Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:46, курсовая работа
Центральный банк – центральное звено денежно-кредитной системы любого государства, он сочетает в себе черты обычного (коммерческого) банковского учреждения и государственного ведомства. Центральный банк наделен правом монопольной эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения и валютного курса, хранения золотых и валютных резервов. Важнейшей функцией Центрального банка является выработка общей кредитной политики.
Денежно-кредитная политика - очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. Хотя при этом и происходит ограничение рамок их экономической свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом. В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи.
Введение…………………………………………………………………………...3
I Теоретическая часть……………………………………………………………..4
1 Основные методы денежно-кредитной политики, применяемые ЦБ в РФ…………………………………………………………………………………..4
2 Эффективность проводимой денежно-кредитной политики в РФ………..8
3 Пути совершенствования денежно-кредитной политики в РФ………….14
II Практическая часть……………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….52
Список использованных источников…………………………………………...54
Несоответствие между целями денежного предложения и процентными ставками порождает дилемму целей. Эта дилемма возникает в силу того, что руководящие денежно-кредитные учреждения не могут стабилизировать и денежное предложение и процентные ставки одновременно. В результате коллизии противоречивых целей возможна выработка более прагматичной, умеренной позиции, когда определенное внимание уделяется как процентным ставкам, так и денежному предложению, но явное предпочтение не отдается ни одной из них. При недостаточном развитии финансовых рынков особо четко наблюдается слабая связь между инструментами денежно-кредитной политики и процентными ставками. В период рыночной трансформации произошел рост степени открытости российской экономики по отношению к трансграничным потокам капитала (см. график).
На эффективность проведения денежно-кредитной политики влияет и международная политика государства. Повышение процентной ставки увеличивает иностранные финансовые инвестиции в страну, усиливает спрос на внутреннюю национальную валюту. Повышение стоимости национальной валюты ведет к повышению ее курса по отношению к иностранным валютам, понижению чистого экспорта и к ухудшению состояния платежного баланса. Понижение процентной ставки уменьшает приток иностранного финансового капитала. Следовательно, курс национальной валюты падает, а чистый экспорт возрастает. Поэтому можно сделать вывод, что вызванные изменениями процентной ставки в стране потоки международного капитала усиливают денежно-кредитную политику внутри страны.
Проект денежно-кредитной политики на 2010-2012гг.
Совет директоров
Банка России принял проект основных
направлений денежно-кредитной
ставит задачу перейти к инфляционному
При формировании избыточного денежного
процентным ставкам[2].
3 Пути совершенствования денежно-кредитной политики в РФ
Каждый год Банк России направляет в Государственную Думу РФ проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на следующий период. В этом году документ представлен в виде программы на 2010 г. и на период 2011—2012гг. Учитывая напряженное состояние, как мировой, так и отечественной экономики, ожидалось, что столь важный документ, содержащий планы реализации денежно-кредитной политики Банка России, не станет простой формальностью. Заинтересованные субъекты надеялись получить если не стратегию прорыва, то план конкретных мер по обеспечению устойчивого развития денежно-кредитной сферы страны. Предпринята попытка оценить данный документ на предмет его конкретности и способности стать программой действий, понятной для всех активных участников рынка. Сам факт, что Банк России пытается прогнозировать свои действия и состояние экономики на трехлетний период, дает основания полагать, что в документе должны быть некие принципиальные моменты как по недопущению развития кризисной ситуации в денежно-кредитной сфере, так и возможные действия по обеспечению экономического роста. Логика будет определяться структурой Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов (далее - Основные направления). Как и в прошлые годы, в качестве главной цели единой денежно-кредитной политики обозначено снижение инфляции до 9—10% в 2010г., до 5-7% в 2012г. Причем заявлено, что для достижения этой цели будут использоваться все инструменты денежно-кредитной политики, имеющиеся в распоряжении Банка России. Если оценивать внутренние факторы, которые влияют на показатель инфляции (меры государственной поддержки реального сектора и банковской системы, поддержка спроса), то эта задача для Банка России будет непростой. Сжатие потребительской активности, а также кредитной активности банков обеспечило даже некоторое снижение индекса потребительских иен в отдельные периоды 2009 г. Дальнейшие попытки снижения индекса потребительских иен монетарными методами может быть поставлено под сомнение. Так, например, за 8 мес. 2009г. объем денежной массы в обращении (М2) сократился на 1,4% по отношению к 01.01.2009. И только по состоянию на 01.10.2009 был зафиксирован прирост этого показателя. Если следовать логике монетарной политики, то для дальнейшего снижения инфляции требуется дальнейшее сжатие М2. Однако если это реализовать, то экономике обеспечена стагнация.
Парадоксальная, на первый взгляд, ситуация, когда массированная поддержка ликвидности банковской системы, в том числе из средств федерального бюджета (например, размещение средств бюджета на депозитах в коммерческих банках) и отдельных секторов экономики, не отражается на показателе денежной массы либо отражается с отрицательным знаком, вполне объяснима. Дело здесь в непрекращающемся оттоке капитала. В Основных направлениях Банк России отмечает: «Снижение объемов внешней торговли сопровождалось вывозом капитала за рубеж частным сектором экономики. Итоговый показатель чистого движения частного капитала в первом полугодии 2009 года сложился отрицательным». Сложилась ситуация, когда деньги Банка России отторгаются экономикой. Будучи эмитированными на цели полдержания ликвидности или конкретные программы стабилизации отраслей или секторов экономики, рублевые активы конвертируются и в лучшем случае оседают на валютных счетах в банках-резидентах. Обратимся к официальной статистике. С 01.01.2009 по 01.08.2009 прирост обязательств банковской системы, включаемых в широкую денежную массу, составил 2,5 %. В то время как за аналогичный период денежная масса в национальном определении сократилась на 2,8 %, По показателю «скорость обращения денег», рассчитанному по агрегату М2 за январь—август 2009 г., отмечено снижение.
Таким образом, одной из ключевых проблем в реализации мер денежно-кредитной политики является ситуация, при которой эмиссия в национальной валюте трансформируется в активы в иностранной валюте (конвертации и отток капитала либо размещение в наличной иностранной валюте и на валютных депозитах). Именно решение данной проблемы должно стать одной из основных целей единой денежно-кредитной политики.
Обратимся к балансу Банка России, который является хорошим индикатором того, под какие активы происходит эмиссия национальной валюты. По состоянию на 01.01.2009 в структуре его активов на статью «Средства, размещенные у нерезидентов, и пенные бумаги иностранных эмитентов» приходилось 71,28% активов, а на статью «Кредиты и депозиты» - 22,82 %, по состоянию на 01.10.2009 - 77,31 и 14,56% соответственно.
Стоит сказать, что операции по рефинансированию банков необходимы для формирования базы для эмиссии национальной валюты. Пока в России имеет место эмиссия национальной валюты, на три четверти обеспеченная иностранными активами, сложно решить проблему постоянной трансформации эмитированной национальной валюты в иностранные активы. Развитие системы рефинансирования в национальной валюте - это первоочередная мера по обеспечению спроса на национальную валюту, основа формирования денежной массы, а значит, и возможностей Банка России влиять на экономику.
Одним из заметных мест проекта Основных направлений является оценка показателей денежной программы. В качестве ее ключевых показателей Центральным банком выбраны:
Коль скоро эти показатели объединены под словом «программа», вероятно, важным вопросом является возможность их регулярного мониторинга в общедоступных официальных источниках. Однако, прежде всего, стоит определить, почему именно эти показатели включены в денежную программу. Хотелось бы иметь и развернутые комментарии приоритетности этих показателей для развития экономики и достижения основных целей денежно-кредитной политики. Еще одним, не менее важным, вопросом, возникающим при попытке проанализировать указанные показатели денежной программы, является корректность и сопоставимость с другими формами статистической отчетности Банка России.
Если стремиться к
эффективности заявленных параметров,
к возможности их использования
всеми заинтересованными
Денежная база (узкое определение). В денежной программе прицелено именно узкое определение денежной базы. Если обратиться к методологическим комментариям к таблицам «Бюллетеня банковской статистики» (далее - методологические комментарии), то увидим лишь понятие «Денежная база » широком определении», которое включает: выпушенные в обращение Банком России наличные деньги (с учетом остатков средств в кассах кредитных организаций); средства на счетах обязательных резервов, депонируемых кредитными организациями в Банке России; средства па корреспондентских счетах в валюте РФ (включая усредненные остатки обязательных резервов) и депозитных счетах кредитных организаций в Банке России; вложения кредитных организаций в облигации Байка России (по рыночной стоимости); иные обязательства Банка России по операциям с кредитными организациями в валюте РФ.
В Основных направлениях содержится узкое определение денежной базы, в которое включены наличные деньги и обязательные резервы. Почему в денежную программу включен именно этот показатель, а не денежная база в широком определении, не объясняется. Имеются и некоторые несовпадения между данными денежной программы в Основных направлениях и в таблицах Бюллетеня банковской статистики. В разных аналитических и статистических формах, публикуемых Банком России для всеобщего сведения, должно быть обеспечено соответствие данных.
Уместным был бы дополнительный методологический комментарий, возможно, и к самим Основным направлениям, содержащий пояснения, почему показатель «денежная база (узкое определение)» включен в денежную программу и какое значение придает банк России именно этому варианту расчета и анализа денежной базы.
Чистые международные резервы. Еще одним показателем, включенным в денежную программу Основных направлений, являются чистые международные резервы. Сделаем предположение, что речь идет о данных из «Обзора центрального банка» или «Обзора банковской системы» ранее упомянутого Бюллетеня банковской статистики. В «Обзоре центрального банка» на 01,01.2009 значится сумма - 12551314 млн. руб. в «Обзоре банковской системы» по статье «Чистые иностранные активы» значится сумма - 12215506 млн. руб. Однако в денежной программе на 01.01.2009 по статье «Чистые международные резервы» в качестве фактического значения на 01.01.2009 приведена величина 199 000 млн. руб. Возможно, речь идет о какой - то модификации показателя «чистые иностранные активы», но тогда необходимы пояснения в части сопоставимости данных Банка России из различных форм.
Обратимся к методологическому
комментарию к Бюллетеню
Эти замечания отнюдь не продиктованы желанием искать недостатки в формах статистической отчетности Банка России. Важно понять, что коль скоро показатель заявлен в денежной программе, то необходимо отдавать себе отчет, что заинтересованные пользователи имеют право на получение корректной и сопоставимой статистической и аналитической информации, тем более что источник этой информации один — Банк России.