Денежная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 23:39, реферат

Описание работы

Целью работы является изучение денежной системы Российской Федерации, изучение организации денежного обращения в стране, выявление проблем и нахождение путей их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
1 ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА КАК ЧАСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА ……………………………………………………………………….5
1. Понятие денежной системы, ее виды и элементы ………………..……...5
2. История развития денежной системы России …………………………...10
2 ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ………………………18
2.1 Структура денежной системы России…………………………………18
2.2 Регулирование денежного обращения в России………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….. .27

Работа содержит 1 файл

Реферат 1 Денежная система.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

     В условиях быстрого роста экономики  в 50-е годы гигантски возросли денежные обороты в стране. И в 1961 г. было принято решение об изменении масштаба цен. Целью реформы было укрепление рубля путём увеличения её золотого содержания с 0,222168 г чистого золота (установленного в 1950 году) до 0,987412 г чистого золота. Новые купюры и установленное золотое обеспечение рубля просуществовали до 1991 г.

     На  протяжении длительного времени накапливался дефицит товаров и услуг, что привело к увеличению у населения количества денег, которые было некуда тратить. Только за 1971-1985 гг. количество денег в обращении возросло в 3,1 раза при увеличении производства товаров народного потребления в 4,7 раза.  Сумма вкладов в сберегательных кассах возросла в 4,7 раза. В 1986-1987 гг. отставание розничного товарооборота от доходов населения продолжало отставать. Таким образом, к началу 1990-х гг. денежное обращение страны оказалось расстроенным.

     22 января 1991 года началась последняя  советская денежная реформа, названная потом Павловской по имени министра финансов Валентина Павлова. Был издан указ об изъятии из обращения и обмене в трехдневный срок всех 50- и 100-рублевых купюр образца 1961 года и об ограничении выдачи наличных денег с вкладов в сберкассах. Поменять деньги после указанного срока можно было только по решению специальных комиссий. В банке получить на руки можно было не более 500 рублей, кроме того, был установлен порядок оплаты товаров и услуг в безналичном порядке без ограничения сумм. Между тем менее чем за две недели до этого Валентин Павлов выступил с заявлением, что никакой денежной реформы не будет. «Эффект неожиданности» должен был помочь в борьбе со спекуляцией, нетрудовыми доходами, фальшивомонетничеством, контрабандой и коррупцией. На практике же главным последствием реформы стала утрата доверия населения к действиям правительства. Многие политики и историки считают, что политические и финансовые реформы, проводившиеся в СССР в 1991 году, окончательно подорвали доверие граждан СССР к союзному руководству и оказали значительное влияние на дальнейшие события, приведшие к развалу СССР.

     Переход Российской Федерации к рыночной экономике на основе приватизации государственной собственности, либерализации цен и шоковой терапии вызвал стагнацию основных отраслей народного хозяйства и взрыв денежного обращения.

       В 1992-1993 гг. огромный рост цен на розничные товары привел к тому, что старые казначейские и банковские билеты достоинством от 1 до 25 рублей были заменены на купюры – от 100 до 100 000 рублей. В 1993 года в России была проведена очередная денежная реформа. Вызвана она была галопирующей инфляцией (нулей на деньгах становилось все больше, но угнаться за ценами они не могли) и необходимостью обмена оставшихся денежных билетов образца 1961-1992 годов на купюры нового образца.

       В 1998 г. в стране произошла  деноминация рубля в пропорции  1000:1. Эта денежная реформа была самой спокойной акцией по обмену денег за всю историю постсоветской России. О ней в отличие от всех предыдущих денежных преобразований правительство и Центральный Банк объявили заранее и даже провели полномасштабную рекламную кампанию.

     Деноминация рубля планировалась в период серьезного снижения темпов инфляции в России с расчетом на ее дальнейшую стабилизацию, однако эти планы не оправдались. За прошедшие  десять лет постепенное обесценивание денег продолжается, хотя сильных потрясений в денежной системе РФ больше не было.

 
 
 
 
 
 
  1. ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

    2.1 Структура денежной системы РФ

     Денежная  система России функционирует в  соответствии с Федеральным законом  о Центральном Банке РФ (Банке  России), определившим ее правовые  основы.

     Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль, который состоит из 100 копеек. Обращение на территории страны других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещено. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не установлено.

     В денежном обращении России присутствуют банковские билеты, банкноты и разменные монеты, которые обеспечиваются всеми активами Банка России, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагами, резервами кредитных учреждений, находящимися на счетах в ЦБ.

     Монопольное право  эмиссии наличных денег, организации  их обращения и изъятия на территории РФ закреплено за Банком России.

       ЦБ отвечает за состояние денежного  обращения с целью поддержания  нормальной экономической деятельности  в стране. Особенность налично-денежной эмиссии России заключается в том, что исторически она всегда была в монопольном ведении царя или государства, в отличии от многих других стран.

     Для организации на территории страны наличного  денежного обращения на ЦБ возложены  следующие функции:

     - прогнозирование и организация  производства, перевозка и хранение банкнот и монет Банка России, создание их резервных фондов;

     - установление правил хранения, перевозки  и инкассации наличных денег  для кредитных организаций;

     - установление признаков платежеспособности банкнот и монет Банка России, порядка уничтожения банкнот и монет Банка России, а также замены поврежденных банкнот и монет Банка России;

     - определение порядка ведения  кассовых операций.

     Все вопросы, связанные с организацией и регулированием безналичных расчетов, устанавливаются Банком России в соответствии с действующим законодательством. Он определяет правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. В его обязанности входит лицензирование расчетных систем кредитных учреждений. Законом предусмотрен общий срок безналичных расчетов не более двух операционных дней в пределах субъекта 
Федерации и пяти дней в пределах РФ. В качестве платежных документов для безналичных расчетов используются платежные поручения, расчетные чеки, аккредитивы, платежные требования-поручения и другие платежные документы, утвержденные Банком России.

     В связи с тем, что российская денежная единица — рубль по закону не связана с денежным металлом (золотом), фиксированный его масштаб цен  отсутствует. Официальный масштаб цен рубля устанавливается государством.

     Регулирование денежного обращения, возлагаемое  на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной  политики, которая разрабатывается  и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. Банк России, наделенный исключительным правом эмиссии денег, особо ответствен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения. В отличие от периода существования действительных (золотых) денег при бумажно-кредитном обращении, когда знаки стоимости оторвались от металлической основы, Центральный банк должен создавать определенные ограничения, сдерживающие эмиссию этих денег.

     Используя денежно-кредитную политику как  средство регулирования экономики, Центральный банк привлекает следующие инструменты:

     - ставки учетного процента (дисконтную политику);

     - нормы обязательных резервов кредитных учреждений;

     - операции на открытом рынке;

     - регламентацию экономических нормативов для кредитных учреждений и другие.

     Для осуществления кассового обслуживания кредитных учреждений, а также других юридических лиц на территории РФ создаются расчетно-кассовые центры при территориальных главных управлениях Банка России. Эти центры формируют оборотную кассу по приему и выдаче наличных денег, а также резервные фонды денежных банковских билетов и монет. Резервные фонды представляют собой запасы не выпущенных в обращение банкнот и монет в хранилищах Центрального Банка и имеют важное значение для организации и централизованного регулирования кассовых ресурсов. Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется, и при превышении установленного лимита излишки денег перелаются из оборотной кассы в резервные фонды.

     Резервные фонды банкнот и монет создаются  по распоряжению Банка 
России, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения. Объективная потребность в резервных фондах обусловлена:

     - необходимостью удовлетворить нужды экономики в наличных деньгах;

     - обновлением денежной массы в обращении в связи с пришедшими в негодность деньгами;

     - поддержанием обязательного покупюрного состава денежной массы в целом по стране и регионам;

     - сокращением расходов на перевозку и хранение денежных знаков.

     Наличные  деньга выпускаются в обращение на основе эмиссионного разрешения — документа, дающего право ЦБ подкреплять оборотную кассу за счет резервных фондов денежных банкнот и монет. Этот документ выдается 
Правлением Банка России в пределах эмиссионной директивы, т.е. предельного размера выпуска денег в обращение, установленного Правительством РФ.

     
     
    

2.2 Регулирование денежного обращения в РФ

     Развитие  экономической ситуации в России характеризуется необходимостью решения  сложных задач финансовой стабилизации и создания условий, благоприятных для инвестирования и новаторства.

     Решение этой задачи требует особого внимания к организации денежного обращения. В России функции общего регулирования  деятельности каждого коммерческого  банка в рамках единой денежно-кредитной  системы страны возложены на ЦБ РФ, что законодательно закреплено в ФЗ №86-ФЗ от 10.07.2002г.

       Центральный банк призван приводить  их деятельность в соответствие  с общей экономической стратегией  и выступает ключевым агентом  государственной денежно-кредитной  политики, при этом со стороны ЦБ используются в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные.

     Главная цель современной денежно-кредитной  политики – снижение инфляции, поэтому  денежно-кредитная политика является в определенной мере монетарной составляющей антиинфляционной политики.

     В соответствии со сценарными условиями  и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2008 году до 6-7%, в 2009 году – до 5,5-6,5%, в 2010 году – до 5-6%.

     Одной из главных задач денежно-кредитной  политики ЦБ РФ на современном этапе  является регулирование объема денежной массы в обращении в соответствии с потребностями экономики в денежных средствах. Спрос на деньги зависит от уровня деловой активности, инфляционных ожиданий и скорости обращения денег. Согласно прогнозу экономического развития, темпы роста внутреннего спроса  в 2008 году могут быть несколько ниже, чем в 2007 г. Поэтому Банк России предлагает увеличение в 2008 г. денежного агрегата М2 на 24-30% за год.

     Так как в настоящее время Россия страна хоть и с открытой, но недостаточно диверсифицированной экономикой, а  также в значительной степени зависящая от внешней экономической  и финансовой конъюнктуры, то не имеет возможности перейти к режиму свободно «плавающего» валютного курса. В 2008 году Банк России продолжит проведение денежно-кредитной политики в условиях сохранения режима управляемого плавающего курса рубля. В 2008 г. ЦБ продолжит использовать в качестве операционного ориентира при проведении валютных интервенций бивалютную корзину, состоящую из евро и доллара США. Курсовая политика будет направлена на сдерживание резких колебаний обменного курса и будет проводится с учетом сдерживания инфляционных процессов и поддержания ценовой конкурентоспособности отечественного производства. В перспективе Банк Росси будет постепенно сокращать свое участие на внутреннем валютном рынке, осуществляя тем самым переход к режиму свободно «плавающего» валютного курса и сосредотачивая свои силы на снижении уровня инфляции. Однако у системы «плавающего» обменного курса есть свои недостатки: непредсказуемость колебаний, потеря дисциплинирующего воздействия фиксированного обменного курса. Слишком большой поток колебаний обменного курса отрицательно влияет на приток иностранного капитал в страну, так как иностранные инвесторы в дополнение к нормальному инвестиционному курсу вынуждены идти на дополнительный риск, связанный с колебаниями обменного курса. Поэтому такая система валютного курса вредна для стран с высокой инфляцией. Таким образом, валютная политика, которая проводится Центральным Банком Росси в настоящее время более приемлема, так как она способствует решению одной из главных задач – стабилизации российской экономики.

     При реализации единой государственной  денежно-кредитной политики используется комплекс соответствующих инструментов, который может быть объединен  в единое целое и действовать  одновременно в определенных сочетаниях и взаимодействии инструментов.

Информация о работе Денежная система РФ