Денежно-кредитная система Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 18:49, реферат

Описание работы

Начало развитию денежной системы Японии положила буржуазная революция 1868 года. В 1870 г. была введена в оборот национальная денежная единица Японии – иена.

Золотой стандарт был введен в Японии в 1897 г. и просуществовал до Первой мировой войны в форме золотомонетного стандарта. Золотое содержание 1 иены = 0,75 грамм золота. За годы Первой мировой войны денежная масса в обороте резко увеличилась (за 1914 – 1920 гг. в 3 раза), что обусловило обесценивание иены на 64%, хотя ВВП за это время вырос в 15 раз. В 1919 – 1920 гг. наступает кризис.

Содержание

Эволюция денежно-кредитной системы Японии

1.1 Эволюция денежной и валютной системы

1.2 Эволюция кредитной системы Японии
Национальная система регулирования денежно-кредитных отношений
Инфраструктура денежно-кредитной системы Японии

Литература

Работа содержит 1 файл

Денежно.doc

— 117.50 Кб (Скачать)
ype="DISC">
  • налоговая реформа 1950 года.
  •      В ходе налоговой реформы 1950 г. были понижены ставки налогов на прибыль корпораций (максимальная составляла 35%), упорядочены  амортизационные отчисления и введена  система необлагаемых резервных фондов корпораций (для смягчения последствий колебаний цен и валютных курсов, компенсации безнадежных долгов и пр.).

         В это время вводится принудительная специализация финансовых учреждений: сфера деятельности коммерческих банков ограничилась депозитами, ссудами, учетом векселей, операциями с государственными и муниципальными ценными бумагами и валютными операциями. Коммерческим банкам запретили выпуск и размещение ценных бумаг нефинансовых корпораций и траст - операции. Эти функции стали прерогативой других финансовых институтов (брокерских компаний, траст – банков).

         Размежевание  функций банков было характерно для  банковской системы Японии до 1998 г. Банковская реформа 1998 г.предусматривала  определенную либерализацию банковской деятельности. Местные банки получили право открывать специальные трастовые и инвестиционные филиалы, банки долгосрочного кредита преобразуются в коммерческие банки или сливаются с ними, трастбанки получили право открывать филиалы для проведения операций с ценными бумагами, брокерско-дилерские фирмы по операциям с ценными бумагами преобразуются в филиалы коммерческих банков.

         2. Национальная система  регулирования денежно-кредитных  отношений

         Центральный банк Японии создан в 1882 году сроком на 30 лет для обуздания инфляции, которую вызвало большое количество частных банков, эмитировавших свои банкноты. Со временем это срок был продлен на 30 лет, а в 1942 году банк получил бессрочный статус. Ему принадлежит исключительное право эмиссии банкнот.

         Функции и статус Банка Японии определены специальным законом от 1942 года, который в 1979 и в 1998 году был модернизирован.

         По  своему статусу Банк Японии является не административным органом, а акционерной  компанией. Его основной капитал, определенный законом, составлял и составляет поныне 100 млн. иен. 55% капитала принадлежит государству, 45% - частным акционерам (частным лицам, финансовым институтам, страховым компаниям и т.д.). Акционерам были гарантированы дивиденды в размере 4%, которые при условии высокой прибыли банка вырастали до 5%. Остальная часть прибыли поступала в государственный бюджет.

         Что касается структуры управления Банком Японии, то она изменялась с принятием  закона о банках в 1979 г. и в 1998 г. (см. рис.1).

         Так, в соответствии с законом 1979 г. во главе банка стоял Политический совет (от банковского совета). В его состав входило 7 членов: управляющий Банка Японии, уполномоченный правительством министр финансов, уполномоченный правительством представитель планово-экономического управления и представители наибольших банковских, промышленных и торговых монополий. Последние назначались правительством Японии на срок до 4 лет. Глава политического совета являлся управляющим банком. Решения принимались простым большинством голосов. Следует отметить, что оба уполномоченных правительства не имели права голоса. Таким образом, основную роль в принятии решений играли представители крупного капитала. Закон обязывал политический совет взаимодействовать с министерством финансов в определенных направлениях, например, при установлении процентных и резервных ставок.

         

         

         

         Рисунок 1 – Организационная структура  управления Банком Японии

         В новой редакции закона о Банке  Японии, действующего с апреля 1998 г., определено, что общее и оперативное  управление возлагается на Правление  банка.

         Правление банка – главное звено организационной структуры. На него возложено общее и оперативное руководство банком. В состав правления входит 9 человек. Глава и два его заместителя назначаются Кабинетом Министров по согласию с обеими палатами парламента. 6 членов правления назначает Кабинет Министров из числа претендентов, которые имеют определенный опыт и знания в сфере экономики и финансов. Срок их полномочий – 5 лет. Посты представителей правительства упраздняются.

         Кандидатуры на иные руководящие посты утверждает министр финансов после соответствующего представления кандидатов правлением банка: исполнительных директоров – сроком на 4 года, советников – на 2. Ревизоры назначаются Кабинетом Министров сроком на 4 года.

         На  заседаниях правления банка в  случае необходимости могут присутствовать представители правительства. Они имеют право вносить на рассмотрение правления свои предложения и давать оценку денежно-кредитной политике Банка Японии, однако окончательное решение принимает правление.

         Главный офис (штаб-квартира) Банка Японии находится  в Токио. В стране также функционируют 33 его филиала и 13 отделений, и  еще 6 представительств, которые находятся  в Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Франкфурте-на-Майне  и Гонконге.

         Функции Банка Японии в основном соответствуют функциям подобных банков других странах, но они имеют некоторые особенности.

         Выпуск  банкнот. Банк Японии имеет не ограниченную монополию на выпуск банкнот. Объем  эмиссии устанавливается министерством  финансов с согласия правительства.

         Согласно Закону 1979 г. Банк Японии имел право, если считал необходимым, выпускать банкнот больше, чем предусмотрено лимитом, за что платил эмиссионный процент в размере 3% годовых от полученной прибыли. Эмиссия банкнот вынуждала банк держать резервы, которые состояли из основной части (коммерческие векселя и государственные ценные бумаги всех видов) и необязательной части (иностранная валюта, золотой и серебряный запас).

         Как отмечается в новой редакции закона 1998 г., главным заданием Банка Японии является содействие сбалансированному развитию национальной экономики путем поддержания ценовой стабильности. Это претворяется в жизнь, благодаря разработке и проведению соответствующей денежно-кредитной политики, выпуска наличности. Новое законодательство отменило максимальную квоту выпуска банкнот и требования к образованию резервов.

         Количество  денег в стране растет быстрее, чем  ВВП. Но деньги оседают в сбережениях.

         Реализация  денежно-кредитной политики. Через  каждые шесть месяцев банк при  посредничестве министра финансов отчитывается перед парламентом о денежно-кредитной политике, однако, разрабатывает и проводит её как независимый институт, что предусмотрено законодательством.

         В новой редакции закона определены следующие  основные направления деятельности Банка Японии по разработке кредитно-денежной политики:

    • определение учетной ставки процента, других процентных ставок, а также типов и условий дисконтирования векселей;

         Для обеспечения высоких темпов экономического роста через удешевление финансовых ресурсов Банк Японии проводит политику низких учетных процентных ставок. Хотя банк манипулировал ставкой рефинансирования в зависимости от конъюнктуры, он постоянно поддерживал ее на низком уровне, проводя неофициальные консультации с Министерством финансов. В то же время Банк Японии установил потолок процентов по вкладам.

    • определение процентных ставок по ссудам;

         Так, в феврале 1999 г. Банк Японии снизил ставки по ссудам овернайт на межбанковском  рынке с 0,25 до 0,15%, т.е. практически  объявил политику «нулевого процента».

    • определение или аннулирование нормы обязательных банковских резервов;

         Система обязательного резервирования действует  в Японии с 1957 г. Кредитные учреждения обязаны размещать в Банке  Японии определенную сумму резервных  депозитов. При этом проводится политика минимальных резервов. Так, минимальная норма резервов по срочным вкладам составляет: 0,125% при сумме 50-500 млрд. иен, 1,75% - при сумме 500-2500 иен.

    • определение стратегической линии контроля над денежным рынком. Применяемые меры контроля – в основном операции на открытом рынке: покупка и продажа облигаций и векселей.

         Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов между кредитными организациями. Трансакции (в т.ч. переводы денег), проводимые банками, выполняются  с помощью системы корреспондентских счетов, которые банки, зарегистрированные и допущенные к деятельности в Японии, имеют в центральном банке. Каждый день через корреспондентские счета коммерческих банков проходит более 300 трлн. иен. Чтобы выполнять такой объем операций, центральный банк работает с электронной системой взаиморасчетов.

         Мониторинг  и проверки финансового положения  и состояния менеджмента финансовых учреждений. Банк Японии отслеживает  движение средств на счетах и депозитах  своих клиентов и при необходимости высылает своих инспекторов для детальной проверки на месте. Такие проверки позволяют ЦБ реагировать на негативные экономические изменения в финансовой системе на ранней стадии и помогать клиентам решать текущие проблемы.

         Контроль  за кредитной сферой и обеспечение бесперебойного функционирования системы платежей и расчетов путем предоставления кредитов на ограниченный срок кредитным организациям. Являясь кредитором последней инстанции, Банк Японии предотвращает крах банков и помогает выходу из кризиса тем из них, кто становится угрозой стабильности кредитной системы. В то же время Банк Японии в соответствии с общеэкономической ситуацией в стране вносит свои предложения в планы банков или накладывает ограничения на объемы их кредитной деятельности.

         Банк  Японии как финансовый агент правительства управляет от его имени государственными фондами, занимается валютно-финансовой деятельностью, направленной на стабилизацию валютного курса иены. Кредиты правительству предоставляются путем подписки и андеррайтинга выпусков государственных займов и краткосрочных государственных ценных бумаг. Кроме того, Банк Японии хранит и выплачивает казначейские фонды (налоги, пенсии, средста на общественные работы и т.п.).

         Банк  Японии также осуществляет международную  деятельность. В сфере международных финансов Банк Японии по согласию министра финансов может:

    • предоставлять счета в иене центральным банкам и государственным институтам зарубежных стран;
    • открывать и продлевать международным организациям;
    • в качестве агента Министерства финансов осуществлять валютные интервенции на валютных рынках при нежелательном изменении курса иены;
    • осуществлять куплю-продажу валюты, предоставлять кредиты или проводить операции от имени зарубежных банков и иных организаций с целью развития сотрудничества с ними.

         Что касается баланса Банка Японии, то в его пассиве: эмиссия банкнот  составляет 89,1%, вклады финансовых учреждений - 7,3%, правительственных учреждений - 2,6%.

         Активные  операции направлены на выдачу ссуд финансовым учреждениям (12,5%), покупку золота (0,2%), хранение средств на счетах в иностранных банках (6,1%), а главным обеспечением эмиссии банкнот являются ценные бумаги (64,3%).

         3. Инфраструктура денежно-кредитной  системы Японии

         Денежно-кредитная  система Японии двухуровневая и  состоит из Центрального банка, коммерческих банков и небанковских кредитно-финансовых институтов.

         На  первом уровне денежно-кредитной системы  находится Центральный банк Японии. Ему принадлежит исключительное право эмиссии банкнот, он осуществляет денежно-кредитную политику, регулирование экономики и кассовое обслуживание государственной казны.

         На  втором уровне денежно-кредитной системы  находятся банковские и небанковские кредитно-финансовые институты.

         Коммерческие  банки в Японии делятся на городские  и региональные банки. Их операции законодательно регламентируются. Коммерческий банк должен быть организован в форме акционерного общества и иметь уставной капитал не менее 1 млрд. иен. Коммерческий банк не имеет права на деятельность без специальной лицензии Министерства финансов. Для получения такой лицензии учредители обеспечить соответствие капитала, активов и пассивов банка установленным нормативам, иметь необходимый опыт и знания.

         В соответствии с законодательством 90-х гг. в Японии различают следующие  категории коммерческих банков:

         Городские банки – это десять банков из числа самых крупных банков Японии, которые также входят в группу самых мощных банков мира. Они занимают ведущую роль среди прочих кредитных  институтов Японии, сосредоточили более 25% общего объема депозитов, предоставляют около 30% ссуд.

    Информация о работе Денежно-кредитная система Японии