Денежно-кредитная политика и макроэкономическая стабилизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:42, доклад

Описание работы

Денежно-кредитная (или монетарная) политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк. Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования. Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.

Работа содержит 1 файл

Доклад 2.docx

— 24.17 Кб (Скачать)

     Денежно-кредитная (или монетарная) политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк. Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования. Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.

     Денежно-кредитное  регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения  и рынка ссудных капиталов. Денежно-кредитная  политика является составной частью единой государственной экономической  политики. Государственная экономическая  политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть — денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение. 

     Цели  денежно-кредитного регулирования 

       Основополагающей целью денежно-кредитной  политики является помощь экономике  в достижении общего уровня  производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

       Первоначально основной функцией центральных банков было осуществление эмиссии наличных денег, в настоящее время эта функция постепенно ушла на второй план, однако не следует забывать, что наличные деньги все еще являются тем фундаментом, на котором зиждется вся оставшаяся денежная масса, поэтому деятельность центрального банка по эмиссии наличных денег должна быть не менее взвешенной и продуманной, чем любая другая.

     Осуществляя денежно-кредитную политику, центральный  банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике"дорогих денег" (рестрикционной).

     Методы  денежно-кредитной политики — совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.

     Прямые  методы — административные меры в  форме различных директив Центрального Банка касающихся объема денежного  предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или  привлечения депозитов служат примерами  количественного контроля. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый  экономический эффект с точки  зрения центрального банка за максимальным объёмом или ценой депозитов  и кредитов, за количественными и  качественными переменными денежно-кредитной  политики. При использовании прямых методов временные лаги сокращаются. Временные лаги — это определенный период времени между моментом возникновения  потребности в применении той  или иной меры в сфере денежно-кредитной  политики и осознания такой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.

     Косвенные методы регулирования денежно-кредитной  политики воздействуют на мотивацию  поведения хозяйствующих субъектов  при помощи рыночных механизмов, имеют  большой временной лаг, последствия  их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако, их применение не приводит к деформациям рынка. Соответственно, использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам характерен для общемирового процесса либерализации, повышения степени независимости центральных банков.

     Так же различают общие и селективные  методы:

     Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок  в целом.

     Селективные методы регулируют конкретные виды кредита  и носят в основном директивный  характер. Благодаря этим методам  решаются частные задачи, как ограничение выдачи ссуды некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях.

     К селективным методам денежно-кредитной  политики относятся следующие.

     Контроль  по отдельным видам кредитов. Он часто практикуется в отношении  кредитов под залог биржевых ценных бумаг, потребительских ссуд на покупку  товаров в рассрочку, ипотечного кредита. Регулирование потребительского кредита обычно вводится в периоды  напряжения на рынке ссудных капиталов, когда государство стремится  перераспределить их в пользу отдельных  отраслей или ограничить общий объем  потребительского спроса.

     Регулирование риска и ликвидности банковских операций. В многочисленных правительственных  положениях и документах (законах, актах, инструкциях, директивах, указаниях  и т.д.), регулирующих операционную деятельность банков, основное внимание уделяется  риску и ликвидности банковских операций. Государственный контроль за риском усилился в последние два десятилетия. Характерно, что риск банковской деятельности определяется не через оценку финансового положения должников, а через соотношение выданных кредитов и суммы собственных средств банка.

     Поэтому во многих странах при кредитовании клиентуру банки должны соблюдать  ряд принципов. Как правило, размер кредитов, выданных одному клиенту  или группе «породненных» клиентов, должен составлять определенный процент  от суммы собственных средств  банка; так, он в США - не более 10%, во Франции - 75%. В развитых странах также  определяется соотношение общего объема кредитных операций и собственных  средств. Во Франции сумма всех кредитов, предоставленных банком, не должна превышать более чем в 20 раз  его собственные средства.

     С помощью названных инструментов центральный банк реализует цели денежно-кредитной политики: поддержание  на определенном уровне денежной массы ( ж е с т к а я м о  н е т а р на я п о л и т и к а ) или ставки процента ( г и б к а я м о н е т а р н а я п о л и т и ка ).

     Выбор вариантов денежно-кредитной политики зависит во многом от причин изменения  спроса на деньги. Например, если рост спроса на деньги связан с инфляционными процессами, уместной будет жесткая политика поддержания денежной массы, что соответствует вертикальной или крутой кривой предложения денег. Если необходимо изолировать динамику реальных переменных от неожиданных изменений скорости обращения денег, то, вероятно, предпочтительнее окажется политика поддержания процентной ставки, связанной непосредственно с инвестиционной активностью

     Очевидно, что центральный банк не в состоянии  одновременно фиксировать денежную систему и процентную ставку. Например, для поддержания относительно устойчивой ставки при увеличении спроса на деньги банк вынужден будет расширять предложение  денег, чтобы сбить давление вверх  на процентную ставку со стороны возросшего спроса на деньги  

     Денежно-кредитная  политика имеет довольно сложный  п е р е д а т о ч н ы й м е х ан и з м . От качества работы всех его звеньев зависит эффективность политики в целом. 

     Можно выделить четыре звена передаточного  механизма денежно-кредитной политики: 

1) изменение  величины реального предложения  денег (M/р)S в результате пересмотра центральным банком соответствующей политики; 

2) изменение  процентной ставки на денежном  рынке; 

3) реакция  совокупных расходов (особенно инвестиционных) на динамику процентной ставки; 

4) изменение  объема выпуска в ответ на  изменение совокупного спроса (совокупных  расходов). 

     Между изменением предложения денег и  реакцией совокупного предложения  есть еще две промежуточные ступени, прохождение через которые существенно  влияет на конечный результат. 

     Изменение рыночной процентной ставки происходит путем изменения структуры портфеля активов экономических агентов после того, как в результате, скажем, расширительной денежной политики центрального банка на руках у них оказалось больше денег, чем им необходимо. Следствием, как известно, станет покупка других видов активов, удешевление кредита, т.е. в итоге - снижение процентной ставки

     Однако  реакция денежного рынка зависит  от характера спроса на деньги, т.е. от крутизны кривой LD. Если спрос на деньги достаточно чувствителен к изменению  процентной ставки, то результатом  увеличения денежной массы станет незначительное изменение ставки. И наоборот, если спрос на деньги слабо реагирует на процентную ставку (крутая кривая LD), то увеличение предложения денег приведет к существенному падению ставки. 

     Очевидно, что нарушения в любом звене  передаточного механизма могут  привести к снижению или даже отсутствию каких-либо результатов денежно-кредитной  политики. Например, незначительные изменения  процентной ставки на денежном рынке  или отсутствие реакции составляющих совокупного спроса на динамику ставки разрывают связь между колебаниями  денежной массы и объемом выпуска. Эти нарушения в работе передаточного  механизма денежно-кредитной политики особенно сильно проявляются в странах  с переходной экономикой, когда, например, инвестиционная активность экономических  агентов связана не столько с  процентной ставкой на денежном рынке, сколько с общей экономической  ситуацией и ожиданиями инвесторов. 

     Денежно-кредитная  политика имеет значительный в н е ш н и й л а г (время от принятия решения до его результата), так как влияние ее на размер ВВП в значительной степени связано через колебания процентной ставки с уменьшением инвестиционной активности в экономике, что является достаточно длительным процессом. Это также осложняет ее проведение, ибо запаздывание результата может даже ухудшить ситуацию. Скажем, антициклическое расширение денежной массы (и снижение процентной ставки) для предотвращения спада может дать результат, когда экономика будет уже на подъеме и вызовет нежелательные инфляционные процессы. 

     Углубить  представление о денежно-кредитной  политике можно с помощью модели совокупного спроса - совокупного  предложения (модели AD-AS). Денежно-кредитная политика, подобно фискальной ограничивается факторами, заключенными в кривой предложения. Другими словами, причинно-следственная связь, исходит из того, что денежно-кредитная политика воздействует прежде всего на инвестиционные расходы и тем самым на реальный объем производства и уровень цен. Модель AD-AS, и в частности кривая совокупного предложения, объясняет, как изменения в инвестициях распределяются между изменениями в реальном объеме производства и изменениями в уровне цен.

     В целом денежно-кредитная политика сталкивается с рядом ограничений  и проблем: 

1) избыточные  резервы, появляющиеся в результате  политики «дешевых денег», могут  не использоваться банками для  расширения предложения денежных  ресурсов; 

2) вызванное  денежно-кредитной политикой изменение  денежного предложения может  быть частично компенсировано  изменением скорости обращения  денег; 

3) воздействие  денежно-кредитной политики ослабится,  если кривая спроса на деньги  станет пологой, а кривая спроса  на инвестиции - крутой; к тому  же кривая спроса на инвестиции  может сместиться, нейтрализовав  денежно-кредитную политику. 

     В результате руководящие органы банковской системы сталкиваются с дилеммой в области денежно-кредитной политики: они могут стабилизировать процентные ставки или предложение денег, но не то и другое одновременно. В период после Второй мировой войны направление денежно-кредитной политики переместилось со стабилизации процентных ставок на контроль за денежным предложением, а затем денежно-кредитная политика стала более прагматической. 

Информация о работе Денежно-кредитная политика и макроэкономическая стабилизация