Центральный банк: его цели, функции, операции и взаимоотношения с коммерческими банками

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:47, реферат

Описание работы

Возникновение центральных банков связано с централизацией банкнотной эмиссии в руках немногих наиболее надежных, пользовавшихся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию кредитного средства обращения. Такие банки стали называться эмиссионными. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банкнотной эмиссии в немногих крупных коммерческих банках, в результате чего монопольное право выпуска банкнот закрепилось за одним банком, пользовавшийся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Первоначально такой банк назывался эмиссионным или национальным, а в дальнейшем - центральным банком. Выделение из общего ряда банков одного из них на роль центрального, означает начало формирования двухуровневой банковской системы, на верхнем уровне которой располагается центральный банк.

Содержание

Введение 3
1. Общие основы организации деятельности центрального банка 4
1.1. Характеристика центрального банка и его организационно-правовых форм 4
1.2. Цели и функции Центрального банка России 5
1.3. Регулирование центральным банком денежного обращения 7
2. Основные операции центрального банка 9
2.1. Активные операции и их особенности 9
2.2. Пассивные операции в деятельности центрального банка 10
3. Банк России и его взаимоотношения с кредитными организациями 11
3.1. Банк России и его взаимоотношения с кредитными организациями 11
3.2. Лицензирование деятельности кредитных организаций 14
3.3. Обязательные нормативы деятельности кредитных организаций 16
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Работа содержит 1 файл

банковское дело.doc

— 128.50 Кб (Скачать)
ustify">    -·генеральная лицензия, предоставляющая право осуществлять все операции в рублях и иностранной валюте, а также открывать в установленном порядке филиалы за рубежом и/или приобретать акции (доли уставного капитала) кредитных организаций-нерезидентов;

    -·лицензия (разрешение) на осуществление операций с драгоценными металлами (золотом и серебром). Лицензия выдается Банком России по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

    Лицензия  на право осуществления операций с драгоценными металлами может  быть выдана одновременно с лицензией  на осуществление операций в иностранной валюте или после ее получения.

    Уполномоченными банками на проведение операций и  сделок с природными драгоценными камнями  являются банки, действующие одновременно на основании Генеральной лицензии Банка России на совершение банковских операций и лицензией на осуществление операций с драг. металлами (либо разрешения на совершение операций с драг. металлами (золотом, серебром)).

    При наличии лицензии на проведение банковских операций кредитная организация  вправе совершать иные сделки, а  также осуществлять деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с федеральными законами.

    Кредитные организации, ходатайствующие о  расширении своей деятельности, должны иметь устойчивое финансовое положение, структуру, адекватную предполагаемому  направлению деятельности, включающую службу внутреннего контроля (внутренний аудит).

3.3. Обязательные  нормативы деятельности кредитных  организаций

    В целях обеспечения устойчивости банковской системы Центральный  банк Российской Федерации разрабатывает  для коммерческих банков обязательные нормативы, которые позволяют оценить состояние капитала, источники ресурсов и их соотношение с активами.

    В декабре 1987 г. Банк международных расчетов, расположенный в городе Базель (Швейцария), учредил международный комитет  по определению общих принципов расчета банковского капитала и классификации активов, их соотношений с капиталом и другими пассивами. В состав комитета вошли представители центральных банков 12 развитых стран мира. В следующем году комитет утвердил соответствующие международные рекомендации.

    Россия  пока в работе этого комитета не участвует. Вместе с тем Банк России при разработке соответствующих нормативов руководствуется принципами, принятыми Базельским комитетом. Однако содержание компонентов, участвующих в расчетах нормативов, да и сами нормативы отражают специфику настоящего этапа эволюции российской банковской системы. Нормативы разработаны для двух групп банков.

    В первую группу входят коммерческие банки, созданные на базе бывших государственных  банков, во вторую — не имевшие такой базы, т.е. вновь созданные банки. Надо полагать, что подобная дифференциация была определена в первоначальный период формирования новой банковской системы.

    Действующую в 1991—1994 гг. систему нормативов российских коммерческих банков отличали следующие  моменты:

-·установление наряду с директивными нормативами оценочных; первые обязательны для выполнения всеми коммерческими банками, а вторые используются для анализа их деятельности и финансового состояния;

-·дифференциация нормативов в зависимости от типа банка;

-·распределение всех активов по степени риска;

-·предоставление права главным территориальным управлениям Центрального банка Российской Федерации самостоятельно устанавливать индивидуальные экономические нормативы коммерческим банкам, получившим Централизованные кредитные ресурсы, в том числе для выдачи кредитов предприятиям и организациям, осуществляющим досрочный завоз товаров в районы Крайнего Севера;

-·возможность установления Центральным банком индивидуальных экономических нормативов для некоторых банков — с учетом особенностей кредитования предприятий и организаций, связанных с сезонностью производства и реализации продукции, проведением мероприятий по конверсии, а также в связи с необходимостью поддержать текущую деятельность предприятий общегосударственного значения.

    В 1992 г. по индивидуальным нормативам работали около 500 банков. С 1995г. дифференциация нормативов в зависимости от типа банка и определение их в индивидуальном порядке отменены. Установленные  ЦБ РФ нормативы соответствуют основным требованиям к коммерческим банкам в промышленно развитых странах. Это объясняется интеграцией российской банковской системы и мировой банковской системы, что диктует необходимость использования в отечественной практике критериев организации и регулирования деятельности банков, принятых в странах с рыночной экономикой.

    Центральный банк Российской Федерации устанавливает  методики определения собственных  средств, активов, пассивов и размеров риска по активам для каждого  из нормативов с учетом международных стандартов и консультаций с банками, банковскими ассоциациями и союзами.

    Банк  России вправе устанавливать дифференцированные нормативы иметодики их расчета  по видам банков и иных кредитных  организаций. О предстоящем изменении  нормативов и методик их расчета Банк России официально объявляет не позднее чем за месяц до их введения в действие.

    Перечень  нормативов и порядок их расчета  устанавливаетсяИнструкцией №1 Центрального Банка России «О порядке регулирования  деятельности кредитных организаций».В  связи с введением в действие с 1 января 1998 года новых Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, 1 октября 1997 года вышла новая редакция инструкции №1. Согласно ей устанавливаются следующие обязательные экономические нормативы деятельности банков:

-·минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых банков;

-·минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих банков;

-·норматив достаточности капитала;

-·нормативы ликвидности банков;

-·максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

-·максимальный размер крупных кредитных рисков;

-·максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);

-·максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам, пайщикам) и инсайдерам;

-·максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) граждан;

-·максимальный размер вексельных обязательств банка;

-·норматив использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц.

    Предельный  размер неденежной части уставного  капитала; минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы; размеры процентного, валютного  и иных рисков устанавливаются отдельными нормативными актами Банка России.

 

     Заключение

    Главной особенностью правового положения  Банка России в настоящее время  является то, что осуществление его  административных прав и хозяйственной  деятельности подчинены решению  одной и той же задачи управления кредитной системой.

    Административные  функции можно условно разделить  на организаторскую (организация и  управление денежным обращением) и  функцию защиты гражданского оборота, интересов вкладчиков и других кредиторов коммерческих банков.

    В рамках этих двух полномочий Банк России вправе издавать нормативные акты, т.е. нормотворческая функция непосредственно связана с этими полномочиями.

    Функция защиты гражданского оборота и укрепления доверия к кредитной системе  составляют основу деятельности Банка  России. В соответствии с принятым у нас Законом Банк России решает указанную задачу следующим образом: во-первых, проверяет законность и целесообразность создания кредитных учреждений при рассмотрении вопроса о регистрации коммерческих банков и выдаче лицензий на право осуществления банковских операций, как в рублях, так и в иностранной валюте; во-вторых, устанавливает кредитным учреждениям экономические нормативы, издает нормативные акты, регулирующие их деятельность; в-третьих, осуществляет непосредственный контроль за законностью их операций. Банк России вправе также применить к банку, допустившему нарушение действующего законодательства, ряд санкций.

    Таким образом, явственно вырисовывается монопольный характер управления кредитной  системой Центральным Банком РФ. Возникает опасность, что централизация всей полноты власти у одного института неминуемо приведет к субъективности его действий по отношению к регулированию банковской сферы. В результате данного построения кредитной системы России коммерческие банки и Банк России оказываются как бы в вынужденном противостоянии, что, несомненно, не повышает доверия ко всей структуре. Хотя при назначении на должности в ЦБ и используются демократические принципы, но монопольное положение его в банковской сфере при этом не изменяется.

    Учитывая  вышесказанное, можно предположить, что путь дальнейшего совершенствования  денежно-кредитной системы России лежит в направлении разделения функций управления банковской системой РФ между различными институтами.

 

Список  использованной литературы

1. Конституция РФ. 1993.

2. Федеральный  закон от 10.07.2002г. № 86 – ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» (Принят ГД ФС РФ 27 июня 2002 года).

3. Банковское дело в России: Учеб. пособие: Сб.: В 10 т. /Моск. фин. об-ние. -М.: АОЗТ "Вече": АО "Моск. фин. об-ние", 2004-. 319 с.

4. Братко А. Г. Центральный банк в банковской системе России/ А. Г. Братко. - М.: Спарк, 2003. -335 с.

5. Букато В.И., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России/Под ред. М. Х. Лапидуса. -М.: Финансы и статистика, 2006. -336 с....

6. Банковское  дело: учебник / О.И.Лаврушин, И.Д.Мамонова, Н.И.Валенцева и др.: под ред.  засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф. О.И.Лаврушина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2005. – 768 с.

Информация о работе Центральный банк: его цели, функции, операции и взаимоотношения с коммерческими банками