Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 12:33, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является более подробное исследование безналичного денежного обращения.
Знакомство с операциями банков с векселями может привести к пониманию того, как наиболее эффективно использовать финансовые возможности предприятия.
Это следующие операции:
-учет векселей;
-выдача ссуд до востребования по специальному ссудному счету под обеспечение векселей;
-принятие векселей на инкассо для получения платежей и для оплаты векселей в срок.
Учет векселей состоит в том, что векселедержатель продает векселя банку до наступления срока платежа и получает за это вексельную сумму за вычетом определенного процента от этой суммы. Этот процент называется дисконтом или учетным процентом.
Предприятие, учитывая вексель, снимает целый ряд проблем, связанных с возвратом банку полученных по учету сумм. Ведь банк сам получает их непосредственно от векселедателей. Однако обращение к предъявителю все же возможно, например, при плохом финансовом положении векселедателя.
Банк, осуществляя дисконтирование различных векселей, может использовать разные учетные ставки в зависимости от множества дополнительных обстоятельств: известной практики других банков, уровня надежности плательщика по векселю, сроков векселей и т.п. Задача банка остается прежней – наиболее точно определить кредитоспособность предприятия, или, в терминах риска, - максимально снизить риск при учете векселей. Отказ банка в приеме векселей к учету не должен сопровождаться формальным объяснением причин такого решения.
Кредиты по учету векселей делятся на: предъявительские и векселедательские. Первый вариант используют организации, обладающие большим количеством векселей, передаваемых на учет в банк. Второй связан с предприятиями, которые под него выдают векселя для оплаты товарно-материальных ценностей, работ и услуг других организаций.
Для вексельно-кредитных операций в банке учет векселей представляет лишь одну из форм осуществления. Другой формой является специальный ссудный счет под обеспечение векселей. В целях гарантии своевременного погашения ссуды в кредитном договоре оговаривается право банка обращать в погашение долга суммы, вносимые векселедателями для оплаты векселей.
Каждая из рассмотренных форм характеризуется также размером получаемой суммы. При осуществлении дисконтной операции предприятие получает полную сумму векселя за вычетом процентов по учету. При кредитовании под залог векселей речь идет лишь о части общей суммы (обычно 60 – 79%). К тому же, вексель передается банку под обеспечение кредита лишь временно, а не в собственность.
Определенный интерес могут представлять и комиссионные операции банка, которые он может осуществлять с векселями по поручению предприятия-клиента. Их список может быть достаточно обширен и включать самые разные действия от контроля за поступлением сумм по векселям до их погашения. Сделки совершаются от имени банка, но за счет и в интересах предприятия.
Так, при инкассировании векселей поручение банку может заключаться в получении платежей по векселям в срок. Если при учете векселей банк идет на определенный риск, то при инкассировании он принимает на себя обязательство получить при наступлении срока соответствующий платеж и передать предприятию требуемую сумму. Роль банка сводится к точному выполнению инструкций. Выгода предприятия при этом заключается в том, что комиссионные за инкассо оказываются меньше требуемых расходов на надежное самостоятельное обслуживание всех необходимых действий вексельного обращения.
Аналогичным образом банк может быть назначен не получателем платежа, как при инкассировании, а плательщиком. Такое поручение носит название домициляции. Внешним признаком домицилированного векселя служат слова “платеж в …. банке”. За оплату векселя обычно насчитывают небольшую комиссию, а оплаченные векселя отсылаются предприятию. Для предприятий, имеющих в данном банке расчетный счет, оплата домицилированных векселей производится бесплатно. Они освобождаются, таким образом, от работы по контролю за сроками предъявления векселей к платежу, а сама процедура платежа упрощается и ускоряется.
2.3. Расчеты чеками, аккредитивами и по инкассо
Расчеты с помощью чеков более надежны и оперативны. В юридической литературе высказывается мнение, что чек не является формой расчетов, а представляет собой вид ценной бумаги. Такое суждение не совсем точно. Параграф 5 Гражданского Кодекса РФ, который содержит положение о чеках, находится в гл.46 «Расчеты», что позволяет говорить о чеке как об одной из форм расчетов.
При расчетах чеками владелец счета дает распоряжение в виде ценной бумаги (чека) банку уплатить указанную в нем сумму денег предъявителю чека.
Расчеты чеками – удобная форма, они позволяют совместить операции передачи товара и вручения чека, который в тот же день может быть предъявлен банку для оплаты. Кроме того, чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления к оплате, что гарантирует получение продавцом денежных средств.
Документооборот при чековой операции представлен на рис 2.3.1:
Рис.2.3.1 документооборот по чековым операциям
Напомним обозначения, которыми мы уже пользовались:
F1 – покупатель; F2 – поставщик;
B1 – банк покупателя; B2 – банк поставщика;
В данном случае имеем следующие отношения:
– заявление F1 на получение чековой книжки в банке В1 и депонирование соответствующих денежных сумм;
– выдача чековой книжки F1;
– получение товара;
– выписка чека;
– сдача чека; банк поставщика B2 производит зачисление денег на счет F2;
– документы на списание средств; B1 производит списание суммы чека из депонированных средств.
Приведенная схема, может быть, модифицироваться, например, когда банк избирает для предприятий, своевременно выполняющих свои обязательства, форму соглашения о выдаче чековых книжек без депонирования средств. В этом случае банк гарантирует (за свой счет) платежи по чекам даже в случае отсутствия средств у чекодателя.
Таким образом, легко догадаться, что при расчетах чеками возможны случаи отсутствия средств, тогда как, например, платежные поручения принимаются банком только при наличии средств на счете.
Возможности использования чека в качестве платежного средства могут возрасти за счет увеличения его обращаемости. Способом передачи права на получение денег по чеку является так называемый индоссамент. Такая возможность соответствует правилам вексельного обращения, где также широко применяется.
Приведем четыре вида индоссаментов.
1. При помощи бланкового индоссамента чек становится предъявительским документом, и любой законный владелец может получить по нему деньги в банке. Такой индоссамент состоит из одной подписи держателя чека на обороте.
2. Именной индоссамент позволяет указать имя лица, которому передается право получения денег по чеку. Это имя ставится рядом с подписью держателя чека.
3. Целевой индоссамент выражает ограничения возможностей получения денег по чеку. На обороте указывается цель передачи чека другому лицу, например, в виде “только для депонирования”. Иногда этот вид индоссамента может сочетаться с именным, например, “платите Валентину Ивановичу Лебедеву, только для депонирования”.
4. Безоборотный индоссамент представляет ограничение или исключение возможности предъявления претензий по чеку в случае его неоплаты. В таком случае используется выражение “без оборота”. Однако такая форма требует для своей действительности признания банка, куда перечисляются деньги по чеку, с помощью его собственного индоссамента.
Порядок индоссамента строго формализован, и банк обязан проверять их последовательность, но следует отметить, что он не отвечает за их качество, то есть за возможность подделки подписей индоссантов.
Итак, для получения чековой книжки в обслуживающем банке оформляется заявление по установленной форме в одном или двух экземплярах, если оплата гарантируется банком. Заявление подписывается лицами, имеющими право распоряжаться средствами с расчетного счета (руководителем предприятия, главным бухгалтером) и заверенное печатью. В заявлении указываются номер счета, с которого будут оплачиваться чеки, количество чеков и сумма общей потребности в расчетах чеками, что позволяет определить лимит одного чека, который должен быть проставлен на оборотной стороне каждого чека.
Перед выдачей чека клиенту банк обязан заполнить все реквизиты чека, чтобы в дальнейшем и получатель, и банк имели все необходимые данные для правильного оформления денежного платежа. Заполненный чек вручается плательщиком организации, оказывающей услугу или передающей товар. Полученные заполненные чеки поставщик передает своему банку для взыскания денег с плательщика. Получив чек, банк зачисляет сумму по чеку на расчетный счет получателя средств. Затем документы передаются в банк плательщика для списания средств с чекового счета.
При расчетах чеками могут использоваться лимитированные чековые книжки, при выдаче которых банк заранее депонирует деньги на отдельном счете. На обложке такой книжки указывается предел, т.е. лимит суммы, на которую могут быть выписаны чеки. При расчетах чеками из лимитированных чековых книжек деньги должны зачисляться получателю только после того, как прибудут средства, снятые со счета чекодателя. Клиент, с которым рассчитались чеком из лимитированной чековой книжки, представляет его в свой коммерческий банк, а тот пересылает чек почтой в банк плательщика. Там на основании этого документа снимаются деньги и перечисляются в банк получателя платежа.
Недостатком данной формы является то что, требуется обычно личное вручение чека либо пересылка с помощью почтовой связи (которая часто ненадежна). Следует также учитывать, что чек не является платежным средством и вручение чека не погашает обязательство покупателя по оплате товара. Товар считается оплаченным только после предъявления его в банк для оплаты.
Аккредитив - один из самых разносторонних инструментов торговых сделок. Наряду с функцией обеспечения платежей аккредитив может также выполнять кредитную функцию. И, хотя в России удельный вес этой формы расчетов в структуре безналичных расчетов относительно невелик, расчеты по аккредитиву широко используются в имущественном обороте. Аккредитивная форма расчетов применяется в случаях, предусмотренных договором между сторонами. Контрагенты вправе решать в договоре многие вопросы, касающиеся аккредитива. Сущность аккредитивной формы расчетов состоит в том, что плательщик поручает обслуживающему его банку произвести за счет средств, предварительно депонированных на счете, либо под гарантию банка, оплату товарно-материальных ценностей по месту нахождения получателя средств на условиях, предусмотренных плательщиком в заявлении на открытие аккредитива.
Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору, по которому банк, открывший аккредитив (банк-эмитент), может произвести поставщику платеж или предоставить полномочия другому банку производить такие платежи при условии предоставления им документов, предусмотренных в аккредитиве, и при выполнении других условий аккредитива.
Если банк, выставивший аккредитив (банк-эмитент), по поручению плательщика (покупателя) переводит средства в другой банк-банк поставщика, то для осуществления платежа при выполнении всех условий, предусмотренных в аккредитиве, в банке поставщика открывается отдельный балансовый счет «Аккредитивы».
Схема документооборота отражается на рис.2.3.2
Рис.2.3.2 документооборот
Здесь при осуществлении операций по аккредитиву участвуют:
F1 – покупатель (плательщик, аккредитиводатель);
F2 – поставщик (бенефициар по аккредитиву);
B1 – банк-эмитент, открывающий аккредитив;
B2 – банк поставщика (банк-корреспондент по месту нахождения бенефициара).
Отношения, складывающиеся в процессе выставления и исполнения аккредитива:
– обращение F1 в банк В1 с просьбой об открытии аккредитива; депонирование соответствующих денежных сумм;
– аккредитивная телеграмма или почтовый аккредитив;
– извещение об открытии аккредитива;
– товар;
– реестр счетов, товарно-транспортные документы; зачисление средств на счет в В2;
– реестр счетов, товарно-транспортные документы; списание суммы со счета депонированных средств в В1.
Каждый аккредитив имеет характерную степень обеспечения и по форме содержит указание на момент принятия риска. Так, должно быть ясно, является ли он отзывным или безотзывным (при отсутствии явного указания аккредитив считается, согласно ГК РФ, отзывным).
Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован в любой момент банком-эмитентом В1 (по указанию покупателя F1) без предварительного согласования с поставщиком F2.
Безотзывный аккредитив не может быть изменен без согласия бенефициара F2 и ответственных банков, если выполнены условия аккредитива.
Очевидно, что для поставщика наиболее надежным является безотзывный аккредитив, подтвержденный к тому же обслуживающим банком. Это означает обязательство банка В2 в дополнение к обязательству банка В1 по платежу, то есть гарантии независимо от того, может ли банк-эмитент представить возмещение. Кроме того, аккредитивы могут открываться двух видов: покрытые и непокрытые.
Покрытый аккредитив (депонированный) соответствует предварительному представлению в распоряжение банка-корреспондента В2 покрытия в сумме аккредитива на срок действия обязательств. В этом случае депонирование средств возможно также за счет ссуды покупателя в своем банке. Отметим, что не предусмотрено выставление аккредитива частично за счет собственных средств и частично за счет банковской ссуды В.