Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:25, контрольная работа
Денежная масса представляет собой совокупный объем покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот и принадлежащих частным лицам, предприятиям и государству. В буржуазной статистике существует несколько понятий денежной массы. Агрегат M1 включает наличные деньги (банкноты и разменные монеты) и остатки на текущих счетах («записанные на счета деньги»), которые являются основой для чекового обращения.
Деятельность коммерческих банков в России расширяется, возникают новые операции, что находит отражение в организационной структуре, приводит к ее совершенствованию и расширению. Продуманная организационная структура коммерческого банка обеспечивает эффективную систему ее управления, оптимизированный документооборот, эффективный менеджмент персонала, является инструментом стимулирования труда, не требующим каких-либо дополнительных денежных вложений.
71. Банковский контроль
Понятие и сущность банковского контроля
В административном праве контроль рассматривается, как»… система наблюдения и проверок процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров». Как отмечают А.П. Алехин и А.А. Кармолицкий,»… Контроль заключается в установлении соответствия фактической деятельности правовым предписаниям и заданиям… контроль выступает элементом управленческого цикла, стадией процесса управления». Таким образом, контроль - это система мер прямого воздействия, реализуемых в целях соблюдения законов, нормативных актов и иных регулирующих правил и установлений, подразумевающих наблюдение и коррекцию деятельности субъекта, находящегося в подчинении контролирующего органа. При осуществлении контроля необходимые к соблюдению законы и нормативные акты дополняются иными правилами, регламентами и установлениями, которые вправе создавать для своих подчиненных субъектов орган контроля.
Понятие «банковский контроль» расшифровывается авторами по-разному.
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. определяют банковский контроль, как контроль со стороны центрального банка за деятельностью коммерческих банков.
С.И. Лукаш, Л.А. Малютина считают, что банковский контроль - контроль, который осуществляют банки за хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и граждан в процессе выполнения банковских операций. Помимо контроля за деятельностью и финансовым состоянием клиентов в процессе их обслуживания банки осуществляют внутренний контроль, ревизии, проверки. Эта работа призвана не только отразить состояние учетной и контрольной работы в банке, но и наметить перспективы ее совершенствования.
О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева под банковским контролем понимают осуществление банками контрольных функций, связанных с их основной деятельностью: кредитованием, проведением расчетных, валютных, кассовых, фондовых и других операций, предоставление различного рода услуг - трастовых, лизинговых, факторинговых и др.
По сути, банковский контроль - составная часть банковского менеджмента, способствующая повышению эффективности организации банковской деятельности, снижению уровня банковского риска.
Система внешнего банковского контроля и надзора
Банк России в своей деятельности по банковскому регулированию и банковскому надзору руководствуется положениями главы X «Банковское регулирование и банковский надзор» Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Закон о Банке России), а также соответствующими положениями Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (далее - Закон о банках) и Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (далее - Закон о страховании вкладов).
При этом Банк России ставит во главу угла достижение целей банковского регулирования и надзора, определенных ст. 56 Закона о Банке России, а именно: поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защиту интересов кредиторов и вкладчиков.
Работа по совершенствованию банковского регулирования и банковского надзора осуществляется также в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации.
В области лицензирования деятельности кредитных организаций хотелось бы отметить, что за последние годы в сфере регулирования капитализации банков Банк России реализовал комплекс мер, направленных на решение двух задач:
- во-первых, создание благоприятных условий для привлечения капитала в первую очередь с открытых рынков и от добросовестных стратегических инвесторов;
- во-вторых, укрепление контроля за происхождением капитала и финансовым состоянием лиц, оказывающих влияние на деятельность банка.
Банк России предложил деловому сообществу и реализовал в рамках своей компетенции комплекс мер, включая разработку нормативной базы, направленной на содействие капитализации банковского сектора.
В последнее время большое внимание уделяется такому аспекту деятельности Банка России, как вывод с рынка кредитных организаций, нарушающих банковское законодательство и одновременно проводящих операции, имеющие очевидные признаки сомнительности и фиктивности.
В настоящее время регулирование концентрации кредитного риска осуществляется на основании ст. 62 Закона о Банке России, предусматривающей право Банка России устанавливать обязательные нормативы деятельности кредитных организаций, в том числе нормативы максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (часть 3 ст. 62 Закона), максимального размера крупных кредитных рисков (часть 4 ст. 62), максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам), а также ст. ст. 64, 65 и 71 Закона о Банке России, устанавливающих предельные значения указанных обязательных нормативов.
Система регулирования кредитного риска в силу законодательных ограничений не в полной мере соответствует международной практике, обобщенной в документе Базельского комитета по банковскому надзору (БКБН) «Основополагающие принципы эффективного банковского надзора» (далее - Принципы банковского надзора), которые рассматривают создание эффективного механизма регулирования рисков, принимаемых кредитными организациями при осуществлении операций и сделок кредитного характера со связанными с ними лицами.
Что касается риска ликвидности, то в соответствии со ст. ст. 62 и 68 Закона о Банке России, регулирование надзорным органом рисков ликвидности кредитных организаций осуществляется путем использования обязательных нормативов ликвидности (для банков это - нормативы мгновенной, текущей и долгосрочной ликвидности), определяемых как соотношение активов и пассивов с учетом их сроков, сумм и типов.
Имеющийся у Банка России опыт регулирования и анализа рисков ликвидности, а также изучение международной надзорной практики по данному вопросу свидетельствуют о необходимости совершенствования соответствующих подходов. Основным направлением развития системы регулирования и надзора в сфере ликвидности является ориентация на использование концепции денежных потоков и на оценку состояния систем управления рисками ликвидности в кредитных организациях.
Другим актуальным направлением развития системы регулирования и надзора за кредитными рисками является ориентация на оценку качества управления ими в кредитных организациях.
Стратегия развития банковского сектора показывает, что совершенствование подходов кредитных организаций к построению систем корпоративного управления является одним из решающих факторов роста показателей деятельности банковского сектора, а также важным элементом реформирования банковского дела в России.
Применение Банком России профессионального суждения при осуществлении банковского надзора основывается на положениях части 4 ст. 72 Закона о Банке России, в соответствии с которой Банк России, его территориальные учреждения и уполномоченные представители проводят оценку активов и пассивов кредитной организации на основании методик оценки, устанавливаемых нормативными актами Банка России.
Реализация надзорным органом профессионального суждения осуществляется в соответствии с положениями нормативных документов Банка России - Инструкцией от 16 января 2004 г. №110-И «Об обязательных нормативах банков» (далее - Инструкция №110-И), положением от 26.03.2004 №254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности», положением от 20.03.2006 №283-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам».
Во исполнение требований ст. 77 Закона о Банке России и рамках координации профессиональных суждений в последние годы широко используется процедура публичных обсуждений проектов нормативных актов Банка России по вопросам банковского регулирования и надзора.
Система внутреннего контроля в банке
Внутренний контроль в кредитной организации может быть определен как процесс, который осуществляется членами совета директоров (наблюдательного совета), правления и другими должностными лицами для достижения поставленных целей. Эти цели можно классифицировать по следующим направлениям: действенность и эффективность деятельности; достоверность представляемой отчетности; соблюдение требований применяемых законодательных и нормативных актов.
Организация системы внутрибанковского контроля является актуальной задачей, которая во многом определяет возможность стабильного развития каждой кредитной организации и банковской системы в целом. Важными документами, определяющими порядок организации системы внутреннего контроля в банках, являются не только Положение Банка России №242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» и внутреннее положение, действующее в каждом коммерческом банке, но и документы Базельского комитета по банковскому надзору «Совершенствование корпоративного управления в кредитных организациях», «Основополагающие принципы эффективного банковского надзора» и др.
Организация системы внутреннего контроля в общем случае находится под воздействием ряда факторов:
- отношение руководства к системе внутреннего контроля;
- размеры, оргструктура, масштабы и виды деятельности кредитной организации;
- цели и задачи системы внутреннего контроля;
- степень механизации и компьютеризации деятельности кредитной организации;
- ресурсное обеспечение;
- уровень компетентности кадрового состава.
На наш взгляд, система внутреннего контроля кредитной организации, как неотъемлемая часть системы корпоративного управления, представляет собой совокупность взаимосвязанных действующих элементов (цель, предмет, объект, субъект, механизм), позволяющая объективно оценить эффективность и результативность финансовых операций кредитной организации, достоверность финансовой информации, соответствие этих операций и информации законодательству Российской Федерации и внутренним документам организации.
Таким образом, эффективный контроль может быть реализован только в системе внутреннего контроля посредством взаимодействия всех ее элементов.
Представим схематично организацию качественной системы внутреннего контроля (Приложение 1).
Рассмотрим основные элементы системы внутреннего контроля.
1. Цель системы
Основными целями функционирования системы внутреннего контроля кредитной организации являются:
1) обеспечение эффективности деятельности кредитной организации и ее развития;
2) своевременная адаптация кредитной организации к изменениям во внутренней и внешней среде;
3) обеспечение устойчивого положения организации на рынке в условиях конкуренции.
Достижение указанных целей системы внутреннего контроля обеспечивается решением следующих задач:
- соблюдение кредитной организацией требований законодательства и внутренних документов;
- соответствие деятельности кредитной организации утвержденной стратегии;
- должный уровень полноты и точности первичных документов и качества первичной информации для принятия эффективных управленческих решений;
- безошибочность регистрации и обработки финансово-хозяйственных операций организации;
- достоверность, своевременность и полнота составления отчетности;
- рациональное и экономное использование всех видов ресурсов;
- соблюдение работниками организации установленных руководством требований, правил и процедур.
Эти и многие другие задачи обусловливают создание в организации качественной системы внутреннего контроля.
2. Предмет системы
Предметом системы внутреннего контроля является соответствие деятельности кредитной организации законодательству Российской Федерации и внутренним документам. Так, для эффективного осуществления деятельности кредитной организацией необходим непрерывный контроль за:
- соблюдением сотрудниками кредитной организации законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности;
- предупреждением конфликтов интересов;
- обеспечением надлежащего уровня надежности, соответствующей характеру и масштабам проводимых банком операций и минимизации рисков банковской деятельности.
3. Объекты системы
Объект системы внутреннего контроля, на наш взгляд, является «стержневым», базовым элементом, ради которого формируется данная система и посредством появления которого возможен вообще внутренний контроль в коммерческом банке. Под объектами системы внутреннего контроля понимается вся совокупность элементов системы коммерческого банка, попадающих в зону действия контроля.
К объектам системы внутреннего контроля относятся:
1) организация деятельности кредитной организации;
2) функционирование системы управления банковскими рисками и оценка банковских рисков;
3) распределение полномочий при совершении банковских операций и других сделок;
4) управление информационными потоками (получение и передача информации) и обеспечение информационной безопасности;
5) функционирование системы внутреннего контроля.
Организация системы внутреннего контроля банка предполагает охват контрольными процедурами всех без исключения сфер деятельности банка (тотальный контроль). Однако с точки зрения потенциального риска различные операции и сделки, проводимые банком, далеко не равнозначны. Риск возможных потерь колеблется от минимального, возникающего при проведении простейших операций, до риска утраты значительной части активов - при выборе ошибочной стратегии кредитования или при ошибках проведения инвестирования. Соответственно отличается и подход к внутреннему контролю: от создания простейших контрольных процедур в рамках бухгалтерского учета до применения сложных технологий оценки и управления риском с участием многих подразделений банка.
Информация о работе Денежная масса и скорость обращения денег