Бансковкая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:40, курсовая работа

Описание работы

Банки составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Банки - это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет ни географических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом. Во всем мире имея огромную власть, банки в России, однако, потеряли свою изначально высокую роль. И только последние два года начали играть видную роль.

Содержание

Введение 2
История развития банковской системы РФ. 3
Сущность и функции банковской системы РФ 6
Банковская система РФ. Структура банковской системы РФ. 8
3.1. Общая характеристика деятельности ЦБ 10
Организация деятельности коммерческого банка 18
4. Проблемы функционирования банковской деятельности 25
Заключение

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

  Однако  роль, которую играют центральные  банки в национальной экономике, значительно шире. 

      Роль  ЦБ в экономике :

      Центральные банки осуществляют руководство всей кредитной системой страны, они призваны регулировать кредит и денежное обращение, контролировать и стабилизировать движение обменного курса национальной валюты, сглаживать своим влиянием перепады в уровне деловой активности, цен и  занятости, стимулировать рост национальной экономики  на здоровой финансовой основе. Центральный банк выступает  в качестве агента правительства. В этом случае он консультирует правительство в таких областях, как  управление национальным долгом, валютная и кредитно-денежная политика. Кроме того он является представителем  правительства  в финансовых операциях последнего. Основная функция банка разрабатывать и проводить кредитно-денежную политику. Это самая важная его функция. 

  Основными инструментами кредитно-денежной политики являются :

  •    Официальная учетная ставка - относительно редко изменяемая ставка ЦБ, по которой он готов учитывать векселя или предоставлять кредиты другим банкам в качестве кредитора последней инстанции.
  •    Обязательные резервы - часть ресурсов банков, внесенных по требованию властей на беспроцентный счет в ЦБ.
  •     Операции на открытом рынке - операции ЦБ по купле-продаже коммерческих и казначейских векселей, государственных облигаций и прочих ценных бумаг, а также краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.
  • Моральное воздействие - рекомендации, заявления, собеседования традиционно играют важную роль в денежно-кредитной политике многих развитых стран.
  • Разумный банковский надзор - различные методы контроля за функционированием банков с точки зрения обеспечения их безопасности на основе сбора информации, требования соблюдения определенных балансовых коэффициентов.
  •    Контроль за рынком капиталов - порядок выпуска акций и облигаций, включая стандартные правила-требования, очередность эмиссии, официальный предел внешних заимствований относительно самофинансирования, квоты выпуска облигаций и др.
  •   Допуск к рынкам - регулирование открытия новых банков, разрешение операций иностранным банковским учреждениям.
  •     Специальные депозиты - часть прироста депозитов или кредитов КБ, изъятая на беспроцентные счета в ЦБ.
  • Количественные ограничения - потолки ставок, прямое ограничение кредитования,  периодическое “замораживание” процентных ставок.
  •   Валютные интервенции - купля-продажа валюты для воздействия на курс и, следовательно, на спрос и предложение денежной единицы.
  • Управление госдолгом. Эмиссия гособлигаций нейтрализует ликвидность банков, связывает их средства, и поэтому масштабы госдолга, техника его эмиссии, форма размещения имеют большое значение для контроля за денежным обращением.
  • Таргетирование - установление целевых ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы.
  • Регулирование фондовых и фьючерских операций путем установления обязательной маржи.
  •    Нормы обязательного инвестирования в государственные ценные бумаги для банков и инвестиционных институтов.

  Все эти инструменты могут быть эффективными только в условиях тесной увязки с  фискальной      политикой  и законодательством. 

      Как агент правительства в фискальных делах центральный банк дает ему  советы, управляет некоторыми депозитными  счетами и фондами правительства, от имени правительства выпускает и изымает из обращения деньги, управляет национальными инвалютными резервами и выступает  от имени правительства на международном валютном рынке, является депозитарием золота и управляющим государственным долгом (выпускает государственные облигации, выплачивает проценты по ним, погашает их).

      Центральный банк помогает правительству определить наилучший момент  для выпуска  облигации, их цену, доходность и другие характеристики, обеспечивающие привлекательность выпуска для инвесторов, место, где лучше всего разместить облигации. Чтобы успешно справляться с этой задачей, банк должен располагать точной и своевременной информацией о состоянии экономики, движении кредитных ресурсов и т.д. Несмотря на усилия к тому, чтобы быть предельно информированным , банк иногда вынужден принимать решения до того, как статистика подтвердит  предполагаемое событие. Поэтому он проводит  собственные исследования, результаты которых обычно публикуются и представляют собой большой интерес для ученых, экономистов, менеджеров, работников финансовых учреждении.

      Центральный банк управляет правительственными депозитами (даже если они содержатся в коммерческих банках). Почти все  правительственные расходы и  доходы проходят по счетам центрального банка. Балансы, приносящие процент, содержатся на счетах коммерческих банков. Центральный банк также имеет счет для вложения правительственных доходов в ценные бумаги (обычно самого же правительства) и счет, на котором находятся инвалютные запасы.

      Центральный банк выпускает деньги и распределяет их между коммерческими банками, изымает из обращения ветхие банкноты и стершиеся монеты. Новые деньги выдаются коммерческим банкам по заявкам, отражающим их потребности в денежной наличности, путем дебитной записи на счетах коммерческих банков в центральном банке.

      Еще одной обязанностью центрального банка, как агента правительства являются контроль и защита обменного курса  национальной валюты. Банк правомочен покупать и продавать золото, серебро, инвалюту, открывать счета в центральных банках других стран, выступать в качестве агента иностранных центральных банков и в качестве депозитария их активов.

      Обменный  курс - это цена национальной валюты на международном валютном рынке  или та пропорция, в которой она обменивается на валюты других стран. Цена определяется балансом спроса и предложения. Чтобы торговать валютой, центральный банк должен иметь валютные счета в центральных банках соответствующих стран.  Когда правительство решает вторгнуться на валютный рынок с целью изменить обменный курс национальной валюты (сейчас такие вторжения бывают очень редко), если цель - удержать обменный курс от падения, центральный банк снимает с инвалютного счета какую-то сумму и покупает на нее национальную валюту, изменяя тем самым баланс спроса и предложения. И наоборот, центральный банк скупает инвалюту, если принято решение замедлить рост обменного курса национальной валюты. В первом случае вторжение лимитируется наличием национальной валюты на правительственных счетах, во втором - наличием инвалюты.

      Центральный банк также выступает в роли депозитария, хранителя золота, принадлежащего правительству  данной страны. Он может хранить  и золото, принадлежащее иностранным  центральным банкам и другим финансовым учреждениям. Центральный банк покупает и продаёт золото, используя инвалютный счет. Продается золото обычно центральным банкам и правительствам других стран, а также международным финансовым организациям типа Международного валютного фонда.

      Одна  из самых важных задач центрального банка  - управлять государственным долгом, т.е. целенаправленно изменять ту его часть, которая представлена находящимися в обращении прямыми и гарантированными облигациями (прямые облигации - это облигации, выпущенные самим правительством, а гарантированные - это облигации выпущенные под правительственную гарантию государственными корпорациями). Управлять значит определять свойства облигаций, условия их выпуска и место размещения. Этот государственный долг, быстро растущий во многих развитых странах, представляет собой кумулятивный бюджетный дефицит (превышение расходной части бюджета над доходной за все годы). Как консультант правительства в финансовых вопросах центральный банк должен не только собирать и интерпретировать экономическую информацию, но и чувствовать изменения в спросе на ценные бумаги, в притоке фондов на рынок ценных бумаг, в уровне процента и ликвидности на рынке ценных бумаг, в отношении инвесторов к новым выпускам и т.д. Чтобы получить законченную картину, центральный банк консультируется с коммерческими банками, другими инвесторами и инвестиционными дилерами.

      Управление  государственным долгом должно быть увязано с целями правительства (не входить в противоречие, например, с фискальной политикой). Для центрального банка это может стать серьезной проблемой. С одной стороны, правительство нельзя оставить без наличных денег, а с другой - получение их может быть сопряжено с необходимостью ослабить борьбу против бюджетного дефицита с вытекающим отсюда падением доверия к национальной валюте. 

Проблемы  контроля  за деятельностью  ЦБ :

  Надзор  за деятельностью центрального банка  в той или иной его форме  осуществляется во всех ведущих капиталистических  странах и имеет важное значение для экономики государства в целом.

        Банк  России 

  Уставный  капитал и имущество БР являются федеральной собственностью. Банк России использует их на правах владения,  пользования и распоряжения. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, т.е. не финансируется.

  Банк  России имеет уставный капитал в размере 3 млрд. рублей и создает за счет своей прибыли резервы и фонды различного назначения в размерах,  необходимых для осуществления им своих функций.

  БР, как и большинство центральных  банков ведущих капиталистических  стран, является юридическим лицом, он национализирован, его действия и полномочия опираются на четкую законодательную базу. Он регулирует банковскую сферу, издавая обязательные нормативные акты. Следовательно, сегодня правовое положение и фактическое место, занимаемое Банком России в финансово-кредитной системе страны практически не отличаются от последних в странах, входящих в семерку наиболее развитых; незначительные отклонения могут  лишь быть объяснены путем исторического развития банковских систем. 

  Высшим  органом Банка России является Совет директоров ¾ коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России.

  Председатель  Банка России назначается на должность  Государственной Думой сроком на четыре года большинством  голосов  от  общего числа депутатов, кандидатуру для назначения на должность  Председателя  Банка  России представляет  Президент Российской Федерации.

  В систему  Банка России входят центральный  аппарат,  территориальные учреждения,  расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения,  учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации,  в том числе  подразделения  безопасности и  Российское  объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности Банка России. Национальные банки республик являются территориальными  учреждениями Банка России. 

  Главная цель  банковского регулирования  и надзора ¾ поддержание стабильности банковской системы,  защита интересов вкладчиков и кредиторов.

  Банк  России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, в целях  обеспечения устойчивости кредитных организаций ЦБ может устанавливать им обязательные нормативы:

  1. минимальный  размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций;
  2. предельный размер неденежной части уставного капитала;
  3. максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
  4. максимальный размер крупных кредитных рисков (не может превышать 25% собственных средств кредитной организации);
  5. максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);
  6. нормативы ликвидности кредитной организации;
  7. нормативы достаточности капитала (предельное соотношение общей суммы собственных средств кредитной организации и суммы ее активов, взвешенных по уровню риска);
  8. максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;
  9. размеры валютного, процентного и иных рисков;
  10. минимальный размер резервов,  создаваемых под высокорисковые активы;
  11. нормативы использования собственных средств банков для  приобретения долей (акций) других юридических лиц;
  12. максимальный размер кредитов,  гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам). Не может превышать 20% собственных средств банка.

  Проверки  КБ могут  осуществляться  уполномоченными  Советом  директоров представителями  Банка России или по его поручению ¾ аудиторскими фирмами.

  Таким образом, Банк России имеет аналогичный, а во некоторых случаях даже более широкий, чем в ряде развитых стран, набор инструментов для контролирования банковской сферы. 

  Остановимся более подробно на целях и функциях Банка России, операциях которые  он выполняет для упорядочивания денежного обращения, проведения денежно-кредитной политики.

  Так, основными целями деятельности Банка России являются:

  • защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
  • развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
  • обеспечение эффективного и бесперебойного  функционирования  системы расчетов.

Информация о работе Бансковкая система РФ