Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 23:34, курсовая работа
Центральный Банк Российской Федерации является мощнейшим центром кредитной системы нашей страны. Его роль очень велика и в условиях нынешней экономики она продолжает возрастать. Достаточно сказать, что Банк России является регулирующим центром в вопросах налично-денежного оборота, список его функций и задач огромен, однако наиболее важными задачами среди всех прочих является обеспечение устойчивости национальной валюты, снижение темпов инфляции, а также разработка единой государственной денежно-кредитной политики.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Правовой статус Банка России и его организационная структура………...5
2. Функции Банка России………………………………………………………10
3. Операции Банка России……………………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………...30
Список использованной литературы…………………………………………..32
1) во взаимодействии с Правительством разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
3) управляет золотовалютными резервами Банка России;
4) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) определяет и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
6) разрабатывает правила бухгалтерского учёта и отчётности для банковской системы Российской Федерации;
7) является кредитором последней инстанции для всех кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
8) устанавливает правила осуществления расчётов в РФ (наличные и безналичные);
9) осуществляет надзор за деятельностью всех банков;
10) разрабатывает прогноз платёжного баланса страны и организует его составление и др.
Итак, начнём с того, что самой главной функцией Центрального банка РФ является разработка и осуществление единой государственной денежно-кредитной политики, проект основных направлений которой Банк России должен представить к рассмотрению Государственной Думе не позднее 26 августа и не позднее 1 декабря – основные направления единой государственной денежно-кредитной политики предстоящего года.
Отметим главные положения основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики:
- принципы, лежащие в основе разработанной денежно-кредитной политике;
- краткая характеристика состояния экономики РФ;
- прогноз основных показателей платёжного баланса РФ на предстоящий год;
- основные показатели денежной программы на предстоящий год;
- количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных Банком России на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей;
- сценарный прогноз развития экономики РФ на предстоящий год;
- ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики, заявляемые Банком России на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов;
- варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры;
- план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы РФ, банковского надзора, финансовых рынков и платёжной системы.
Таким образом, главной целью денежно-кредитной политики является последовательное снижение инфляции. Низкая инфляция является основой для обеспечения устойчивости рубля, снижения рисков и принятия обоснованных решений относительно сбережений, инвестиций и потребительских расходов. Именно поэтому денежно-кредитная политика вносит существенный вклад в усиление потенциала экономического роста и модернизацию структуры экономики.
Для реализации денежно-кредитной политики применяются различные инструменты и методы. Основными являются:
1) процентные ставки по операциям Банка России;
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование кредитных организаций;
5) установление ориентиров роста денежной массы;
6) валютные интервенции;
7) прямые количественные ограничения;
8) эмиссия облигаций от своего имени.
Итак, как мы уже говорили, защита и обеспечение устойчивости рубля и снижение темпов инфляции является главной задачей деятельности Банка России. Важной особенностью основных направлений денежно-кредитной политики является прогнозирование темпов инфляции. В предстоящие три года Правительством РФ и Банком России предполагается реализовать задачу снижения инфляции до 7,5-8,5% в 2005году, 6,0-7,5% - в 2006году и 5,0-6,5% - в 2007г., что соответствует основным параметрам сценарных условий социально-экономического развития РФ на 2005год и на период до 2007 года.[1]
На рисунке 1 отражены темпы инфляции с 2002г. по 2005г. включительно. Последние годы фактические темпы инфляции находились на верхней границе задаваемых интервалов. К 2004г. она снизилась с 13,2% до 11%. В 2005г планируется, что инфляция ещё снизится до отметки 7,5-8,5%, однако, для этого «необходимо исходить из того, что главными причинами инфляции в России являются рост регулируемых государственными органами цен и монопольное ценообразование на важнейшие ресурсы»[2]. Кроме того, проблема состоит ещё и в том, что избыточный рост денежной массы оказывает значительное инфляционное давление. В этой связи отметим, что для реализации цели по снижению инфляции Банк России устанавливает ориентиры роста денежной массы, однако, безусловное соблюдение прогнозного диапазона роста денежной массы не является целью ЦБ РФ и существует возможность его корректировки в течение года в зависимости от спроса на деньги.
Рисунок 1 Основные показатели инфляции на потребительском рынке (%)
Помимо ориентировки на общий уровень инфляции, при принятии решений в области денежно-кредитной политики также учитывают уровень базовой инфляции (см. Табл.1).
С 2001г. ситуация значительно изменилась: базовая инфляция в октябре 2004г. составила 8,1%, тогда как в соответствующий период в 2003г. – 8,9%, в 2002г. – 7,7%, а в 2001г. – 12,8%, т.е. в отличие от 2003г, когда по итогам аналогичного периода наблюдалось ускорение базовой инфляции на 1,2% по сравнению с январём-октябрём 2002года, в 2004г. рост цен на товары и услуги, входящие в расчёт базовой инфляции, был меньше, чем за десять месяцев предыдущего периода. «Замедлению базовой инфляции способствовало снижение темпов роста цен на непродовольственные товары. В октябре 2004 года по сравнению с декабрём предыдущего года непродовольственные товары подорожали на 6,3% (за соответствующий период 2003года – на 7,7%)».[3]
Таблица 1.
Динамика инфляции на потребительском рынке и базовой инфляции (с начала года нарастающим итогом, %)
| 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | ||||
| инфляция | базовая инфляция | инфляция | базовая инфляция | инфляция | базовая инфляция | инфляция | базовая инфляция |
январь | 2,8 | 2 | 3,1 | 1,4 | 2,4 | 1,2 | 1,8 | 0,9 |
февраль | 5,1 | 3,8 | 4,3 | 2,2 | 4,1 | 2,1 | 2,8 | 1,7 |
март | 7,1 | 5,1 | 5,4 | 2,8 | 5,2 | 2,8 | 3,5 | 2,4 |
апрель | 9 | 6,6 | 6,6 | 3,4 | 6,2 | 3,4 | 4,6 | 3,2 |
май | 10,9 | 7,7 | 8,4 | 4 | 7,1 | 4 | 5,3 | 3,8 |
июнь | 12,7 | 8,7 | 9 | 4,4 | 7,9 | 4,7 | 6,1 | 4,3 |
июль | 13,2 | 9,4 | 9,8 | 5,3 | 8,7 | 5,4 | 7,1 | 5,1 |
август | 13,2 | 10,3 | 9,9 | 5,9 | 8,3 | 6,2 | 7,6 | 5,8 |
сентябрь | 13,9 | 11,6 | 10,3 | 6,8 | 8,6 | 7,3 | 8 | 6,8 |
октябрь | 15,2 | 12,8 | 11,5 | 7,7 | 9,7 | 8,9 | 9,3 | 8,1 |
ноябрь | 16,7 | 14,2 | 13,3 | 9 | 10,8 | 10,1 |
|
|
декабрь | 18,6 | 15,6 | 15,1 | 10,2 | 12 | 11,2 |
|
|
Потребительские цены за 1998-2004гг. возросли в 5,2 раза, а в январе 2005г. они увеличились ещё на 2,6%, поэтому следует уделить огромное внимание снижению темпов инфляции, при этом следует сделать акцент на немонетарных методах регулирования цен, которые предполагают, что инфляция на зависит от деятельности Банка России и увеличения денежной массы, а обусловлена другими факторами.
Ранее нами был отмечен такой метод реализации денежно-кредитной политики, как валютные интервенции, под которыми согласно ст.41 Федерального закона № 86-ФЗ понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.
В 2003 и в 2004гг. Банк России при реализации курсовой политики (основной задачей которой остаётся защита и обеспечение устойчивости рубля путём сглаживания резких колебаний валютного курса, не обусловленных наличием устойчивых экономических тенденций) использовал режим управляемого плавания. В 2003 году был повышен уровень саморегулируемости на валютном рынке, в результате чего номинальный курс рубля к доллару США по итогам девяти месяцев вырос на 4,1%, а по отношению к евро, напротив, снизился на 5,4%. Реальный эффективный курс рубля по отношению к декабрю 2002г. повысился на 3,9%. За 2004г. курс доллара к рублю, по данным ЦБ РФ, упал на 5,4%, курс евро, напротив, возрос на 3,3%.
В 2004 году основным инструментом политики валютного курса остаются конверсионные операции рубль/доллар на внутреннем валютном рынке, которые осуществляются с применением других инструментов денежно-кредитной политики. Прирост среднемесячного реального курса рубля к доллару США за январь-сентябрь 2004 года составил 5,6%, к евро – 7,6%, а прирост реального эффективного курса рубля – 5,3% (к декабрю 2003 года). Здесь необходимо остановиться на том, что, в целом, в 2004г. произошло укрепление реального курса рубля к доллару на 14,0 % и к евро – на 6,0%, и именно в этом состоит главная опасность сохранения высоких темпов инфляции.
В 2005 году Банк России продолжает совершенствование механизмов реализации курсовой политики в условиях режима управляемого плавающего валютного курса. По прогнозным данным 2004 года повышение реального эффективного курса рубля в 2005 году не должно превысить 8%, при менее благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре этот курс должен остаться неизменным. Следует отметить, что с 1 февраля 2005 года в целях реализации «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2005 год» Банк России перешёл к использованию в качестве операционного ориентира курсовой политики стоимости корзины валют, состоящей из 0,1 евро и 0,9 доллара США. Такой переход направлен на снижение внутридневной волатильности курса рубля к значимым для Российской Федерации иностранным валютам. Формирование курса рубль/доллар США в течение дня будет носить более свободный характер и ограничения внутридневных колебаний курса доллара США к рублю будет осуществляться Банком России. По мере адаптации участников валютного рынка к работе в новых условиях доля евро в бивалютной корзине будет постепенно увеличиваться Банком России до соответствующего задачам курсовой политики уровня.[4] Однако следует отметить, что это введение «представляется не совсем верным …, т.к. во-первых, утрачена простота определения курса рубля к доллару и к евро, во-вторых, пользы от такой корзины будет немного, т.к. динамика курса рубля к корзине будет зависеть от динамики курса рубля к доллару».[5]
Таким образом, за счёт валютных интервенций Банк России увеличивает ликвидность банковской системы. Основным источником прироста денежной массы и единственным источником увеличения денежной базы уже ряд лет является покупка Банком России иностранной валюты (с целью накопления международных резервов и недопущения чрезмерного укрепления курса рубля по отношению к доллару США с учётом инфляции).
Помимо интервенций на валютном рынке Банком России стал применяться более гибкий инструмент – сделки типа «валютный своп». Валютные свопы позволяют корректировать уровень рублёвой и валютной ликвидности рынка, не создавая дополнительного давления на курс рубля.
Одним из инструментов денежно-кредитной политики является изменение процентных ставок по операциям Банка России. Система процентных ставок по операциям Банка России включает: ставку рефинансирования, ставки по кредитным и депозитным операциям Банка России.
Основное место отводиться ставке рефинансирования. Ставка рефинансирования влияет на политику хозяйствующих субъектов, т.к. изменение ставки в зависимости от ситуации играет роль сигнала, информируя участников рынка об оценке Банком России уровня инфляции и перспектив её развития. С 1993 года ставка рефинансирования Банка России изменялась не реже пяти раз ежегодно. Максимальный уровень ставки в 1991г. достигал 20% годовых, в 1992г. – 80, в 1993г. – 210%. С апреля по октябрь 1994г. ставка была постепенно снижена до 130%, однако в результате её дальнейшего повышения в январе 1995г. она вновь достигла 200%. В октябре 1997г. в результате снижений ставка достигла 21%, но уже в ноябре этого же года она вновь взяла курс на повышение и в конце мая 1998г. повысилась до 150%. С июля 1998г. началось постепенное снижение ставки. До 9 апреля 2002г. ставка рефинансирования составляла 25%, 9 апреля 2002г. она была установлена на уровне 23%, 7 августа – 21, с 17 февраля 2003г. – 18, с 21 июня 2003г. – 16, с 15 января 2004г. – 14% годовых, с 15 июня 2004г. – 13% годовых (см. рис.1).
Банк России может воздействовать на уровень и структуру рыночных процентных ставок, устанавливая «коридор» процентных ставок по своим операциям: нижней границей являются ставки по депозитам, верхней – савки по операциям рефинансирования.
Рисунок 2 Изменения ставки рефинансирования в период с 1991г. по 2004г.
Использование тех или иных инструментов Банком России при реализации денежно-кредитной политики во многом зависти от условий развития экономики. Так, несколько лет подряд не используется метод изменений норм обязательных резервов. В 90-е годы этот метод использовался весьма активно. В 1992-1995гг. норма депозитов до востребования составляла максимально возможную величину – 20%. Затем нормы депозитов изменялись ежегодно и по несколько раз. С 1 января 2000г. нормативы обязательных резервов по привлечённым средствам юридических лиц в рублях и привлечённым средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте установлены в размере 10%, а по рублёвым депозитам физических лиц – 7%. Вплоть до 2004г. этот метод не затрагивался. В 2004г. для урегулирования проблемы нехватки рублёвой ликвидности на денежном рынке Банк России вынес решение о снижении нормативов обязательных резервов. В соответствии с этим решением норматив по привлечённым средствам юридических лиц в валюте РФ и по привлечённым средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте был снижен 1 апреля 2004г. с 10 до 9%, 15 июня 2004г. – с 9 до 7%, 8 июля 2004г. – с 7 до 3,5%. Норматив обязательных резервов по средствам физических лиц в валюте РФ был снижен также 8 июля 2004г. с 7 до 3,5%. Это поспособствовало высвобождению средств в размере 150 млрд. рублей. Кроме того, в соответствии с Положением Банка России от 29.03.2004г. № 255-П «Об обязательных резервах кредитных организаций», вступившим в силу с 1 июля 2004г., кредитным организациям в установленном порядке может быть предоставлено право усреднения обязательных резервов в пределах установленного коэффициента усреднения в размере 0,2.