Денежная система США

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 17:20, реферат

Описание работы

В своей курсовой работе я предоставляю информацию о денежной системе, на примере США и рассказываю о денежном обращении в этой стране. В курсовой предстоит ответить на такой вопрос, как: «По каким принципам строится современная денежная система США?»

Работа содержит 1 файл

Курсовая ДКБ.doc

— 123.00 Кб (Скачать)

В декабре 1913 года был  издан закон, по которому была создана  новая система эмиссионных банков - Федеральная резервная система (ФРС). Вся территория США была разделена на 12 округов, в каждом из которых был учрежден федеральный резервный банк с капиталом не менее 4 млн. долл. Банкноты федеральных резервных банков - федеральные резервные билеты - подлежали размену на золотые монеты и должны были обеспечиваться не менее чем на 40% золотом, а на остальные 60% - векселями на срок до трех месяцев, принимаемыми резервными банками к переучету от «банков-членов». Все национальные банки были обязаны вступить в члены Федеральной резервной системы; другие банки могли стать ее членами с разрешения руководства ФРС. Во главе ФРС был поставлен Федеральный резервный совет под председательством министра финансов, в его состав входили контролер денежного обращения и 6 членов, назначаемых президентом США.

Федеральный резервный  акт внес следующие изменения  в денежную систему страны:

1) он централизировал банкнотную эмиссию;

2) существенно изменил систему обеспечения банкнот, сделав основным обеспечением их коммерческие векселя вместо государственных ценных бумаг.

В период мирового экономического кризиса 1929 - 1933 гг. особенностью денежной системы США было длительное сохранение золотомонетного стандарта. Это объясняется, прежде всего, тем, что Соединенные Штаты вступили в Первую мировую воину лишь незадолго до ее окончания, а потому им не приходилось нести большие военные расходы и прибегать для их покрытия к инфляционному выпуску бумажных денег. Кроме того, после войны золотой запас страны значительно возрос, что способствовало сохранению ею прежней системы свободного размена банкнот на золотые монеты.

 Однако и в США  золотой стандарт рухнул под  ударами кризиса 1929 - 1933 гг. Ликвидации  золотого стандарта сопутствовала  девальвация доллара на 41%. Согласно  «акту о золотом резерве», вступившему  в силу 31 января 1934 года, новое золотое содержание доллара не должно было превышать 60% прежнего, причем президенту предоставлялось право определять его в пределах от 50 до 60%. Фактически новое золотое содержание золота было установлено на уровне 59% прежнего путем повышения бумажной цены золота с 20,67 до 35 долл. за тройскую унцию; тем самым золотое содержание доллара было снижено с 1,50463 г до 0,888671 г.

Согласно тому же акту о золотом резерве» было осуществлено огосударствление централизованных золотых запасов: весь золотой запас федеральных резервных банков передавался казначейству в обмен на его золотые сертификаты по старой цене (20,67 долл. за унцию чистого золота), а за счет прибыли, полученной казначейством от переоценки золота по более высокой цене (35 долл.), был создан стабилизационный фонд в сумме 2 млрд. долл. для регулирования курсов доллара, иностранной валюты и государственных ценных бумаг. Фактически стабилизационный фонд был использован правительством США для ведения валютной войны против Англии: путем скупки фунтов стерлингов на доллары за счет средств этого фонда оказывалось понизительное воздействие на курс доллара.

 Закон о серебре  1934 года обязал казначейство закупать  серебро и выпускать взамен  его серебряные сертификат, ставшие  одним из составных элементов денежной массы. Закупки серебра должны были продолжаться до тех пор, пока серебряный запас достигнет 25% совокупного централизованного металлического запаса (золотого и серебряного). Акт 1934 года был продиктован интересами серебропромышленников. За 1934 - 1942 гг. казначейство купило около 2,7 млрд. унций серебра, что привело к повышению его цены.

 После Второй мировой  войны увеличилось промышленное  потребление серебра и значительно  уменьшилась его роль в денежном  обращении. За 1955 - 1972 гг. сумма серебряных долларов сократилась с 2,4 млрд. до 0,7 млрд. долл.

 

2.2. Инфляция в США в послевоенный период

 Особенностью военной  инфляции в США явилось то, что она происходила в условиях  заметного роста объема промышленного  производства; это в известной мере сдерживало инфляцию. Однако рост денежной массы значительно превосходил рост производства. Так, за 1940 - 1945 гг. количество наличных денег в обращении увеличилось в 3,7 раза, а валовой национальный продукт увеличился только в 1,5 раза. Уже в годы войны покупательная сила доллара, по преуменьшенным официальным данным, упала более чем на 1/4. Послевоенная инфляция в США, как и в других капиталистических странах, вызвана новой гонкой вооружений и милитаризацией экономики.

 Масса наличных  денег в обращении (включая  банкноты, серебряные доллары, мелкие  монеты и казначейские билеты) составляла в 1939 году 7,6 млрд. долл., в 1945 году - 28,5 млрд., в 1950 году - 27,7 млрд., в 1955 году - 31,2 млрд., в 1960 году - 32,9 млрд., в 1965 году - 42,1 млрд. (все эти данные - на конец года), а в июле 1972 года - 62,4 млрд. долл. Таким образом, вслед за кратковременным сокращением денежной массы, за первое послевоенное пятилетие, начиная с 1950-х гг. возобновился быстрый рост ее, причем в первой половине 1950-х гг. этому способствовала американская агрессия в Корее, а во второй половине 1960-х гг. - американская агрессия во Вьетнаме. Значительно выросла и сумма депозитов до востребования: со 108,5 млрд. долл. в конце 1947 года до 241,3 млрд. долл. в августе 1972 года.

 Рост денежной массы  в США значительно опережал  рост производства и товарооборота  и имеет инфляционный характер. С 1960 по 1967 гг. наличная денежная  масса увеличилась на 44%, а розничный  товарооборот в реальном выражении  - только на 26%. В 1969 - 1970 гг. имел место кризисный спад промышленного производства США, но денежная масса продолжала возрастать. Так, в марте 1971 года общий индекс промышленной продукции США был почти на 5% ниже уровня 1969 года, но общая масса денег в обращении (включая наличные деньги и депозиты до востребования) возросла с марта 1969 года по март 1971 года на 11%. С марта 1971 года по март 1972 года денежная масса снова возросла на 11%, а промышленная продукция - только на 4%.

 В результате инфляции  и давления монополий уровень цен в США систематически рос, а покупательная сила доллара падала. На протяжении послевоенного периода, с 1945 по 1972 гг., общий индекс потребительских цен повысился более чем вдвое, причем, только за 1963 - 1972 гг. (по июль 1972 года) его рост составил 37%. Характерно, что в своем послании 1970 года об экономическом положении страны президент Никсон был вынужден признать развитие инфляции в США и ее тесную связь с ростом расходов на воину во Вьетнаме.

 Особенностью  послевоенной инфляции в США по сравнению с рядом других капиталистических стран явилось то, что обесценение доллара по отношению к товарам длительное время не сопровождалось снижением его официального золотого содержания, которое до конца 1971 года оставалось на уровне, установленном еще в 1934 г. Однако развитие валютного кризиса все более подрывало доллар. В марте 1968 года США пришлось пойти на установление двойной цены золота: по официальной цене (35 долл. за 1 унцию) золото продолжало продаваться только казначействам и центральным банкам других стран. Вместе с тем были признаны колеблющиеся рыночные цены, устанавливающиеся на частных рынках золота. В 1968 году было отменено обязательное, 25%-е золотое обеспечение банкнот федеральных резервных банков.

 В результате ухудшения валютно-финансового положения в конце 1971 года на Вашингтонском совещании министров финансов 10 капиталистических стран США согласились осуществить девальвацию доллара: официальная цена унции золота была повышена с 35 до 38 долл., а золотое содержание доллара снижено с 0,888671 до 0,818513 г. Это решение было осуществлено в 1972 году, причем конвертируемость долларов в золото, прекращенная ранее, не была восстановлена.

 Дальнейшее ухудшение  экономического положения США,  в частности большой пассив и давление на доллар, в феврале 1973 года вынудили администрацию США произвести вторую девальвацию своей валюты. Золотое содержание доллара было снижено до 0,73662 г чистого золота, а его официальная цена повышена до 42,22 долл. за одну тройскую унцию, или на 11,1%. В связи с переходом ведущих западных стран в начале 1970-х гг. к так называемым «плавающим» курсам фиксация официальной цены золота в долларах утратила свое реальное значение. Ямайское валютное соглашение официально установило систему «плавающих» валютных курсов и отменило использование официальной цены золота в долларах как базы твердых валютных паритетов. Кроме того, была отменена фиксация масштаба цен в золоте, оно стало продаваться свободно из государственных запасов и МВФ на аукционах, взносы в МВФ в золоте были заменены на СДР.

 Наиболее высокий  темп инфляции в США наблюдался  в период с конца 1960-х гг. до начала 1980-х гг. Это объяснялось  рядом экономических и военно-политических  причин. К ним, прежде всего, следует отнести обострение мирового валютно-финансового кризиса, стремление освободиться от доллара, крупный пассив платежного баланса, особенно с Японией, огромные военные расходы, связанные как с войной во Вьетнаме и новой программой военной модернизации, так и с энергетическо-сырьевым кризисом 1973-1975 гг., а также повышение цен рядом корпораций. В результате с 1964 по 1980 гг. портфель гособлигаций у федеральных резервных банков возрос в три раза - с 37 до 121 млрд. долл., эмиссия банкнот увеличилась также в три раза - с 35,3 млрд. долл. до 124,2 млрд. долл., а индекс розничных цен (в 1967 году равный 100) повысился с 94,5 до 246,8. Покупательная способность доллара упала до 40% по сравнению с 1967 годом. При этом к началу 1970-х гг. золотой запас сократился до 11,2 млрд. долл. по сравнению с 24,6 млрд. долл. в 1949 г., т.е. в 2,5 раза.

 К началу 1980-х гг. инфляция превратилась в главную  экономическую проблему. Активные  антиинфляционные меры, принятые  администрацией Р. Рейгана в  1981 году, способствовали снижению  ее уровня. В их основу была положена монетаристская концепция регулирования экономики. В числе этих мер, прежде всего, назовем повышение процентных ставок, ограничение денежной эмиссии, сокращение бюджетного дефицита за счет урезания государственных расходов, уменьшение пассива платежного баланса, снижение налогов с юридических и физических лиц и некоторое уменьшение военных расходов (вследствие подписания ряда соглашений с СССР о сокращении ракетно-ядерных вооружений).

 

2.3. Регулирование денежной системы

 Основную функцию  по регулированию денежной системы выполняет центральный банк США (ФРС) совместно с министерством финансов. Главным направлением деятельности ФРС в этой области является поддержание стабильности денежной системы, включая все ее основные элементы: денежное обращение, сбалансированное соотношение между наличным и безналичным оборотом, денежная эмиссия, масштаб цен. Это регулирование тесно переплетается с кредитной политикой ФРС и бюджетно-налоговой политикой министерства финансов. С конца 1970-х гг. основной заботой ФРС является поддержание низкой инфляции, стабильности и денежного обращения в стране, укрепление позиции доллара как резервной валюты. С конца 1960-х гг. в связи с усилением инфляционных процессов ФРС установил более жесткий контроль за динамикой денежной массы. С 1972 года центральный банк определяет почти ежемесячно допустимые границы изменения величины денежной массы и банковских резервов. Однако даже с помощью этих методов банку не всегда удается нейтрализовать влияние конъюнктурных факторов и обеспечить предусмотренные темпы увеличения денежной массы.

 Резкие колебания  рыночных процентных ставок вынуждали  ФРС не только прибегать к  контролю над рынком ссудных  капиталов, но ослаблять влияние  на различные агрегаты, которые  использовались как основные инструмент» денежно-кредитной политики. С середины 1970-х до начала 1980-х гг. ФРС неоднократно признавала невозможность обеспечить плавное увеличение денежной массы при низкой эффективности денежно-кредитных мер в условиях сочетания инфляции, кризиса и хронического дефицита государственного бюджета.

 С 1975 года ФРС  по требованию Конгресса США  ежегодно обязан определять допустимые  пределы роста денежных агрегатов  и ряда процентных ставок.

 С 1981 года начинает  проводиться более жесткое регулирование  денежного обращения путем ограничения денежной массы и повышения процентных ставок. В последующем это способствовало снижению темпов инфляции и укреплению престижа доллара путем повышения его курса по отношению к валютам других западных стран. Все эти мероприятия США нанесли определенный финансово-экономический ущерб странам Западной Европы и Японии из-за бегства оттуда горячих денег и падения курса их валют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Денежная система США

3.1 Федеральная резервная система США

Специально созданная в 1913 году законом о Федеральном Резерве система (ФРС), которая в совокупности выполняет роль центрального банка Соединённых Штатов Америки. В управлении ФРС определяющую роль играет государство, хотя форма собственности капитала является частной — акционерная с особым статусом акций.

Структура ФРС:

1. Совет управляющих Федеральной резервной системы. Семь членов Совета управляющих назначаются президентом и утверждаются Сенатом, чтобы служить 14-летний срок полномочий. Главную обязанность членов совета директоров является разработка денежно-кредитной политики. Семь членов Совета из 12 делают ключевые решения в отношении стоимости и наличия денег и кредита в экономике. Банк устанавливает резервные требования и разделяет ответственность с резервных банков на скидку курсовой политики. Эти две функции плюс операции на открытом рынке являются инструментами денежно-кредитной политики Федеральной резервной системы.

2. Федеральный комитет по открытым рынкам - организован в соответствии с Банковским законом 1935 года для замены Ассоциации политики открытого рынка (OMPC). Действует в настоящее время. В обязанности Комитета входит разработка монетарной политики, стимулирующей сразу четыре направления: стабильность цен, экономический рост, полная занятость, устойчивость внешних платежей и международной торговли. Комитет занимается покупкой и продажей федеральных долговых обязательств и ценных бумаг казначейства США.

3. Федеральная резервная система банков. Банки ФРС работают под общим руководством Совета управляющих в Вашингтоне. Каждый банк имеет в составе девяти членов совета директоров, которые контролирует ее операции.

Операции со счётом на открытом рынке производиться ФРБ Нью-Йорка. Обычно осуществляется три вида сделок, в зависимости от целей ФРС:

1) краткосрочные сделки по покупке ценных бумаг с последующим их выкупом владельцем — используется ФРС для того, что бы временно увеличить резервы банковской системы.

2) соглашение о продаже и обратной покупке ценных бумаг — используется, если ФРС необходимо уменьшить средства, доступные для кредитования.

3) окончательная покупка или продажа ценных бумаг. При таких сделках нет обязательств о последующем выкупе ценных бумаг или их обязательной последующей продаже, по этому влияние таких сделок на объём средств в банковской системе долгосрочно. Такие сделки используются, если существует долгосрочная необходимость увеличения объёма средств в банковской системе.

Информация о работе Денежная система США