Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 04:34, курсовая работа
Объект исследования. Общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства, возникающие в процессе деятельности Центрального банка Российской Федерации.
Предмет исследования. Теоретические и практические вопросы деятельности Центрального банка Российской Федерации.
Введение 3
Глава 1. Банковская система России 6
1.1. Особенности построения банковских систем 6
1.2. Особенности построения банковской системы России 8
1.3. Центральный банк Российской Федерации 12
Глава 2.Организация банковского регулирования, надзора и контроля ЦБ РФ 17
2.1. Инспектирование кредитных организаций 17
2.2. Денежно-кредитное регулирование 25
2.3. Установление и соблюдение экономических нормативов 29
Заключение 33
Список использованной литературы и источников 35
Якутский экономико-правовой институт (филиал)
Академия
труда и социальных отношений
Кафедра
«Финансы и кредит»
курсовая
работа
по дисциплине:
«Деньги, кредит, банки»
на тему:
«Центральный банк как орган регулирования
и контроля»
Якутск
2008
Оглавление
Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны.
Банки составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением.
Банки - это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет не географических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом.
Создание центрального эмиссионного банка было обусловлено процессами концентрации и централизации капитала, переходом к единым национальным денежным системам.
Во всех развитых странах действует несколько законов, в которых сформулированы и закреплены задачи и функции центрального банка, а также определены инструменты и методы их осуществления. В некоторых государствах главная задача центрального банка излагается в конституции. Как правило, основным правовым актом, регулирующим деятельность национального банка, служит закон о центральном банке страны; он устанавливает организационно-правовой статус последнего, процедуру назначения или выборов его руководящего состава, статус во взаимоотношениях с государством и национальной банковской системой. Данным законом закрепляются полномочия центрального банка как эмиссионного центра страны.
Разработанность темы. Основы исследования составил богатый в содержательном смысле теоретический материал ученых, внесших существенный вклад в разработку проблем финансовой науки, в том числе касающейся банковской сферы: Н.М. Бородиной, О. А. Лаврушина. К.С. Бельского, Д.В. Винницкого, С.А. Голубева, О.Н. Горбуновой, Е.Ю. Грачевой, А.Г. Гузнова, И.Г. Дашковой, С.В. Запольского.
Объект исследования. Общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства, возникающие в процессе деятельности Центрального банка Российской Федерации.
Предмет исследования. Теоретические и практические вопросы деятельности Центрального банка Российской Федерации.
Методом
исследования данной работы является
обзорно-аналитический и
Научная значимость. Исследование проблем Центрального банка Российской Федерации имеет немаловажное значение для финансовой науки. Возрастает значение проблемы выбора приоритетных направлений научных исследований, одно из которых представляет изучение деятельности Центрального банка Российской Федерации.
Практическая
значимость состоит также в выработке
и обосновании комплекса
Актуальность темы. Центральные банки являются главным звеном банковской системы любого государства. В связи с этим большой интерес вызывают различные аспекты деятельности центральных банков, являющихся основными проводниками официальной денежно-кредитной политики государства, поэтому данная тема актуальна и требует более детального исследования.
Целью настоящей работы является исследование центральных банков как органа регулирования и контроля.
Исходя из поставленной в работе ставятся следующие задачи:
Структура курсовой работы. В введении показана цели и задачи, актуальность работы. Впервой главе рассматривается особенности банковской системы России, во второй главе изучается деятельность центрального банка России, как органа регулирования и контроля. В заключении приводятся основные выводы по проделанной работе. Список использованной литературы и источников составляет 30 источников.
Исторический опыт свидетельствует, что та или иная структура банковской системы зависит от конкретных общественно-экономических условий1. На практике используются различные модели построения банковских систем при главенствующей роли центрального банка.
Тем не менее можно выделить следующие особенности банковских систем:
уникальность систем, обусловленная национальными традициями, историческим опытом развития. Банковские системы разных стран, их организационная структура зависят от многих факторов (объективных и субъективных), к числу которых наряду с историческими, национальными традициями следует отнести также степень развития товарно-денежных отношений в стране, общий уровень роста экономики, способы регулирования денежного обращения (прямой и косвенный) и др. Следовательно, вопрос заключается не в количестве банков как таковых, а в численности банковских учреждений (филиалов, отделений, агентств), обслуживающих предприятия, организации и население;
различия
в понимании банка как
Положение банков на рынке ценных бумаг. Исторические, национальные особенности построения банковских систем проявляются также в том, что в отдельных странах (в Германии, Франции, Австрии, Венгрии, Италии, других европейских странах) не существует четкого разграничения между коммерческими и инвестиционными банками, что определяется положением последних на рынке ценных бумаг.
Система надзора за деятельностью коммерческих банков. В мировой банковской практике существуют разные подходы к организации банковского надзора.
Можно выделить три группы стран, отличающихся способами построения надзорных структур, местом и ролью центрального банка в этих структурах:2
Банковский надзор объективно необходим, следовательно, нужны и специальные органы, осуществляющие соответствующие функции. Органы могут быть разными по статусу, но среди них почти всегда есть государственные. Система регулирующих (надзирающих) органов в той или иной стране всегда отражает особенности политического и социально-экономического развития данной страны, ее традиции, задачи, решаемые ею на том или ином историческом этапе. Вместе с тем рассмотрение практики построения системы регулирования банковской деятельности в отдельных странах в историческом аспекте показывает, что эти процессы в разных странах все же имеют больше общего, нежели различий;
уровни банковских систем. Совокупность действующих в стране банков может иметь одноуровневую либо двухуровневую организацию.
Одноуровневый вариант построения банковской системы может быть в случаях, когда:
• в стране еще нет центрального банка;
• в стране есть только центральный банк;
• центральный банк выполняет все банковские операции, конкурируя с другими банками.
Таким образом, в настоящее время практически во всех странах с рыночной экономикой созданы и активно развиваются двухуровневые банковские системы, где на первом уровне функционирует центральный банк страны, осуществляющий эмиссионную, законотворческую, надзорную и прочие виды деятельности; на втором - действуют коммерческие банки.
В XVIII - начале XX вв., вплоть до проведения кредитной реформы 1930-1932 гг., Россия имела развитую, разветвленную банковскую систему. (Исключение составлял лишь период военного коммунизма, когда товарно-денежные отношения и банковская деятельность были по сути дела прекращены.)
Результатом проведения кредитной реформы 1930-1932 гг. явилось построение кредитной системы распределительного типа. Роль коммерческих банков в системе начала снижаться, и впоследствии в нашей стране сложилась монобанковская система, состоящая из государственных банков.
До проведения банковской реформы 1997-90-х гг., в бывшем СССР, как и в некоторых других странах Восточной Европы, утвердилась в основном следующая структура банковской системы: центральный государственный банк с широкими функциями - эмиссионный центр, главный государственный кредитный, расчетный и кассовый институт страны; государственный банк, обслуживающий сферу капитального строительства; банк для внешней торговли.
Разделение банков на эмиссионный и деловые (коммерческие) не противоречит созданию нового экономического механизма в России. Банковская система, состоящая из центрального банка, организующего денежное обращение и не обслуживающего клиентов (за исключением банков), а также банков, кредитующих предприятия, организации и население, характерна для всех развитых стран с рыночной экономикой.
Разделение банковских функций дает возможность Центральному банку Российской Федерации сосредоточить свое внимание на эмиссионной деятельности, поддержании стабильности банковской системы, денежно-кредитном регулировании экономики, осуществлении законотворческой функции и функции «кредитора в последней инстанции».
Коммерческие
банки ближе к интересам
В середине 90-х гг. в условиях развития товарно-денежных отношений, экономических методов хозяйствования роль банков в экономике существенно повысилась. Являясь центрами хозяйственной жизни, осуществляя регулирование денежного оборота и ссудного фонда, банки ведут работу, которую не выполняет ни одно звено управления экономикой. Мировая банковская история не знает аналога тому, что произошло в России. За кратчайший срок в стране возникло более 2500 самостоятельных банков, немало кредитных организаций, осуществляющих отдельные банковские функции. Для сопоставления: США, чтобы создать 1000 банков, потребовалось около 80 лет - с 1781 по 1860 г.
Информация о работе Центральный банк как орган регулирования и контроля