Денежный оборот и денежное обращение в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:45, курсовая работа

Описание работы

Цель: Описать, рассмотреть денежного оборота и денежного обращения в Республике Казахстан, проблемы и пути их решения
Задачами работы являются:
•рассмотреть понятие и структуру денежного оборота и денежного обращения;
•изучить организацию налично-денежного оборота
•проанализировать современное состояние организации денежного оборота и денежное обращения в Республике Казахстан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Экономическое содержание налично-денежного оборота
и его организация
1.1 Понятие и структура 4
1.2 Организация налично-денежного оборота 8
2. Анализ современного состояния организации денежного оборота и денежное обращения в Республике Казахстан
2.1 Наличное обращение 15
2.2 Безналичное обращение 16
2.3 Электронные средства платежа 22
3. Пути оптимизации организации денежного обращения 24
Заключение 30
Список использованных источников 31

Работа содержит 1 файл

kursovik.doc

— 407.50 Кб (Скачать)

Можно выделить главную  мысль, прозвучавшую в выступлениях и послужившую основой представленных на выставке материалов: все кассовые операции, сопровождающие обращение наличных денег, становятся все более дорогостоящими. Поэтому, прежде чем вкладывать дополнительные средства в совершенствование этих процессов, каждый из участников цепочки обращения наличности анализирует перспективы использования наличных денег на своем конкретном участке. Несмотря на развитие безналичных платежей, практически все выступающие отметили ежегодное возрастание объемов операций с наличностью. Кроме того, было отмечено, что доля операций с чеками постепенно снижается, а в дополнение к кредитным и дебетовым картам расширяется применение смарт-карт.

Интересные  данные были приведены в выступлении  директора Бюро гравирования и печати США Томаса Фергюсона (Thomas Ferguson). Он отметил, что за последние 20 лет (с 1985 по 2005 г.) рост количества долларов США в обращении по номиналам составил от 25 до 465% (рис. 5).

В связи с  ростом объемов и возрастанием опасности фальшивомонетничества с 1991 года в США началось планомерное совершенствование банкнот в плане защиты их от подделки. Основные изменения вносились в 1991, 1996 и 2003 годах. В соответствии с принятым порядком введения новых защитных признаков (раз в 7-10 лет) очередные изменения предполагаются в 2010 году. Исходя из того, что на полную подготовку и ввод новой серии в обращение требуется около 5 лет, Федеральная резервная система совместно с Бюро гравирования и печати приняла решение о том, что номиналы будут вводиться поэтапно - каждые 1-1.5 года.

 

Основным  принципом, которым руководствуются многие центральные банки при введении в обращение банкнот новых образцов и при работе с наличностью вообще, является снижение собственных затрат и с этой целью привлечение для выполнения ряда операций сторонних организаций. Возможности снижения затрат, связанных с обращением наличности, обсуждались в выступлениях представителей как центральных и коммерческих банков, так и других коммерческих структур, обрабатывающих значительные объемы денежной наличности. При этом на каждой стадии цепочки денежного обращения предлагались свои способы оптимизации процессов работы с наличностью - в зависимости от решаемых задач, инфраструктуры и особенностей каждой страны. Вместе с тем можно выделить среди них и общие черты.

Для оптимизации  затрат активно используются специальные программы планирования и управления денежными потоками, моделирующие возможные варианты расположения отделений банков и определяющие схемы перевозок наличности между ними. В выступлении представителя одного из коммерческих банков прозвучало, например, что с использованием одной из таких программ они разделили все свои отделения по принципам работы с наличностью на три типа и пересматривают схемы работы с ними ежеквартально. Отдельные программы предлагаются для оптимизации операций пересчета, размещения и хранения наличности. Такие программы предлагает корпорация Productivity Systems International Inc. (США) — один из спонсоров семинара. Специалисты корпорации осуществляют полную разработку проекта, исходя из существующих условий, поставленных заказчиком задач и с учетов перспективы; они также оказывают помощь в подборе оборудования, выборе генерального подрядчика, подписании контракта и его сопровождении.

Одним из крупнейших контрактов корпорации является контракт с Народным банком Китая на разработку крупнейшего в мире кассового центра в Шанхае площадью примерно 2,7 гектаров. На площадке будут объединены существующие и новые автоматические и неавтоматизированные хранилища, системы обработки и уничтожения наличности, высокозащищенные погрузочно-разгрузочные доки для инкассаторских грузовиков и железнодорожных вагонов с улучшенными системами безопасности, контроля и управления процессами. Новый комплекс, один из нескольких в Китае, разместит более 45 тысяч контейнеров с банкнотами и монетой. Строительство начнется в текущем году и рассчитано на 3 года. До этого корпорация PSII участвовала в 17 проектах ФРС США, создании двух кассовых центров Банка Канады, объединенного центра/печатного двора и казначейства Банка Колумбии в Боготе, сделала обзор по оптимизации кассовых операций для Банка Бразилии и выполнила ряд других банковских проектов.

Судя по выступлениям на ICCOS-2004, одним из основных средств снижения затрат считается рециркуляция наличности. Этот термин подразумевает максимальное использование полученной наличности там, где

она принимается. Это касается как торговых точек, так и коммерческих банков. Такая политика инициируется центральными банками для снижения как собственных затрат, так и затрат других участников в цепочке денежного обращения. Так, Банк Англии уже полностью перешел на схему, когда от кредитных организаций он принимает при возврате только «ветхие» деньги. Федеральная резервная система в настоящее время проводит эксперимент, сутью которого является взимание специальной платы с тех банков, которые в течение одной недели сдают на обработку и одновременно заказывают денежные знаки тех же достоинств. Это относится к 5-, 10- и 20-долларовым банкнотам. Целью эксперимента является стимулирование самостоятельной обработки и сортировки наличности коммерческими банками для того, чтобы в кассовые центры ФРС попадали только банкноты, уже негодные к обращению. Эксперимент не касается банкнот достоинством $50 и 100, которые требуют более тщательной проверки на подлинность, и банкнот достоинством $1.

В принципе, негативной стороной такой политики может стать снижение качества наличных денег в обращении. Для того чтобы регулировать этот процесс, и Федеральная резервная система США, и ряд других центральных банков установили критерии годности банкнот к обращению, которые обязаны соблюдать коммерческие структуры. Чтобы обеспечить этот процесс техническими средствами, фирмы, производящие сортировщики банкнот, оснащают свое оборудование, в том числе предназначенное для использования в сравнительно небольших кассовых центрах, дополнительными возможностями обработки коммерческих депозитов, сортировки и определения годности к дальнейшему обращению. Это было продемонстрировано на выставке оборудованием для обработки банкнот компаний Cummins-Allison, De La Rue Cash Systems, Giesecke & Devrient и Toshiba.

Зарубежные коммерческие банки внутри своей сети также  поощряют сортировку и повторную выдачу годной к обращению наличности в своих отделениях. Для обеспечения этих операций поставщиками оборудования разработаны варианты относительно небольших по габаритам машин — рециркуляторов банкнот TCR (Teller Cash Recycler), которыми могут быть оборудованы рабочие места операционных работников, выполняющих одновременно функции кассира.

Такие автоматы, работая в режиме приема наличности, определяют номинал и количество банкнот, проверяют их подлинность, возвращают подозрительные, рваные, с загнутыми углами и выделяют в отдельную ячейку банкноты подлинные, но непригодные к дальнейшему обращению, а годные рассортировывают по ячейкам барабана (или кассетам) согласно номиналам. После чего определяется сумма проводимой транзакции. Проверка подлинности осуществляется в основном четырьмя типами детекторов (оптическим, флюоресцентным, магнитным, ПК-детектором). В режиме выдачи наличности по запросу кассира из ячеек барабанов (или кассет)  с  годными  к  обращению  банкнотами  выдается  заданная  сумма.

Различные варианты такой техники были представлены на выставке фирмами De La Rue и Omron.

Как правило, с такими машинами работают по два кассира на каждую. Однако в выступлении представителя организации, поставляющей это оборудование, предлагался и вариант организации банковского отделения, выполняющего все операции с клиентами по принципу самообслуживания. Отметим, что почти вся техника для обработки банкнот, выпускаемая сегодня на рынок и предлагаемая к использованию в коммерческих банках, по требованию заказчика может быть оснащена системой сенсоров, осуществляющих проверку подлинности по любому из перечисленных выше вариантов.

Таким образом, необходимо отметить, что основными  тенденциями в совершенствовании  кассовых операций являются улучшение  взаимодействия центральных, коммерческих банков и других структур, осуществляющих коммерческие кассовые операции со значительными объемами наличности, разработка и внедрение новых схем, функциональных и структурных изменений, использование современного оборудования для обработки денежной наличности и разнообразных систем управления денежными потоками, а также изучение потребностей клиентов.

 

Заключение

Политической  экономией доказано, что финансовая система возникла вследствие образования государства и развития товарно-денежных отношении с разделением труда, возникновением товарного объема, имущественного неравенства и антагонистических классов родовая община сменилась публичной властью. «Для содержания этой публичной власти необходимы взносы граждан налоги. Последние были совершенно не известны родовому обществу, с развитием цивилизации даже и налогов недостаточно: государство выдает векселя на будущее, делает займы.

С развитием  товарного производства государственные  доходы и расходы складываются в систему денежных отношений и финансов. Но К. Марксу предприятие как подсистема экономического базиса характеризуется следующими особенностями:

  • они выражают отношения, которые возникают преимущественную в 
    процессе вторичного, а также частичную вторичного распределения и 
    потребления  частного  совокупного  общественного   продукта.   Этим 
    определяются пределы подсистемы;
  • государство   выступает   как   собственник   средств   производства 
    поэтому участвует в первичной эксплуатации. К трудовым  капиталам 
    и присваивает прибавочную стоимость;
  • процесс распределения часть совокупного  общественного  продукта 
    происходит в денежной форме;
  • вторичное распределение части созданной за год стоимости приводит к перераспределению всего целого.

Субъектом производственных отношений выступает государство, выражающее в концентрированной форме экономические потребности класса, господствующего в производстве. Это обусловливает развитие преимущественно внеэкономических форм принуждения, а также регулирование общественных отношений специальным законодательством. Доходы государства формируются преимущественно за счет налогов, взимаемых из доходов трудовых слоев. Государство, таким образом, представляет собой аппарат насилия, а финансовая система исполнительный механизм.

 

 

Список использованных источников

  1. Камаев В.Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической 
    теории (экономика). - М.: "ВЛАДОС",  1997 - 384 с.
  2. Поляков  В.П.,   Московкина  Л.А.   Основы   денежного   обращения  и 
    кредита: Учебное пособие. - 2-е изд., доп.  - М.: ИНФРА - М, 1997. - 
    192 с.
  3. Садвокасова    А.Б.    Основы    трансформации    банковской    системы 
    Республики Казахстан - Алматы: Казак, университет!, 2004. - 379 с.
  4. Трофимова И.Н. Длинные волны интенсификации экономики США// 
    США:ЭПИ. 1992. №3.
  5. Изюмов А.И., Попов В.В. К вопросу длинных волн в американской 
    экономике // США: ЭПИ. 1988. №4.
  6. Ермекбаева Б.Ж., Лесбеков Г.А. Основы экономики - А., 2003 г.
  7. Заяц Н.Е. Теория налогов: Учебник-Минск: БГЭУ, 2002 г.
  8. Айнабек К.С. Деньги, кредит, банки: Монография .-Астана: Фолиант, 
    2001.-288с.
  9. Айнабек   К.С.   теория   рыночной   экономики:   Учебное   пособие.   - 
    Алматы: Жет1 жаргы, 2004- С. 376
  10. Садвокасова А.Б. Основы банковской системы Республики Казахстан - 
    Алматы: К,азак, университет!, 2001. - 372 с.
  11. Садвокасова А.Б. Коммерческие банки Казахстана - Алматы: Казак; 
    университет!, 1997. - 256 с.
  12. Валравен   К.Д.   Управление   рисками   коммерческого   банка.   ИЭР 
    Мирового банка. - Вашингтон, 1999. - С. 75.
  13. Банки   на   развивающихся   рынках:   В   2-х   т.:   Пер.   с   англ.   Т   2. 
    Интерпретирование   финансовой   отчетности/К.    Дж.    Барлтроп,   Д. 
    МакНотон. - М.: Финансы и статистика, 1998.-С.9.
  14. В.Е. Леонтьев, Н.П. Радковская Финансы, деньги, кредит и банки - 
    Санкт-Петербург: 2002. -381 с.

Информация о работе Денежный оборот и денежное обращение в Республике Казахстан