Денежно-кредитная политика Украины в условиях мирового экономического кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:43, реферат

Описание работы

Исследование современной денежно-кредитной политики и основных принципов ее формирования набирают актуальность из-за необходимости поиска приоритетных инструментов монетарного регулирования. Анализ опыта применения Национальным банком Украины тех или иных инструментов позволяет определить уровень эффективности денежно-кредитной политики и предложить возможные пути его повышения.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………...3
1. Сущность и необходимость денежно-кредитной политики ………………...4
2.Влияние мирового экономического кризиса на денежно-кредитную политику Украины ……………………………………………………………….6
3. Стратегия развития денежно-кредитной политики .........................................9
Заключение …………………………………………………………………….11
Список использованной литературы ……………………………………..…12

Работа содержит 1 файл

пример БС Алены.docx

— 30.25 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ 
КРЫМСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ГВУЗ «КИЕВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ИМ. ВАДИМА ГЕТЬМАНА

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине: «Банковская система»

На тему:

«Денежно-кредитная политика Украины

в условиях мирового экономического кризиса»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка  гр. Ф-42.09

финансово-учетного факультета

Никулкина Алёна

 

 

 

 

 

 

 

 

Симферополь, 2013

Содержание:

   Введение ………………………………………………………………………...3

1. Сущность и необходимость денежно-кредитной политики ………………...4

2.Влияние мирового экономического кризиса на денежно-кредитную политику Украины ……………………………………………………………….6

3. Стратегия развития  денежно-кредитной политики .........................................9

   Заключение …………………………………………………………………….11

   Список использованной литературы ……………………………………..…12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Развитие финансово-кредитной  системы страны определяется эффективностью монетарного регулирования, основанный на использовании действенного инструментария денежно-кредитной политики. На каждом этапе экономического развития страны центральный банк определяет цели своей деятельности, предусматривающие приоритетность использования отдельных инструментов. В Украине на законодательном уровне формируются основные принципы денежно-кредитной политики на каждый год, где определяется перечень инструментов и методов, с помощью которых происходит регулирование финансово-кредитной системы страны.

Развитие кредитных систем, рынка ссудных капиталов несколько  уменьшили непосредственное влияние  центрального банка на формирование спроса и предложения денежной массы. При таких условиях возрастает эффективность  инструментов косвенного воздействия  на деятельность денежно-кредитной  системы. Вспомогательные инструменты  регулирования денежно-кредитной  политики играют также не последнюю  роль: они дополняют действие основных инструментов.

Исследование современной  денежно-кредитной политики и основных принципов ее формирования набирают актуальность из-за необходимости поиска приоритетных инструментов монетарного  регулирования. Анализ опыта применения Национальным банком Украины тех  или иных инструментов позволяет  определить уровень эффективности  денежно-кредитной политики и предложить возможные пути его повышения.

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность и необходимость денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная политика - это курс, проводимый правительством страны в области денежного обращения  и кредита, который должен быть направлен  на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики.

Мировая практика показывает, что через кредитно-денежную политику государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь - на потребительский  и инвестиционный спрос.

Целями денежно-кредитной  политики является экономический рост, полная занятость, стабильность цен  и устойчивый платежный баланс.

Основными инструментами  денежно-кредитной политики считают  лимиты кредитования, операции на открытом рынке; изменение нормы обязательных резервов; изменение ставки рефинансирования.

         Денежно-кредитная политика - это система мероприятий, форм и методов реализации денежного обращения в национальной экономике, которые исторически и законодательно сложились в стране. Основные ее цели и задачи определяются правительством страны, а в жизни их внедряет центральный банк и разветвленная система финансово-кредитных учреждений.

На денежно-кредитную  политику в последние годы влияют такие факторы:

- Внутренние системные  риски, связанные с неустойчивым  экономическим ростом, обуславливает  неопределенность спроса на деньги;

- Инфляционное давление  со стороны производства, необходимость  использования административного  регулирования цен;

- Риски внешней неопределенности, которые могут негативно влиять  на платежный баланс, уровень  золотовалютных резервов и валютную  политику;

- Накопленный кредитный  риск банковской системы, обусловлен  кредитной экспансией последних  лет;

- Политические риски,  которые могут спровоцировать  несбалансированность бюджета и  необоснованный рост бюджетных  расходов.

С учетом этого, отмечает председатель НБУ, денежно-кредитная политика должна основываться на следующих принципах:

- Исключительная роль  устойчивости монетарной среды в социально-экономическом развитии страны;

- Стабильность основных  целей и задач, прозрачность  механизмов реализации денежно-кредитной  политики;

- Последовательность и  согласованность в использовании  инструментов, включая процентные  ставки, обменный курс, эмиссионные  и мобилизационные механизмы  для достижения ценовой стабильности  как главного критерия эффективности  денежно-кредитной политики;

- Эффективное сотрудничество  с другими органами государственной  власти в пределах их компетенции  для обеспечения стабильности  национальной денежной единицы.

Основными регуляторами денежно-кредитной  политики выступают: норма обязательных резервов, ставка межбанковского кредита, операции Национального банка с  государственными ценными бумагами на рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Влияние мирового экономического кризиса на денежно-кредитную политику Украины

Мировой финансовый кризис приобрел масштабный характер и стала  серьезным вызовом для многих стран мира, в том числе и  для Украины особенно в сфере денежно-кредитной политики. Последствия мирового финансового кризиса 2008 г. поражают своей глубиной, масштабами развертывания, формами проявления, беспрецедентной динамикой. Кризис охватил и финансовую, и экономическую сферу.

В условиях сложной макроэкономической ситуации и влияния мирового финансового  кризиса денежно-кредитная политика в 2008 г. была направлена ​​на выполнение основной функции Национального  банка Украины - обеспечение стабильности национальной денежной единицы.

С начала 2008 г. национальный банк Украины в контексте осуществления  антиинфляционных мер продолжал  проводить процентную политику, направленную на повышение стоимости национальной валюты и принимал меры по стимулированию позитивных сдвигов в структуре  активно-пассивных операций банков. Впрочем такие меры не были механическим ограничением денежного предложения.

        В  период обострения напряжения  на финансовом рынке в октябре-ноябре  Национальный банк Украины направлял  свои усилия прежде всего на обеспечение своевременности проведения банками расчетов, уменьшение оттока средств из банковской системы и сбалансирования ситуации на валютном сегменте рынка. В этом контексте Национальный банк Украины расширил возможности банков по поддержке ими своей ликвидности через механизмы рефинансирования, смягчил требования к формированию банками обязательных резервов, ограничил осуществление определенных активных операций банков в иностранной валюте, упорядочил правила осуществления валютных операций.

        В  2009 году денежно-кредитная политика  направлена ​​на скорейшее преодоление  последствий экономического и  финансового кризиса. Значительное снижение внешнего спроса на отечественную продукцию, свертывание иностранных инвестиций, существенное усложнение доступа к внешним финансовым ресурсам, необходимых для реформирования экономики, вызвало падение производства, экспорта, уменьшение всех видов доходов, особенно валютных, обусловило трудности с наполнением бюджета, превышение спроса на иностранную валюту над ее предложением. Это в начале года спровоцировало девальвационные процессы, ажиотажные настроения у населения по покупке валюты и изъятие средств из банковской системы, что отразилось на ее ослаблении, снижении кредитования экономики, сокращении золотовалютных резервов Национального банка.

Следствием неспособности  денежно-кредитной политики обеспечить стабильность экономического роста, падение ВВП составило в I квартале 2009 г. 20,3%, во II квартале - 18%, промышленное производство за семь месяцев сократилось на 30,4%, экспорт уменьшился на 48,5%. Уровень безработицы увеличился. Чистый приток внешних инвестиций в Украину за семь месяцев сократился. Превышение бюджетных расходов над полученными доходами за первое полугодие 2009 года выросло до 9,6 млрд. гривен. Инфляция оставалась на высоком уровне - за семь месяцев индекс потребительских цен вырос на 8,5%.

Меры денежно-кредитной  политики с начала года направлена ​​на сдерживание значительных колебаний валютного курса и сбалансирования валютного рынка, обеспечение экономики платежными средствами, стимулирование восстановления процессов кредитования, а также введение пруденциальных мер по повышению надежности функционирования банковской системы. Среди основных мер по стабилизации ситуации на валютном рынке необходимо отметить активную политику интервенций, внедрение механизма валютных аукционов, замену норматива риска общей открытой валютной позиции банков на лимиты предельных значений открытой валютной позиции, совершенствование порядка использования лоро-счетов и процедуры получения иностранных кредитов и т.д..

Для обеспечения надлежащего  уровня ликвидности, увеличение кредитования экономики и поддержки банков проводилась гибкая политика рефинансирования с совершенствованием соответствующих  механизмов, снижалась учетная ставка, был определен и начал реализовываться  порядок рекапитализации банков с участием государства и другие мероприятия.

Осуществляемая антикризисная  политика имела международную поддержку, что обеспечило получение очередных  траншей кредита Международного валютного фонда, часть которых  направлялись на финансирование дефицита государственного бюджета. Также эта  поддержка позволила частично сдерживать уменьшение международных резервов Национального банка.

Во второй половине 2009 года отрицательное сводное сальдо платежного баланса осталось довольно существенным (более 5 млрд. долл.)., Сохранился общий девальвационное давление на гривну. Одновременно уменьшение негативного влияния внешних факторов и стабилизация банковской системы способствовали постепенному восстановлению деловой активности и нормализации экономических связей в реальном секторе.

Основные принципы денежно-кредитной  политики учитывают тенденции развития отечественной экономики и денежно-кредитной сферы, предусматривают комплекс переменных индикаторов финансовой сферы и систему мер монетарной политики, направленных на обеспечение стабильности национальной денежной единицы, содействия восстановлению экономики и устойчивости банковской системы.

Соответственно, можно сделать выводы, что Национальный банк Украины, осуществляя регулирование денежно-кредитного рынка, должен поддерживать динамику монетарных агрегатов, которая, с одной стороны, удовлетворяла спрос экономики на деньги, а с другой - не создавала угрозы для динамики цен. Однако, реализовать это в условиях кризиса не совсем возможно.

 

3. Стратегия развития  денежно-кредитной политики

Построение будущей стратегии  денежно-кредитной политики Украины  должна базироваться на адекватной оценке состояния экономики, ее объективных  тенденций, степени развития банковской системы, фондового рынка, институционального обеспечения монетарной политики, развитости ее инструментов, характера взаимосвязей макроэкономических и монетарных параметров и т.п.. Следует также учитывать  действующее законодательство и  не пытаться его изменить лишь с  целью эффективного внедрения стратегии, поскольку практика свидетельствует, что в условиях Украины законодательные изменения - это очень сложный, слишком политизирован, длительный процесс, последствия которого могут существенно отличаться от первоначальных намерений. Из мирового опыта известно, что существует возможность урегулирования всех вопросов, связанных с монетарной стратегии, на уровне нормативно-правовых актов и неформальных соглашений. Поэтому в будущем Национальном банке и правительства Украины следует чаще обращаться именно к этим методам. 

Учитывая специфику Украины  относительно распределения полномочий в сфере денежных властей, в процессе разработки денежное кредитных стратегий  необходимо тесное взаимодействие правительства  и Национального банка Украины, а если точнее - взаимодействие Совета и Правления НБУ, Кабинета Министров, Министерства экономики и Министерства финансов Украины.

Будущая монетарная стратегия  должна способствовать повышению уровня доверия к национальной денежной единице, институтов ее обеспечения, создать  условия для долгосрочной стабильности. Важной предпосылкой эффективной реализации является независимость Национального  банка. НБУ в процессе взаимодействия с другими органами монетарных властей, политическими силами и обществом  должен снова и снова доказывать способность принимать профессиональные решения, отвечающие задачам поддержания  стабильности денежной единицы независимо от влияния политических сил, своевременно и квалифицированно справляться со все более сложными и ответственными задачами, является одной из основ и предпосылок стабильного развития финансовой сферы и экономики. Также заниматься созданием достаточной научной базы для выработки и проведения монетарной политики, овладеть всеми достижениями в соответствующей сфере мировой науки и практики, осуществлять подготовку научных кадров, способных проводить собственные исследования с учетом условий Украины, создавать центры, способные координировать в масштабах общества эту работу, создать надежную систему коммуникации Национального банка с общественностью, повышать уровень монетарных знаний журналистов, широких слоев населения, содержательный уровень профессиональных и научно-популярных публикаций, формировать навыки взвешенного и ответственного подхода политиков до вынесения разного рода заявлений относительно монетарной сферы и другое.

Информация о работе Денежно-кредитная политика Украины в условиях мирового экономического кризиса