Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 17:54, доклад
Знаменательным в истории становления финансовой системы России стал 1802 г., когда манифестом Александра I было создано Министерство финансов. На министра финансов возлагалась обязанность управления государственными доходами и расходами.
Министерство финансов контролировало все источники доходов, Государственное казначейство занималось всеми расходами, а Государственный контролер должен был проводить ревизии всех расчетов. С начала 1820-х гг. Государственное казначейство было включено в Министерство финансов на правах департамента.
Знаменательным в истории становления финансовой системы России стал 1802 г., когда манифестом Александра I было создано Министерство финансов. На министра финансов возлагалась обязанность управления государственными доходами и расходами.
Министерство финансов контролировало все источники доходов, Государственное казначейство занималось всеми расходами, а Государственный контролер должен был проводить ревизии всех расчетов. С начала 1820-х гг. Государственное казначейство было включено в Министерство финансов на правах департамента.
Втягивание России в наполеоновские войны вызвало напряжение всех ее ресурсов. В 1809 г. расходы госбюджета вдвое превышали доходы. С привлечением известного реформатора М. М. Сперанского был разработан "план финансов" — о финансовых преобразованиях в стране. Сперанский предполагал осуществить ряд непопулярных среди основной массы населения мер: увеличить вдвое-втрое госналоги, поднять цены на пуд соли с 40 коп. до 1 рубля. — за счет роста акциза. В итоге подушная подать выросла до 3 руб. в год, а доход помещиков с земель был обложен подоходным прогрессивным налогом. Низшей была ставка в 1% при 500 руб. дохода, а высшая — 10% с годовых доходов от имения в 18 тыс. руб. Выросли и питейные сборы, повышены были гильдийские налоги с купцов.
Купечество в стране к тому времени делилось на три гильдии: купцы первой гильдии занимались внешней торговлей; второй гильдии — крупнооптовой торговлей на, внутреннем рынке; третьей — розничной торговлей на внутреннем рынке. Наибольшие налоги платили, естественно, купцы первых двух гильдий.
Возрос и гербовый сбор при оформлении официальных бумаг и документов. Эти меры должны были удвоить доходную часть бюджета. Увидев положительные результаты реформирования, Государственный Совет России в августе в 1810 г. утвердил и "основные правила расходования государственных средств", предложенные М. Сперанским. Основным правилом, не утратившим актуальности и поныне, было: расходы должны соответствовать доходам. Они должны подразделяться:
• по ведомствам;
• по степени нужды в них: необходимые, без которых не может существовать внутренняя и внешняя безопасность, и полезные — с целью гражданского усовершенствования;
избыточные — которые
ведут к некоторой роскоши
и великолепию государства (речь,
видимо, шла о представительских
расходах в дипломатии, украшении
дворцов и государственных
• к третьей части расходов относились расходы "по пространству", т. е. по административным территориям: общегосударственные, губернские, окружные и волостные;
• расходы были "по предметному значению", т. е. чрезвычайные и обыкновенные;
• последним видом расходов назывались — "по степени постоянства", т. е. стабильные и меняющиеся издержки.
Как известно, госналоги издавна во всем мире составляли важнейшую часть доходов казны. В России первое крупное теоретическое исследование в области налогообложения появилась в 1818 г. Н. Тургенев, известный мыслитель и общественный деятель, написал "Опыт теории налогов". Позже, в 1845 г., была опубликована книга И. Горелова "Теория финансов" — об общей теории налогообложения, монопольных доходах и государственном кредите. Работы о государственном кредитовании были очень нужны. В стране активно дискутировался вопрос о возможности создания частных банков и их роли в экономике.
Министр финансов Е. Ф. Канкрин выступал против создания частных банков, по его словам, "спекулирующим на легковерии публики". Стремился он ограничить деятельность и Государственного Коммерческого банка, что выразилось в сокращение выдачи ссуд для купцов. Государственный совет принял решение 28 мая 1836 г. об ограничении выдачи ссуд купцам первой гильдии — до 60 тыс. руб.; второй гильдии — до 30 тыс., третьей — до 7 тыс. руб. Министерство финансов хотело использовать вклады Коммерческого банка, поместив их во вкладные билеты Заемного банка, а Заемный банк затем выдавал бы ссуды дворянству, т. е. госструктуры продолжали на государственном уровне оказывать помощь дворянству империи за счет ограничения ссуд предпринимателям.
Министерством финансов определялась и налоговая политика. Налоги оставались главным источником доходов, основным прямым налогом до 1880-х гг. была подушная подать, введенная еще Петром I. Количество плателыциков определялось ревизскими переписями, в 1858 г. была проведена десятая перепись населения. Кроме основной ставки прямого налога, вводились надбавки целевого назначения: а) на строительство больших (рокадных) государственных дорог; б) на строительство водных сообщений (видимо, каналов, а также очистку речных фарватеров и т. д.).
Существовали в первой половине XIX в. и специальные государственные сборы. В 1834 г. был введен сбор с проезда по шоссе Санкт-Петербург—Москва, а к 1863 г. он распространился на все 23 крупные шоссейные дороги. Взимались сборы с пассажиров железных дорог, пароходов и т. д. Действовали пошлины с имущества, переходящего по наследству или по актам дарений. Существовали паспортные сборы с полисов по страхованию от пожара. Были и местные сборы.
Налог на недвижимость установили
в 0,5% ее оценки, произведенной в 1821 г.
С 1831 г. дополнительно
Доходы Российского государства росли, но были подорваны вновь в период Крымской войны. В 1860 г. дефицит бюджета достиг огромной цифры — 15 млн 677 тыс. 150 руб. Пришлось его покрывать за счет роста налогов, займов и эмиссии денег.
Дефицит стал нарастать с уходом в 1844 г. с поста министра финансов Е. Ф. Канкрина. А до Крымской войны оставалось еще почти 10 лет... Факт этот подчеркивает, что Е. Ф. Канкрин был одним из крупнейших специалистов России в области финансовых дел.
Исключительно важную роль в завершении процесса формирования национальной денежной системы сыграла и денежная реформа Е. Ф. Канкрина 1839—1843 гг.
1. По указу Николая I от 20 июня 1840 г. главной платежной монетой в Российской Империи провозглашалась серебряная монета российской чеканки. Отныне деньги чеканились лишь из отечественного сырьяпо государственным стандартам.
2. Российское государство перешло на серебряный монометаллизм,перестав до конца века чеканить золотую монету.
3. В ходе реформы, в
1843 г., ассигнации изъяли их
4. С января 1840 г. учреждались
депозитные кассы, которые
5. В обменных операциях
курс на серебро
6. В серебряных деньгах
1840 г. пересчитывались все
7. Переход к серебряному
монометаллизму позволял
Обмен ассигнаций на государственные кредитные билеты продолжался с 1843 по 1851 г. 600 млн ассигнационных рублей было обменено на 170 млн кредитных. Но в период Крымской войны ценность кредитных билетов резко снизилась.
Объективно денежная реформа 1839—1843 гг. помогла развитию товарно-денежных отношений: а) установился твердый курс серебряного рубля; б) монометаллизм при изготовление основной денежной единицы из серебра облегчал и ускорял торговые сделки, так как не нужно было проводить сложные пересчеты золота в серебро и обратно;
в) этой цели служил и отказ
от двойного денежного счета —
на ассигнационные рубли и серебряные
рубли, тем более что курс ассигнаций
подвергался постоянному
Итогом реформы было сохранение в течение десяти лет до Восточной (Крымской) кампании устойчивой денежной системы. Большой заслугой в этом деле явилась деятельность Министерства финансов во главе с Е. Ф. Канкриным.
Следующим этапом на пути стабилизации финансовой системы в России стали либеральные реформы Александра II, в том числе финансовая.
Сущность ее сводилась к трем основным элементам. Первый из них — упорядочение государственных финансов. Дело в том, что до реформы контроль за расходованием средств практически отсутствовал, что приводило к казнокрадству и бесхозяйственности. Ликвидация финансовой самостоятельности министерств и ведомств, введение единого общегосударственного бюджета и единой общегосударственной кассы навели твердый порядок в расходовании средств. Важное значение имело установление гласности бюджета. С 1862 г. статьи государственных расходов стали публиковаться в печати. Все средства государства теперь концентрировались на счетах Государственного казначейства в Государственном банке. В 1864 г. был реорганизован государственный контроль, который стал проверять целесообразность расходов ведомств и ревизовать состояние финансов. С 1866 г. отчеты государственного контроля об исполнении бюджета также стали публиковаться в печати. Второй составной частью реформы была отмена монополии государства на организацию кредитно-денежных учреждений. Это привело к созданию широкой сети коммерческих банков, что отвечало потребностям национального хозяйства в пореформенный период. Третьим направлением реформы было изменение налоговой системы. Одним из главных источников доходов государства стал "питейный сбор", составлявший до 40% доходной части бюджета.
Но в целом финансовая
политика правительства оставалась
сословно-направленной. Податное население
по-прежнему несло основную тяжесть
налогов и различных сборов. Дл
Четверть государственных доход
Половина расходов госбюджета направлялась на содержание армии и аппарата управления, около 35% — на погашение процентов по государственным долгам, субсидии промышленникам и помещикам. Только одну десятую часть составляли расходы на образование, медицину, социальное призрение.
Информация о работе Денежные реформы дореволюционной России. Сперанский