Автор: e**********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 17:50, курсовая работа
Субъект получения ссуды может быть самого разного уровня, начиная от отдельного частного лица, предприятия, фирмы вплоть до государства. В настоящее время принята следующая классификация субъектов кредитования:
государственные предприятия и организации;
кооперативы;
граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой
деятельностью, арендаторы;
другие банки;
прочие хозяйства, включая органы власти, совместные
предприятия, международные объединения и организации.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ
БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ... 8
1.1 Сущность кредита .…………………………………………………… 8
1.2 Принципы банковского кредитования ..…………………………….. 15
1.3 Классификация банковского кредита ....…………………………….. 16
1.4 Правовое регулирование кредитных отношений ..………...………… 23
1.5 Роль банковского кредита в рыночной экономике …………………. 29
2 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НА РЫНКЕ БАНКОВСКОГО КРЕДИТА
ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРЕДИТА …………………………….….. 31
1.1 Развитие банковского кредита на разных этапах в нашей стране … 31
1.2 Тенденции развития рынка банковского кредитования в России .... 34
1.3 Кредитная политика банка и механизмы ее реализации ……...…… 38
1.4 Основные этапы получения кредита …………………...…………… 40
1.5 Современные направления использования кредитных ресурсов ..... 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……
Новая
структура кредитной системы
России стала в большей степени
отражать потребности рыночного хозяйства,
она строится на тех же принципах, что
и в странах с развитой рыночной экономикой,
все больше приспосабливается к процессу
проводимых экономических реформ. В то
же время процесс становления новой кредитной
системы пока развивается сложно и противоречиво,
он выявил определенные недостатки во
всех ее звеньях. Так, коммерческие банки
в основном проводят краткосрочные кредитные
операции, недостаточно инвестируя свои
средства в промышленность и другие отрасли
реального сектора. На начало 1998 г. из общей
суммы кредитов в 275,9 трлн. руб., предоставленных
кредитными учреждениями России экономике
и населению, краткосрочные кредиты составили
около 96%. Поэтому многие стороны кредитной
системы нуждаются в дальнейшем совершенствовании.
1.2 Тенденции развития рынка
В целом можно отметить опережающее развитие финансово – банковского сектора по сравнению с реальным. Избыток финансовых ресурсов у банков в сочетании с нехваткой инвестиционных инструментов с приемлемыми уровнями доходности и риска может сыграть злую шутку с банками, интенсивно увеличивающими свой кредитный портфель за счет привлечения «сомнительных» заемщиков. Следует отметить заметный рост объемов выданных банковских кредитов и снижение уровня процентных ставок. (См. Приложение Б.). Кредитование – один из самых главных инвестиционных инструментов для коммерческих банков. Он наиболее распространен и среди экономических субъектов, испытывающих потребность в привлечении дополнительных ресурсов, так как наиболее типичный ее размер в России не дотягивает до оптимального уровня облигационных программ (сегодня в России минимальный размер облигационного займа составляет 6000 – 12000 млн. руб.). Векселя не распространены среди предприятий реального сектора из-за низкой оценки их ликвидности инвесторами и используются в основном самими банками для привлечения «дешевых» денег, которые впоследствии направляются, в числе прочего, на кредитование предприятий по более высоким ставкам.
Таким
образом, банковские кредиты – оптимальный
вариант привлечения заемных средств
для малого и среднего бизнеса, а также
запускаемых «с нуля» проектов, так называемых
greenfields (от англ. green – «зеленый» и field –
«поле». Дословно – «чистое поле», т. е.
проект, в который еще не осуществлялось
никаких вложений). Практика работы показывает,
что наиболее типичный размер кредита
в среднем составляет 90 – 150 млн. руб.; заемщиком
по таким кредитам может выступать, к примеру,
торговая компания с годовым оборотом
на уровне 450 – 600 млн руб. или промышленное
предприятие с годовым оборотом – 150 –
210 млн руб.
Таблица 1 – Зависимость потенциала привлечения кредитных ресурсов
от операционной маржи промышленных и торговых
компаний в России за 2004 год
№ | Показатели | Единица измерения | Формула | Промышленное предприятие | Торговая компания |
1 | Выручка | Руб. | 150 млн | 450 млн | |
2 | Операционная маржа | % | 15% | 5% | |
3 | Операционная прибыль | Руб. | 3 = 1 x 2 | 22500 тыс. | 22500 тыс. |
4 | Сумма кредита | Руб. | 120 млн | 120 млн |
Продолжение
таблицы 1.
№ | Показатели | Единица измерения | Формула | Промышленное предприятие | Торговая компания |
5 | Ставка по кредиту | % | 12% | 12% | |
6 | Сумма процентов | Руб. | 6 = 4 x 5 | 14400 тыс. | 14400 тыс. |
7 | Прибыль до налога на прибыль | Руб. | 7 = 3 - 6 | 8100 тыс. | 8100 тыс. |
8 | Коэффициент покрытия | – | 8 = 3 / 6 | 1,56 | 1,56 |
Примечание: Для достижения одного и того же значения коэффициента покрытия при заданной сумме кредита торговая компания, имеющая операционную маржу в три раза меньшую, чем промышленное предприятие, должна иметь и втрое большую выручку.
В российской деловой прессе активно обсуждается проблема отсутствия у предприятий доступа к кредитным ресурсам, в то время как компании, ведущие бизнес на развитых рынках, имеют возможности привлечения долгового финансирования в необходимом объеме и под разумные процентные ставки.
Следует отметить, что за последние два-три года ситуация претерпела некоторые изменения: доля заемных средств в капитале российских компаний начала приобретать существенное значение.
Аналитики провели исследование, посвященное сравнительному анализу доли долга в инвестированном капитале компаний (Debt to Capital ratio) в России и других регионах мира на примере телекоммуникационной отрасли. В сравнении с другими компаниями развивающихся рынков, а также компаниями США, российские предприятия пока еще имеют низкое значение Debt to Capital. В то же время в европейских компаниях преобладают более скромные значения данного показателя. Также следует обратить внимание на то, что немногие из крупнейших компаний (в основном нефтегазового сектора) характеризуются операционной и финансовой эффективностью, достаточной для привлечения инвестиций, и имеют доступ на западный рынок кредитного капитала, предлагающий более выгодные условия (к примеру, более низкие процентные ставки по сравнению с теми, которые могут предложить российские банки). Поэтому, если речь идет о заемных средствах не на текущее финансирование операционной деятельности, а на реализацию достаточно капиталоемких программ, то выбор крупнейших предприятий в пользу западных банков очевиден. ЛУКОЙЛ, Роснефть, Газпром и другие крупные компании в последние годы пользовались синдицированными кредитами ведущих мировых банкирских домов на суммы от 210 млн до 15000 млн руб. и более.
В целом же, учитывая то, что объектом анализа являлись достаточно крупные российские компании динамично развивающейся отрасли, можно предположить, что данное соотношение в компаниях, меньших по размеру и оперирующих в менее привлекательных отраслях, будет ниже.
Однако, проблема заключается не в том, что банки не обладают достаточными ресурсами, чтобы кредитовать предприятия реального сектора, а в том, что финансовое состояние большого числа российских компаний не позволяет им привлекать заемные средства. Получается своего рода замкнутый круг: предприятия не могут привлечь необходимых ресурсов для осуществления инвестиций и улучшения своего финансового состояния именно потому, что находятся в неудовлетворительном финансовом состоянии. В такой ситуации банки стремятся кредитовать только наиболее перспективные и доходные бизнес направления; при этом кредиты должны быть обеспечены залогом.
В
деловом обороте как
1.3 Кредитная политика банка и механизмы
ее реализации
Прежде чем начать выдавать
кредиты, банк должен
Формулирование политики банка
составляет один из этапов
планирования его деятельности.
Определить и утвердить
а) приоритеты банка на кредитном рынке, имея в виду под этим предпочтительные для данного банка:
б) цели кредитования:
Для принятия банком
Роль кредитной политики может быть выражена в следующих тезисах:
кредитном рынке;
кредитном процессе, необходимым «стержнем» и
продуманными технологиями;
управленческих решений;
управления кредитным
кредитного процесса в банке в целом.
Функцией кредитной политики
банка в общем плане является оптимизация
кредитного процесса, имея в виду, что
цели и приоритеты развития (совершенствования)
кредитования, определенные банком, и
составляют его кредитную политику.
1.4 Современные направления использования
кредитных ресурсов
При получении кредита предприятия могут преследовать ниже перечисленные цели: