Денежный оборот Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

ДЕНЕЖНЫЙ ОБОРОТ, НАЛИЧНЫЙ И БЕЗНАЛИЧНЫЙ ОБОРОТ, НЕОБХОДИМОСТЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА, МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Содержание

Исследования: изучены понятие и структура денежного оборота, значимость денежного регулирования для экономики в целом и проанализирована денежно-кредитная (монетарная) политика в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

на передачу.doc

— 355.00 Кб (Скачать)

      Денежный  оборот обслуживает функционирование следующих основных рынков:

      - товаров;

      - капитала – труда, земли, реальных активов (реального капитала);

      - финансовых активов.

      Однако  любая экономическая система  подвержена воздействию различного рода рисков, которые приводят к нарушению равновесия либо на отдельных рынках, либо, учитывая их взаимосвязь, на всех сразу. Более того, нарушение равновесия на каком-либо одном рынке, как правило, ведет к нарушению равновесия на других рынках. Поэтому устойчивость денежного обращения – это одновременно и основное условие, и результат общего макроэкономического равновесия (на товарном, денежном и ресурсном рынках).

      Выделяют  ряд тактических условий обеспечения  относительной стабильности покупательной способности денежной единицы:

      - поддержание товарно-денежной сбалансированности;

      - гибкость (эластичность) денежного оборота, что предполагает способность производных денежного оборота (денежной массы и объема кредитов) к расширению или сокращению в соответствии с динамикой реального спроса на деньги;

      - обеспечение относительной стабильности  покупательной способности национальной денежной единицы на внутренних и внешних рынках (стабильность курса национальной валюты).

  • В любой экономической системе состояние равновесия денежного и товарного рынков не обеспечивается автоматически, а определяется с помощью государства методами денежно-кредитной политики. Особую сложность данная проблема приобретает в условиях транзитивной (переходной) экономики, так как в силу специфики предпочтений экономических агентов подходы ныне развитых стран к вопросам устойчивости денежного обращения часто не дают ожидаемого эффекта. [6, с.143]

      Значимость  регулирования денежного оборота  со стороны государства существенно  возрастает в условиях высокоиндустриальной экономики. Так, в до- и низкоиндустриальной  экономике относительная стабильность (статичность) спроса, цен и производства требовали меньших регулирующих усилий со стороны органов монетарной власти. По мере роста уровня индустриализации хозяйства, повышения степени мобильности факторов производства, распределения и перераспределения доходов и совокупного спроса необходимость усиления регулирования государством денежной кредитной сферы (денежного оборота) существенно возрастает.

  • В условиях переходной экономики значимость и роль государственного регулирования денежно-кредитной сферы повышается еще и потому, что с ростом общей информативности общества субъективные восприятия участников рыночной ситуации становятся составной частью ценообразующих факторов. Действие таких факторов, как несовершенство информации, разнонаправленность намерений агентов, наличие дополнительных издержек и отсутствие гибкости цен, в условиях транзитивного хозяйства усиливается и может обусловливать не просто отклонение экономики от равновесного уровня, но и существенную деформацию ее структуры, которая может быть непреодолима для рыночных механизмов и стимулов. [6, с.145]

      С позиции оценки степени необходимости  регулирования денежного оборота  представляет интерес анализ сущностных причин инфляции, в том числе в  условиях переходной экономики. Как  известно, основные причины инфляции лежат как в денежной сфере, так и в сфере производства общественного продукта.

      К факторам со стороны денежного обращения (монетарным) относят:

      - эмиссию государством денежной массы сверх потребностей экономики в ней (например, эмиссионное покрытие дефицита государственного бюджета, чрезмерный рост кредитов банков субъектам экономики, экономически необоснованная кредитная активность банковской системы);

      - поддержание стабильности обменного  курса национальной денежной  единицы в условиях устойчивого  профицита платежного баланса (постоянного превышения поступления иностранной валюты на внутренний рынок над ее оттоком);

      - рост скорости денежного обращения  (чем выше скорость, тем выше  инфляция);

      - дисбаланс денежного рынка, вызванный  не абсолютным, а относительным избытком денежной массы – несоответствием структуры спроса и предложения денег;

      - недостаточный уровень развитости  рынка государственных облигаций  (чем больше возможности «оттока»  временно свободных ресурсов  на рынок государственных ценных бумаг, тем ниже уровень инфляции).

        С позиции регулирования денежного оборота особый интерес представляют также и теории сущности инфляции, которые могут послужить методологической основой разработки антиинфляционных мер. Существует ряд теоретических концепций сущности инфляции, которые предполагают различные подходы к необходимости и направленности регулирования денежного оборота со стороны государства.

      «Монетаристская»  концепция сущности инфляции объясняет данное явление исключительно монетарными причинами. В связи с этим основные регулирующие меры государства должны касаться только денежного предложения, а именно его ужесточения в соответствии с ростом общественного продукта (но не более 3-5% в год). Помимо этого одной из основных антиинфляционных мер считается недопущение дефицита государственного бюджета.

      «Структуралистская» концепция сущности инфляции рассматривает зависимость роста цен и структурных факторов: естественное изменение относительных цен вследствие структурных сдвигов в производстве и потреблении либо в технологии, а также неравномерности роста производительности труда в секторах, работающих на внешний и внутренний рынок. Основная идея здесь состоит в том, что не инфляция вызывает структурные сдвиги, а наоборот, структурные сдвиги в экономике являются первопричиной инфляции.

      «Инерционная» концепция сущности инфляции основывается на предположении о негибкости цен в сторону понижения при сохранении их эластичности в сторону повышения. Эта ассиметрия в движении относительных цен приводит к инфляции: если возникший на денежном рынке дисбаланс цен требует их снижения, то рынок достигает равновесия путем повышения общего уровня цен, т.е. ликвидации дисбаланса на новом, более высоком уровне цен. В этом случае также предложение денег пассивно приспосабливается к новому уровню спроса на них.

      При «монетарной» инфляции денежные факторы  являются единственной причиной роста  цен, что делает при прочих равных условиях невозможным увеличение цен  более быстрыми темпами, чем темпы  прироста денег. В свою очередь «немонетарная» инфляция может иметь место при относительно неизменной массе денег.  И в этом случае, если государство не обеспечит соответствующий объем денежного предложения, то этот «денежный вакуум» будет заполнен денежными суррогатами (бартер, неплатежи и др.).

  • В целом же инфляция приводит к деформации денежного оборота, оттоку ресурсов из сферы производства преимущественно в сферу обращения, так как за счет более высокой скорости обращения денег именно в сфере обращения обеспечивается высокая прибыль. В свою очередь это ведет к дальнейшей демонетизации экономики, ухудшению условий производства и дальнейшему росту инфляции. Таким образом, инфляция самовоспроизводится во все больших размерах, усиливая деформацию денежного обращения. Все это делает чрезвычайно актуальным регулирование денежного оборота со стороны государства. [6, с.148]

        Для управления потоками денежных средств между секторами экономики формируется система денежно-кредитного (монетарного) регулирования. Системой денежно-кредитного регулирования называют организуемое государством в лице центрального банка регулирование денежного оборота в целях поддержания устойчивости национальной валюты и решения других макроэкономических задач. 

      Система денежно-кредитного регулирования  представляет собой совокупность элементов, ее составляющих. К ним относятся:

      - принципы организации денежно-кредитного  регулирования;

      - субъекты и объекты регулирования;

      - цели, методы и инструменты, а  также механизм регулирования. [6, с.364]

      Нас интересуют методы и инструменты  регулирования, которые мы и рассмотрим в следующем разделе.  
 
 

2.2. Методы и инструменты регулирования денежного оборота

      Денежно-кредитная  политика реализуется путем проведения денежно-кредитного регулирования – совокупности мероприятий центрального банка, направленных на достижение целей денежно-кредитной политики.

      В зависимости от избрания тех или  иных экономических приоритетов  выделяют три вида денежно-кредитного регулирования:

      - гибкое регулирование, которое предполагает поддержание на привлекательном уровне ссудного процента, определяющего инвестиционные решения хозяйствующих субъектов. Реализация этого варианта денежно-кредитного регулирования при росте спроса на деньги приведет к соответствующей корректировке объема денежной массы в обращении, оставляя норму процента неизменной (рис.2)

       

      

      Рис. 2. Гибкое денежно-кредитное регулирование 

      - жесткое регулирование, предполагающее сохранение неизменным объема денежной массы. В этом случае любое изменение спроса на деньги будет влиять на величину ссудного процента, оставляя фиксированной денежную массу (рис. 3) 

        

      Рис. 3 Жесткое денежно-кредитное регулирование 
 
 
 

      - промежуточное регулирование, когда корректируется и денежная масса,  и уровень процента, что дает центральному банку возможность выбора степени своего влияния на денежный рынок в соответствии со складывающимися экономическими условиями (рис. 4) 

      

      Рис. 4 Промежуточное денежно-кредитное  регулирование 

      В зависимости от тех или иных классификационных признаков методы регулирования денежного оборота могут разделяться на различные группы.

      В зависимости от учета экономических интересов субъектов денежного оборота выделяют административные (прямые) и экономические (косвенные) методы.

      К административным методам  относится использование лимитов (прямых ограничений) или запретов, устанавливаемых центральным банком по отношению к количественным и качественным показателям деятельности банков.

  • Косвенные (экономические) инструменты предполагают воздействие центрального банка на поведение банков через использование экономических интересов, т.е. изменяя объем денежной базы (резервных денег) или проценты по рефинансированию, центральный банк изменяет спрос на кредит и величину его мультипликации в экономике. Важным фактором эффективности косвенных инструментов является формирование денежно-кредитной системы, способствующей оптимальному распределению сбережений и инвестиций в экономике, что предполагает: достижение относительно стабильного экономического развития; формирование развитых рыночных отношений во всех секторах экономики; создание универсальной, стабильной, устойчивой инфраструктуры финансового рынка. [6, с.372]

        В зависимости от объема воздействия на денежный рынок выделяются общие (воздействуют на систему в целом) и селективные (предполагают избирательное воздействие на финансовый рынок) методы (инструменты) регулирования денежного оборота.

      Характер  используемых методов также можно  выделить в качестве классификационного признака. Так, направленность методов на противодействие инфляции относят к антиинфляционной политике. Основной целью регулирования государством денежного оборота будет являться ослабление негативных социально-экономических последствий инфляции.

      Основными в системе методов регулирования денежного оборота являются методы антиинфляционной направленности, выбор которых будет зависеть от природы инфляции, ее основных факторов, а также от главенствующей концепции антиинфляционной политики. В зависимости от того, как в той или иной стране оценивается природа инфляции (монетарная, немонетарная или их сочетание), ее ведущие факторы, государство определяет ту или иную стратегию антиинфляционного регулирования.

Информация о работе Денежный оборот Республики Беларусь