Денежные реформы дореволюционной России. Сперанский

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 17:54, доклад

Описание работы

Знаменательным в истории становления финансовой системы России стал 1802 г., когда манифестом Александра I было создано Министерство финансов. На министра финансов возлагалась обязанность управления государственными доходами и расходами.
Министерство финансов контролировало все источники доходов, Государственное казначейство занималось всеми расходами, а Государственный контролер должен был проводить ревизии всех расчетов. С начала 1820-х гг. Государственное казначейство было включено в Министерство финансов на правах департамента.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 22.28 Кб (Скачать)

Знаменательным в истории  становления финансовой системы  России стал 1802 г., когда манифестом Александра I было создано Министерство финансов. На министра финансов возлагалась  обязанность управления государственными доходами и расходами.

Министерство финансов контролировало все источники доходов, Государственное  казначейство занималось всеми расходами, а Государственный контролер  должен был проводить ревизии  всех расчетов. С начала 1820-х гг. Государственное  казначейство было включено в Министерство финансов на правах департамента.

Втягивание России в наполеоновские войны вызвало напряжение всех ее ресурсов. В 1809 г. расходы госбюджета вдвое превышали доходы. С привлечением известного реформатора М. М. Сперанского  был разработан "план финансов" — о финансовых преобразованиях  в стране. Сперанский предполагал  осуществить ряд непопулярных среди  основной массы населения мер: увеличить  вдвое-втрое госналоги, поднять цены на пуд соли с 40 коп. до 1 рубля. — за счет роста акциза. В итоге подушная подать выросла до 3 руб. в год, а доход помещиков с земель был обложен подоходным прогрессивным налогом. Низшей была ставка в 1% при 500 руб. дохода, а высшая — 10% с годовых доходов от имения в 18 тыс. руб. Выросли и питейные сборы, повышены были гильдийские налоги с купцов.

Купечество в стране к  тому времени делилось на три гильдии: купцы первой гильдии занимались внешней торговлей; второй гильдии — крупнооптовой торговлей на, внутреннем рынке; третьей — розничной торговлей на внутреннем рынке. Наибольшие налоги платили, естественно, купцы первых двух гильдий.

Возрос и гербовый сбор при оформлении официальных бумаг  и документов. Эти меры должны были удвоить доходную часть бюджета. Увидев положительные результаты реформирования, Государственный Совет России в  августе в 1810 г. утвердил и "основные правила расходования государственных  средств", предложенные М. Сперанским. Основным правилом, не утратившим актуальности и поныне, было: расходы должны соответствовать доходам. Они должны подразделяться:

• по ведомствам;

• по степени нужды в  них: необходимые, без которых не может существовать внутренняя и  внешняя безопасность, и полезные — с целью гражданского усовершенствования;

избыточные — которые  ведут к некоторой роскоши  и великолепию государства (речь, видимо, шла о представительских  расходах в дипломатии, украшении  дворцов и государственных помещений  и т. д.); бесполезные — на предметы для правительства посторонние;

• к третьей части расходов относились расходы "по пространству", т. е. по административным территориям: общегосударственные, губернские, окружные и волостные;

• расходы были "по предметному  значению", т. е. чрезвычайные и обыкновенные;

• последним видом расходов назывались — "по степени постоянства", т. е. стабильные и меняющиеся издержки.

Как известно, госналоги издавна во всем мире составляли важнейшую часть доходов казны. В России первое крупное теоретическое исследование в области налогообложения появилась в 1818 г. Н. Тургенев, известный мыслитель и общественный деятель, написал "Опыт теории налогов". Позже, в 1845 г., была опубликована книга И. Горелова "Теория финансов" — об общей теории налогообложения, монопольных доходах и государственном кредите. Работы о государственном кредитовании были очень нужны. В стране активно дискутировался вопрос о возможности создания частных банков и их роли в экономике.

Министр финансов Е. Ф. Канкрин выступал против создания частных банков, по его словам, "спекулирующим на легковерии публики". Стремился он ограничить деятельность и Государственного Коммерческого банка, что выразилось в сокращение выдачи ссуд для купцов. Государственный совет принял решение 28 мая 1836 г. об ограничении выдачи ссуд купцам первой гильдии — до 60 тыс. руб.; второй гильдии — до 30 тыс., третьей — до 7 тыс. руб. Министерство финансов хотело использовать вклады Коммерческого банка, поместив их во вкладные билеты Заемного банка, а Заемный банк затем выдавал бы ссуды дворянству, т. е. госструктуры продолжали на государственном уровне оказывать помощь дворянству империи за счет ограничения ссуд предпринимателям.

Министерством финансов определялась и налоговая политика. Налоги оставались главным источником доходов, основным прямым налогом до 1880-х гг. была подушная подать, введенная еще Петром I. Количество плателыциков определялось ревизскими переписями, в 1858 г. была проведена десятая перепись населения. Кроме основной ставки прямого налога, вводились надбавки целевого назначения: а) на строительство больших (рокадных) государственных дорог; б) на строительство водных сообщений (видимо, каналов, а также очистку речных фарватеров и т. д.).

Существовали в первой половине XIX в. и специальные государственные  сборы. В 1834 г. был введен сбор с проезда  по шоссе Санкт-Петербург—Москва, а  к 1863 г. он распространился на все 23 крупные шоссейные дороги. Взимались  сборы с пассажиров железных дорог, пароходов и т. д. Действовали  пошлины с имущества, переходящего по наследству или по актам дарений. Существовали паспортные сборы с  полисов по страхованию от пожара. Были и местные сборы.

Налог на недвижимость установили в 0,5% ее оценки, произведенной в 1821 г. С 1831 г. дополнительно регламентировались торговые сборы "с разного звания торгующих людей в пользу Санкт-Петербургской  и Московской столиц". С апреля 1836 г. действовали налоги и сборы  с магазинов, лавок, постоялых дворов, с фабрик и заводов по числу  рабочих на них (это не вело к увеличению численности наемных работников на промышленных предприятиях).

Доходы Российского государства росли, но были подорваны вновь в период Крымской войны. В 1860 г. дефицит бюджета достиг огромной цифры — 15 млн 677 тыс. 150 руб. Пришлось его покрывать за счет роста налогов, займов и эмиссии денег.

Дефицит стал нарастать с  уходом в 1844 г. с поста министра финансов Е. Ф. Канкрина. А до Крымской войны оставалось еще почти 10 лет... Факт этот подчеркивает, что Е. Ф. Канкрин был одним из крупнейших специалистов России в области финансовых дел.

Исключительно важную роль в завершении процесса формирования национальной денежной системы сыграла  и денежная реформа Е. Ф. Канкрина 1839—1843 гг.

1. По указу Николая  I от 20 июня 1840 г. главной платежной  монетой в Российской Империи  провозглашалась серебряная монета российской чеканки. Отныне деньги чеканились лишь из отечественного сырьяпо государственным стандартам.

2. Российское государство  перешло на серебряный монометаллизм,перестав до конца века чеканить золотую монету.

3. В ходе реформы, в  1843 г., ассигнации изъяли их обращения,  заменили их кредитными бумагами, которые свободно обменивались  на серебряные деньги.

4. С января 1840 г. учреждались  депозитные кассы, которые предназначались  для хранения вкладов серебряной  монеты. Взамен серебра вкладчики  получали депозитные билеты, которые отныне использовались для всех платежей в России наравне с серебряной монетой и обменивались на серебро 1:1. Именно депозитные билеты подготовили почву для замены ассигнаций новыми бумажными деньгами — кредитными билетами, которые выпускались достоинством в 1, 3, 5, 10, 25, 100 рублей.

5. В обменных операциях  курс на серебро устанавливался  так: 1 серебряный рубль приравнивался  к 3 руб. 50 коп. ассигнациями, т. е. 350 рублей в бумажных деньгах = 100 рублей серебром. Медная монета шла по новому курсу таким образом: за 3 медных можно было получить 1 копейку серебряную.

6. В серебряных деньгах  1840 г. пересчитывались все государственные  доходы и расходы.

7. Переход к серебряному  монометаллизму позволял накапливать  государственный золотой запас.

Обмен ассигнаций на государственные  кредитные билеты продолжался с 1843 по 1851 г. 600 млн ассигнационных рублей было обменено на 170 млн кредитных. Но в период Крымской войны ценность кредитных билетов резко снизилась.

Объективно денежная реформа 1839—1843 гг. помогла развитию товарно-денежных отношений: а) установился твердый  курс серебряного рубля; б) монометаллизм  при изготовление основной денежной единицы из серебра облегчал и ускорял торговые сделки, так как не нужно было проводить сложные пересчеты золота в серебро и обратно;

в) этой цели служил и отказ  от двойного денежного счета —  на ассигнационные рубли и серебряные рубли, тем более что курс ассигнаций подвергался постоянному колебанию.

Итогом реформы было сохранение в течение десяти лет до Восточной (Крымской) кампании устойчивой денежной системы. Большой заслугой в этом деле явилась деятельность Министерства финансов во главе с Е. Ф. Канкриным.

Следующим этапом на пути стабилизации финансовой системы в России стали  либеральные реформы Александра II, в том числе финансовая.

Сущность ее сводилась  к трем основным элементам. Первый из них — упорядочение государственных  финансов. Дело в том, что до реформы  контроль за расходованием средств практически отсутствовал, что приводило к казнокрадству и бесхозяйственности. Ликвидация финансовой самостоятельности министерств и ведомств, введение единого общегосударственного бюджета и единой общегосударственной кассы навели твердый порядок в расходовании средств. Важное значение имело установление гласности бюджета. С 1862 г. статьи государственных расходов стали публиковаться в печати. Все средства государства теперь концентрировались на счетах Государственного казначейства в Государственном банке. В 1864 г. был реорганизован государственный контроль, который стал проверять целесообразность расходов ведомств и ревизовать состояние финансов. С 1866 г. отчеты государственного контроля об исполнении бюджета также стали публиковаться в печати. Второй составной частью реформы была отмена монополии государства на организацию кредитно-денежных учреждений. Это привело к созданию широкой сети коммерческих банков, что отвечало потребностям национального хозяйства в пореформенный период. Третьим направлением реформы было изменение налоговой системы. Одним из главных источников доходов государства стал "питейный сбор", составлявший до 40% доходной части бюджета.

Но в целом финансовая политика правительства оставалась сословно-направленной. Податное население  по-прежнему несло основную тяжесть  налогов и различных сборов. Для крестьян с 1724 г. сохранялась подушная подать, для мещан, т. е. городского сословия, она с 1863 г. была заменена налогом на недвижимое имущество. Освобожденные от крепостной зависимости крестьяне должны были еще и выплачивать выкупные платежи.

Четверть государственных доходов составляли в 1860— 1870-х гг. подушная подать, оброчные и выкупные платежи. Более половины доходов составляли суммы от косвенных налогов.

Половина расходов госбюджета направлялась на содержание армии и  аппарата управления, около 35% — на погашение процентов по государственным  долгам, субсидии промышленникам и  помещикам. Только одну десятую часть  составляли расходы на образование, медицину, социальное призрение.


Информация о работе Денежные реформы дореволюционной России. Сперанский