Денежная система в командно-административной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:38, реферат

Описание работы

Во второй половине 20-х гг. в кредитно-денежной системе страны отмечалось нарастание трудностей и противоречий. Появились трудности в реализации мер по поддержанию устойчивости червонца на внутреннем рынке. Развивающаяся промышленность и торговля нуждались в кредитах во все возрастающих масштабах. В то же время Наркомфин и Госбанк в целях уменьшения инфляции и поддержания устойчивости червонца старались сдерживать кредитную эмиссию. Регулировать потребности в финансовых ресурсах государство могло через эмиссию казначейских билетов.

Работа содержит 1 файл

денежная ситема командно-административной экономики.docx

— 25.38 Кб (Скачать)

Противоречия  денежного обращения  во второй половине 20-х  гг.

  Во второй  половине 20-х гг. в кредитно-денежной  системе страны отмечалось нарастание  трудностей и противоречий. Появились  трудности в реализации мер  по поддержанию устойчивости  червонца на внутреннем рынке.  Развивающаяся промышленность и  торговля нуждались в кредитах  во все возрастающих масштабах.  В то же время Наркомфин и Госбанк в целях уменьшения инфляции и поддержания устойчивости червонца старались сдерживать кредитную эмиссию. Регулировать потребности в финансовых ресурсах государство могло через эмиссию казначейских билетов.

 Первоначально  эмиссия казначейских билетов  для поддержания устойчивости  денежного обращения была ограничена. Предел эмиссионного права казначейских  билетов в 1924 г. был определен  в 50% общей суммы выпущенных  в обращение банковских билетов  (червонцев). В 1925г. эмиссия казначейских  билетов была передана Госбанку  и стала наряду с эмиссией  банковских билетов служить ресурсом  для кредитных операций. В 1927 г.  предел эмиссии был увеличен  до 75%, а в 1930 – до 100% суммы выпущенных  банкнот. Эти деньги не требовали  банковского обеспечения золотом  или товарами.

 В 1927 г. Госбанк  отказался от кредитной рестрикции  и перешел к политике широкой  кредитной экспансии, обеспечивая  финансовыми ресурсами начавшуюся индустриа-лизацию страны. В результате кредитная эмиссия перестала соответствовать реальным накоплениям и начала привлекать в народное хозяйство бумажные деньги. В связи с этим началось падение курса червонца.

 Для поддержания  его курса постоянно требовались  пополнения рынка валютными ценностями  и концентрация их в Госбанке. Со второй половины 1926 г. был  запрещен свободный обмен валюты  на внутреннем рынке, а  вскоре  и ввоз и вывоз советской валюты за границу. Таким образом, к концу 20-х гг. от сущности денежной реформы 1922-24 гг. мало что осталось. Сложилась новая денежная система, характерная для централизованной экономики.

 Законодательно  по-прежнему было заявлено, что  денежная система основывается  на золотом стандарте. Фактически  размен банковских билетов на  золото был прекращен. Эмиссия  денег из кредитной превращалась в разновидность государственного финансирования. Особенно это проявилось после проведения кредитной реформы 1930г., когда коммерческие кредиты и коммерческие банки были ликвидированы. Источником финансирования остался только государственный банковский кредит. Финансирование индустриализации страны осуществлялось за счет кредитования Госбанком в результате безналичного перечисления средств строящимся объектам. Образовавшаяся денежная система просуществовала вплоть до 90-х гг.

Особенности функционирования денежного обращения командно-административной экономики

 В экономической  литературе этот тип денежной  системы, сложившийся в 30-е  гг. ХХ в., часто называется денежной  системой командно-административной  экономики. Закономерности денежного  обращения этой системы полностью  определяются задачами плановой  государственной политики и жестким  регулированием объема денежных  ресурсов «сверху» - государством.

 Эта система  имеет следующие характерные  черты:

1. Сосредоточение  денежного оборота в едином  госбанке.

2. Законодательное  разграничение денежного оборота  на безналичный и наличный  обороты. Безналичный оборот обслуживал  товарные и расчетные отношения  между государственными предприятиями,  то есть обслуживал распределение  средств производства, оптовую торговлю. Наличный денежный оборот обслуживал только розничную торговлю.

3. Обязательное хранение  денежных средств предприятий на счетах в госбанках.

4Нормирование расходов  предприятий из полученной прибыли.

5. Выпуск денег  в хозяйственный оборот осуществлялся  в соответствии с выполнением  плана экономического развития.

6. Монополия государства  на проведение валютных операций  и установление валютного курса.

7. Монополия госбанка  в привлечении сбережений населения.

 Эмиссионный механизм  наличных денег строился таким  образом: составлялся план изменений  массы наличных денег на предстоящий год исходя из следующих финансовых документов:

1. баланса доходов  и расходов населения;

2. кассового плана.

 Основное назначение  баланса – обосновать прогноз  изменений в величине денежных  доходов населения и структуре  расходов и их соответствие  изменениям массы наличных денег  в обращении.

таблица. Баланс денежных доходов и денежных расходов населения

Доходы Расходы
Раздел  А. Поступления от государственных  предприятий и кооперативных  учреждений:

1) заработная  плата

2) доходы  помимо заработной платы (командировки, премии)

3) денежные  доходы от кооперации

4) денежная  выручка от продажи сельского  хозяйства государственным предприятиям

5) пенсии  и пособия

6) стипендии

7) поступления  от финансово-кредитных учреждений (выигрыши, проценты, страховые взносы)

8) прочие  поступления

Раздел А. Расходы, произведенные на государственных  предприятиях:

1) покупка  товаров:

а) государственная  торговля

б) кооперация

2) оплата  услуг

3) обязательные  платежи и взносы

4) сбережения  во вкладе и займы

5) прочие  расходы

Раздел  В. Денежные поступления от продажи  товаров и услуг населения:

1) выручка  от продажи с/х продукции на  колхозном рынке

2) выручка  за услуги и другие доходы.

Раздел В. Денежные расходы на покупку товаров и  оплату услуг населения:
Итого В Итого В
Всего: А+В Всего: А+В

Раздел А включает денежное отношение между государственными, кооперативными,общественными организациями с одной стороны и населением – с другой стороны.

Раздел В предназначен для денежного оборота преимущественно между группами населения: городскими и сельскими.

 Баланс составлялся  в территориальном разрезе   и сводным по стране в целом.

 В сводном балансе  по разделу А превышение доходов над расходами свидетельствовало об увеличении наличия денежных остатков у населения, а превышение расходов над доходами - наоборот их сокращение. Рост или сокращение остатков наличных денег у населения соответствовало эмиссионным результатам Госбанка. Все позиции по балансу имели точное цифровое значение, особенно по разделу А в соответствии с планами фонда заработной платы и других доходов. Поэтому на начало года уже были известны все эмиссионные позиции.

             Для гибкого регулирования денежного  обращения составлялся кассовый  план. Это был план оборота  денег, проходивших через кассы  Госбанка. Он состоял из двух  частей: приходной и расходной.

Приход – все  денежные поступления, расписанные  по статьям более детально, чем  в балансе доходов и расходов (доходы от торговли, транспорта, услуг, налогов  и т.д.)

Расход – выдача средств по направлениям и по организациям.

 Кассовые планы  составлялись на каждой территории  страны и сводились в общий  сводный план. Утвержденный правительством  сводный кассовый план доводился  до учреждений Госбанка и являлся  директивой по денежному обращению  для каждой территории. Такая  строгая регламентация кассовых  операций (получение из касс банка,  хранение, использование и инкассация  наличных денег) позволяла обеспечить  более или менее равномерный  оборот денежного наличия.

 Безналичный оборот  также осуществлялся в плановом  порядке. Безналичная эмиссия  осуществлялась в соответствии  с единым кредитным планом, составляемым  Госбанком СССР.

 Кредитный план  был тесно связан с планом  социально-экономического развития  страны в целом, был его составляющей  частью. Цель кредитного планирования  состояла в поддержании пропорций,  заложенных в планах экономического  развития. Поэтому кредитные планы  были непосредственно связаны  с госбюджетом. Средства на  счетах бюджета, бюджетных организаций  и страховых компаний являлись  кредитными ресурсами. За счет  бюджетных  ассигнований полностью  формировался фонд долгосрочного  кредитования. При этом размеры  имеющихся банковских ресурсов  никого не интересовали, ибо их  недостаток в учреждениях Госбанка  и Стройбанка тут же восполнялся  за счет искусственного увеличения  общих кредитных вложений страны. Для финансирования тех или  иных государственных проектов  – строительства предприятий,  железных дорог, освоения космоса  - Госбанк создавал на счетах  новые денежные средства и  представлял их данным учреждениям  в безналичной форме в соответствии  с кредитным планом.

 В Госбанке  и Стройбанке отсутствовали антиинфляционные  ограничения, поскольку любой  кредит одновременно создавал  остатки на счетах клиентов. В  рамках единого банка это означало  практически неограниченную депозитную  политику, то есть эмиссию денег  в их безналичной форме. Основное  внимание уделялось тому, чтобы  не допустить сверхплановой трансформации  безналичных денег в наличные.

 Такой механизм  эмиссионного регулирования был  инфляционным. Однако при жесткой  регламентации цен и отсутствии  конкуренции он привел к затовариванию  продукций в одних сферах, дефиците  в других, низкому качеству продукции  и застою.

Денежное  обращение в годы Великой Отечественной  войны. Денежная реформа 1947 г.

  Небольшая модификация  денежного обращения была осуществлена  в годы Великой Отечественной  войны. Военная экономика требовала  огромных финансовых ресурсов. С  помощью системы планового денежного  обращения обеспечивалось финансирование  оборонного комплекса страны. Эмиссия  денег в годы войны возросла, денежные фонды централизованно  распределялись исходя из планов  военного развития.

 В эти годы  была введена карточная система  распределения продуктов, при  этом карточки отоваривались  за деньги. Оплата труда была  сохранена, что стимулировало  рост производительности труда.  В годы войны была вновь  введена коммерческая торговля. Население, имеющее достаточное  количество доходов, могло приобрести  товары сверх карточного обеспечения  в коммерческих магазинах, где  розничные цены были высокими. Доходы от коммерческой торговли  пополняли бюджет страны. Особенности  военной экономики вместе с  тем привели к деформации денежного  обращения: произошло перераспределение  денежных доходов между городом  и деревней в пользу города, резко возросли цены.

 После окончания  войны необходимо было вернуть  денежную систему в русло мирного  времени. Последствия войны в  денежном обращении были ликвидированы  в ходе денежной реформы 1947г.

  Цель реформы  – изъятие необеспеченной наличной  денежной массы, конфискация доходов,  полученные нетрудовыми средствами.

Содержание реформы

 Денежная реформа  заключалась в обмене находившихся  в обороте денег на вновь  выпущенные денежные знаки   и переоценке денежных вкладов  в сберкассах.

 Согласно постановлению  Совета Министров СССР и ЦК  ВКП(б) от 14 декабря 1947 г. «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные  и промышленные товары» наличные деньги, находящиеся на руках у населения, кооперативов, колхозов, общественных организаций обменивались в соотношении 10:1. Вклады населения в сберкассах до 3 тыс. руб. не подлежали переоценке. Суммы вкладов от 3 до 10 тыс. руб. переоценивались в соотношении 3:2, а свыше 10 тыс. руб. - 2:1. Денежные средства кооперативных предприятий на счетах в банках подлежали обмену исходя из соотношения 5:4, а денежные средства государственных предприятий и организаций сохранялись без изменения.

 Особенность реформы  заключалась в том, что заработная  плата, пенсии, стипендии продолжали  выплачиваться в новых деньгах  в прежних размерах. Это означало  повышение реальных доходов трудящихся.

 Реформа проводилась  в течении 2-х недель, то есть в сжатые сроки и носила конфискационный характер, что привело к напряжению в обществе. Множество людей предпринимали лихорадочные усилия по спасению личных средств, пытаясь открыть вклад задним числом, провести дробление их на части, не подлежащие изъятию, попытки отоваривания наличных денег. В эти дни было зафиксировано наибольшее число нарушений и преступлений, связанных с незаконным оборотом денег.

 Реформа 1947 г.  не означала коренной перестройки  денежной системы страны и  полностью сохранила ее структуру  и механизм эмиссионного регулирования.  Формой денег оставались билеты  Госбанка, казначейские билеты и  разменные монеты. Монопольное право  на эмиссию денег имел Госбанк.  Отличием стало лишь то, что  билеты Госбанка стали выпускаться  в рублях, а не в червонцах,  но золотое содержание рубля  не изменилось. Не изменился и  механизм эмиссионного регулирования:  как и прежде это было централизованное  кассовое и кредитное планирование.

Деноминация 1961 г.

 В советское  время была проведена еще одна  деноминация рубля в 1961 г.

 Причинами ее  стали значительные увеличения  размера госбюджета и объема  национального дохода, которые исчислялись  в десятках триллионов рублей. Это связывалось с быстрыми  темпами развития народного хозяйства  и денежными оборотами. Действительно,  в истории развития экономики  СССР конец 50-х гг. отличался  высокими темпами роста.

 Совет министров  и ЦК КПСС приняли решения об изменении с 1 января 1961 года масштаба цен, то есть фактически о деноминации советского рубля. Находившиеся в обращении денежные знаки обменивались на новые в соотношении 10:1. Одновременно также были уменьшены в десять раз цены на товар, все виды доходов, платежные обязательства, договоры, вклады и т.д.

Информация о работе Денежная система в командно-административной экономике