Центральные банки

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:39, реферат

Описание работы

Существенные изменения происходят и в функционировании банков: повышаются самостоятельность и роль банков в народном хозяйстве; расширяются функции действующих и создаются новые финансово-кредитные институты; изыскиваются пути роста эффективности банковского обслуживания внутрихозяйственных и внешнеэкономических связей; идет поиск оптимального разграничения сфер деятельности и функций специализированных финансово-кредитных и банковских учреждений; разрабатывается новое банковское законодательство в соответствии с задачами современного этапа хозяйственного развития.

Содержание

1. Особенности возникновения и формы организации Центральных банков, их классификация
1.1 Банк Франции и Англии
1.2 Банк России
1.3 Классификация Центральных банков
2. Центральный банк и его роль в экономике России
2.1 Основные функции и операции Центрального банка РФ
2.2 Роль Центрального банка в денежно-кредитном регулировании экономики
2.3 Взаимодействие и сотрудничество Центральных банков на межгосударственном уровне
3. Анализ деятельности Центрального банка по развитию банковской системы РФ
3.1 Анализ процессов формирования и развития банковской системы
3.2 Анализ развития системы банковского надзора
3.3 Совершенствование деятельности Центрального банка: развитие систем контроля за деятельностью коммерческих банков
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

1.3 Классификация центральных  банков  

По характеру  собственности банки можно разделить  на следующие виды:

Государственные, капитал которых принадлежит государству. Так, 100% капитала центрального банка принадлежит государству в Великобритании, ФРГ, Франции, России, Дании и Нидерландах;

Акционерные: в США 100% капитала федеральных резервных банков находится в собственности банков-членов ФРС; в Италии 100% капитала центрального банка принадлежит банкам и страховым компаниям;

Смешанные: в Японии (55% - в собственности государства и 45% частных лиц) и в Швейцарии (57% - в собственности кантонов и 43% частных лиц).

Некоторые центральные  банки, как отмечалось выше, были сразу  образованы в качестве государственных (в ФРГ, России); другие создавались как акционерные, а затем национализировались (в Великобритании, Франции).

Доля  собственности государства  в капитале центрального банка является важнейшим фактором, определяющим его место в экономике страны, которое в значительной степени зависит от национальных традиций и особенностей развития банковской системы.

Однако наиболее не зависимыми от государства являются ФРС США и Немецкий федеральный  банк, хотя в США капитал федеральных  резервных банков принадлежит банкам - членам ФРС, а в ФРГ - государству. Следовательно, 100%-ное участие государства в капитале центрального банка является больше вопросом престижа и традиций.

Например, центральный  банк Италии, хотя и находится в  собственности банков и страховых  компаний, является более зависимым от государственных органов.

Вторым  фактором, определяющим независимость центрального банка от государства, является процедура назначения или выбора руководства банка. По этому признаку центральные банки можно сгруппировать по странам.

Первая  группа - страны, в которых руководящие органы центрального банка (Президент и члены Директората) назначаются правительством или избираются из предложенных правительством кандидатур. К этой группе относятся Австрия, Великобритания, Дания, Россия, Франция, ФРГ, Швейцария, Япония.

Ко  второй группе принадлежит Италия, где Президент центрального банка назначается советом управляющих Банка, в который не входят политические деятели, а затем должен быть одобрен Советом Министров и утвержден Президентом страны.

К третьей группе относятся Нидерланды, где решение о назначении принимает Совет министров на основе кандидатур, предложенных центральным банком.

В большинстве  промышленно развитых стран руководство  центрального банка не может быть отозвано ранее установленного срока. Исключение представляют собой центральные банки Италии, Франции, России, которые более зависимы от государства.

Третьим фактором, отражающим независимость центрального банка, является степень подробности определения в законодательстве целей и задач его деятельности. Этим устанавливаются, во-первых, рамки свободы деятельности центрального банка, во-вторых, в законодательном порядке определяются его полномочия. Так, в Австрии, Дании, Франции, ФРГ, Швейцарии и Японии основные цели и сфера деятельности отражены в конституции или подробно изложены в законах о центральном банке и банковской деятельности.

В таких странах, как США, Швеция, Италия, в законодательстве задачи центрального банка сформулированы лишь в общих чертах.

Четвертым фактором независимости центрального банка является законодательно установленное право государственных органов на их вмешательство в денежно-кредитную политику.

Наиболее низкой степенью независимости в этом плане  обладают центральные банки Франции  и Италии. Определение направления  денежно - кредитной политики в этих странах в законодательном порядке передано правительству. Центральный банк является лишь консультантом и должен выполнять решения правительства.

В таких странах, как Великобритания, Нидерланды, Швеция и Япония, законодательно установлена возможность государственных органов вмешиваться в политику центрального банка.

В Австрии и  Дании законодательно не предусмотрено  вмешательство государства в  денежно-кредитную политику, но центральный  банк обязан координировать свою политику с экономической политикой правительства.

И, наконец, центральные  банки ФРГ и Швейцарии по этому  признаку являются наиболее независимыми, так как в законодательстве этих стран отсутствует право государства  на вмешательство в денежную политику центрального банка. Кроме того, в отличие от Федеральной резервной системы США Немецкий федеральный банк не подотчетен парламенту.

Пятый фактор независимости центрального банка - наличие законодательного ограничения кредитования правительства.

Таким образом, все эти пять факторов независимости центрального банка свидетельствуют о месте его в экономике промышленно развитых стран, влиянии на экономические процессы при помощи предоставленного ему законом инструментария регулирования, о степени зависимости от правительства и об особой роли в денежно-кредитной системе страны.

Но, независимо от того, принадлежит или нет капитал  центрального банка государству, исторически  между банком и правительством сложились  тесные связи, особенно усилившиеся  на современном этапе. 

2. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

2.1 Основные функции  и операции Центрального банка  Российской Федерации

Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) является главным банком страны. Уставный капитал  и иное имущество Банка России является федеральной собственностью. Он подотчетен Государственной Думе. Деятельность Банка России регламентируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями и дополнениями) и другими федеральными законами.

В соответствии с законом Банк России является юридическим  лицом, освобожденным от уплаты всех налогов, пошлин, сборов и других платежей на территории РФ. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а  Банк России - по обязательствам государства, если они не были приняты или если иное не предусмотрено федеральными законами.

Центральный банк РФ представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему входят: центральный  аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры (РКЦ), вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.

Национальные  банки республик в составе Российской Федерации являются территориальными учреждениями Банка России. Главные территориальные управления являются обособленными подразделениями, осуществляющими часть его функций на определенной территории. Главные территориальные управления подчиняются Банку России и ему подотчетны. Задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются Положением о территориальных учреждениях Банка России, утверждаемым Советом директоров.

Высший орган  Банка России - Совет директоров. Это коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и управляющий ею.

В Совет директоров входят: Председатель Банка России и 12 членов Совета. Члены Совета директоров работают на постоянной основе. Они  утверждаются Государственной Думой по представлению Председателя Банка, который является одновременно председателем Совета директоров.

Совет директоров во взаимодействии с правительством разрабатывает единую государственную  денежно-кредитную политику и обеспечивает ее выполнение. Структуру и штаты Центрального аппарата Банка России, а также уставы его других структурных подразделений утверждает Совет директоров. К его полномочиям также отнесены:

·  изменения ставок по централизованным кредитам, норм резервирования, экономических нормативов;

·  определение условий допуска иностранного капитала в банковскую систему России;

·  другие решения по вопросам, имеющим большое значение, как для Банка России, так и для банковской системы страны.

Решение Совета директоров считается принятым, если за него проголосовало большинство членов. Таким образом, Совет директоров не только возглавляет и организует работу Банка России, но и регулирует деятельность коммерческих банков в стране.

Наряду с Советом  директоров вне банка функционирует  и Национальный банковский совет. В его состав включаются представители президента, представители высших органов законодательной и исполнительной власти и эксперты. Общая численность Совета не превышает 15 человек.

Члены Банковского  совета утверждаются Государственной  Думой по представлению Председателя Банка России. Совет регулярно, не реже 1 раза в квартал, обсуждает концепцию развития банковской системы и вопросы единой государственной денежно-кредитной политики, включая регулирование денежных ресурсов.

Итак, теперь определим основные цели деятельности Центрального Банка России. В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» отмечается, что «целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Отметим, что, согласно ст.3 данного Закона, получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Определив цели деятельности Банка России, рассмотрим функции, которые Банк выполняет для осуществления этих целей. А для этого определим, что же является целью, а что функцией центрального банка.

Цели и функции  центрального банка зачастую смешиваются. Между тем каждое из понятий имеет содержательную нагрузку и не может отождествляться друг с другом. Функция - это сама деятельность, определяемая спецификой предмета, тогда как цель - это то, ради чего она совершается, что составляет ее результат. Функция центрального банка - это его деятельность как отдельного субъекта, как отдельного юридического лица по отношению к другим субъектам; функции определяются как разнообразные виды деятельности, установленные законом и выполняемые банком для реализации поставленных перед ним задач.

Поскольку, с точки зрения права, центральный банк как институт создается государством для выполнения только ему присущих задач, перечень функций полностью определяется федеральным законом. При этом перечень функций банка, исходя из понимания законодателями задач, которые ставятся перед ним, может меняться (сокращаться или расширяться).

В редакции Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлен перечень из 18 функций, который не исключает  реализацию иных функций в соответствии с федеральными законами. Эти функции можно классифицировать исходя из специфики целевой ориентации и с учетом назначения Банка России. Таких функций пять:

1) функция денежно-кредитного  регулирования (регулирующая);

2) функция нормативного  регулирования (нормативно-творческая);

3) операционная  функция;

4) информационно-аналитическая  функция;

5) надзорная  и контрольная функции.

В рамках денежно-кредитного регулирования Банк России в соответствии с федеральным законом, определяющим его деятельность, выполняет следующие функции:

·  во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

·  монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует на личное денежное обращение;

·  выступает кредитором последней инстанции для всех кредитных организаций, организует систему их рефинансирования.

Итак, в данной функции денежно-кредитного регулирования  просматривается назначение (роль) банка, призванного регулировать денежный оборот. Будучи эмиссионным центром, выступая организатором налично-денежного обращения, институтом поддержки ликвидности коммерческих банков в случае кратковременной необходимости у них дополнительных денежных средств, Центральный банк Российской Федерации, выполняющий данную функцию, реализует свое назначение в экономике.

Информация о работе Центральные банки