Денежный оборот

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 09:26, реферат

Описание работы

С появлением и распространением денег как всеобщего эквивалента, зарождается процесс денежного оборота, заключающийся в непрерывном движении денег при выполнении ими своих функций: средство платежа, накопления, мера стоимости, средство обращения. Поэтому с момента возникновения и по сей день денежный оборот является «кровеносной системой» экономики. От его успешного функционирования зависят хозяйственная активность, экономический рост, благополучие общества.

Работа содержит 1 файл

Методы регулирования и стабилизации денежного оборота.docx

— 64.84 Кб (Скачать)

Денежный оборот, опосредуя сложные  экономические связи, может как  облегчить обмен, так и существенно  ухудшить условия производства, распределения и потребления общественного продукта. Эффективно организованный денежный оборот обеспечивает расширенное воспроизводство при минимизации общественных (социальных) потерь. Для этого он должен быть стабильным, т.е. обеспечивать относительную устойчивость покупательной способности денежной единицы, выражающуюся в постоянстве того количества товаров, услуг (при сохранении их качества), которые можно приобрести за одно и то же количество денег в различные периоды времени. Напротив, нарушение устойчивости денежного оборота, особенно на длительных временных интервалах, влечет невозможность полноценного выполнения деньгами своих функций и, следовательно, реализации их роли в общественном воспроизводстве. Поэтому обеспечение устойчивости денежного оборота – одна из важнейших целей в системе целевых ориентиров денежно-кредитной политики.

Денежный оборот обслуживает функционирование следующих основных рынков:

- товаров;

- капитала – труда, земли,  реальных активов (реального капитала);

- финансовых активов.

Однако любая экономическая  система подвержена воздействию  различного рода рисков, которые приводят к нарушению равновесия либо на отдельных рынках, либо, учитывая их взаимосвязь, на всех сразу. Более того, нарушение равновесия на каком-либо одном рынке, как правило, ведет к нарушению равновесия на других рынках. Поэтому устойчивость денежного обращения – это одновременно и основное условие, и результат общего макроэкономического равновесия (на товарном, денежном и ресурсном рынках).

Значимость регулирования денежного  оборота со стороны государства  существенно возрастает в условиях высокоиндустриальной экономики. Так, в до- и низкоиндустриальной экономике относительная стабильность (статичность) спроса, цен и производства требовали меньших регулирующих усилий со стороны органов монетарной власти. По мере роста уровня индустриализации хозяйства, повышения степени мобильности факторов производства, распределения и перераспределения доходов и совокупного спроса необходимость усиления регулирования государством денежной кредитной сферы (денежного оборота) существенно возрастает.

В условиях переходной экономики значимость и роль государственного регулирования  денежно-кредитной сферы повышается еще и потому, что с ростом общей информативности общества субъективные восприятия участников рыночной ситуации становятся составной частью ценообразующих факторов. Действие таких факторов, как несовершенство информации, разнонаправленность намерений агентов, наличие дополнительных издержек и отсутствие гибкости цен, в условиях транзитивного хозяйства усиливается и может обусловливать не просто отклонение экономики от равновесного уровня, но и существенную деформацию ее структуры, которая может быть непреодолима для рыночных механизмов и стимулов.

С позиции оценки степени необходимости  регулирования денежного оборота  представляет интерес анализ сущностных причин инфляции, в том числе в  условиях переходной экономики. Как  известно, основные причины инфляции лежат как в денежной сфере, так и в сфере производства общественного продукта.

К факторам со стороны денежного  обращения (монетарным) относят:

- эмиссию государством денежной  массы сверх потребностей экономики  в ней (например, эмиссионное покрытие  дефицита государственного бюджета,  чрезмерный рост кредитов банков  субъектам экономики, экономически  необоснованная кредитная активность банковской системы);

- поддержание стабильности обменного  курса национальной денежной  единицы в условиях устойчивого  профицита платежного баланса (постоянного превышения поступления иностранной валюты на внутренний рынок над ее оттоком);

- рост скорости денежного обращения  (чем выше скорость, тем выше  инфляция);

- дисбаланс денежного рынка,  вызванный не абсолютным, а относительным избытком денежной массы – несоответствием структуры спроса и предложения денег;

- недостаточный уровень развитости  рынка государственных облигаций  (чем больше возможности «оттока»  временно свободных ресурсов  на рынок государственных ценных бумаг, тем ниже уровень инфляции).

При «монетарной» инфляции денежные факторы являются единственной причиной роста цен, что делает при прочих равных условиях невозможным увеличение цен более быстрыми темпами, чем  темпы прироста денег. В свою очередь  «немонетарная» инфляция может иметь  место при относительно неизменной массе денег. И в этом случае, если государство не обеспечит соответствующий объем денежного предложения, то этот «денежный вакуум» будет заполнен денежными суррогатами (бартер, неплатежи и др.).

В целом же инфляция приводит к  деформации денежного оборота, оттоку ресурсов из сферы производства преимущественно в сферу обращения, так как за счет более высокой скорости обращения денег именно в сфере обращения обеспечивается высокая прибыль. В свою очередь это ведет к дальнейшей демонетизации экономики, ухудшению условий производства и дальнейшему росту инфляции. Таким образом, инфляция самовоспроизводится во все больших размерах, усиливая деформацию денежного обращения. Все это делает чрезвычайно актуальным регулирование денежного оборота со стороны государства.

Таким образом, от денежно-кредитной  политики, проводимой центральным банком любого государства, зависят как успехи или неудачи в области макроэкономического регулирования экономики, так и благосостояние народа. Отсюда ясно, что денежно-кредитное регулирование является важнейшим инструментом воздействия на экономическую жизнь государства, а поэтому нарушение денежно-кредитного механизма пагубно отражается на состоянии всей хозяйственной жизни. Например, избыточная масса денег ведет к инфляции, снижению покупательной способности денежной единицы, обесценению капитала и, наоборот, нехватка платежных средств ограничивает возможности экономического роста, ведет к возникновению так называемого кризиса неплатежей. Поэтому вполне закономерно, что в условиях современной рыночной экономики возрастают контрольные и регулирующие функции центральных банков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Методы и инструменты регулирования денежного оборота

 

Денежно-кредитная политика реализуется  путем проведения денежно-кредитного регулирования – совокупности мероприятий  центрального банка, направленных на достижение целей денежно-кредитной политики.

В зависимости от избрания тех или  иных экономических приоритетов  выделяют три вида денежно-кредитного регулирования:

- гибкое регулирование, которое  предполагает поддержание на  привлекательном уровне ссудного  процента, определяющего инвестиционные решения хозяйствующих субъектов. Реализация этого варианта денежно-кредитного регулирования при росте спроса на деньги приведет к соответствующей корректировке объема денежной массы в обращении, оставляя норму процента неизменной (рис.1)

 

Рис. 1 Гибкое денежно-кредитное регулирование

 

- жесткое регулирование, предполагающее  сохранение неизменным объема денежной массы. В этом случае любое изменение спроса на деньги будет влиять на величину ссудного процента, оставляя фиксированной денежную массу (рис. 2)

 

Рис. 2 Жесткое денежно-кредитное регулирование

- промежуточное регулирование,  когда корректируется и денежная  масса, и уровень процента, что дает центральному банку возможность выбора степени своего влияния на денежный рынок в соответствии со складывающимися экономическими условиями (рис. 3)

 

Рис. 3 Промежуточное денежно-кредитное регулирование

 

В зависимости от тех или иных классификационных признаков методы регулирования денежного оборота  могут разделяться на различные  группы.

В зависимости от учета экономических  интересов субъектов денежного  оборота выделяют административные (прямые) и экономические (косвенные) методы.

К административным методам относится использование лимитов (прямых ограничений) или запретов, устанавливаемых центральным банком по отношению к количественным и качественным показателям деятельности банков.

Косвенные (экономические) инструменты  предполагают воздействие центрального банка на поведение банков через  использование экономических интересов, т.е. изменяя объем денежной базы (резервных денег) или проценты по рефинансированию, центральный банк изменяет спрос на кредит и величину его мультипликации в экономике. Важным фактором эффективности косвенных инструментов является формирование денежно-кредитной системы, способствующей оптимальному распределению сбережений и инвестиций в экономике, что предполагает: достижение относительно стабильного экономического развития; формирование развитых рыночных отношений во всех секторах экономики; создание универсальной, стабильной, устойчивой инфраструктуры финансового рынка.

В зависимости от объема воздействия  на денежный рынок выделяются общие (воздействуют на систему в целом) и селективные (предполагают избирательное воздействие на финансовый рынок) методы (инструменты) регулирования денежного оборота.

Характер используемых методов  также можно выделить в качестве классификационного признака. Так, направленность методов на противодействие инфляции относят к антиинфляционной политике. Основной целью регулирования государством денежного оборота будет являться ослабление негативных социально-экономических последствий инфляции.

Основными в системе методов  регулирования денежного оборота  являются методы антиинфляционной направленности, выбор которых будет зависеть от природы инфляции, ее основных факторов, а также от главенствующей концепции антиинфляционной политики. В зависимости от того, как в той или иной стране оценивается природа инфляции (монетарная, немонетарная или их сочетание), ее ведущие факторы, государство определяет ту или иную стратегию антиинфляционного регулирования.

В развитых странах основная ответственность  за проведение эффективной антиинфляционной политики, как правило, возлагается на центральный банк как ведущий орган денежно-кредитного регулирования. В этом случае, осуществляя антиинфляционное регулирование денежного оборота, центральные банки могут использовать методы и инструменты денежно-кредитной политики, осуществлять денежные реформы. К мероприятиям в сфере организации денежного обращения могут добавляться меры бюджетно-налогового регулирования, мероприятия в сфере ценообразования, формирования конечных доходов населения и другие регулирующие финансово-кредитные рычаги.

Однако в условиях переходной экономики  это зачастую может решить только часть задачи. Регулирование инфляции, вызванной факторами неденежного характера, требует дополнительных радикальных мер в сфере, например, структурной политики, инвестиционного регулирования и др. Более того, опыт постсоциалистических стран в последние годы убедительно показывает, что устойчивое достижение целевого ориентира по инфляции возможно только путем реализации комплекса согласованных мер в области денежно-кредитной, бюджетно-налоговой, тарифной и структурной политики государства.

Денежные реформы – это меры корректирующего характера, компенсирующие негативные последствия инфляции, но не устраняющие ее коренных причин.

Денежные реформы предполагают частичное или полное преобразование действующей денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения денежного оборота. Эффективность денежных реформ и долгосрочность полученных результатов (вне зависимости от степени ее радикальности) зависит только от своевременности и адекватности (сущности инфляции) проводимых мер антиинфляционного регулирования.

Существуют следующие наиболее часто используемые методы проведения денежных реформ:

- нуллификация, которая предполагает  официальную замену старых обесценивающихся  денежных знаков на новые, но в ограниченном количестве;

- ревальвация (реставрация), которая  предполагает восстановление стоимостного содержания денежной единицы, или возврат ее прежнего золотого содержания, или рост курсовой стоимости национальных денег по отношению к иностранной валюте;

- девальвация, напротив, предполагает  снижение стоимостного содержания национальной денежной единицы (например, падение курсовой стоимости национальных денег или в условиях размена бумажных денег на золото – уменьшение их металлического содержания);

- деноминация (изменение масштаба цен) – это увеличение нарицательной стоимости национальных денег (без изменения их наименования) путем «зачеркивания нулей». Старые деньги в этом случае обмениваются на новые без ограничения (в отличие от нуллификации) с одновременным пересчетом всех денежных агрегатов и прочих стоимостных показателей.

Все методы проведения денежных реформ в том или ином виде предполагают изъятие из каналов денежного обращения излишних денег, превышающих реальный спрос со стороны экономики (т.е. достижение товарно-денежной сбалансированности экономики). Однако вне системы комплексного антиинфляционного регулирования экономики денежные реформы как метод регулирования денежного оборота могут дать положительный эффект только на краткосрочный период. Кроме того, существенным фактором, определяющим успех (неуспех) денежной реформы, является доверие экономических агентов к политике государства в сфере денежно-кредитных отношений, а также к банковской системе.

Выбор и сочетание инструментов денежно-кредитного регулирования  зависит прежде всего от задач, которые решает центральный банк на той или иной стадии экономического развития страны. К методам регулирования денежного обращения, принятым в мировой практике, относятся нормы обязательных резервов или политика минимальных резервных требований, регулирование учетной ставки центрального банка, операции на открытом или вторичном рынке. Кроме того центральные банки воздействуют на состояние денежного обращения посредством инвестиционных требований и кредитных «потолков».

Последние два метода по воздействию  на денежное обращение близки к политике минимальных резервных требований. В частности, инвестиционные требования представляют собой обязательство кредитного учреждения держать на счете в центральном банке часть суммы активов или часть их прироста за определенный период в виде государственных облигаций или ценных бумаг, выпускаемых специальными кредитными учреждениями (институтами).

Информация о работе Денежный оборот