Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ политики Центрального Банка в современных условиях. Для достижения поставленной цели нам необходимо рассмотреть, как Центральный Банк справлялся с задачами стоящими перед ним на современном этапе экономических реформ, какие основные методы и инструменты денежно-кредитного регулирования необходимо применять в условиях России.
Введение 3
1. Роль Центрального Банка РФ в проведении денежно-кредитной политики 5
1.1 Сущность и функции Центрального Банка РФ 5
1.2 Становление банковской системы России и направления денежно-кредитной политики ЦБ РФ 9
2. Политика ЦБ РФ на современном этапе – актуальные проблемы и пути совершенствования 14
1.3. Основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ 14
3.3. Цели и перспективы развития денежно-кредитной политики ЦБ РФ в 2008 году 21
Заключение 26
Список использованной литературы 28
ТЕМА:
«ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ,
ЕГО ФУНКЦИИ И
ЗАДАЧИ НА СОВРЕМЕННОМ
ЭТАПЕ.
Содержание
Введение 3
1. Роль Центрального Банка РФ в проведении денежно-кредитной политики 5
1.1 Сущность и
функции Центрального Банка РФ
1.2 Становление
банковской системы России и направления
денежно-кредитной политики ЦБ РФ 9
2. Политика ЦБ РФ на современном этапе – актуальные проблемы и пути совершенствования 14
1.3. Основные
инструменты денежно-кредитной
3.3. Цели
и перспективы развития денежно-кредитной
политики ЦБ РФ в 2008 году 21
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Приложения
Введение
Одной из важнейших задач Центрального банка в условиях двухуровневой банковской системы является организация процессов управления операциями банков на макроэкономическом уровне, поддержание стабильности функционирования банковской и денежной систем страны. Центральным банком, исходя из сложившейся хозяйственной конъюнктуры, выбираются цели и приоритеты, разрабатываются соответствующие стратегия и тактика денежно-кредитной политики, затем реализуемые (более или менее успешно) посредством разнообразных инструментов и методов.
Актуальность исследования. Регулирующая деятельность Центрального банка основана на анализе динамики основных макроэкономических показателей, прежде всего валового национального продукта и национального дохода, индекса цен, уровня безработицы, дефицита государственного бюджета. Без верной денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком, экономика не может эффективно функционировать. В периоды экономического спада и роста безработицы, падения производства необходимо увеличивать денежное предложение, чтобы стимулировать процесс инвестирования финансовых ресурсов в производство, а также потребительских расходов необходимо увеличивать совокупный спрос. В период экономического роста, сопровождаемого инфляцией, следует снижать предложение денег. Именно этим и занимаются центральные эмиссионные банки.
Целью курсовой работы является анализ политики Центрального Банка в современных условиях. Для достижения поставленной цели нам необходимо рассмотреть, как Центральный Банк справлялся с задачами стоящими перед ним на современном этапе экономических реформ, какие основные методы и инструменты денежно-кредитного регулирования необходимо применять в условиях России.
Указанными выше факторами определяются задачи данного исследования:
Методологической основой курсовой работы послужили нормативно-правовые акты РФ, научная литература, а также пособия следующих авторов: Бабич А.М., Павловой Л.Н., Борискина А.В., Гончарова Д.О, Лаврушиной О.И, Кожухарь Л.И., Медведкова С.Д. и др.
Разработанность темы исследования. Отдельные вопросы, рассматриваемые в работе, достаточно глубоко освещены в научной и научно-практической литературе зарубежными и отечественными авторами.
Структурно
работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованной литературы
и приложений.
Глава
1. Роль Центрального Банка РФ в проведении
денежно-кредитной политики
1.1.
Сущность и функции
Центрального Банка
РФ
Центральный Банк РФ (Банк России) – государственное кредитное учреждение, наделенное правом выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса, хранения официального золотовалютного резерва. Является банком банков, агентом правительства при обслуживании госбюджета.
Центральный Банк РФ наделяется также правом выпуска денег и государственных ценных бумаг, устанавливает нормативную величину кредитного спроса, хранит денежные резервы коммерческих банков и предоставляет им кредиты, является кассовым центром. Основная его задача – это проведение государственной политики в области эмиссии, кредита, денежного обращения.1 Примерная структура ЦБ Российской Федерации представлена в Приложении 1.
Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России, как публично-правовой организации законодательно определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Согласно Конституции Российской Федерации главной задачей Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля. Основными целями деятельности Банка России являются: укрепление покупательной способности и курса рубля по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы России; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Реализация этих целей осуществляется Банком России независимо от органов государственной власти. Получение прибыли не входит в цели деятельности Банка России.
Принцип независимости – ключевой элемент статуса Центрального Банка Российской Федерации – проявляется, прежде всего, в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Банк России является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России осуществляются самим Банком России; изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Центрального Банка Российской Федерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах.
Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России, а также назначает аудитора Банка России и утверждает годовой отчет Центрального банка Российской Федерации и аудиторское заключение.2
Функции Банка России:
Для реализации возложенных на него функций Центральный Банк РФ участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации.
Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.
Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.
В большинстве стран центральные банки независимы от органов государственной власти и выступают определенным противовесом действиям правительства, которое может решать экономические вопросы, руководствуясь чисто политическими соображениями, например, в период предвыборной кампании, проведения референдума и др.
Но независимость центрального банка должна иметь свои разумные пределы, поскольку конфликт с органами власти может привести к экономическому кризису как это было в России в первой половине 90-х годов прошлого века. Поэтому положение центральных банков в большинстве своем двояко.
В западной литературе данное разногласие получило название «магического четырехугольника», в качестве углов которого выступают:
Одновременно достижение этих целей невозможно, но стремление к их достижению определяют конкретные действия любого центрального банка.
Банковская система России начала формироваться в конце 80-х годов прошлого века. За это время она пережила несколько кризисов, которые нанесли значительный урон финансовой устойчивости российских банков и подорвали доверие к ним.3 Окончательный процесс восстановления банковской системы после финансового кризиса 1998 г. в настоящее время практически завершен. Переломным был 2001 г. Если в первые годы после кризиса количество кредитных организаций сокращалось в среднем на 8 – 10% в год, то в 2001 г. тенденция изменилась на противоположную.
На первом этапе, в 1988 – 93 гг., активное развитие банковской системы определялось дефицитом банковских услуг, распределением централизованных кредитов, а также низкой стоимостью привлекаемых средств, несмотря на высокий уровень инфляции.
Бурный процесс создания коммерческих банков (к 1992 г. их количество насчитывало1414) привел к тому, что уже к 1995 г. Россия выдвинулась на одно из первых мест в мире по их количеству. В то же время число небанковских кредитных учреждений по сравнению с банковскими было и остается незначительным.
Слишком быстрые темпы количественного роста негативно повлияли на качество кредитной системы, которая состояла преимущественно из малых и средних банков, значительная часть которых оказалась нежизнеспособной. Первые банкротства были отмечены уже к середине 1993 г. и совпали с крахом «финансовых пирамид».
В 1995 г. в банковской сфере разразился кризис ликвидности, вызванный введением центральным Банком валютного коридора. В результате многие банки потеряли весомый источник доходов, получаемых от спекулятивных операций на валютном рынке.
В первом полугодии 1996 г. расширение сети коммерческих банков прекратилось, и наметилась обратная тенденция. Банк России ужесточил требования к созданию новых банков и начал активно отзывать лицензии у несостоятельных. В результате на фоне экономического спада разразился новый кризис банковской системы, основными признаками которого была высокая интенсивность процесса банкротств кредитных учреждений (было признано неплатежеспособными более 25 % общего числа функционирующих банков) и дезорганизация финансового кругооборота банков, выразившаяся в перемещении денежных средств из кредитования реального сектора в сектор финансирования государственного долга за счет сбережений населения. Вследствие этого сузилась ресурсная база коммерческих банков и обострилась проблема роста кредитных рисков, которая в полной мере реализовалась во время дефолта 1998 г.
Современное состояние банковской системы России (см. таблицу 1.1) нельзя в полной мере признать удовлетворительным. Общая обеспеченность банковскими услугами в России заметно уступает (за исключением Москвы и С-Петербурга) европейским стандартам. Так, на 100 жителей в странах Евросоюза приходится 40-50 кредитных учреждений, а в России примерно 3-5. Для Москвы и Московской области, а также С-Петербурга этот показатель превышает 7. Почти половина действующих кредитных организаций приходится на Москву, С-Петербург и Московскую область. В 10 субъектах Российской федерации число действующих кредитных организаций не превышает 2-х, а в трех субъектах они вообще отсутствуют.
Информация о работе Центральный банк России, его функции и задачи на современном этапе