Европейский Банк реконструкции и развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2011 в 23:32, курсовая работа

Описание работы

Европейский банк реконструкции и развития является международным финансовым учреждением, которое финансирует проекты в 29 странах от центральной Европы до Средней Азии. Вкладывая капитал, прежде всего в частные предприятия, потребности которых не могут быть полностью встречены рынком, банк помогает развитию предпринимательского сектора и способствует переходу к открытой и демократической рыночной экономике.

Работа содержит 1 файл

final.docx

— 30.63 Кб (Скачать)

     Введение 

     Европейский банк реконструкции и развития является международным финансовым учреждением, которое финансирует проекты  в 29 странах от центральной Европы до Средней Азии. Вкладывая капитал, прежде всего в частные предприятия, потребности которых не могут  быть полностью встречены рынком, банк помогает развитию предпринимательского сектора и способствует переходу к открытой и демократической  рыночной экономике.

     ЕБРР  является крупнейшим инвестором в регионе, и помимо выделения своих средств, привлекает значительные объемы прямых иностранных инвестиций. Банк вкладывает капитал главным образом в  частные предприятия, обычно вместе со своими коммерческими партнерами. Он осуществляет проектное финансирование банков, предприятий и компаний, вкладывая средства, как в новые, так и в действующие фирмы. Он также работает с государственными организациями в целях поддержки  процессов приватизации и их структурной  реорганизации, а также совершенствования  коммунального хозяйства.

     Владельцами ЕБРР являются 61 страна и две международные  организации. ЕБРР использует установившиеся у него тесные связи с правительствами, властями и представителями гражданского общества стран региона в целях  реализации курса на создание благоприятных  условий для предпринимательской  деятельности.

     Во  всех его операциях ЕБРР следует  самым высоким стандартам корпоративного управления и устойчивого развития. Как государственное учреждение ЕБРР также следует строгим принципам  информирования общественности.

     В ответ на глобальный экономический  кризис, ЕБРР повышает свои инвестиции и работает над развитием широкого диапазона инициатив по улучшению  экономической ситуации в странах  операций.

 

      Возникновение и  структура ЕБРР

     Глава 1. История создания ЕБРР 

     В конце 80-х - начале 90-х годов в странах  Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) сложилась новая политическая обстановка. Окончание «холодной  войны» обеспечило определенную международную  стабильность, изменило политическое положение и равновесие в мире и способствовало развитию демократических  процессов в странах ЦВЕ. Вместе с тем после краха социалистической системы указанные страны столкнулись  с проблемами, связанными с резким падением производства, уровня жизни  населения крупномасштабной миграцией  рабочей силы и безработицей, обострением  национальных проблем и перерастанием  их в вооруженные конфликты, ухудшением состояния окружающей среды. Кредитно-финансовые учреждения стран ЦВЕ унаследовали такие серьезные проблемы как  безнадежные кредиты, ограниченность финансовых резервов, вялость процесса капитализации, чрезмерную монополизацию  финансового сектора, связанные  с тем, что акционерами кредитных  учреждений являлись государственные  предприятия, выступающие одновременно в качестве заемщиков. Перед странами ЦВЕ встала задача формирования и  ускоренного развития частного сектора  экономики.

     С другой стороны, окончание «холодной  войны» означало возможность дальнейшего  развития интеграционных процессов  в Европе, одним из проявлений которых  явилось создание европейских межгосударственных организаций, способствующих усилению роли данного региона на мировой  арене, баланс сил на которой после  краха социализма сместился в  пользу США.

     Все это привело к учреждению одной  из международных финансовых организации  – Европейского банка реконструкции  и развития (ЕБРР). ЕБРР создан на основе Соглашения от 29 мая 1990 года и призван содействовать переходу стран от Центральной Европы до Центральной Азии к рыночной экономике. Учредителями ЕБРР были 40 стран – все европейские страны (кроме Албании), США, Канада, Мексика, Марокко, Египет, Израиль, Япония, Новая Зеландия, Австралия, Южная Корея, а также Европейский союз (ЕС) и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). В последствии акции СССР, Чехословакии и СФРЮ были распределены между возникшими в результате их распада новыми государствами. В настоящее время акционерами ЕБРР являются 60 стран (в том числе европейские страны), а также ЕС и ЕИБ.

     На  этапе формирования ЕБРР по некоторым  вопросам развернулась дискуссия, в  частности:

  • Отсутствие потребности в организации ЕБРР аргументировалось существованием международных финансовых институтов (прежде всего МВФ и Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и его группы). Вызывала сомнение способность взять под свой контроль процессы реконструкции и развития в странах Центральной и Восточной Европы, а также отсутствием в тот период конкретных программ у создателей ЕБРР;
  • Вопрос о целесообразности вступления США в европейский финансовый институт, где они заведомо не будут занимать лидирующих позиций. Высказывались самые полярные мнения, например, чтобы быть членом ЕБРР для США - это шанс влиять на европейские процессы, которым не следует пренебрегать, и наоборот, что ЕБРР станет "бюрократической машиной в руках нескольких европейцев", поэтому для США лучше не быть его членом (в процессе дискуссии победила первая точка зрения);
  • США и Япония пытались сорвать участие в ЕБРР Советского Союза. В результате СССР все же был принят в члены ЕБРР, однако ст. 8 соглашения об учреждении была дополнена пунктом 4 и СССР должен был ограничить доступ к ресурсам ЕБРР суммой оплаченных акций, т.е. 180 млн. экю на трехлетий период;
  • Опасения западно - европейских государств относительно перерастания политической нестабильности в вооруженные конфликты в ЦВЕ из-за сложностей переходного периода, в том числе и экономических;
  • Желание сформировать единую европейскую структуру, в которую были бы интегрированы страны ЦВЕ;
  • Наличие общих задач европейских государств вследствие их географической близости (в таких областях как экология, энергетика, инфраструктура и т. д.);
  • Желание западноевропейских государств создать контролируемый финансовый институт (в котором США не играли бы доминирующей роли, что способствовало бы повышению статуса Западной Европы в формировании глобальной и региональной экономической политики, как и повышению её роли в расстановке сил между тремя центрами соперничества - США, Западной Европой и Японией;
  • Возможность для бывшего СССР прорвать изоляцию от международных финансовых институтов. Ко времени создания ЕБРР СССР стремился стать членом МВФ и МБРР, однако это ему не удавалось, хотя необходимость в поддержке со стороны ведущих финансовых институтов в области инвестирования и оказания технической помощи остро ощущалась. Такая потребность могла быть удовлетворена лишь с помощью нового международного финансового института учредителем которого СССР стал бы с самого начала, в связи с чем СССР активно поддержал идею создания ЕБРР;
  • Отсутствие у МВФ и МБРР опыта в решении столь масштабных проблем, которые появились в связи с необходимостью стабилизации и перехода к рыночной экономике стран ЦВЕ.

     Тем не менее, в силу действия ряда факторов путь от идеи создания ЕБРР до ее осуществления  на практике был пройден с невероятной  и беспрецедентной быстротой. ЕБРР стал скорее региональной, нежели глобальной организацией, созданной, в основном, странами Западной Европы для решения проблем у своих «соседей». При этом эти государства закрепи за собой доминирование в ЕБРР, прописав его уставе: 50% плюс 1 акция должны принадлежать западноевропейским странам (которые в документах ЕБРР именуются «странами группы А»), доля США в ЕБРР по состоянию на настоящий момент лишь немного превышает доли каждого из промышленно развитых государств Западной Европы.

     Основная  задача ЕБРР - «содействовать переходу к открытой экономике, ориентированной  на рынок, а так же развитию частной  и предпринимательской инициативе в странах ЦВЕ, приверженных принципам  многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики и проводящих их в жизнь».

     Банк  ежегодно проводит оценку стран на соответствие указанной цели, в частности, по следующим критериям: свободные  выборы; представительность правительства; обязанность правительства и  должностных лиц действовать  в соответствии с законодательством; отграниченность политических партий от государства; независимость правосудия; равная защита законом граждан, включая меньшинства; свобода слова, вероисповедания, собраний, передвижения; право частной собственности; право формирования профсоюзов и организации забастовок.

     Результаты  оценки стран ежегодно приводятся в  документах, называемых «country strategy papers» («страновые стратегии»).

     Таким образом, Банк позиционирует себя не просто как региональный банк развития, увязывая свою деятельность с прогрессом переходного процесса в странах  ЦВЕ, при этом официально Банк не может проводит вою деятельность в странах, не приверженных принципам многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики, или не проводящих их в жизнь. В отличие от МФВ, который навязывает достаточно жёсткие условия конкретных макроэкономических показателей, ЕБРР проводит более мягкую политику, стремясь до последнего не свертывать свою деятельность в проблемных государствах.

     Также следует подчеркнуть, что ЕБРР, по сути, является коммерческим банком: статья 36 Соглашения об учреждении ЕБРР предусматривает  возможность распределения чистого  дохода между его акционерами (при  этом не может делаться исключений в зависимости от политики страны и ее соответствия целям Банка  – в отличие от доступа к  ресурсам). Рентабельность оплаченного  капитала ЕБРР, в среднем составляет около 7%, что можно назвать достаточно высоким показателем.

 

     

     Таблица 1

     Страны  и организации—участники проекта

Албания Армения Австралия
Австрия Азербайджан Белоруссия
Бельгия Босния  и Герцеговина Болгария
Канада Хорватия Кипр
Чехия Дания Египет
Эстония Финляндия Франция
Грузия Германия Греция
Венгрия Исландия Ирландия
Израиль Италия Япония
Казахстан Южная Корея Киргизия
Люксембург БЮР Македония Мальта
Мексика Молдавия Монголия
Марокко Нидерланды Новая Зеландия
Норвегия Польша Португалия
Румыния Россия Сербия и  Черногория
Словацкая республика Словения Испания
Швеция Швейцария Таджикистан
Турция Туркменистан Украина
Соединённое королевство США Узбекистан
Европейский союз Европейский инвестиционный банк
 

     Высший  руководящий орган банка –  Совет управляющих, в состав которого каждый акционер назначает своего управляющего, как правило, министра финансов. Профессиональное стратегическое управление осуществляет другой орган – Совет директоров (23 человека), который отвечает за руководство  общей деятельностью и реализацию директивных документов ЕБРР. Президент  ЕБРР осуществляет оперативное управление деятельностью банка согласно указаниям  Совета директоров. Президент избирается Советом управляющих большинством голосов на 4 года и может быть переизбран на второй срок. 

     Таблица 2

     Президенты  Европейского банка реконструкции  и развития

Годы  правления Президент, либо лицо исполняющее его функции
Апрель 1991 – июль 1993 Жак Аттали (фр. Jacques Attali)
Июль 1993 – сентябрь 1993 и.о. Рон Фримэн (англ. Ron Freeman)
Сентябрь 1993 – январь 1998 Жак де Ларозьер (фр. Jacques de Larosière)
Январь 1998 – сентябрь 1998 и.о. Чарльз Фрэнк (англ. Charles Frank)
Сентябрь 1998 – апрель 2000 Хорст Кёлер (нем. Horst Köhler)
Апрель 2000 – июль 2000 и.о. Чарльз Фрэнк (англ. Charles Frank)
Июль 2000 – июль 2008 Жан Лемьер (фр. Jean Lemierre)
Июль 2008 - настоящее время Томас Миров (нем. Thomas Mirow)
 

     Организация возникла в период, когда в государствах Центральной и Восточной Европы менялся политический строй и  страны бывшего советского блока  нуждались в поддержке для  создания нового частного сектора в  условиях перехода к рыночной экономике.

     Основными формами финансирования ЕБРР являются кредиты, вложения в акционерные  капиталы (акции) и гарантии. Расположенный в Лондоне ЕБРР представляет собой международную организацию. В целях координации деятельности на местах ЕБРР открыл 28 представительств во всех своих странах операций. Эти представительства полностью участвуют в процессе разработки новых проектов и отслеживания растущего числа операций Банка. Укомплектованные штатом иностранных и местных специалистов представительства играют все более важную роль в расширении работы Банка в регионе.

Информация о работе Европейский Банк реконструкции и развития