Центральный банк Российской Федерации и его функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение правового статуса Центрального Банка Российской Федерации, рассмотрение функций Банка России и его организационной структуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..….………...6
1 МЕСТО ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА В КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЕ И ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ…………………………………………………………. 7
1.1 Возникновение банков……………………………………………...…........7
1.2 Возникновение Центрального банка……………………………….….....10
1.3 Статус, цели и функции Центрального банка………………….…...…...11
ГЛАВА 2 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ РФ......19
2.1 Методы, используемые в денежно-кредитной политике ……………….19
2.2 Денежно-кредитное регулирование экономики РФ………………...........23
2.3 Операции центральных банков………………………………………...….24
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ ………………27
3.1 История и характеристика Центрального банка России ……………......27
3.2 Цели и задачи Центрального банка России ….………...............…….…..43
3.3 Основные функции и операции Центрального банка России ….……….46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………...……………………..…………………………….50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 259.50 Кб (Скачать)

   В июне 1991 г. был утвержден Устав  Центрального банка РСФСР (Банка  России), подотчетного Верховному Совету РСФСР [30].

   Период  с июля 1990 г. до декабря 1991 г. был временем противостояния Российского государственного банка и Госбанка СССР.

   В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный  банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него были возложены функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.

   20 декабря 1991 г. Государственный  банк СССР был упразднен и  все его активы и пассивы,  а также имущество на территории РСФСР переданы Центральному банку РСФСР (Банку России).

   Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

   В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. ЦБ РФ начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.

   С декабря 1992 г. начался процесс передачи Банком России функций кассового  исполнения государственного бюджета  вновь созданному Федеральному Казначейству.

   Свои  функции, определенные Конституцией Российской Федерации (ст. 75) и Законом "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)" (ст. 22) , банк осуществляет независимо от федеральных органов государственной  власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.

   В 1992-1995 гг. в порядке поддержания  стабильности банковской системы Банк России создал систему надзора и  инспектирования коммерческих банков, а также систему валютного  регулирования и валютного контроля. В качестве агента Министерства финансов Банк России организовал рынок государственных ценных бумаг (ГКО) и стал принимать участие в его функционировании.

   С 1995 г. Банк России прекратил использование  прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики [29].

   Характеристика  Центрального банка России.

   Особенность организационно-правовой формы Банка  России связана с двойственной природой, присущей всем центральным банкам. Он одновременно выступает в роли государственного органа, проводящего политику в финансовой сфере, и в роли банка – субъекта коммерческой деятельности.

   В качестве юридического лица Банк России выступает как участник  отношений  между экономическими субъектами. Как любое юридическое лицо, имеет печать, определенное местонахождение, капитал и имущество.

   Как юридическое лицо Банк России выступает  по отношению к другим юридическим  лицам органом государственного управления и в этом смысле государственным учреждением.

   Государство наделило Банк России властными полномочиями только в области банковской деятельности и в сфере денежно-кредитных  отношений. Его распоряжения и приказы  обязательны для всех участников денежного оборота, но только в сфере  денежных операций.

   Властные  полномочия Банка России носят ограниченный характер и по отношению к коммерческим банкам, для которых он является главным банком, но от которого не исходят  указания распорядительного характера. Согласно правилам, Центральный банк не вправе давать коммерческим банкам указания как вести их деятельность, вмешиваться в их повседневную оперативную деятельность. Выполнять распоряжения Центрального банка коммерческие банки должны только в части соблюдения правил ведения денежных операций, установленных норм денежно-кредитного регулирования, стандартов банковской деятельности и допустимых рисков.

   Однако  обладая определенными властными  полномочиями,  Центральный банк РФ не включен в число органов  государственной власти.

   Согласно  Конституции Российской Федерации к органам  государственной власти относятся: законодательная, исполнительная и судебная. В перечне органов государственной власти Банк России не значится. В связи с этим, в правовом отношении статус (положение) Банка России пока не определен в полной мере.

   К основным критериям независимости центрального банка можно отнести следующие:

   – назначение руководства, председателя или управляющего центрального банка. Степень независимости будет определяться процедурой назначения главы центрального банка. Например, возможны такие варианты. Управляющего назначают: а) правление банка; б) законодательная власть, парламент; в) исполнительная и законодательная власть совместно; г) коллективная исполнительная власть – один-два представителя исполнительной власти (председатель правительства и/или министр финансов). Нетрудно заметить, что возможные варианты перечислены в порядке убывания независимости центрального банка;

   – срок пребывания в должности управляющего и членов правления. Чем дольше срок, тем более независим управляющий центральным банком. Председатель Центрального банка РФ назначается на должность Государственной Думой сроком на 4 года. Для сравнения: председатель совета управляющих Федеральной резервной системы США и его члены назначаются президентом с одобрения Конгресса на 14 лет;

   – взаимоотношения между центральным банком и правительством, законодательная ответственность центрального банка. Независимость центрального банка определяется возможностью правительства, министра финансов участвовать в управлении и принятии решений, а также тем, в какой степени деятельность банка регулируется законом. Министр финансов РФ и министр экономического развития и торговли РФ не входят в состав совета директоров Банка России и участвуют в заседаниях совета с правом совещательного голоса. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются Конституцией РФ, Федеральным законом "О Центральном банке РФ", другими федеральными законами. Банк России подотчетен  Государственной Думе;

   – процедура формирования денежно-кредитной политики. Независимость центрального банка определяется тем, кто формирует политику, кому принадлежит последнее слово. Центральный банк РФ разрабатывает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики во взаимодействии с Правительством РФ и публикует совместное заявление после рассмотрения и принятия соответствующего решения Государственной Думой (в этом, в частности, проявляется относительный характер его независимости);

   – цели политики, установленные Законом. Чем больше целей с потенциально конфликтной направленностью указано в законах, регулирующих деятельность центрального банка, тем менее независим центральный банк;

   – прямые указания органов государственной власти. Речь идет, прежде всего о том, имеют ли право исполнительные или законодательные органы власти контролировать бюджет центрального банка. До принятия в июле 2002 г. новой редакции Закона "О Центральном банке РФ" ни правительство, ни Федеральное собрание не контролировали объем текущих расходов, капитальных вложений и распределение прибыли, остающейся в распоряжении Банка России после перечисления 50% в федеральный бюджет. Главный орган управления – совет директоров – самостоятельно определял объем и смету расходов на текущий год. С принятием поправок объем административно-хозяйственных расходов, капитальных вложений, порядок формирования резервных фондов и распределения прибыли, остающейся в распоряжении Банка России, утверждается Национальным банковским советом;

   – ограничение на предоставление кредитов правительству. Чем более ограничено прямое кредитование правительства центральным банком, тем более он независим. В России закон запрещает прямое кредитование правительства для финансирования дефицита государственного бюджета, а также покупку государственных ценных бумаг при их первичном размещении за исключением случаев, когда это предусматривается законом о госбюджете.

   Первые  пять критериев можно трактовать как показатели политической независимости  центрального банка. Последние два  характеризуют экономическую независимость. Не все центральные банки обладают одновременно и политической, и экономической независимостью. Например, как показали исследования, только центральные банки Канады, Нидерландов, Швейцарии, США и Германии обладают и политической, и экономической независимостью. Центральные банки Франции, Англии и Японии зависят от правительств либо политически, либо экономически и не могут быть отнесены к полностью независимым центральным банкам.

   Банковское  законодательство, в том числе  законодательство,  регулирующее деятельность центрального банка, является частью общего свода законов, регулирующих общественные отношения в государстве.

   Статус, задачи, функции, полномочия, принципы организации и деятельности Банка  России определяются следующими нормативными актами:

  • Статья 75 Конституции РФ
  • Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
  • Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 2 декабря 1990 года № 395-1
  • Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" от 23 декабря 2003 года N177-ФЗ
  • Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" от 25 февраля 1999 года N40-ФЗ

   В структуре правового регулирования деятельности Банка России выделяются как собственно федеральные законы, так и международные договоры Российской Федерации, а также нормативные акты собственно Банка России, развивающие и конкретизирующие правовые нормы, содержащиеся в федеральных законах.

   Центробанк  России можно представить как  единую систему, имеющую своеобразные филиалы в каждом административном образовании страны. На местах такими филиалами являются расчетно-кассовые центры (РКЦ) или при крупных территориальных  учреждениях (национальных банках, областных управлениях) так называемые ЦОУ (центральные операционные управления). Однако эти территориальные учреждения не имеют статуса юридического лица и не могут сами выпускать нормативные документы.

   Функции и задачи территориальных органов определяются специальным Положением, утверждаемым Советом директоров.

   Территориальные учреждения Банка России анализируют  и прогнозируют экономическую и  финансово-кредитную ситуацию в  соответствующем регионе, организуют расчетно-кассовое обслуживание, делегируют функции валютного контроля банковского надзора и инвестирования, осуществляют расчетные операции по бюджету и внебюджетным фондам.

   К каждому коммерческому банку  в соответствующем территориальном  подразделении ЦБР, а к крупным  банкам в Главном управлении по надзору за деятельностью коммерческих банков прикреплен куратор. У каждого коммерческого банка имеется также куратор в расчетно-кассовых центрах (РКЦ) - подразделениях, подчиненных Главным управлениям ЦБР по соответствующей территории, где сосредоточена конкретная деятельность по ведению корреспондентских счетов банков. Для того, чтобы деньги, принадлежащие банку, стали перемещаться по стране или в пределах города, необходимо дать соответствующее поручение в виде платежного поручения или сводного платежного поручения расчетно-кассовому центру, где у каждого коммерческого банка имеется прикрепленный операционист. Куратор в Главном территориальном управлении осуществляет контроль за всей деятельностью банка. В РКЦ ведутся счета обязательных резервов, которые коммерческие банки отчисляют от привлеченных от клиентов средств. Подкрепление кассовой наличностью осуществляется также через РКЦ. Коммерческие банки имеют право в безусловном порядке переводить средства с их корреспондентского счета в РКЦ на другие счета.

   Роль  РКЦ значительна, поскольку без  них в условиях неплатежей страна вообще не могла бы функционировать: если платежное поручение выписано на РКЦ, деньги будут переведены, а  если оно выписано на другой банк, то этого может не произойти.

   Как я уже отмечала, в каждом РКЦ  к коммерческому банку, так же как и в Главном управлении, прикреплен куратор, который следит за соблюдением коммерческим банком экономических нормативов и своевременной  сдачей отчетности. В начале каждого  месяца коммерческие банки сдают отчетность в РКЦ. Главным управлениям ЦБР по соответствующей территории коммерческими банками ежеквартально представляются более подробные отчеты, а в начале каждого года - подробный отчет за прошлый год. 

   3.2 Цели и задачи Центрального банка России 

Информация о работе Центральный банк Российской Федерации и его функции