Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 06:06, курсовая работа
В первом разделе данной курсовой рассматривается денежный рынок с теоретической стороны. Рассматриваются три вопроса. Первый из них «Понятие денежной системы», включающий в себя описание ее элементов и ее типы. Второй вопрос - денежное обращение. В нем рассматриваются два типа денежного оборота: наличный и безналичный. И третий вопрос - денежно-кредитная политика, а именно ее цели, инструменты, с помощью которых она осуществляется, и ее типы.
Во втором разделе курсовой рассматривается денежная система конкретной страны - Российской Федерации. Это раздел состоит также из трех вопросов. В первом вопросе описываются виды денежных знаков РФ. Второй включает в себя методы, при помощи которых происходит регулирование денежного обращения. Это регулирование осуществляет Банк России, поэтому в этом вопросе рассматриваются инструменты денежно-кредитной политики Банка России. Третий вопрос второго раздела содержит краткое описание наличного и безналичного денежного обращения в РФ.
В третьем разделе рассматривается новая денежно-кредитная политика на 2001 год. Характеризуются итоги проведения денежно-кредитной политики в 2000 году, прогнозируется темп роста инфляции. предлагаются методы ее усовершенствования, Методов большее количество. Но принесут ли они ожидаемый результат?
Введение.
1. Денежная система страны:
1.Понятие денежных систем;
2.Денежное обращение;
3.Денежно-кредитная политика: цели, инструменты, типы.
2. Денежная система РФ:
1.Виды денежных знаков;
2.Методы регулирования денежного обращения;
3.Наличное и безналичное денежное обращение;
3. Новая денежно-кредитная политика на 2001 год.
Заключение.
Список использованной литературы.
В соответствии с этими правилами организации, предприятия, учреждения не зависимо от организационно-правовой формы (далее - предприятия) хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий. Денежная наличность сдается ими непосредственно в кассы учреждений банков через объединенные кассы на предприятиях. Наличные деньги могут сдаваться предприятиями на договорных условиях через инкассаторские службы, имеющие лицензию Банка России на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств и других ценностей.
Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками по согласованию с руководителями предприятиями. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты, независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности.
Предприятия должны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе. Они могут хранить в кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи заработной платы, выплат социального характера и стипендии не более 3 рабочих дней.
Важное значение имеет согласование предприятиями с обслуживающими учреждениями банков сроков выдачи денежной наличности на заработную плату, выплаты социального характера и на стипендии. Для равномерного использования кассовых ресурсов и упорядочения выдач наличных денежных средств в учреждениях банков ежегодно составляется календарь выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии на основании сведений предприятий о размерах и сроках выплаты зарплаты.
Территориальные учреждения Банка России на основании получаемых от учреждений банков материалов ежегодно составляют календарь выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии по республике, краю, области (по месяцам) и в срок до 29 марта и 29 сентября высылают Банку России для свода в целом по РФ.
Выдачи наличных денег предприятиям производятся, как правило, за счет текущих поступлений денежной наличности в кассы кредитных организаций. Для обеспечения своевременной выдачи кредитными организациями наличных денег со счетов предприятий, а также со счетов по вкладам граждан территориальные учреждения Банка России или по их поручению расчетно-кассовые центры устанавливают для каждой кредитной организации и их филиалов сумму минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня.
В целях максимального привлечения наличных денег в свои кассы за счет своевременного и полного сбора денежной выручки от предприятий учреждения банков не реже одного раза в два года проверяют соблюдение определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью.
Территориальные учреждения Банка России контролируют работу учреждений банков по организации наличного денежного оборота, соблюдению предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью в соответствии с указанным выше Положением.
Безналичный денежный оборот. В России установлено несколько форм безналичных расчетов, которые предприятия могут выбирать по своему усмотрению. Это расчеты платежными поручениями, платежными требованиями - поручениями, аккредитивами, чеками и векселями.
Расчеты платежными поручениями. Платежное поручение - это поручение хозяйствующего субъекта о перечислении определенной суммы с его счета на счет другого хозяйствующего субъекта.
Платежное поручение действительно в течение 10 дней со дня выписки (день выписки в расчет не принимается). Поручения принимаются банком только при наличии средств на счете. Расчеты платежными поручениями используются при равномерных и постоянных поставках товаров, при авансовых платежах, частичных платежах по крупным сделкам, для перевода денежных средств через предприятия связи (пенсии, заработная плата и т.п.), по нетоварным операциям (платежи в бюджет, погашение банковских ссуд и т.п.) и др.
Расчеты платежными требованиями - поручениями. Платежное требование - поручение - это расчетный документ, содержащий требование продавца к покупателю оплатить стоимость поставленных по договору товаров на основании направленных ему расчетных и отгрузочных документов.
Расчеты аккредитивами. Аккредитив - условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению покупателя в пользу продавца, по которому банк - эмитент может произвести платеж продавцу при выполнении им условий аккредитива. Аккредитивы бывают документарные и денежные. Денежный аккредитив - именной документ, адресованный банком - эмитентом другому банку и содержащий приказ о выплате денег в определенный срок. Документарный аккредитив используется для расчета за товары.
Расчеты чеками регламентируются Положением о чеках, утвержденном постановлением Верховного Совета РФ от 13.02.1992 г. Расчетный чек - документ, содержащий приказ владельца счета банку о выплате указанной в нем суммы определенному лицу. Чек обязательно должен иметь покрытие. Чек является ценной бумагой.
Чеки действительны в течение десяти дней, не считая дня выписки. Чек, выписанный в иностранном государстве, подлежит оплате на территории России в течение 70 дней, а чек, выписанный на территории государств - членов СНГ, - в течение 20 дней.
Расчеты векселями. Операции с векселями регламентируются Положением о переводном и простом векселе, утвержденным постановлением ЦИК и СНК СССР «О введении в действие Положения о переводном и простом векселе» от 7.08.1937 г. №104/1341 и Федеральным законом «О переводном и простом векселе» от 11.03.1997 г. №48-ФЗ.
Вексель - это ценная бумага, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя выплатить векселедержателю определенную сумму при наступлении предусмотренного векселем срока.
Вексель может быть выписан в любой валюте. Если он выписан в иностранной валюте, то попадает в разряд валютных ценностей.
Новая денежно-кредитная политика
на 2001 г.
21 сентября 2000 г. на заседании Правительства РФ был рассмотрен вопрос «О проекте основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2001 г.». На последовавшем затем брифинге заместитель председателя Банка России Т.В. Парамонова рассказала о главных особенностях проводимой ЦБ линии в денежно-кредитной сфере.
Было отмечено, что Основные направления представлены в Правительство раньше, чем обычно. По Закону о ЦБ, подобный документ должен быть представлен в Госдуму до 1 октября, а окончательный вариант - к 1 декабря. Представленный документ - лишь вариант того сценария развития денежно-кредитной политики, который может быть реализован в 2001 г. Такое раннее представление документа дает то преимущество, что при рассмотрении совместно с проектом бюджета на следующий год обеспечивает возможность лучше проанализировать макроэкономическую ситуацию в трех ее основных аспектах: денежном фискальном и структурном.
Если коротко охарактеризовать итоги проведения денежно-кредитной политики в 2000 г., то следует отметить, что темпы инфляции ожидаются в пределах запланированных 18%. Темп роста ВВП, первоначально прогнозируемый в пределах 1,5%, ожидается более высоким. Соотношение основных макроэкономических показателей складывается значительно более благоприятное, чем предполагалось в прогнозе на 2000 г. Кроме того, проявился и ряд других положительных факторов - повысилась занятость и доходы населения, возросли инвестиции - все это отмечалось не только российскими аналитиками, но и международными экспертами.
Вместе с тем различные средства массовой информации дают противоречивые оценки результатам проводимой в текущем году кредитно-финансовой политики - росту денежной массы, уровню ликвидности банковской системы и т. д. Поэтому Т.В.Парамонова остановилась на основных моментах, которые помогут понять позицию Банка России при реализации денежно-кредитной политики.
Первое - это плавающий курс рубля, введенный Банком России и Правительством после кризиса 1998 г. и в наибольшей степени соответствующий тем процессам, которые должны быть поддержаны в нашей стране. Плавающий валютный курс означает, что Правительство и ЦБ не берут на себя обязательство обозначить курс, заранее его объявить, а лишь сглаживают наиболее резкие его колебания, происходящие под воздействием различных факторов конъюнктурного характера. Видно, что в текущем году поддерживается весьма стабильный курс рубля, происходит некоторое укрепление его по отношению к доллару, растут золото - валютные резервы ЦБ и Минфина - их уровень находится на рекордных значениях за многие годы. Поэтому денежная база обеспечена золото - валютными резервами и те инфляционные ожидания, которые наблюдались в экономике, постепенно снижаются и, несмотря на то, что ряд условий для инфляции (в том числе некоторые немонетарные факторы) сохраняются, будет проводиться политика последовательного снижения темпов инфляции. Следующий момент - изменение структуры денежной массы. В первую очередь происходит увеличение срочных депозитов, что очень важно, ускоряется обращение денег. Это положительно скажется и на темпе инфляции, и на макроэкономической политике в целом.
Еще один важный, часто дискутируемый вопрос - это вопрос об «избыточной денежной ликвидности». Т.В. Парамонова отметила, что уровень свободных остатков средств на счетах (ежедневной действительно свободной ликвидности) стабилен, он сложился в последние годы после кризиса 1998 года в пределах 13-14% к уровню остатков по корсчетам и соответствует уровню трансакционных денег, которые необходимы банкам для осуществления платежей и соответствуют тому уровню рисков, которые реально существуют в коммерческих банках. Поэтому уровень ликвидности, по мнению Банка России, адекватен реальному положению вещей.
ЦБ применяет много различных инструментов при проведении своей политики, но ведущими инструментами в последнее время являются те, которые направлены на связывание избыточной ликвидности, прежде всего, депозиты.
Размер депозитов в ЦБ определяется силой платежного баланса; поскольку платежный баланс является достаточно сильный, то размер депозитов увеличивается, одновременно заметно снизился уровень процентных ставок. Как известно, уровень ставки рефинансирования ЦБ заметно снизился, понизился уровень ставок межбанковского рынка, уровень ставок коммерческих банков при предоставлении кредитов своим клиентам также упал и находится на достаточно низком уровне.
Перечисленные факторы в основном предопределили выводы при анализе положения, которое может сложиться в 2001 году. Конечно, в учет принимались и возможные изменения мировых цен на нефть и основные экспортные товары. Оценки Банка России в отношении возможностей роста ВВП совпадают с оценками Правительства (до 5%). Предусматривается сохранить плавающий режим курсообразования, но изменится характер денежно-кредитной политики, в рамках которой применяется плавающий курс. Имеется в виду, что раньше перед страной стоял вопрос и накопления резервов, и недопущения излишнего укрепления рубля (чтобы не снизить конкурентоспособность российской экономики), и избежания слишком сильной девальвации в начале года (потому что возобладали некоторые временные факторы), что потребовало от ЦБ проведения гибкой, взвешенной политики.
В будущем году политика станет более точной, поскольку инфляционные ожидания имеют тенденцию к снижению, и темп инфляции в 2001 году прогнозируется в диапазоне 12-14%. Это вполне достижимый уровень при осуществлении мер по координации деятельности ЦБ и Правительства в проведении денежно-кредитной политики, бюджетной и структурной политики.
ЦБ считает, что структурные меры должны быть в значительной мере активизированы и в будущем году, необходимо также усилить роль финансовых посредников в трансформации элементов денежно-кредитной политики и доведении ее до реального сектора. Не только банки, но и пенсионные и страховые фонды должны сыграть более значимую роль.
В будущем году будут применяться уже действующие инструменты денежно-кредитной политики. Возможно расширение того эксперимента, который проводится в Санкт-Петербурге по рефинансированию банков под залог векселей первоклассных эмитентов-предприятий, хотя, не ожидается, что таких примеров будет много. Но сам механизм будет отрабатываться.
В отношении облигаций можно сказать с уверенностью, что такой инструмент должен быть у Банка России. В каких количествах, когда они будут применяться - это вопросы конкретного регулирования денежно-кредитной сферы. Безусловно, этот инструмент будет обращаемым на рынках, сможет служить залогом при операциях кредитования между банками.
На заседании Правительства была поддержана идея внесения законопроекта об освобождении ценных бумаг ЦБ от налогообложения. Если все это будет реализовано, будет поддержано право выпуска Центробанком ценных бумаг, то появится возможность проводить более гибкую денежно-кредитную политику, чем в текущем году, а методы регулирования в этой сфере станут более тонкими и эффективными.