Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 05:06, реферат
Вое́нный коммуни́зм — название внутренней политики Советского государства, проводившейся в конце 1917—1921 годах во время Гражданской войны. Основной целью было обеспечение городов и Красной Армии оружием, продовольствием и другими необходимыми ресурсами в условиях, когда все нормальные экономические механизмы и отношения были серьёзно расстроены войной, а затем и полностью разрушены первыми же декретами Советской власти, провозглашавшими национализацию банков, промышленности, земли , и практически уничтожавшими частную собственность, которая прежде была основой этих механизмов и отношений. Решение о прекращении военного коммунизма и переходе к НЭП было принято 21 марта 1921 года на X съезде РКП(б).
ПЕРВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
Вое́нный коммуни́зм — название внутренней политики Советского государства, проводившейся в конце 1917—1921 годах во время Гражданской войны. Основной целью было обеспечение городов и Красной Армии оружием, продовольствием и другими необходимыми ресурсами в условиях, когда все нормальные экономические механизмы и отношения были серьёзно расстроены войной, а затем и полностью разрушены первыми же декретами Советской власти, провозглашавшими национализацию банков, промышленности, земли , и практически уничтожавшими частную собственность, которая прежде была основой этих механизмов и отношений. Решение о прекращении военного коммунизма и переходе к НЭП было принято 21 марта 1921 года на X съезде РКП(б).
Финансовое положение России накануне Октябрьской революции. Финансовая программа большевиков
К осени 1917 г. в
народном хозяйстве России имелось
уже множество элементов, разрушавших
систему товарно-денежного
Царское правительство под давлением военного времени постепенно переходило к покрытию расходов за счет эмиссии. На 1 июля 1914 г. в обращении находилось денег на 1630,4 млн. рублей, а на 1 марта 1917 г. — на 10044 млн. рублей. Таким образом, до Февральской революции на финансирование войны было выпущено около 8,5 млрд. рублей.1 Доход от эмиссии, который получало царское правительство в 1914 и 1915 гг., к 1916 г. значительно сократился, а индекс цен за этот год вырос на 100% при росте денежной массы на 6,2%.:
1917 г. стал
своеобразным рубежом для
После прихода к власти Временного правительства распад финансовой системы ускорился. На 1 ноября 1917 г. в обращении находилось бумажных денег на сумму в 19577,9 млн. рублей, т.е. было выпущено новых кредиток на сумму около 9,5 млрд. рублей.4 Такой темп эмиссии при продолжающемся падении производства, развитии в деревне тенденций к натурализации хозяйства и углубляющемся недоверии к деньгам вызвал рост цен в размерах еще больших, чем возрастала эмиссия. Со второго месяца после прихода к власти Временного правительства рост цен опережает рост эмиссии в 2-3 раза, а в июне — в 4 раза. В августе — сентябре, в связи с реализацией урожая, темп роста цен несколько отстает от темпа эмиссии, в октябре цены вновь поднялись в среднем на 37%, эмиссия выросла на 11,4%.5 Падение курса рубля сокращало реальную зарплату рабочих и служащих. Временное правительство делало попытки регулирования цен и распределения некоторых товаров. Но на деле в этой области наблюдалась полная бессистемность, что приводило к огромным разрывам в заготовительных ценах, с одной стороны, и розничных, с другой. Это вызывало резкое недовольство населения.6 Попытки связать свободные средства, накопившиеся в стране, с помощью «Займа Свободы» большого эффекта не дали.
Своеобразный итог деятельности Временного правительства в финансовой области был подведен на I Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов в июне 1917 г.
Член коалиционного правительства И. Г. Церетели в своей речи утверждал, что русская революция приняла тяжелое наследие трехлетней войны и десятилетней реакции. «Самодержавие, погребенное российской революцией, из могилы хватает эту революцию и старается задушить ее».7 Он доказывал, что нет таких мероприятий, которые помогли бы в настоящий момент преодолеть кризис и привести в нормальное положение финансы государства. Далее Церетели подчеркнул, что до сих пор только разрабатываются проекты финансовых преобразований, и сформулировал их основные принципы.8
Министр труда М. И. Скобелев поставил своеобразную дилемму: «Хорошие финансы могут быть у революционной власти только в том случае, если она делает хорошую экономическую политику, но хорошая экономическая политика может быть только лишь если в руках государства могут быть средства, и это заколдованный круг».
Со второй половины 1918 г. советское государство осуществляло реализацию ряда чрезвычайных мер, направленных на централизацию государственного контроля и управления всеми сферами экономической жизни. Комплекс этих чрезвычайных действий получил название "военного коммунизма". Этот термин был введен в оборот еще до октября 1917 г. известным марксистским теоретиком, автором ряда утопических романов А. А. Богдановым, трагически погибшим в 1928 г. в результате произведенного на себе неудачного эксперимента по переливанию крови. В. И. Денин впервые употребил выражение "военный коммунизм" в апреле 1921 г. в статье со скромным названием "О продовольственном налоге".
Основным ускорителем чрезвычайных мер в экономике стала гражданская война. В период с ноября 1917 г. до середины 1918 г., по словам М. Н. Покровского, ничего "военнокоммунистического" в реализуемой большевиками политике не было.
В отношении промышленного производства следует отметить, что с лета 1918 г. правительство приступило к национализации всех крупнейших предприятий основных отраслей индустрии. 28 июня 1918 г. был издан декрет о национализации предприятий с капиталом свыше 500 тыс. руб.
Проводимая советской властью экономическая политика обусловливалась тем, что большевистская партия уже в 1917 г. сформулировала ряд основных принципов по вопросу о сущности, формах предполагаемой политической системы:
- новая система
должна базироваться на
- система будет
иметь пролетарско-классовый
- в управление
государством будут
Эта политика означала отстранение от участия в экономической жизни целых слоев населения. Однако уже в первые месяцы после Октября 1917 г. стало ясно, что полностью заменить чиновничий аппарат нельзя. За счет старой партийной гвардии, составлявшей накануне революции около 7% численности большевиков, оказалось невозможным удовлетворить потребности даже в руководителях многих центральных и местных органов. К осени 1918 г. удельный вес "бывших" среди руководящего состава аппарата достигал в Наркомате финансов 97,5%, в Наркомате госконтроля- 80%, в Наркомате путей сообщения- 88,1%, И уже с 29 апреля 1918г. была введена повышенная оплата труда специалистов. Таким образом, в конкретной практике государственного и экономического строительства большевики руководствовались первоначально скорее прагматическими соображениями, целесообразностью, нежели теорией. Реалии жизни корректировали теоретические схемы.
В годы "военного коммунизма" происходило обесценивание денег и увеличение натуральной платы (продовольственный паек по льготным ценам, спецодежда и удешевленные коммунальные услуги. Натурализация хозяйственных связей, выплат за труд воспринималась некоторыми учеными-экономистами как переходная мера к ликвидации денег вообще. В известной мере перспективу уничтожения денег в будущем обществе не исключал и В. И. Ленин. Декрет СНК от 2 мая 1919 г. предлагал все платежи учреждений осуществлять между собой не денежными расчетами, а бухгалтерскими записями, без учета денег. 19 января 1920 г. был упразднен Народный банк. Однако в эти годы деньги были практически вытеснены лишь из сферы государственной промышленности. Полностью отказаться от них государство не могло даже в условиях "военного коммунизма". В мае 1919 г. правительство разрешило производить эмиссию денег (выпуск их в обращение) "в пределах действительной потребности народного хозяйства в денежных знаках", т. е. без ограничения.
В 1918-1920 гг. ускоренным
темпом шел процесс национализации
промышленных предприятий. Проведенная
28 августа 1920 г. перепись учла 396,5 тыс. крупных,
средних и мелких промышленных предприятий,
включая и кустарно-
Аграрная политика советской власти до мая 1918 г. развивалась в духе декрета о земле, принятого 26 октября 1917 г. Сам декрет, как известно, повторял наказ о земле, выработанный эсерами на базе 242 местных наказов. Земля передавалась в распоряжение местных советов. Однако голод и гражданская война толкнули большевиков на путь чрезвычайных мер в сельском хозяйстве. Власть пошла на насильственное изъятие продуктов в деревнях. Вместе с тем продовольственная монополия не являлась большевистским изобретением. Постановление о хлебной разверстке было подписано 29 ноября 1916 г. управляющим министерством земледелия А. А. Риттихом и вступило в силу в январе 1917 г. Таким образом, политика твердых цен, нормированного снабжения населения (введение карточек на продукты питания) осуществлялись еще Временным правительством.
В мае 1918 г. советское правительство осуществило ряд мер, совокупность которых получила название продовольственной диктатуры. 13 мая был принят декрет, который наделял Наркомат продовольствия и его органы чрезвычайными полномочиями в области заготовки и распределения продовольствия и подтверждал незыблемость хлебной монополии государства и твердых цен на хлеб. Все, у кого хлеб имелся, но кто не свозил его на ссыпные пункты или использовал для самогоноварения, объявлялись врагами народа. Декретом от 27 мая была проведена реорганизация органов Наркомпрода в центре и на местах с тем, чтобы сделать их более энергичными проводниками продовольственной политики советского правительства.
Уже осенью 1917 г. в хлебородные губернии страны стали отправляться первые продовольственные отряды. После обращения В. И. Ленина и наркома продовольствия А. Д. Цюрупы к рабочим Петрограда (4 июня 1918 г.) с призывом изымать излишки хлеба у кулаков силой, был организован массовый "крестовый поход" в деревню. Число рабочих продотрядов возрастало с каждым месяцем. Значительную часть членов этих отрядов составляли безработные рабочие, привлекаемые к участию в них заработной платой и деньгами, но в особенности - натурой пропорционально количеству конфискованных продуктов. Численность всех продотрядов в ноябре 1918 г. составляла 72 тыс. человек, в 1919-1920 гг. она колебалась от 55 до 82 тыс. человек. Распущены эти отряды были только в конце гражданской войны.
11 июня 1918 г. был принят декрет об организации комбедов - комитетов деревенской бедноты. Он стал важнейшим звеном в системе мероприятий советской власти, реализуемых в деревне, и ознаменовал собой начало установления политики "военного коммунизма" в сельском хозяйстве. В ноябре 1918 г. в 33 губерниях Европейской России и Белоруссии действовало 139 тыс., комитетов-бедноты, во главе которых стояли коммунисты из рабочих и крестьян, бывших солдат. В конце 1918 - начале 1919 г. комбеды были преобразованы и слиты с Советами, что в определенной степени являлось признанием большевиками нежизнеспособности этого института.
Декрет от 11 января 1919 г. беспорядочные поиски продовольственных излишков заменял централизованной и плановой системой продразверстки. Увеличению хлебозаготовок способствовала деятельность и Продармии, которая стала формироваться в мае 1918 г. после опубликования декретов о введении продовольственной диктатуры. В обязанности продармейцев входило организовывать крестьянскую бедноту; получать продовольствие, от имущего населения; вести агитационную работу; подавлять контрреволюционные выступления; охранять продовольственные грузы; нести заградительную службу; оказывать помощь местным органам советской власти и т. д. К ноябрю 1918 г. в Продармии находилось свыше 29 тыс. человек, к октябрю 1919 г. - 45,5 тыс., а к сентябрю 1920 г. - 77,5 тыс. человек. Однако в конце гражданской войны отряды Продармии к хлебозаготовкам привлекались лишь в исключительных случаях - в районах крестьянских восстаний. С переходом к нэпу Продармия прекратила свое существование.
В ходе хлебозаготовительной кампании 1916-1917 гг. (с августа по август) в стране было заготовлено 320 млн пудов зерна, в кампанию 1917-1918 гг. удалось собрать всего 50 млн пудов. С началом осуществления чрезвычайных мер ситуация была несколько улучшена. В хлебозаготовительную кампанию 1918-1919 гг. сбор составил 107,9 млн пудов хлеба, крупы и зернового фуража (только по европейской части России), в 1919-1920 гг. -: 212,5 млн. пудов. Из этого числа на Европейскую Россию пришлось 180,5 млн. пудов. В ходе кампании 1920- 1921 гг. было собрано 367 млн. пудов хлеба.
Политика и практика жесткого централизма в годы гражданской войны была оправданна. Она помогла спасти народное хозяйство страны от краха, хотя и не способствовала экономическому росту. Негативные же последствия "военного коммунизма" сильнее всего отразились на крестьянстве и способствовали вызреванию и взрыву антибольшевистских восстаний 1920-1921 гг.
Таким образом, высшая точка политики "военного коммунизма" пришлась на конец 1920 г. Главными чертами экономики периода гражданской войны стали:
- ликвидация
частнокапиталистических
- система управления,
охватывающая всю
- милитаризация
экономики, подчинение всей
- использование
вынужденных мер типа