Банковский кредит, его сущность и классификация. Развитие банковского кредита в России

Автор: e**********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Субъект получения ссуды может быть самого разного уровня, начиная от отдельного частного лица, предприятия, фирмы вплоть до государства. В настоящее время принята следующая классификация субъектов кредитования:
государственные предприятия и организации;
кооперативы;
граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой
деятельностью, арендаторы;
другие банки;
прочие хозяйства, включая органы власти, совместные
предприятия, международные объединения и организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ
БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ... 8
1.1 Сущность кредита .…………………………………………………… 8
1.2 Принципы банковского кредитования ..…………………………….. 15
1.3 Классификация банковского кредита ....…………………………….. 16
1.4 Правовое регулирование кредитных отношений ..………...………… 23
1.5 Роль банковского кредита в рыночной экономике …………………. 29
2 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НА РЫНКЕ БАНКОВСКОГО КРЕДИТА
ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРЕДИТА …………………………….….. 31
1.1 Развитие банковского кредита на разных этапах в нашей стране … 31
1.2 Тенденции развития рынка банковского кредитования в России .... 34
1.3 Кредитная политика банка и механизмы ее реализации ……...…… 38
1.4 Основные этапы получения кредита …………………...…………… 40
1.5 Современные направления использования кредитных ресурсов ..... 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……

Работа содержит 1 файл

южно.doc

— 304.00 Кб (Скачать)

   Новая структура кредитной системы  России стала в большей степени  отражать потребности рыночного хозяйства, она строится на тех же принципах, что и в странах с развитой рыночной экономикой, все больше приспосабливается к процессу проводимых экономических реформ. В то же время процесс становления новой кредитной системы пока развивается сложно и противоречиво, он выявил определенные недостатки во всех ее звеньях. Так, коммерческие банки в основном проводят краткосрочные кредитные операции, недостаточно инвестируя свои средства в промышленность и другие отрасли реального сектора. На начало 1998 г. из общей суммы кредитов в 275,9 трлн. руб., предоставленных кредитными учреждениями России экономике и населению, краткосрочные кредиты составили около 96%. Поэтому многие стороны кредитной системы нуждаются в дальнейшем совершенствовании. 

      1.2 Тенденции развития рынка банковского  кредитования в России 

   В целом можно отметить опережающее развитие финансово – банковского сектора по сравнению с реальным. Избыток финансовых ресурсов у банков в сочетании с нехваткой инвестиционных инструментов с приемлемыми уровнями доходности и риска может сыграть злую шутку с банками, интенсивно увеличивающими свой кредитный портфель за счет привлечения «сомнительных» заемщиков. Следует отметить заметный рост объемов выданных банковских кредитов и снижение уровня процентных ставок. (См. Приложение Б.). Кредитование – один из самых главных инвестиционных инструментов для коммерческих банков. Он наиболее распространен и среди экономических субъектов, испытывающих потребность в привлечении дополнительных ресурсов, так как наиболее типичный ее размер в России не дотягивает до оптимального уровня облигационных программ (сегодня в России минимальный размер облигационного займа составляет 6000 – 12000 млн. руб.). Векселя не распространены среди предприятий реального сектора из-за низкой оценки их ликвидности инвесторами и используются в основном самими банками для привлечения «дешевых» денег, которые впоследствии направляются, в числе прочего, на кредитование предприятий по более высоким ставкам.

   Таким образом, банковские кредиты – оптимальный вариант привлечения заемных средств для малого и среднего бизнеса, а также запускаемых «с нуля» проектов, так называемых greenfields (от англ. green – «зеленый» и field – «поле». Дословно – «чистое поле», т. е. проект, в который еще не осуществлялось никаких вложений). Практика работы показывает, что наиболее типичный размер кредита в среднем составляет 90 – 150 млн. руб.; заемщиком по таким кредитам может выступать, к примеру, торговая компания с годовым оборотом на уровне 450 – 600 млн руб. или промышленное предприятие с годовым оборотом – 150 – 210 млн руб. 

Таблица 1 – Зависимость потенциала привлечения кредитных ресурсов

                 от операционной маржи промышленных и торговых     

                 компаний в России за 2004 год

   
Показатели Единица измерения Формула Промышленное предприятие Торговая компания
1 Выручка Руб.      150 млн 450 млн
2 Операционная  маржа %      15% 5%
3 Операционная  прибыль Руб. 3 = 1 x 2 22500 тыс. 22500 тыс.
4 Сумма кредита Руб.      120 млн 120 млн
 

   Продолжение таблицы 1. 

Показатели Единица измерения Формула Промышленное  предприятие Торговая компания
5 Ставка по кредиту    %      12% 12%
6 Сумма процентов Руб. 6 = 4 x 5 14400 тыс. 14400 тыс.
7 Прибыль до налога на прибыль Руб. 7 = 3 - 6 8100 тыс. 8100 тыс.
8 Коэффициент покрытия     8 = 3 / 6 1,56 1,56
 

   Примечание: Для достижения одного и того же значения коэффициента покрытия при  заданной сумме кредита торговая компания, имеющая операционную маржу  в три раза меньшую, чем промышленное предприятие, должна иметь и втрое  большую выручку.

   В российской деловой прессе активно обсуждается проблема отсутствия у предприятий доступа к кредитным ресурсам, в то время как компании, ведущие бизнес на развитых рынках, имеют возможности привлечения долгового финансирования в необходимом объеме и под разумные процентные ставки.

   Следует отметить, что за последние два-три  года ситуация претерпела некоторые  изменения: доля заемных средств  в капитале российских компаний начала приобретать существенное значение.

   Аналитики провели исследование, посвященное  сравнительному анализу доли долга в инвестированном капитале компаний (Debt to Capital ratio) в России и других регионах мира на примере телекоммуникационной отрасли. В сравнении с другими компаниями развивающихся рынков, а также компаниями США, российские предприятия пока еще имеют низкое значение Debt to Capital. В то же время в европейских компаниях преобладают более скромные значения данного показателя. Также следует обратить внимание на то, что немногие из крупнейших компаний (в основном нефтегазового сектора) характеризуются операционной и финансовой эффективностью, достаточной для привлечения инвестиций, и имеют доступ на западный рынок кредитного капитала, предлагающий более выгодные условия (к примеру, более низкие процентные ставки по сравнению с теми, которые могут предложить российские банки). Поэтому, если речь идет о заемных средствах не на текущее финансирование операционной деятельности, а на реализацию достаточно капиталоемких программ, то выбор крупнейших предприятий в пользу западных банков очевиден. ЛУКОЙЛ, Роснефть, Газпром и другие крупные компании в последние годы пользовались синдицированными кредитами ведущих мировых банкирских домов на суммы от 210 млн до 15000 млн руб. и более.

   В целом же, учитывая то, что объектом анализа являлись достаточно крупные российские компании динамично развивающейся отрасли, можно предположить, что данное соотношение в компаниях, меньших по размеру и оперирующих в менее привлекательных отраслях, будет ниже.

   Однако, проблема заключается не в том, что  банки не обладают достаточными ресурсами, чтобы кредитовать предприятия реального сектора, а в том, что финансовое состояние большого числа российских компаний не позволяет им привлекать заемные средства. Получается своего рода замкнутый круг: предприятия не могут привлечь необходимых ресурсов для осуществления инвестиций и улучшения своего финансового состояния именно потому, что находятся в неудовлетворительном финансовом состоянии. В такой ситуации банки стремятся кредитовать только наиболее перспективные и доходные бизнес  направления; при этом кредиты должны быть обеспечены залогом.

   В деловом обороте как инвестиционных, так и кредитных банков существует понятие «инвестиционная мода». Так, по наблюдениям экспертов, среди  столичных банков в последнее  время особенно популярно кредитование строительства жилой недвижимости – коттеджных поселков. Причиной тому служит достаточно высокая доходность инвестиций в данном сегменте: рост цен на московскую недвижимость заставляет проводить аналогию с периодом галопирующей инфляции в 90-х гг.  

       1.3 Кредитная политика банка и механизмы ее реализации 

     Прежде чем начать выдавать  кредиты, банк должен сформулировать  свою кредитную политику (наряду  и в согласии с его политиками  применительно ко всем другим  направлениям деятельности), а также  предусмотреть способы и средства ее воплощения в реальную практику.

     Формулирование политики банка  составляет один из этапов  планирования его деятельности. Определить и утвердить кредитную  политику — значит сформулировать  и закрепить в необходимых  внутрибанковских документах позицию руководства банка как минимум по следующим вопросам:

а) приоритеты банка на кредитном рынке, имея в  виду под этим предпочтительные для  данного банка:

  • объекты кредитования (виды производств или иного бизнеса);
  • категории заемщиков (органы власти, государственные и негосударственные предприятия и организации, частные лица);
  • характер отношений с заемщиками (курс на долгосрочные и партнерские отношения либо на разовые кредитные сделки, сочетание кредитования с другими видами банковского обслуживания, мера откровенности и доверия с обеих сторон);
  • виды и размеры (минимальные, максимальные) кредитов;
  • схемы обслуживания кредитов;
  • формы обеспечения возвратности кредитов и др.;

б) цели кредитования:

    • ожидаемый уровень рентабельности кредитов;
    • иные (не связанные непосредственно с получением прибыли)  
    • цели.

     Для принятия банком обоснованных  решений по указанному кругу  вопросов важное значение имеют:

  • четкая и взвешенная постановка общих целей деятельности банка на предстоящий период;
  • адекватный анализ кредитного рынка;
  • ясность перспектив развития ресурсной базы банка;
  • верная оценка качества кредитного портфеля;
  • учет динамики уровня квалификации персонала и другие факторы.

   Роль  кредитной политики может быть выражена в следующих тезисах:

    • отсутствие у банка собственной кредитной политики, или наличие слабой (плохо продуманной, необоснованной) политики, или ее формальное наличие означают отсутствие в нем планирования кредитного процесса и, следовательно, полноценного управления этим важнейшим направлением деятельности, что обрекает банк на безусловный неуспех, особенно в средне- и долгосрочной перспективе.
    • качественная кредитная политика банка, если ее положения реально используются, хотя и не гарантирует безусловного успеха, однако:
    1. способствует осмысленной координации его усилий на   

         кредитном рынке;

    1. обеспечивает деятельность подразделений, участвующих в 

         кредитном процессе, необходимым  «стержнем» и  

         продуманными технологиями;

    1. значительно уменьшает риск принятия неверных 

                  управленческих решений;

    1. дает руководству банка важный критерий оценки качества 

                  управления кредитным подразделением  и постановки    

                  кредитного процесса в банке  в целом.

     Функцией кредитной политики  банка в общем плане является оптимизация кредитного процесса, имея в виду, что цели и приоритеты развития (совершенствования) кредитования, определенные банком, и составляют его кредитную политику. 

     1.4 Современные направления использования кредитных ресурсов 

   При получении кредита предприятия  могут преследовать ниже перечисленные  цели:

  • Финансирование оборотного капитала – текущих потребностей предприятия (к примеру, удовлетворение потребности в определенном уровне запасов сырья или ассортимента товаров). Кредиты на пополнение оборотных средств имеют краткосрочный характер. Как правило, их получение занимает меньше времени. Кроме того, в большинстве случаев банки не требуют залогового обеспечения в виде основных средств предприятий по таким кредитам. Зачастую обеспечением служит будущая выручка предприятия. Это экономит время, которое тратится на процедуру оценки при залоге более сложных активов. Оценка, как правило, не требуется и тогда, когда обеспечением служит ликвидный товар, имеющий высокую оборачиваемость, цена которого хорошо известна на рынке (например, топливо, автомобили и т. п.). В таких случаях банки самостоятельно формируют мнение о его стоимости. Однако здесь существует серьезная проблема: банкам очень сложно контролировать постоянную сохранность складских запасов в количестве, необходимом для обеспечения кредита, а у предприятий по разным причинам может возникнуть потребность сократить их и запустить в оборот. Поэтому кредит такого рода легче получить компаниям с хорошей деловой репутацией и устойчивым финансовым состоянием.
  • Программы по кредитному финансированию оборотного капитала существуют практически в каждом банке. Специализируются на данном виде кредитования Московский Кредитный Банк, Инвестиционно – торговый Банк и др.
  • Финансирование капитальных вложений (к примеру, привлечение инвестиций для приобретения производственной линии, строительства дополнительного цеха) – более сложная процедура, хотя бы потому, что речь в данном случае идет, как правило, о больших объемах средств и более длительных сроках кредитования. Предоставление залогового обеспечения в банк по таким кредитам является обязательным требованием независимо от величины компании, ее репутации, финансовых показателей и т. д.
  • В качестве отдельного направления можно выделить использование банковских кредитов для финансирования проектов, запускаемых «с нуля» (новое строительство, так называемые greenfield – проекты). При достаточной экономической обоснованности банки готовы финансировать до 70 – 80% стоимости таких проектов и даже участвовать в капитале компаний, их реализующих.
  • Рефинансирование ранее привлеченных заемных средств – получение нового кредита на более выгодных условиях и погашение с его помощью долга, возникшего в результате займа на менее выгодных условиях. Операции по рефинансированию в России, с одной стороны, имеют объективную основу в виде достаточно динамичного снижения процентных ставок по кредитам, а с другой, сдерживаются слишком короткими сроками, снижающими гибкость и эффективность рефинансирования.
  • Финансирование M&A–  сделок (от англ. Mergers & Acquisitions – «слияния и поглощения»). Сделки по поглощению компаний с привлечением заемных средств – в высшей степени рискованные операции. Банки, выдающие кредиты в данных целях, стремятся компенсировать свои риски за счет высоких требований к залоговому обеспечению и более высоких процентных ставок.

Информация о работе Банковский кредит, его сущность и классификация. Развитие банковского кредита в России