Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 19:40, курсовая работа
Центральный Банк Российской Федерации является мощнейшим центром кредитной системы нашей страны. Его роль очень велика и в условиях нынешней экономики она продолжает возрастать. Достаточно сказать, что Банк России является регулирующим центром в вопросах налично-денежного оборота, список его функций и задач огромен, однако наиболее важными задачами среди всех прочих является обеспечение устойчивости национальной валюты, снижение темпов инфляции, а также разработка единой государственной денежно-кредитной политики.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...…..3
1.Понятие Центрального Банка РФ и его правовой статус ………………..3
2. Организационная структура Банка России………………………………5
3. Функции центрального банка……………………………………………...7
4. Пассивные и активные операции центрального банка.
Баланс Банка России ………………………………………….…………..9
5. Эффективность реализации Банком России основных функций
5.1. Регулирование и снижение инфляции……………………………….11
5.2. Валютные резервы…………………………………………………….13
5.3. Конвертируемость рубля и валютная политика…………………….15
5.4. Кредитные и депозитные операции………………………………….17
5.5. Сбережение средств населения и Сбербанк…………………………20
5.6. Надзорные функции и Банк России как замкнутая система………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...……………22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..…
Табл. 5. Индекс потребительских цен и его составляющих в 2006 году, в % к декабрю прошлого года.
товары и услуги | продовольственные товары | непродовольственные товары | платные услуги населению |
109 | 108.67 | 106.01 | 113.86 |
Но
с учетом данных и оценок независимых
аналитиков реальная инфляция для небогатой
части населения превышает
Табл.6.
Изменение стоимости
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
117.68 | 111.9 | 114.37 | 115.1 | 111.1 |
Высокая инфляция в совокупности с укреплением рубля относительно доллара привела к тому, что ни рубль, ни доллар, ни евро, помещенные в банк, не являются пока в России средством сохранения стоимости сбережений населения, которое по указанным причинам вообще лишено подобной возможности. Не решают данной проблемы и банковские сберегательные сертификаты. Процентные ставки по ним совпадают с таковыми по срочным вкладам. Пока отсутствуют и государственные ценные бумаги для населения (облигации), которые бы решали эту проблему. Все это означает, что Банк России и Правительство РФ косвенно покрывают часть результатов своей неэффективной финансовой и экономической деятельности за счет сбережений населения, которые постоянно обесцениваются. Напомним, что в государственном Сбербанке хранится около 56,8% рублевых вкладов населения, и удивительно, что ЦБ приводит свою статистику по вкладам без учета Сбербанка.
Инвестиционные кредиты в национальной валюте пока невыгодны для реального сектора экономики. Эквивалентные процентные ставки по ним много выше (ставка рефинансирования 10,5% + ставка банка (5-10%)), чем по зарубежным кредитам (6-9%). В сложившейся ситуации ведущие национальные корпорации и банки, включая Газпром, Сбербанк и Внешторгбанк, кредитуются за рубежом. В 2005 году Внешторгбанк привлек в форме синдицированных кредитов и еврооблигационных займов в общей сложности 3,2 млрд. долларов, Сбербанк — 2 млрд. долларов. Крупные зарубежные кредиты и займы получили в минувшем году «Альфа-банк», банк «Русский стандарт», Газпром и др. Основная причина кредитования за рубежом – низкие процентные ставки – ниже 10%.
Это приводит:
1) к снижению возможностей для развития финансовой и банковской системы РФ. Даже госбанки кредитуются за границей. При наличии огромных запасов валюты у страны не организован кредитный процесс для целей инвестирования экономики;
2)
к росту реального совокупного
государственного долга. По
Общий долг РФ, включая предприятия и банки, за 2005 г. вырос на 13,8 млрд. долл. Долг органов государственного управления (суверенный госдолг) снизился на 25,2 млрд. долл. В то же время существенно выросли долги коммерческих банков и предприятий.
В
2006 году процесс роста совокупного
внешнего долга продолжился. На 01.10.06
г. он вырос на 11,2 млрд. долл. за счет
роста корпоративного долга на 38,8
млрд. долл.
5.5.
Сбережение средств населения и Сбербанк
В мировой практике сбережение (сохранение стоимости) средств населения является важной функцией государства, важнейшей функцией ЦБ, кредитной и банковской систем. В России в этом направлении практически произошла деградация сберегательной системы, и государством не сделано ровным счетом ничего для ее восстановления. В актив можно занести лишь ФЗ «О страховании вкладов». Крупнейшей ошибкой трансформационного было превращение Сбербанка из специализированного сберегательного банка в универсальный банк. Это привело:
-
к тому, что рост прибыли стал
главным приоритетом
-
и, как следствие, к резкому
снижению числа офисов и
-
к тому, что Сбербанк при наличии
самых дешевых ресурсах за
счет монополизма, особых
- к средним ставкам по вкладам ниже уровня инфляции;
- к высоким ценам по кредитам;
-
к отсутствию у Сбербанка
- к сверхвысокой цене его акций (90000-100000 тыс. руб. за обыкновенную акцию), которые предназначены не для рядового гражданина и т.д.
Отметим,
что в России так и не создана
конкурентная сберегательная среда, не
создана до сих пор сеть почтово-сберегательных
касс, которые при поддержке государства
эффективно и на пользу населения, на повышение
качества его жизни функционируют во многих
странах. И фактически в стране отсутствует
система сберегательных кредитных учреждений
и банков. А универсальный коммерческий
банк Сбербанк России не выполняет функции
специализированного сберегательного
учреждения и только тормозит создание
эффективной и специализированной системы
сберегательных учреждений с участием
государства.
5.6.
Надзорные функции и Банк России как замкнутая
система
После дефолта 1998 г. многие аналитики и специалисты в экономике и банковской сфере усомнились в эффективности работы Банка России. В необходимости подобной чрезмерной независимости ЦБ, усомнились в необходимости его почти полной закрытости в то время, усомнились в его объективности. Результаты деятельности Банка России были налицо – руины банковской системы и банкротство самых крупных и эффективных частных банков. Причем Банкротство этих банков произошло по вине государства, включая банк России. Именно государство и Банк России спровоцировали финансовый и банковский кризисы ложной финансовой политикой, отказалось платить банкам и другим кредиторам по долгам, спровоцировали дефолтом и своими действиями панику среди населения, отозвали у ведущих банков лицензии.
Идея
выделения функции надзора из
структуры ЦБ возникла в 2000 году. Банковский
комитет Госдумы тогда
Банк России еще со времен СССР сохранился как типичная замкнутая система со всеми вытекающими отсюда последствиями. Подобную систему невозможно реформировать изнутри. И подобная подсистема другой, более широкой системы, не способна эффективно и объективно надзирать над банковской системой и принимать объективные и эффективные решения, особенно в перманентно кризисных условиях. Суть проблемы проста - люди банковской среды связаны между собой тысячами нитей неформальных отношений. И это не позволяет в этой среде из ее функционеров сформировать объективную надзорную подсистему.
Таким
образом, Банк России имеет двойственную
правовую природу. Он одновременно и
орган государственного управления
специальной компетенции и
Главной особенностью правового положения Банка России в настоящее время является то, что осуществление его административных прав и хозяйственной деятельности подчинены решению одной и той же задачи ¾ управлению кредитной системой.
Административные
функции можно условно
В
рамках этих двух полномочий Банк России
вправе издавать нормативные акты,
т.е. нормотворческая функция
Функция защиты гражданского оборота и укрепления доверия к кредитной системе составляют основу деятельности Банка России. В соответствии с принятым у нас Законом Банк России решает указанную задачу следующим образом: во-первых, проверяет законность и целесообразность создания кредитных учреждений при рассмотрении вопроса о регистрации коммерческих банков и выдаче лицензий на право осуществления банковских операций как в рублях, так и в иностранной валюте; во-вторых, устанавливает кредитным учреждениям экономические нормативы, издает нормативные акты, регулирующие их деятельность; в-третьих, осуществляет непосредственный контроль за законностью их операций. Банк России вправе также применить к банку, допустившему нарушение действующего законодательства, ряд санкций.
Таким образом, выполнение абсолютно всех административных полномочий по управлению кредитной системой российское законодательство возложило только на Центральный банк Российской Федерации, в то время как в международной практике зачастую данные функции разделены между различными институтами. Это объясняется тем, что централизация всей полноты власти у одного института неминуемо приведет к субъективности его действий по отношению к регулированию банковской сферы. В результате данного построения кредитной системы России коммерческие банки и Банк России оказались как бы в вынужденном противостоянии, что, несомненно, не повышает доверия ко всей структуре. Хотя при назначении на должности в ЦБ и используются демократические принципы, но общее положение его в банковской сфере при этом не изменяется, сохраняя монопольный характер.
Поэтому представляются следующие пути совершенствования и дальнейшего повышения эффективности банковской системы России: