Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 19:31, курсовая работа
ДЕНЕЖНЫЙ ОБОРОТ, НАЛИЧНЫЙ И БЕЗНАЛИЧНЫЙ ОБОРОТ, НЕОБХОДИМОСТЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА, МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Исследования: изучены понятие и структура денежного оборота, значимость денежного регулирования для экономики в целом и проанализирована денежно-кредитная (монетарная) политика в Республике Беларусь.
Денежный оборот обслуживает функционирование следующих основных рынков:
- товаров;
- капитала – труда, земли, реальных активов (реального капитала);
- финансовых активов.
Однако любая экономическая система подвержена воздействию различного рода рисков, которые приводят к нарушению равновесия либо на отдельных рынках, либо, учитывая их взаимосвязь, на всех сразу. Более того, нарушение равновесия на каком-либо одном рынке, как правило, ведет к нарушению равновесия на других рынках. Поэтому устойчивость денежного обращения – это одновременно и основное условие, и результат общего макроэкономического равновесия (на товарном, денежном и ресурсном рынках).
Выделяют
ряд тактических условий
-
поддержание товарно-денежной
- гибкость (эластичность) денежного оборота, что предполагает способность производных денежного оборота (денежной массы и объема кредитов) к расширению или сокращению в соответствии с динамикой реального спроса на деньги;
-
обеспечение относительной
Значимость
регулирования денежного
С
позиции оценки степени необходимости
регулирования денежного
К факторам со стороны денежного обращения (монетарным) относят:
- эмиссию государством денежной массы сверх потребностей экономики в ней (например, эмиссионное покрытие дефицита государственного бюджета, чрезмерный рост кредитов банков субъектам экономики, экономически необоснованная кредитная активность банковской системы);
-
поддержание стабильности
-
рост скорости денежного
-
дисбаланс денежного рынка,
-
недостаточный уровень
С позиции регулирования денежного оборота особый интерес представляют также и теории сущности инфляции, которые могут послужить методологической основой разработки антиинфляционных мер. Существует ряд теоретических концепций сущности инфляции, которые предполагают различные подходы к необходимости и направленности регулирования денежного оборота со стороны государства.
«Монетаристская» концепция сущности инфляции объясняет данное явление исключительно монетарными причинами. В связи с этим основные регулирующие меры государства должны касаться только денежного предложения, а именно его ужесточения в соответствии с ростом общественного продукта (но не более 3-5% в год). Помимо этого одной из основных антиинфляционных мер считается недопущение дефицита государственного бюджета.
«Структуралистская» концепция сущности инфляции рассматривает зависимость роста цен и структурных факторов: естественное изменение относительных цен вследствие структурных сдвигов в производстве и потреблении либо в технологии, а также неравномерности роста производительности труда в секторах, работающих на внешний и внутренний рынок. Основная идея здесь состоит в том, что не инфляция вызывает структурные сдвиги, а наоборот, структурные сдвиги в экономике являются первопричиной инфляции.
«Инерционная» концепция сущности инфляции основывается на предположении о негибкости цен в сторону понижения при сохранении их эластичности в сторону повышения. Эта ассиметрия в движении относительных цен приводит к инфляции: если возникший на денежном рынке дисбаланс цен требует их снижения, то рынок достигает равновесия путем повышения общего уровня цен, т.е. ликвидации дисбаланса на новом, более высоком уровне цен. В этом случае также предложение денег пассивно приспосабливается к новому уровню спроса на них.
При «монетарной» инфляции денежные факторы являются единственной причиной роста цен, что делает при прочих равных условиях невозможным увеличение цен более быстрыми темпами, чем темпы прироста денег. В свою очередь «немонетарная» инфляция может иметь место при относительно неизменной массе денег. И в этом случае, если государство не обеспечит соответствующий объем денежного предложения, то этот «денежный вакуум» будет заполнен денежными суррогатами (бартер, неплатежи и др.).
Для управления потоками денежных средств между секторами экономики формируется система денежно-кредитного (монетарного) регулирования. Системой денежно-кредитного регулирования называют организуемое государством в лице центрального банка регулирование денежного оборота в целях поддержания устойчивости национальной валюты и решения других макроэкономических задач.
Система денежно-кредитного регулирования представляет собой совокупность элементов, ее составляющих. К ним относятся:
-
принципы организации денежно-
-
субъекты и объекты
- цели, методы и инструменты, а также механизм регулирования. [6, с.364]
Нас
интересуют методы и инструменты
регулирования, которые мы и рассмотрим
в следующем разделе.
2.2. Методы и инструменты регулирования денежного оборота
Денежно-кредитная политика реализуется путем проведения денежно-кредитного регулирования – совокупности мероприятий центрального банка, направленных на достижение целей денежно-кредитной политики.
В зависимости от избрания тех или иных экономических приоритетов выделяют три вида денежно-кредитного регулирования:
- гибкое регулирование, которое предполагает поддержание на привлекательном уровне ссудного процента, определяющего инвестиционные решения хозяйствующих субъектов. Реализация этого варианта денежно-кредитного регулирования при росте спроса на деньги приведет к соответствующей корректировке объема денежной массы в обращении, оставляя норму процента неизменной (рис.2)
Рис.
2. Гибкое денежно-кредитное
-
жесткое регулирование, предполагающее
сохранение неизменным объема денежной
массы. В этом случае любое изменение спроса
на деньги будет влиять на величину ссудного
процента, оставляя фиксированной денежную
массу (рис. 3)
Рис.
3 Жесткое денежно-кредитное
-
промежуточное регулирование, когда
корректируется и денежная масса, и
уровень процента, что дает центральному
банку возможность выбора степени своего
влияния на денежный рынок в соответствии
со складывающимися экономическими условиями
(рис. 4)
Рис.
4 Промежуточное денежно-
В зависимости от тех или иных классификационных признаков методы регулирования денежного оборота могут разделяться на различные группы.
В зависимости от учета экономических интересов субъектов денежного оборота выделяют административные (прямые) и экономические (косвенные) методы.
К административным методам относится использование лимитов (прямых ограничений) или запретов, устанавливаемых центральным банком по отношению к количественным и качественным показателям деятельности банков.
В зависимости от объема воздействия на денежный рынок выделяются общие (воздействуют на систему в целом) и селективные (предполагают избирательное воздействие на финансовый рынок) методы (инструменты) регулирования денежного оборота.
Характер используемых методов также можно выделить в качестве классификационного признака. Так, направленность методов на противодействие инфляции относят к антиинфляционной политике. Основной целью регулирования государством денежного оборота будет являться ослабление негативных социально-экономических последствий инфляции.
Основными в системе методов регулирования денежного оборота являются методы антиинфляционной направленности, выбор которых будет зависеть от природы инфляции, ее основных факторов, а также от главенствующей концепции антиинфляционной политики. В зависимости от того, как в той или иной стране оценивается природа инфляции (монетарная, немонетарная или их сочетание), ее ведущие факторы, государство определяет ту или иную стратегию антиинфляционного регулирования.