Деньги с позиции их прошлого, настоящего и будущего

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является попытка рассмотреть деньги с позиции их прошлого, настоящего и будущего, их необходимости и роли в экономике Республики Казахстан и жизни людей в общем.
Деньги никто не изобретал и не придумывал. Сам процесс развития общества сформировал деньги. Деньги - особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента. Они воплощение стоимости и богатства.

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ ЭКОНОМ ТЕОРИЯ.docx

— 81.01 Кб (Скачать)

Анализ  динамики основных составляющих денежной массы свидетельствует о том, что были зафиксированы опережающие  темпы роста наличных денег в  обращении по сравнению с темпами  роста депозитов резидентов в  банковской системе. В результате, доля депозитов резидентов в структуре денежной массы снизилась с 89,3% в марте 2009 года до 88,4% по итогам марта 2010 года. Денежный мультипликатор снизился с 2,99 в марте 2009 года до 2,84 в марте 2010 года в результате опережающих темпов расширения денежной базы по сравнению с темпами роста денежной массы.

Этому способствовало повышение коэффициента резервирования из-за накопления банками значительных избыточных резервов, несмотря на рост коэффициента предпочтения наличности, обусловленный более высоким  темпом роста наличных денег в  обращении по сравнению с ростом депозитов.

 

3.2 Проблемы  конвертации тенге.

В условиях интеграции кредитно-денежной и фискальной политики Республика Казахстан, при  проведении тех или иных экономических  мероприятий должны учитываться  последствия воздействия на номинальные  ставки и ожидаемые темпы инфляции. Последние, в свое очередь, сильно влияют на изменения обменных курсов национальных валют и на конвертируемость валюты. Расширение внешнеторговых операций, совершение огромной массы сделок, реализация совместных инвестиционных проектов связаны с функционированием  взаиморасчетов и взаимных платежей между юридическими и физическими  лицами нашей республики и других стран. Решающую рель в налаживании  внешнеэкономических связей играют крупные коммерческие банки, обеспечивающие проведение международных операций на эквивалентной основе по паритету обменных курсов и конвертируемости казахстанского тенге.

После введения национальной валюты в Республике Казахстан  в 1993 году и присвоения ему статуса  единственного законного платежного средства на территории республики возникает  ряд проблем, связанных с ее конвертируемостью.

В первую очередь  необходимо соблюдение условиям конвертируемости национальной валюты, которые закреплены правилами Международного Валютного  Фонда для получения статуса  «конвертируемости». По этим правилам следует избегать применения ограничений в платежах и переводах, связанных с текущими платежами, международными операциями, избегать применения дискриминационных валютных ограничений, обеспечить гарантированный официальный обмен резервов своей валюты, резервов накопленных другими странами-членами МВФ в результате текущих сделок.

  Подробно анализируя эти требования конвертируемости национальной валюты, необходимо выделить ряд узловых и спорных моментов в этой проблеме.

Прежде всего надо обратить внимание на подразделение на внутреннюю и внешнюю обратимость национальной валюты. Внутренняя обратимость означает, что национальная валюта является обратимой только для резидентовданной страны, но не для иностранных субъектов. Внешняя обратимость национальной валюты означает ее обратимость для нерезидентов и необратимость для резидентов. В этом случае только иностранные юридические лица и граждане имеют право совершать валютные операции с использованием национальной валюты, а также использовать иностранную валюту для расчетов с зарубежными странами.

Такое условие  является важным и сложным одновременно, когда рассматривается внутренняя и внешняя обратимость по текущим  операциям как для резидентов, так и для нерезидентов.

Исходя из этого положения наша национальная валюта - казахстанский тенге - является внутренне конвертируемой по текущим  операциям, за некоторым исключением. Чем его объясняется? В отношении  юридических лиц и банков-нерезидентов тенге является неконвертируемой, поскольку  не удовлетворяет требованию конвертируемости в отношении текущих операций и в отношении размеров конвертации. Для нерезидентов размеры конвертируемости тенге в иностранную валюту ограничены величиной вложенной ими валюты в народное хозяйство Казахстана. Невозможно вывезти из Казахстана больше иностранной валюты, чем вложено  в ее развитие, и средства в тенге, полученные в результате продажи  иностранных товаров и услуг  в Казахстане, являются валютно конвертируемыми, они могут быть обменены на казахстанские товары, но не на иностранные валюты.

Что касается физических лиц-нерезидентов. То здесь  ситуация с частичной конвертируемостью  тенге, поскольку тенге, полученные иностранными гражданами в результате продажи иностранной валюты уполномоченному  банку могут быть проданы обратно  по обменному курсу.

Если рассматривать другую сторону  конвертируемости – внешнюю, то тенге  является неконвертируемой валютой. Исключением  являются физические лица – нерезиденты, для которых тенге является частично конвертируемой валютой.

Естественно, внешняя и внутренняя конвертируемость тенге по текущим операциям –  это важная проблема. Другая, заслуживаемая  пристального внимания, проблема конвертируемости тенге в отношении движения капитала. С этой точки зрения, тенге является частично конвертируемой для иностранных физических и юридических лиц. Нерезиденты могут осуществлять покупку иностранной валюты на внутреннем валютном рынке в пределах инвестированных в народное хозяйство нашей республики валютных средств и полученных в результате инвестиционной деятельности доходов в тенге. В отношении банков – нерезидентов тенге является неконвертируемой валютой. Объясняется это тем, что иностранным банкам запрещено осуществлять расчеты в тенге по операциям, связанным с иностранными инвестициями через свои корреспондентские счета в уполномоченных банках Республики Казахстан.

Существуют  и другие, заслуживающие подробного и тщательного изучения, критерии обратимости национальной валюты. Это - свобода конвертации, объем покупки  иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, место совершения обменных операций, форма обмена и курс обмена.

В части свободы  конвертации тенге является принудительно  конвертируемой по отношению к резидентам - физическим лицам. В отношении валютного  курса при двусторонних сделках  купли-продажи иностранной валюты покупатели и продавцы вправе самостоятельно определять обменный курс казахстанского тенге к иностранным валютам. В настоящее время официальная  обменный курс тенге устанавливается  один раз а неделю на основе предложений Технического комитета по денежно-кредитной и валютной политике.

Распространенными средствами регулирования обменных курсов валют, исключающих их воздействие  на массу денег внутри страны, может  быть введение различных протекционистских  мер (таможенные тарифы, квота на импорт, валютная регламентация и т.д.), направленных на ограничение импорта. На изменение  обменных курсов валют можно воздействовать также введением валютных регламентации, ограничивающих права граждан по обмену валюты своей страны на иностранную, вывозу ее из страны при туристических путешествиях.

Естественно, нашей казахстанской национальной валюте далеко еще до завоевания статуса  свободно используемой, свободно конвертируемой валюты. Хотя полученные результаты в  этой области, налаженный порядок дают нам основания полагать, что в  ближайшем будущем будут достигнуты более крупные успехи. Но и проблем  еще много. Казалось бы, декларируется  полная конвертируемость тенге, но местные  компании до сих пор не могут покупать твердую валюту без предоставления документов, подтверждающих цель покупки. Межбанковский рынок до сих пор  недостаточно ликвиден и его ежедневные объемы не превышают 20 млн. долларов. По прогнозным данным Финансовых органов республики к концу 2000 года курс тенге за доллар может быть достигнут 150. Негативное влияние на девальвацию окажут следующие факторы: финансовый кризис в азиатских странах (южнокорейсхие компании намеревались инвестировать 500 млн. долларов в Казахстан, теперь это под вопросом), падение цен на зерно и металлы.

 

3.3 Пути  решения проблемы.

В первую очередь, государством должны быть погашены обязательства  по выполненным, но неоплаченным государственным  заказам, по зарплате в бюджетной  сфере и пенсиям. Во-вторых, необходимо установить контроль за прохождением бюджетных средств.

Что касается регулирований ссудных рынков, то здесь следует исходить из того, что необходимо усилить надзор со стороны НБК по осуществлению  процентной политики банками второго  уровня -и таким образом ликвидировать существующий разрыв между финансовым и реальным секторами экономики.

Предприятиям  нужно дать возможность привлекать кредиты коммерческих банков для  пополнения оборотных средств и  финансирования инвестиционных программ на приемлемых для них условиях. Необходимо усилить надзор со стороны  НБК по осуществлению процентной политики банками второго уровня - и таким образом снизить реальные процентные ставки, причем величина процентной ставки должна быть меньше уровня нормальной рентабельности предприятий.

Нужны меры по повышению ликвидности коммерческих банков, для того, чтобы они имели  возможность направлять средства в  реальную экономику. Сегодня коммерческие банки в значительной степени  связаны с фиктивным капиталом, с государственными ценными бумагами.

Национальный  банк должен снизить реальную ставку рефинансирования и проводить операции на рынке ценных бумаг с целью  увеличения ликвидных ресурсов банков, а не для перетягивания средств из кредитной системы в пользу государственного бюджета.

Вместе с  тем государство должно регулировать не только предложение кредитных  ресурсов, но и спрос на них, иначе  невозможно будет добиться снижения процентных ставок. До настоящего времени  государство регулировало в основном предложение кредитных ресурсов, проводя рестриктивную денежно-кредитную политику. Что касается регулирования спроса, на кредитные ресурсы, то оно фактически не осуществлялось, что не позволяло обеспечить их эффективное использование. Между тем в развитых рыночных экономиках широко используются системы монетарных и немонетарных рычагов ограничения спроса на" кредитные ресурсы. К немонетарным относятся процедуры банкротства, принудительного исполнения обязательств и уголовного преследования за растрату чужих средств, умышленное банкротство и иные финансовые преступления с заемными средствами. Монетарные же включают дифференцирование нормативов страховых отчислений при предоставлении кредитов заемщикам разной категории платежеспособности.

Очевидно, в  наших условиях необходимо использовать эти инструменты, иначе нельзя будет  добиться снижения реальных процентных ставок без усиления инфляции.

По мнению некоторых отечественных экономистов, выход из этой тупиковой экономической  ситуации, в которой находится  Казахстан, как и другие постсоветские  республики, заключается в том, что  нужно отказаться от макроэкономической политики, диктуемой МВФ и другими  международными финансовыми институтами, и перейти к новой, которая будет стимулировать экономический рост немонетарными методами.

Важную роль в разработке продуманной  стратегии должны сыграть квалифицированные  специалисты, ученые -экономисты и практики. В Республике не первый год ведет научные исследования в этой области Институт Экономических Исследований РК.

В настоящее  время наметились определенные положительные  сдвиги в этой области, готовится  проект новой концепции экономической  политики РК, в котором заложены долгосрочные меры экономического развития. В подготовке проекта широко используются материалы, предоставленные Институтом Экономических Исследований РК. Однако в любом случае, зависимость от международного кредитования, в первую очередь, МВФ, вынуждает Казахстан  прислушиваться к рекомендациям  МВФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Заключение

 

Итак, товар, обладающий наибольшей ликвидностью становится деньгами. По определению: деньги – это абсолютно ликвидный товар. Надо отметить, что деньги появились как результат экономических отношений в хозяйственной жизни людей. То есть появление денег абсолютно объективно. Деньги являются товаром, а товар предназначен для обмена.

Деньги  являются неотъемлемыми атрибутами современной цивилизации. Их функционирование позволяет соединить в непрерывный процесс производство, распределение, обмен и потребление общественного продукта. Без их использования не обходится ни один хозяйствующий субъект.

Деньги  представляют собой сложный организм, они порождают сложные экономические связи, способны как облегчить обмен, так и создать определенные преграды на пути движения продукта.

Деньги  рассматриваются не как нечто  «застывшее», а как явления, находящиеся  в развитии. Деньги появились не сегодня, они служат продуктом длительного  общественного роста. На каждом определенном историческом отрезке времени взгляды общества на их роль в экономических отношениях воспринималась неодинаково.

Роль денег, прежде всего, проявляется  в результатах участия денег  в установлении цены товара. В условиях рыночной экономики эта величина складывается, исходя из стоимости товара, с возможным отклонением цены от стоимости. На цену товара влияют соотношение спроса и предложения и конкуренция, что позволяет снижать цену товара.

Большое значение имеют деньги в  процессе денежного оборота, когда  выполняют функцию средства обращения  или средства платежа. При оплате приобретаемых ценностей или  оказанных услуг покупатель контролирует уровень цен и качество товаров  и услуг, что вынуждает изготовителей  снижать цены и повышать качество своей продукции. В итоге это направлено на повышение эффективности производства.

Таким образом, деньги являются следствием экономической эволюции общества и  большим шагом по пути прогресса.

Информация о работе Деньги с позиции их прошлого, настоящего и будущего