Денежная система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:49, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - проанализировать современную денежную систему в России и ее перспективы в рыночных отношениях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1 Денежная система РФ……………………………………………………...6
1.1 Становление денежной системы в России……………………………..6
1.2 Денежная система и ее типы…………………………………………….9
1.3 Разновидность денежной системы…………………………………….14
1.4 Современные типы денежной системы, ее характеристика………….16
1.5 Виды денежных знаков РФ……………………………………………...22
1.6 Законодательная основа функционирования
денежной системы России…………………………………………………..26
2 Особенности современной денежной системы РФ……………………..27
3 Проблемы и перспективы развития денежной системы РФ…………….32
Заключение…………………………………………………………………...40
Список использованной литературы………………………………………..43
Приложение

Работа содержит 1 файл

denegnaya_sistema_rf.doc

— 227.00 Кб (Скачать)

Управление  денежными системами в условиях рыночной модели экономики, характерно тем, что здесь на первый план выступают не административные методы управления, а экономические, когда государство через аппарат центральных банков ставит на рынках такие условия, которые заставляют банки, финансовые институты и другие юридические лица принимать нужные государству решения.

Принцип  прогнозного  планирования денежного оборота

Он обозначает, что как централизованные, так  и децентрализованные планы денежного  оборота и его составных частей подготавливается не как директивные планы, обязательные для исполнения конкретными органами, отвечающими за их выполнение, а как прогнозы, т.е. ориентиры к которым надо стремиться. Исключение составляет такой финансовый план, как государственный бюджет, который при любом типе денежной системы остается директивным планом, за выполнение которого отвечает правительство и, как правило, Министерство финансов страны.

Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота.

Этот принцип  заключается в том, что денежная система должна быть организована таким образом, чтобы с одной стороны не допускать инфляции; с другой стороны- расширять денежный оборот, если возрастают потребности хозяйства в денежных средствах, и сужать их, если уменьшаются эти потребности.

При определенных условиях (спад производства, бюджетный дефицит, недостаточное обеспечение оборота платежными средствами) устойчивость оборота может быть нарушена и возникает платежный кризис. Преодоление такого кризиса возможно с помощью комплекса мер, включающих развитие производства, уменьшение бюджетного дефицита, обеспечение оборота необходимой массой денежных средств.

Принцип кредитного характера денежной системы

 В соответствии  с этим принципом появления  новых денежных знаков в хозяйственном  обороте возможно только в  результате проведения банками кредитных операций. Из других источников, включая казначейства стран, денежные знаки в оборот не должны поступать.

Принцип обеспеченности, выпускаемых в оборот денежных знаков

В условиях рыночной модели экономики денежные знаки  обеспечиваются находящимися в активах банков товарно-материальными ценностями, золотом и другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, ценными бумагами и другими долговыми обязательствами. При этом золотое содержание денежной единицы с 1992 г. в РФ не фиксируется.

     Принцип неподчиненности Центрального банка правительству и подотчетности его Парламенту страны

Он связан с  тем, что поддержание устойчивости денежного оборота, борьба с инфляцией  является приоритетной задачей Центрального банка. Если бы этого принципа не было, всегда бы существовала угроза, что решения стоящие перед Правительством и их задачи начнут исчерпывать средства Центрального банка, и тем самым устойчивость денежного оборота будет нарушена. В то же время Центральный банк может проводить политику, противоречащую текущим задачам государства, поэтому Центральный банк должен систематически отчитываться перед Парламентом страны, который призван способствовать преодолению разногласий между Центральным банком и Правительством.

 Принцип предоставления Правительству денежных средств только в порядке кредитования.

Обычно в  законодательствах стран с рыночной экономикой имеется положение о  том, что Центральный банк не должен финансировать правительство, а  средства ему предоставлять только в порядке кредитования под определенное обеспечение (недвижимость, товарно-материальные ценности, принадлежащие государству, государственные ценные бумаги) .

Применение  данного принципа позволяет предотвратить  использование денег для покрытия дефицита федеральных масштабных бюджетов и не давать тем самым стимул к развитию инфляционного процесса. Кроме того использование данного принципа заставляет Правительство изыскивать другие источники поступлений средств в бюджет для покрытия федеральных и местных бюджетов.

 Принцип  комплексного использования инструментов  денежно-кредитного регулирования 

Сущность его  заключается в том, что Центральный  банк не должен ограничиваться каким-либо одним инструментом денежно-кредитного регулирования для поддержания  устойчивости денежного оборота, а должен использовать комплекс этих инструментов, иначе должного эффекта достигнуть не удастся.

Принцип надзора  и контроля за денежным оборотом

Государство через  банковскую и финансовую систему  налоговые органы должны обеспечивать постоянный контроль как за всем денежным оборотом в целом, так и за отдельными денежными потоками в хозяйстве. Кроме этого объектом контроля является и соблюдение субъектами денежных отношений основных принципов организации, как наличного, так и безналичного оборотов.

 Принцип  функционирования исключительно  национальной валюты на территории  страны

Законодательство  страны предусматривает платежи  за товары и услуги внутри страны производить  исключительно в национальной валюте. Это не означает, что население  не может  на территории страны свободно обменивать национальную валюту на валюты других стран, но использовать такую валюту полученную при обмене, разрешается для платежей за рубежом, а также помещение во вклады банков.

Принципы построения денежной системы отражаются в других элементах денежной системы (см. Приложение 2), во всей их совокупности и влияю на них.

Рассмотрим  их:

1) Наименование денежной единицы

этот элемент  денежной системы, как правило, складывается исторически, однако в некоторых  случаях государство может установить новое наименование денежной единицы. В России в период 1822-1947г.г. существовали два наименования денежной единицы- «рубль» и «червонец». После денежной реформы 1947г. и вплоть до нашего времени в Росси сохранилось единое название национальной денежной единицы- «рубль», что было закреплено в принятом Парламентом страны законе «О денежной системе РФ» и законе «О Центральном банке РФ».

2) Порядок обеспечения денежных знаков.

Государственным законодательством устанавливается, что в качестве обеспечения могут служить товарно-материальные ценности, золото и драгоценные металлы, свободно конвертируемая валюта, ценные бумаги, страховые полисы, гарантии Правительства, банков и других финансовых учреждений. Использование других видов обеспечения или нарушение основных правил оформления банками не должно допускаться.

3) Эмиссионный механизм

Он представляет собой порядок выпуска денег  в оборот и их изъятие из оборота. Безналичные деньги выпускаются  коммерческими банками в процессе совершения ими кредитных операций. При погашении ссуд осуществляется изъятие денег из оборота. Выпуск наличных денег производится через расчетно-кассовые центры Центрального банка. Изъятие наличных денег происходит при сдаче денежной наличности коммерческими банками в расчетно-касовые банки.

4) Структура денежной массы в обороте

Она рассматривается двояко. Это либо соотношение между наличной и безналичной денежной массой, либо соотношение между денежными знаками разной купюрности во всем объеме денежной массы.

5) Порядок прогнозного планирования денежного оборота

Такой порядок  включает систему прогнозирования планов денежного оборота; органы, составляющие эти планы, совокупность показателей, определенных с помощью этих планов; задачи, решаемые с помощью каждого плана.

6) Механизм денежно-кредитного  регулирования.

Этот механизм представляет собой набор инструментов денежно-кредитного регулирования, права и обязанности органов, осуществляющие денежно-кредитное регулирование, задачи и объекты денежно- кредитного регулирования.

7) Порядок установления  валютного курса или котировке  валют

Это означает отношение валюты данной страны, выраженной в валютах другой страны. До перестройки в России использовался порядок установления валютного курса, исходя из золотого содержания различных валют. Однако поскольку в настоящее время ни в одной стране золотое содержание денежной единицы не фиксируется, сейчас используется способ котировки учитывающий колебания покупательной способности национальных валют, а также спрос и предложение той или иной валюты на валютных рынках. Наиболее популярный способ котировки основан на «корзинке» валют, при котором национальная валюта сопоставляется с рядом других национальных валют, входящих в «корзинку».

8) Порядок кассовой дисциплины  в хозяйстве

Он отражает набор общих  правил, форм первичных кассовых документов, форм отчетности, которыми должны руководствоваться предприятия и организации всех форм собственности при организации налично-денежного оборота, проходящего через их кассы.

Контроль за соблюдением  этого порядка возлагаются на коммерческие банки, осуществляющие кассовое обслуживание хозяйств. Современные денежные системы не статичны. Они продолжают развиваться, становясь все более экономичными и эффективными. Общей тенденцией для денежных систем разных стран является расширение применения современной вычислительной компьютерной, электронной техники в организации денежного оборота. Все более широко используется понятие «электронные деньги», представляющие собой уже не записи на бумажных носителях информации, а записи в форме электронных символов, прежде всего на магнитных или других носителях. Это позволяет значительно повысить долю безналичного оборота в совокупном денежном обороте ускорить расчеты, обеспечить лучший контроль банков и налоговых органов за денежным оборотом, добиться существенной экономии издержек обращения.

 

    1.  Виды денежных знаков РФ

 

Сущность денег  как экономической категории  проявляется в их функциях, которые  выражают внутреннее содержание денег. Деньги выполняют следующие пять функций: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления и сбережения, мировые деньги.

Функция денег как меры стоимости. Деньги как всеобщий эквивалент измеряют стоимость всех товаров.

Общественно необходимый  труд, затраченный на производство товаров, создает условия для  их уравнивания. Все товары выступают  продуктами общественно необходимого труда, поэтому действительные деньги (серебро, золото), сами обладающие стоимостью, могут стать мерой стоимости этих товаров. Причем измерение стоимости товаров деньгами происходит идеально, т.е. у владельца товара не обязательно должны быть наличные деньги. Итак, деньги выступают мерой стоимости. Общество считает удобным использовать денежную единицу в качестве масштаба для соизмерения относительных стоимостей разнородных благ и ресурсов. Подобно тому, как измеряют дистанцию в метрах и километрах или вес в граммах и килограммах и сравнивают их, так же соизмеряют и стоимость благ и услуг в денежном выражении. Это имеет неоспоримые преимущества.

Благодаря денежной системе  нет необходимости выражать цену каждого продукта через все другие продукты, на которые он мог бы быть обменен. Использование денег в качестве общего эквивалента означает, что цену любого продукта достаточно выразить только через денежную единицу. Такое использование денег позволяет участникам сделки легко сравнивать относительную ценность различных товаров и ресурсов.2

Существуют бумажные и  кредитные деньги.

Бумажные деньги. Они являются знаками, представителями полноценных  денег. Исторически бумажные деньги возникли из металлического обращения  и появились в обороте как заменители ранее находящихся в обращении серебряных и золотых монет. 3

Для внедрения в обращение  ничего не стоящей бумажки государство  прошло огромный путь между выпуском первых монет (Лидия, VII век до н. э) и первых бумажных денег (Китай XII век н.э., Европа и Америка - XVII-ХVIII век н. э) В России бумажные деньги (ассигнации) были введены в 1769 году.

Сущность бумажных денег (казначейских билетов) состоит в  том, что они являются денежными  знаками и обычно не размениваются  на металл. Поэтому бумажные деньги приобретают представительную стоимость в обращении и выполняют роль покупательного и платежного средства.

Экономическая природа бумажных денег такова, что  исключает возможность устойчивого  бумажноденежного обращения. Во-первых, выпуск бумажных денег не регулируется потребностью товарооборота в деньгах; во-вторых, отсутствует механизм автоматического изъятия излишка бумажных денег из обращения. Кто имеет право выпускать бумажные деньги? Эмитентами бумажных денег являются либо государственное казначейство, либо центральные банки. В первом случае казначейство прямо использует выпуск бумажных денег для покрытия своих расходов. Во втором случае оно делает это косвенно, т.е. центральный банк выпускает неразменные банкноты и представляет их в ссуду государству, которое направляет их на свои бюджетные расходы. Необходимо подчеркнуть, что по экономической природе бумажным деньгам присущи неустойчивость обращения и обесценение. Неустойчивость бумажно-денежного обращения связана, прежде всего, с тем, что выпуск бумажных денег регулируется не столько потребностью товарооборота в деньгах, сколько постоянно растущими потребностями государства в финансовых ресурсах, в частности, для покрытия бюджетного дефицита. Кроме того, нет механизма автоматического изъятия излишка бумажных денег из обращения. Размеры эмиссии бумажных денег обусловливаются, к сожалению, не потребностью товарного и платежного оборота в деньгах. Выпускаются они, как правило, для финансирования расходов государства, покрытия бюджетного дефицита. Это значит, что, например, при неизменной потребности оборота в деньгах или даже при ее уменьшении потребности государства в денежных средствах могут по той или иной причине возрасти. В этом случае увеличение бумажно-денежной массы означает чрезмерный выпуск бумажных денег, что ведет к их обесценению. Наиболее типичным является инфляционное обесценение бумажных денег, обусловленное их чрезмерной эмиссией. Обесценение бумажных денег может быть связано также с неблагоприятным платежным балансом (страна получила из-за границы платежей меньше, чем произвела сама), с падением курса национальной валюты. Вследствие этого бумажным деньгам по своей природе присуща неустойчивость. В этих условиях бумажные деньги, разумеется, не пригодны для выполнения функции сокровища.4

Информация о работе Денежная система Российской Федерации