Финансовая политика военного коммунизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 05:06, реферат

Описание работы

Вое́нный коммуни́зм — название внутренней политики Советского государства, проводившейся в конце 1917—1921 годах во время Гражданской войны. Основной целью было обеспечение городов и Красной Армии оружием, продовольствием и другими необходимыми ресурсами в условиях, когда все нормальные экономические механизмы и отношения были серьёзно расстроены войной, а затем и полностью разрушены первыми же декретами Советской власти, провозглашавшими национализацию банков, промышленности, земли , и практически уничтожавшими частную собственность, которая прежде была основой этих механизмов и отношений. Решение о прекращении военного коммунизма и переходе к НЭП было принято 21 марта 1921 года на X съезде РКП(б).

Работа содержит 1 файл

финансовая политика епвоенного коммунизма - копия.docx

— 23.70 Кб (Скачать)

ПЕРВЫЕ  ФИНАНСОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ  СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Вое́нный  коммуни́зм — название внутренней политики Советского государства, проводившейся в конце 1917—1921 годах во время Гражданской войны. Основной целью было обеспечение городов и Красной Армии оружием, продовольствием и другими необходимыми ресурсами в условиях, когда все нормальные экономические механизмы и отношения были серьёзно расстроены войной, а затем и полностью разрушены первыми же декретами Советской власти, провозглашавшими национализацию банков, промышленности, земли , и практически уничтожавшими частную собственность, которая прежде была основой этих механизмов и отношений. Решение о прекращении военного коммунизма и переходе к НЭП было принято 21 марта 1921 года на X съезде РКП(б).

  Финансовое положение  России накануне  Октябрьской революции.  Финансовая программа  большевиков

К осени 1917 г. в  народном хозяйстве России имелось  уже множество элементов, разрушавших  систему товарно-денежного хозяйства. Экономический распад начался со вступления России в первую мировую  войну, которая потребовала максимального  напряжения сил государства. Этого  хозяйственная система империи  выдержать не смогла. Ее поразил  экономический кризис. Прежде всего, этот кризис отразился на финансовой системе страны.

Царское правительство  под давлением военного времени  постепенно переходило к покрытию расходов за счет эмиссии. На 1 июля 1914 г. в обращении  находилось денег на 1630,4 млн. рублей, а на 1 марта 1917 г. — на 10044 млн. рублей. Таким образом, до Февральской революции на финансирование войны было выпущено около 8,5 млрд. рублей.1 Доход от эмиссии, который получало царское правительство в 1914 и 1915 гг., к 1916 г. значительно сократился, а индекс цен за этот год вырос на 100% при росте денежной массы на 6,2%.:

1917 г. стал  своеобразным рубежом для финансовой  системы России. За этот год  в стране просуществовало три  режима и произошли две революции.  «Как известно, финансы страны  и ее денежное обращение не  любят ни войн, ни революций...»3

После прихода  к власти Временного правительства  распад финансовой системы ускорился. На 1 ноября 1917 г. в обращении находилось бумажных денег на сумму в 19577,9 млн. рублей, т.е. было выпущено новых кредиток на сумму около 9,5 млрд. рублей.4 Такой темп эмиссии при продолжающемся падении производства, развитии в деревне тенденций к натурализации хозяйства и углубляющемся недоверии к деньгам вызвал рост цен в размерах еще больших, чем возрастала эмиссия. Со второго месяца после прихода к власти Временного правительства рост цен опережает рост эмиссии в 2-3 раза, а в июне — в 4 раза. В августе — сентябре, в связи с реализацией урожая, темп роста цен несколько отстает от темпа эмиссии, в октябре цены вновь поднялись в среднем на 37%, эмиссия выросла на 11,4%.5 Падение курса рубля сокращало реальную зарплату рабочих и служащих. Временное правительство делало попытки регулирования цен и распределения некоторых товаров. Но на деле в этой области наблюдалась полная бессистемность, что приводило к огромным разрывам в заготовительных ценах, с одной стороны, и розничных, с другой. Это вызывало резкое недовольство населения.6 Попытки связать свободные средства, накопившиеся в стране, с помощью «Займа Свободы» большого эффекта не дали.

Своеобразный  итог деятельности Временного правительства  в финансовой области был подведен на I Всероссийском съезде Советов  рабочих и солдатских депутатов  в июне 1917 г.

Член коалиционного  правительства И. Г. Церетели в своей  речи утверждал, что русская революция  приняла тяжелое наследие трехлетней войны и десятилетней реакции. «Самодержавие, погребенное российской революцией, из могилы хватает эту революцию  и старается задушить ее».7 Он доказывал, что нет таких мероприятий, которые  помогли бы в настоящий момент преодолеть кризис и привести в нормальное положение финансы государства. Далее Церетели подчеркнул, что до сих пор только разрабатываются  проекты финансовых преобразований, и сформулировал их основные принципы.8

Министр труда  М. И. Скобелев поставил своеобразную дилемму: «Хорошие финансы могут быть у революционной власти только в том случае, если она делает хорошую экономическую политику, но хорошая экономическая политика может быть только лишь если в руках государства могут быть средства, и это заколдованный круг».

   Со второй половины 1918 г. советское государство осуществляло реализацию ряда чрезвычайных мер, направленных на централизацию государственного контроля и управления всеми сферами экономической жизни. Комплекс этих чрезвычайных действий получил название "военного коммунизма". Этот термин был введен в оборот еще до октября 1917 г. известным марксистским теоретиком, автором ряда утопических романов А. А. Богдановым, трагически погибшим в 1928 г. в результате произведенного на себе неудачного эксперимента по переливанию крови. В. И. Денин впервые употребил выражение "военный коммунизм" в апреле 1921 г. в статье со скромным названием "О продовольственном налоге".

Основным ускорителем  чрезвычайных мер в экономике  стала гражданская война. В период с ноября 1917 г. до середины 1918 г., по словам М. Н. Покровского, ничего "военнокоммунистического" в реализуемой большевиками политике не было.

В отношении  промышленного производства следует  отметить, что с лета 1918 г. правительство  приступило к национализации всех крупнейших предприятий основных отраслей индустрии. 28 июня 1918 г. был издан декрет о  национализации предприятий с капиталом  свыше 500 тыс. руб.

Проводимая советской  властью экономическая политика обусловливалась тем, что большевистская партия уже в 1917 г. сформулировала ряд основных принципов по вопросу о сущности, формах предполагаемой политической системы:

- новая система  должна базироваться на общественной  собственности на средства производства;

- система будет  иметь пролетарско-классовый характер  и осуществлять диктатуру пролетариата;

- в управление  государством будут вовлекаться  сами трудящиеся, становясь одновременно  управляющими и управляемыми.

Эта политика означала отстранение от участия в экономической  жизни целых слоев населения. Однако уже в первые месяцы после  Октября 1917 г. стало ясно, что полностью  заменить чиновничий аппарат нельзя. За счет старой партийной гвардии, составлявшей накануне революции около 7% численности большевиков, оказалось невозможным удовлетворить потребности даже в руководителях многих центральных и местных органов. К осени 1918 г. удельный вес "бывших" среди руководящего состава аппарата достигал в Наркомате финансов 97,5%, в Наркомате госконтроля- 80%, в Наркомате путей сообщения- 88,1%, И уже с 29 апреля 1918г. была введена повышенная оплата труда специалистов. Таким образом, в конкретной практике государственного и экономического строительства большевики руководствовались первоначально скорее прагматическими соображениями, целесообразностью, нежели теорией. Реалии жизни корректировали теоретические схемы.

В годы "военного коммунизма" происходило обесценивание  денег и увеличение натуральной  платы (продовольственный паек по льготным ценам, спецодежда и удешевленные коммунальные услуги. Натурализация хозяйственных связей, выплат за труд воспринималась некоторыми учеными-экономистами как переходная мера к ликвидации денег вообще. В известной мере перспективу уничтожения денег в будущем обществе не исключал и В. И. Ленин. Декрет СНК от 2 мая 1919 г. предлагал все платежи учреждений осуществлять между собой не денежными расчетами, а бухгалтерскими записями, без учета денег. 19 января 1920 г. был упразднен Народный банк. Однако в эти годы деньги были практически вытеснены лишь из сферы государственной промышленности. Полностью отказаться от них государство не могло даже в условиях "военного коммунизма". В мае 1919 г. правительство разрешило производить эмиссию денег (выпуск их в обращение) "в пределах действительной потребности народного хозяйства в денежных знаках", т. е. без ограничения.

В 1918-1920 гг. ускоренным темпом шел процесс национализации промышленных предприятий. Проведенная 28 августа 1920 г. перепись учла 396,5 тыс. крупных, средних и мелких промышленных предприятий, включая и кустарно-ремесленного типа. Из них было национализировано 38,2 тыс. предприятий с числом рабочих около 2 млн. человек, т.е. свыше 70% всех занятых в промышленности. При этом существенно возросла роль главков и центров (если в 1918 г. их было 18, то к 1920 г. - 52). Победила тенденция сверхцентрализации промышленной жизни России.

Аграрная политика советской власти до мая 1918 г. развивалась  в духе декрета о земле, принятого 26 октября 1917 г. Сам декрет, как известно, повторял наказ о земле, выработанный эсерами на базе 242 местных наказов. Земля передавалась в распоряжение местных советов. Однако голод и гражданская война толкнули большевиков на путь чрезвычайных мер в сельском хозяйстве. Власть пошла на насильственное изъятие продуктов в деревнях. Вместе с тем продовольственная монополия не являлась большевистским изобретением. Постановление о хлебной разверстке было подписано 29 ноября 1916 г. управляющим министерством земледелия А. А. Риттихом и вступило в силу в январе 1917 г. Таким образом, политика твердых цен, нормированного снабжения населения (введение карточек на продукты питания) осуществлялись еще Временным правительством.

В мае 1918 г. советское  правительство осуществило ряд  мер, совокупность которых получила название продовольственной диктатуры. 13 мая был принят декрет, который наделял Наркомат продовольствия и его органы чрезвычайными полномочиями в области заготовки и распределения продовольствия и подтверждал незыблемость хлебной монополии государства и твердых цен на хлеб. Все, у кого хлеб имелся, но кто не свозил его на ссыпные пункты или использовал для самогоноварения, объявлялись врагами народа. Декретом от 27 мая была проведена реорганизация органов Наркомпрода в центре и на местах с тем, чтобы сделать их более энергичными проводниками продовольственной политики советского правительства.

Уже осенью 1917 г. в хлебородные губернии страны стали  отправляться первые продовольственные отряды. После обращения В. И. Ленина и наркома продовольствия А. Д. Цюрупы к рабочим Петрограда (4 июня 1918 г.) с призывом изымать излишки хлеба у кулаков силой, был организован массовый "крестовый поход" в деревню. Число рабочих продотрядов возрастало с каждым месяцем. Значительную часть членов этих отрядов составляли безработные рабочие, привлекаемые к участию в них заработной платой и деньгами, но в особенности - натурой пропорционально количеству конфискованных продуктов. Численность всех продотрядов в ноябре 1918 г. составляла 72 тыс. человек, в 1919-1920 гг. она колебалась от 55 до 82 тыс. человек. Распущены эти отряды были только в конце гражданской войны.

11 июня 1918 г. был  принят декрет об организации  комбедов - комитетов деревенской  бедноты. Он стал важнейшим  звеном в системе мероприятий  советской власти, реализуемых в деревне, и ознаменовал собой начало установления политики "военного коммунизма" в сельском хозяйстве. В ноябре 1918 г. в 33 губерниях Европейской России и Белоруссии действовало 139 тыс., комитетов-бедноты, во главе которых стояли коммунисты из рабочих и крестьян, бывших солдат. В конце 1918 - начале 1919 г. комбеды были преобразованы и слиты с Советами, что в определенной степени являлось признанием большевиками нежизнеспособности этого института.

Декрет от 11 января 1919 г. беспорядочные поиски продовольственных излишков заменял централизованной и плановой системой продразверстки. Увеличению хлебозаготовок способствовала деятельность и Продармии, которая стала формироваться в мае 1918 г. после опубликования декретов о введении продовольственной диктатуры. В обязанности продармейцев входило организовывать крестьянскую бедноту; получать продовольствие, от имущего населения; вести агитационную работу; подавлять контрреволюционные выступления; охранять продовольственные грузы; нести заградительную службу; оказывать помощь местным органам советской власти и т. д. К ноябрю 1918 г. в Продармии находилось свыше 29 тыс. человек, к октябрю 1919 г. - 45,5 тыс., а к сентябрю 1920 г. - 77,5 тыс. человек. Однако в конце гражданской войны отряды Продармии к хлебозаготовкам привлекались лишь в исключительных случаях - в районах крестьянских восстаний. С переходом к нэпу Продармия прекратила свое существование. 

В ходе хлебозаготовительной кампании 1916-1917 гг. (с августа по август) в стране было заготовлено 320 млн пудов зерна, в кампанию 1917-1918 гг. удалось собрать всего 50 млн пудов. С началом осуществления чрезвычайных мер ситуация была несколько улучшена. В хлебозаготовительную кампанию 1918-1919 гг. сбор составил 107,9 млн пудов хлеба, крупы и зернового фуража (только по европейской части России), в 1919-1920 гг. -: 212,5 млн. пудов. Из этого числа на Европейскую Россию пришлось 180,5 млн. пудов. В ходе кампании 1920- 1921 гг. было собрано 367 млн. пудов хлеба.

Политика и  практика жесткого централизма в  годы гражданской войны была оправданна. Она помогла спасти народное хозяйство  страны от краха, хотя и не способствовала экономическому росту. Негативные же последствия "военного коммунизма" сильнее  всего отразились на крестьянстве и способствовали вызреванию и взрыву антибольшевистских восстаний 1920-1921 гг.

Таким образом, высшая точка политики "военного коммунизма" пришлась на конец 1920 г. Главными чертами экономики периода  гражданской войны стали:

- ликвидация  частнокапиталистических элементов,  передача основных средств производства  в руки трудящихся;

- система управления, охватывающая всю национализированную  собственность и все народное хозяйство;

- милитаризация  экономики, подчинение всей хозяйственной  деятельности государства интересам  гражданской войны; 

- использование  вынужденных мер типа продразверстки.

Информация о работе Финансовая политика военного коммунизма