Безналичные расчеты в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

задачи данной курсовой работы:
- дать понятие безналичных расчетов и их значения в денежном обороте страны;
- рассмотреть основные принципы организации безналичных расчетов и основные их формы;
- рассмотреть основные проблемы организации безналичных расчетов и перспективы отдельных форм безналичных платежей.

Содержание

1. Введение ……………………………………………………..стр 3
2. Сущность и организация безналичных расчетов
0. 2.1. Понятие и значение безналичных расчетов…………стр 4
0. 2.2. Принципы организации безналичных расчетов…….стр 6
0. 2.3. Формы безналичных расчетов……………………….стр 8
3. Безналичные расчеты в Казахстане
0. 3.1. Платежные документы на территории РК………….стр 24
0. 3.2. Проблемы и пути совершенствования безналичных расчетов стр 25
4. Заключение…………………………………………………стр 30
5. Литература…………………………………………………..стр 32
6. Приложения…………………………………………………стр 33

Работа содержит 1 файл

План1.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

     С инкассовыми операциями связаны  расчеты платежными требованиями-поручениями  и платежными требованиями. Платежные  требования-поручения включают отгрузочные  документы и счета, передаваемые плательщику против акцепта. Платежные требования содержат все необходимые реквизиты, позволяющие определить вид товара, цену, время отгрузки и т.п.

     Указанные требования выставляются на инкассо  поставщиком после отгрузки товара и выписки товарных документов. Банк В2 обязан переслать документы в банк плательщика В1, взыскать с него средства и перечислить на расчетный счет поставщика. В свою очередь, банк В1, получив документы, информирует плательщика и принимает их к оплате только после получения от него предварительного акцепта.

     Подобная  форма расчетов предполагает определенные риски и должна подстраховываться  доверительными отношениями контрагентов. В таком контексте, например, использование  покупателем требований-поручений  освобождает его от необходимости  заранее отвлекать средства из своего оборота. Для поставщика риск несвоевременной оплаты счетов может быть уменьшен за счет получения определенных гарантий от покупателя. В договоре можно использовать в таком случае различные правовые средства обеспечения обязательств по оплате (поручительства, банковской гарантии, залог и т.п.).

     С тех пор, как получили развитие средства связи, ускоряющие доставку документов, началось снижение уровня рисков, связанных  с замедлением оборачиваемости  средств из-за разрыва во времени  между отгрузкой товара и получением выручки.

     С позиций управления финансами корпораций, можно отметить возможности рассмотренных  форм расчетов для нейтрализации  риска отказа покупателя от оплаты поставленной ему продукции, ускорение  инкассации денег по многим филиалам для эффективного объединения ресурсов на едином счете и другие. 

     3. Безналичные расчеты  в Казахстане. 

     3.1. Платежные документы  на территории  РК.

     На  территории Республики Казахстан применяются  следующие виды платежных документов:

  • платежное поручение - способ осуществления платежа и(или) перевода денег, предусматривающий предъявление отправителем указания банку-получателю о переводе определенной в данном указании суммы денег в пользу бенефициара;
  • платежное требование-поручение - способ осуществления платежа, при котором в банк отправителя денег предъявляется требование отправителя к отправителю денег о выплате денег в сумме, указанной в таком требовании, на основании и с приложением документов, подтверждающих указанное требование. Платежное требование-поручение подлежит исполнению банком отправителя денег только при наличии акцепта отправителя денег;
  • прямое дебетование банковского счета - способ осуществления платежа, при котором производится изъятие денег у отправителя денег и передача их в пользу бенефициара на основании предварительного разрешения отправителя денег об указанном изъятии, действующего в течение определенного периода времени и(или) в пределах определенной суммы денег. Платеж путем прямого дебетования банковского счета осуществляется на основании договора между отправителем денег и его банком, в соответствии с которым отправитель денег дает согласие на изъятие денег с его банковского счета на основании требований бенефициара за поставленные товары, выполненные работы либо оказанные услуги с приложением соответствующих документов к вышеуказанному договору;
  • платежная карточка - средство доступа к деньгам через электронные терминалы или иные устройства, которое содержит информацию, позволяющую держателю такой карточки осуществлять платежи, получать наличные деньги, производить обмен валют и другие операции, определенные эмитентом платежной карточки и на его условиях;
  • чек - платежный документ, содержащий письменный приказ чекодателя банку-получателю, основанный на договоре между ними об уплате указанной в таком приказе суммы денег чекодержателю;
  • вексель - платежный документ строго установленной формы,  содержащий одностороннее безусловное  денежное обязательство.
  • инкассовое распоряжение - способ осуществления платежа, используемый для изъятия денег с банковского счета отправителя денег без его согласия.
 

     3.2. Проблемы и пути совершенствования безналичных расчетов.

     В экономике роль безналичных расчетов для организации состоит в  том, что они выступают условием завершения сделок или выполнения принятых ранее обязательств, способствуют обеспечению кругооборота товара (услуг) и денег, объединяющего всю экономику.

     Для коммерческих банков расчеты - один из главных участков деятельности, во многом обслуживающий их процветание. По данным банков, наибольший удельный вес в общей сумме доходов составляют доходы от оказания услуг по переводу денежных средств. От качества расчетно - кассового обслуживания зависят устойчивость и приток клиентуры и мобилизация крупных и нередко бесплатных ресурсов для проведения активных операций. Расчетные операции занимают около 2/3 всего операционного времени работы банков.

     На  сегодняшний день перед системой безналичных расчетов Казахстана стоят  следующие проблемы: скорость совершения платежей, проблема задержки расчетов, проблема использования аккредитивов во внутренних расчетах, проблема вексельного обращения, создание специальной банковской почты, защита межбанковских переводов от несанкционированного доступа и т.д.

     Рассмотрим  основные из них. Значительной проблемой является задержка расчетов банками, РКЦ, предприятиями. Эти задержки связаны с большим потоком бумажных носителей с финансово-денежной информацией и нарушением в расчетах по вине самих коммерческих банков. С введением расчетов банков через корсчета появляется следующие проблемы: сбои и задержки расчетов в РКЦ. Представив в банк платежное поручение о перечислении средств в трех экземплярах, предприятие получает от банка третий экземпляр с распиской в приеме поручения и штампом банка. Затем предприятие по выписке из своего лицевого счета может удостовериться в списании со счета перечисленной суммы. Но если банк ведет расчеты через РКЦ, такие бухгалтерские проводки - лишь предпосылки межбанковских платежей, которые совершаются РКЦ и начинаются в тот момент, когда там производится списание средств с корсчета банка. В документообороте также иногда происходят заминки. Известно, что некоторые банки задерживают платежные поручения на стадии передачи их в РКЦ и в течение какого-то времени используют средства, предназначенные для перевода, в качестве кредитного ресурса. И наоборот, поступившим через РКЦ на счет предприятия средствам банк может задержать бухгалтерскую проводку по их зачислению на расчетный счет предприятия. Такие факты не единичны

     Не  менее важной является проблема скорости совершения платежей. Большинство малых  предприятий, предпринимателей или  состоятельных граждан, привыкли к  проведению наличных расчетов по средним  сделкам максимум за несколько минут. Их не устраивает неспособность межбанковских систем проводить платежи быстрее чем за несколько часов из-за небольшой распространенности и недостаточной эффективности средств дистанционного доступа к банковскому счету, а также из-за сложной организации этих систем. Тем более их не устраивает тратить несколько дней на окончательные расчеты в карточных системах, даже несмотря на быстрое получение сообщения системы о принципиальной возможности провести платеж. Если платежные системы хотят реально конкурировать с наличными расчетами по средним сделкам, то им необходимо кардинально сократить время проведения платежа, довести его до нескольких минут, как при наличных расчетах.

     Оптовые межбанковские системы в качестве участников как минимум имеют  банк плательщика, расчетный банк и  банк получателя. В процессе проведения платежа банки-участники совершают не больше 18 действий по обработке и передаче платежных документов и еще два действия по собственно проведению платежа по клиентским счетам в банках плательщика и получателя. На каждую из 20 процедур потребуется не больше нескольких десятков секунд, и в итоге платеж будет проведен не быстрее чем за 10-- 20 мин.

     Карточные платежные системы имеют еще  более сложную процедуру проведения платежа, поскольку до платежной  составляющей необходимо провести авторизацию и процессинг. В качестве участников карточных систем к нескольким банкам добавляется столько же процессинговых компаний. Карточные системы, добившись быстрого обмена сообщениями с получателем о принципиальной возможности провести платеж, собственно сам платеж осуществляют за несколько дней

     Для решения этой проблем необходимо развивать систему автоматизированных расчетов в режиме реального времени. Суть таких систем в том, что время, необходимое для проведения всех процедур по передаче банковской информации между кредитными организациями и ее проверки, будет измеряться секундами, а момент списания средств со счета плательщика будет совпадать с моментом зачисления на счет получателя. Создание системы автоматизированных расчетов в режиме реального времени предполагает, что и Нац. банк РК и кредитные организации должны будут отказаться от бумажных носителей первичной информации и перейти к работе с электронными документами.

     Проблема  вексельного обращения в нашей  стране главным образом связана  с нерешенными правовыми вопросами. Постоянно расширяется правовая, нормативная база, отсутствуют методики для банков при предоставлении кредита в форме вексельного. Кроме того проблема еще заключается и в неэффективности механизма взыскания денежных средств по векселям (он не соответствует задачам, которые должен выполнять: оперативности и простоте обращения денежно-кредитных средств)

     Проблема  использования аккредитива также  заключается в несовершенстве отечественного законодательства и нормативно-правовой базы: с одной стороны Гражданский Кодекс регулирует расчеты аккредитивами, что и позволяет использовать их в принципе, с другой стороны, те нормы, которые содержаться в Гражданском Кодексе являются фрагментарными и не охватывают ряд важных вопросов, что порождает операционные и правовые риски. Как видно из объема казахстанской нормативной базы, посвященной аккредитивам, она пока не в состоянии четко установить правоотношения сторон в аккредитивной сделке. Это приводит к неоднозначному толкованию ответственности сторон, причем не только арбитражными судами, но и Высшим арбитражным судом. Так, в настоящее время действующим законодательством не урегулирован вопрос о том, на кого должна быть возложена ответственность в случае невозврата денежных средств, составляющих покрытие по аккредитиву, исполняющим банком банку-эмитенту после отзыва аккредитива приказодателем. Не секрет, что Нац. Банк зачастую отзывает лицензии у «пошатнувшихся» банков с огромным опозданием. И мошенники, связанные с руководством таких банков, за этот период могут перевести значительные денежные средства.

     Особое  место в совершенствовании безналичных  расчетов занимает повсеместное внедрение  новаций в проведение безналичных  расчетов.

     Суть  инновационных изменений в этой сфере можно свести к следующему:

  • «многоканальная деятельность» при сочетании новых и традиционных технологий и инструментов;
  • самообслуживание;
  • дистанционное обслуживание;
  • использование Интернета (виртуальные банковские и финансовые технологии управления банковским счетом);
  • создание телефонных центров;
  • предоставление новых банковских продуктов (услуг) на базе новых технологий

     Во  многих развитых странах все больше операций проводится клиентами без  посещения банка. Во Франции, например, прямую связь с банком имеют около 300 тыс. клиентов. В США все крупные банки предлагают своим клиентам обслуживание на дому.

     Модернизация  телекоммуникационных систем, используемых для осуществления дистанционного обслуживания банковских клиентов, обусловила появление новой концепции организации банковской деятельности Dialog banking, согласно которой моно- и многофункциональные информационные автоматы освобождают сотрудников от рутинной работы, а сами сотрудники ориентируются на контактное интеллектуальное обслуживание клиентов.

     Создание  зон самообслуживания позволяет резко снизить нагрузку на специалистов операционного зала банка и соответственно сократить количество исполнителей. Создаются и полностью автоматизированные филиалы, представляющие собой помещение, оснащенное специальным банковским оборудованием. Они могут располагаться в жилых зданиях, на территории магазинов, промышленных объектов, вокзалов и т.д. и оказывают услуги в автоматическом режиме 24 часа в сутки. 
 
 

    1. Заключение
 

     В заключение хотелось бы определить основные задачи, условия их решения и меры по их реализации для создания высокоэффективной платежной системы, что позволит Казахстану подняться на новый уровень в этой сфере: 

     1. Проведение мероприятий по расширению  безналичных расчетов, внедрение  современных технологий и методов передачи информации, повышение защищенности информационных систем, обеспечение эффективного и надежного обслуживания всех участников расчетов.

     2. Разработка Нац. Банком системы  валовых расчетов, осуществляемых  в режиме реального времени.  Такая система предназначена для проведения крупных, срочных, приоритетных платежей, генерируемых межбанковскими рынками, рынками ценных бумаг и другими пользователями, и позволит существенно повысить роль платежной системы РК в обеспечении эффективной работы финансовых рынков и осуществить в дальнейшем ее интеграцию с международными платежными системами.

     3. Совершенствование тарифной политики  в сфере предоставления платежной  системой РК услуг пользователям.

     4. Осуществление разработки и внедрение  унифицированных форматов электронных документов, используемых при проведении расчетов.

     5. Совершенствование регулирования  действующих в стране частных  платежных систем, обеспечивающих  внутрибанковские расчеты, расчеты  на основе межбанковских корреспондентских  отношений и клиринговые (неттинговые) расчеты.

Информация о работе Безналичные расчеты в Казахстане