных государствах.

В соответствии со статьей 56 Федерального закона "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)", Банк России является органом  банковского регулирования и  банковского надзора за деятельностью  кредитных организаций. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.

Главными целями банковского  регулирования и банковского  надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. В соответствии со статей 57 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами. При этом устанавливаемые Банком России правила применяются в отношении бухгалтерской и статистической отчетности, которая составляется за период, начинающийся не ранее даты опубликования указанных правил.

Текущий контроль Банка России представлен в виде проверок кредитных организации и их филиалов, последующий контроль — в виде анализа и прогнозирования состояния экономики страны в целом и по регионам, прежде всего состояния денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений.

Для осуществления своих  функций банковского регулирования  и банковского надзора Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации. Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций и в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их.

Банк России вправе устанавливать  для участников банковской группы порядок  предоставления информации об их деятельности, которая необходима для составления консолидированной отчетности, проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные законодательством санкции по отношению к нарушителям.

Проверки кредитных организаций  и их филиалов проводятся на основании планов проверок, составленных на каждый квартал структурными подразделениями Банка России и его территориальных учреждений и утвержденных руководителями этих подразделений и учреждений. Внеплановые проверки осуществляются по указанию Председателя Банка России или его заместителей, руководителей территориальных учреждений Банка России. В планы проверок включаются в первую очередь кредитные организации, в отношении которых имеются данные об их неустойчивом финансовом положении или допущенных ими грубых нарушениях правил, регулирующих их деятельность, а также кредитные организации и их филиалы, которые не проверялись Банком России или его территориальными учреждениями более двух лет.

В необходимых случаях  в планы проверок включается проведение ревизий валютных и других ценностей, находящихся в денежных хранилищах и кассах кредитных организаций и их филиалов, а также под ответственностью кассовых работников операционных касс и касс по подготовке авансов, имеющих переходящие остатки, и на обменных пунктах. В случаях, предусмотренных действующим законодательством, проверки кредитных организаций и их филиалов осуществляются в координации с правоохранительными и финансовыми органами.

Указанные проверки кредитных организаций могут проводиться путем изучения их документов, информации, содержащейся в базах данных, собеседований с сотрудниками, проведения контрольных расчетов, а также тестирования аппаратно-программных средств, используемых кредитной организацией (филиалом) для выполнения банковских операций, их учета и составления документов.

Комплексные проверки кредитных  организаций и их филиалов должны предусматривать проверку: достоверности  отчетов, представленных Банку России; соответствия выполняемых операций банковскому законодательству и нормативным актам Банка России; соблюдения данной кредитной организацией обязательных экономических нормативов, установленных Банком России. Комплексные проверки кредитной организации, имеющей филиальную сеть, осуществляются на консолидированной основе, то есть проводятся одновременно в кредитной организации и в ее филиалах (всех, если их число не превышает пяти, или некоторых из них, имеющих наихудшие показатели).

Информация о работе Финансово-экономический контроль Центрального банка Российской Федерации