Банковские системы России и США

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 19:46, курсовая работа

Описание работы

Банковская система - форма организации функционирования в стране специализированных кредитных учреждений, сложившаяся исторически и закрепленная законами.
Банки представляют собой организационные структуры финансового рынка, кредитные организации, в задачу которых входит комплексное осуществление операций по привлечению временно свободных средств, накоплений и сбережений физических и юридических лиц, по размещению аккумулированных ресурсов от своего имени на основе возвратности, срочности и платежей в соответствии с поручениями их клиентов.
Как денежная и финансовые системы, банковская система несет на себе значительные национальные черты, она формируется и преобразуется под влиянием целого комплекса факторов, характерных для данного региона: природные и географические условия, климат, национальный состав населения, его занятие и промыслы, контакты с соседями, торговые пути и другие.

Содержание

Введение.
Банковская система России.
История развития и принципы построения банковской системы России.
Организационная структура ЦБ. Цели и функции Банка России.
Коммерческие банки.
Банковская система США.
Становление банковской системы США. Принцип ее построения.
Образование ФРС. Ее организационная структура.
Основные правила регулирования банковской деятельности в США.
Сравнительный анализ и направления развития банковских систем России и США.
Банковская система России в наше время и направления ее развития.
Банковская система США в наше время и направления ее развития.
Сравнительный анализ.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.

Работа содержит 1 файл

Курсовая, Банки и Банковская система России и США.doc

— 281.50 Кб (Скачать)

Содержание

Стр.

  Введение. 2
I Банковская  система России. 3
1.1. История развития и принципы построения банковской системы России. 3
1.2. Организационная структура ЦБ. Цели и функции Банка России. 7
1.3. Коммерческие  банки. 14
II Банковская  система США. 17
2.1. Становление банковской системы США. Принцип ее построения. 17
2.2. Образование ФРС. Ее организационная структура. 23
2.3. Основные правила  регулирования банковской деятельности в США. 26
III Сравнительный анализ и направления развития банковских систем России и США. 29
3.1. Банковская  система России в наше время и  направления ее развития. 29
3.2. Банковская  система США в наше время и  направления ее развития. 31
3.3. Сравнительный анализ. 32
  Заключение. 34
  Список литературы. 36
  Приложение.  

 
 
 
 
 

Введение. 

  Банковская  система -  форма организации функционирования в стране специализированных кредитных  учреждений, сложившаяся исторически  и закрепленная законами.

  Банки представляют собой организационные  структуры финансового рынка, кредитные организации, в задачу которых входит комплексное осуществление операций по привлечению временно свободных средств, накоплений и сбережений физических и юридических лиц, по размещению аккумулированных ресурсов от своего имени на основе возвратности, срочности и платежей в соответствии с поручениями их клиентов.

  Как денежная и финансовые системы, банковская система несет на себе значительные национальные черты, она формируется  и преобразуется под влиянием целого комплекса факторов, характерных  для данного региона: природные и географические условия, климат, национальный состав населения, его занятие и промыслы, контакты с соседями, торговые пути и другие. В связи с этим  банковские системы в разных странах формировалась далеко неодинаково.

  В современном мире очень важно знать какова банковская система США. Причина такой значимости понятна всем. Ей является доллар – резервная валюта мира. В последнее время курс доллара падает (в нашей стране в частности). Это означает, что банковская система США сейчас нестабильна. Чтобы понимать причины данной нестабильности необходимо рассмотреть банковскую систему США полностью, историю ее развития, структуру, правила ее регулирования.

  Банковская система США по своей сути непохожа в образовании и структуре на банковские системы большинства стран, что в свою очередь также привлекает интерес к данной структуре.

  В последнее время все идет к  тому, что в банковской системе  России может наступить кризис. Об этом не мало пишут в финансовых журналах и тому есть множество причин:

  • российские банки имеют очень тесную отраслевую привязку;
  • собственные средства российских банков невелики;
  • системы рефинансирования банков в условиях кризиса в России нет.

  Эта тема особенно актуальна в современном  российском обществе. Ее не возможно полностью понять, не рассмотрев становление банковской системы нашей страны с самого начала ее образования.

  В своей курсовой работе я попытаюсь  сделать наиболее полный сравнительный  анализ обоих систем, чтобы понять, в чем несовершенство каждой из них, и определить, какими способами можно устранить данные несовершенства.

    1. Банковская система России.
 

  • 1.1. История развития и принципы  построения банковской системы России. 

      История развития банковской системы.

      Первая  попытка создания коммерческого банка  в России была принята в городе Пскове воеводой Афанасием Ордин-Нащокиным, но эта идея не была одобрена правительством. В 1729-1733 годах первые банковские операции в России стала осуществлять Монетная контора, которая выдавала ссуды под 8% годовых, принимая в залог золото и серебро в размере ¾ от выданной ссуды.

      При Императрице Елизавете Петровне была принята попытка создания двух сословных банков: Дворянского и Коммерческого. 13 мая 1754 г. был издан указ об учреждении государственных заемных банков для дворянства в Москве и Санкт-Петербурге при Сенате и Сенатской конторе и Банка для поправления при Санкт-Петербургском порте коммерции и купечества при Коммерц-коллегии в Санкт-Петербурге. Сферой деятельности Дворянского банка было в основном предоставление поземельного кредита, ссуд помещикам под залог имений, исходя из числа крепостных душ. Деятельность Коммерческого банка сводилась к обслуживанию купечества, торговавшего в Петербургском порту, путем выдачи краткосрочных ссуд из расчета 6% годовых под залог товаров, золота, серебра, а также под свидетельства магистратов.

      Деятельность  этих первых банков была малоуспешна, так как не оправдала ожидания правительства. В  1785 г. оба банка  были закрыты и их дела переданы Государственному заемному банку, который был учрежден в 1786 г. для содействия дворянскому землевладению.

      В 1775 г. во всех губернских городах были учреждены Приказы общественного призрения. На приказы возлагался ряд благотворительных функций, для выполнения которых Приказам было предоставлено право приема вкладов под проценты и выдача ссуд под обеспечение имений. От сохранных касс они отличались тем, что могли выдавать ссуды под залог недвижимых имений лишь той губернии, в которой они сами находились.

      В 1769 г. в Петербурге и Москве создаются  банки «для вымена государственных ассигнаций». В 1786 г. они преобразуются в Государственный ассигнационный банк, которому поручается функция эмиссии бумажных денег. В 1797 г. при этом банке были основаны три учетные конторы: вексельная, для выдачи ссуд под товары и страховая.

      1 января  1818 г. был учрежден  Государственный коммерческий банк, который выполнял фактически функции эмиссионного банка, но в тоже время не имел статуса центрального банка. Банк привлек высоким процентом значительные вклады российских и зарубежных предпринимателей. Однако излишняя централизация и регламентация деятельности, недостаточная инициативность руководителей банка, формализм высшей администрации затрудняли поведение вексельных операций и кредитование под товары, что не позволяло эффективно использовать привлеченные средства.

      31 мая 1860 г. «для оживления торговых  оборотов и упрочнения денежной  кредитной системы» был учрежден  Государственный банк Российской империи (Госбанк). Основная его задача как центрального состояла в регулировании денежного обращения в России. Первым его управляющим стал барон А.Л. Штиглиц – последний «придворный банкир» Российского императорского двора.

      Госбанку  было предоставлено право производить  следующие коммерческие операции: учет векселей и других срочных бумаг, покупку и продажу золота и серебра, получение платежей за счет доверителей, прием вкладов на хранение, на текущий счет и на обращение из процентов, выдачу ссуд (кроме ипотечных), покупку и продажу процентных бумаг за счет доверителей и за свой счет. Госбанк находился в подчинении Министра финансов и под наблюдением Совета государственных кредитных установлений.

      Местные учреждения Госбанка были представлены конторами, утверждаемыми по особым высочайшим повелениям, и отделениями, открываемые непосредственным распоряжением Министерства финансов. Руководство конторами осуществлялось так же, как и всем Госбанком – управляющими и правлениями, а управление отделениями могло быть возложено на управляющего или председателя Казенной палаты. Все они подчинялись Правлению Госбанка.

      Можно сказать, что учрежденный в 1860 г. Госбанк еще не был центральным в полном смысле слова, поскольку законодательство сводило практически на нет его эмиссионные функции, в соответствии с уставом он лишь производил обмен кредитных билетов. Следовательно, эмиссия продолжала находиться в руках государства, а Госбанк являлся лишь комиссионером казны.

      К концу 1870-х гг. стало очевидно, что  устав Госбанка и основанная на нем  деятельность не вполне отвечали изменившейся экономической ситуации в стране. Для его изменения и совершенствования деятельности Госбанка по инициативе С.Ю. Витте 21 сентября 1882 г. при Министерстве финансов была создана особая комиссия, которая после длительной работы 6 июня 1884 г. утвердила новый устав.

      Введением в действие нового устава 1 сентября 1884 г. было учреждено центральное управление, во главе которого был поставлен Совет Госбанка и его управляющий. Новый устав не предоставлял банку самостоятельности в эмиссионных и коммерческих операциях и даже усиливал подчиненность Госбанка Министерству финансов. И только после денежной реформы Витте 1895-1897 гг. Госбанк стал эмиссионным.

      В 1917 г. была провозглашена государственная  монополия  на банковское дело, произошло  слияние частных банков с Госбанком  в Единый государственный банк РСФСР.

      В начале 1921 г. было объявлено о переходе к новой экономический политике, одним из первых шагов реализации которой был декрет об учреждении Госбанка РСФСР.

      В 1927 г. руководство существенно расширившейся  кредитной системой и контроль деятельности банков и других кредитных учреждений было возложено на Госбанк СССР, который являлся одновременно эмиссионным центром страны, центром краткосрочного кредитования, институтом кассового и расчетного обслуживания предприятий и организаций.

      В 1990 г. был создан Центральный банк РСФСР, который действовал параллельно с Госбанком СССР. При обретении Россией суверенитета в 1992 г. Госбанк СССР был упразднен, а все его функции переданы Центральному банку РСФСР (Банку России).

      Современная банковская система Российской Федерации функционирует в соответствии с Конституцией РФ, двумя специализированными федеральными законами: «О банках и банковской деятельности в РСФСР» № 361-1 1990 г. (в ред. 1996 г.) № 17-ФЗ с последующими дополнениями и изменениями и Законом «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ с учетом дополнений и изменений, а также Гражданским кодексом и другими нормативными актами.

      Принципы  построения банковской системы Российской Федерации.

      Современная банковская система России создана в результате реформирования государственной кредитной системы, сложившейся в период централизированной плановой экономики. Банки в РФ создаются и действуют на основании Федерального закона от 2 декабря 1900г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности», в котором дано определение кредитных организаций и банков, перечислены виды банковских операций и сделок, установлен порядок создания, ликвидации и регулирования деятельности кредитных организаций и т.п. В действующем законодательстве закреплены основные принципы организации банковской системы России:

    Принцип двухуровневой структуры реализуется путем четкого законодательного разделения функций центрального банка и всех остальных банков.

    Принцип осуществления банкового  регулирования и  надзора центральным банком.

    Принцип универсальности  российских банков означает, что действующие на территории РФ банки обладают универсальными функциональными возможностями, т.е. имеют право осуществлять все предусмотренные законодательством и банковскими лицензиями операции – краткосрочные коммерческие и долгосрочные инвестиционные.

    Принцип коммерческой направленности банков второго уровня выражается в том, что согласно законодательству основной целью деятельности банков и кредитных организаций является получение прибыли.

      Современная банковская система России включает в себя Банк России, кредитные организации, филиалы представительства иностранных банков.   Все кредитные организации, имеющие лицензию Банка России, включаются в состав банковской системы РФ. При этом по Закону «О банках и банковской деятельности» в РФ возможно создание кредитных организаций двух видов: банки и небанковские кредитные организации. В свою очередь последние могут быть трех типов: расчетные, депозитно-кредитные и небанковские кредитные организации инкассации.

      Банк  согласно российскому законодательству – это кредитная организация, которая имеет исключительное право в совокупности осуществлять следующие банковские операции:

    • привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц;
    • размещать эти средства от своего имени и за вой счет на условиях возвратности, платности и срочности;
    • открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц.

      В соответствии с принципом универсальности  все российские банки могут развиваться  как универсальные. Несмотря на то, что некоторые банки приняли название «инновационный банк»,  «ипотечный банк», «сельскохозяйственный банк», «муниципальный банк», все они в настоящие время подчиняются единым нормам банковского законодательства. Банк России предъявляет к ним одинаковые требования, для всех установлены единые нормативы, регулирующие их деятельность (за исключением Сбербанка России). Универсальный статус не исключает возможности добровольной специализации банков на отдельных операциях или видах деятельности. Следует обратить внимание, что муниципальными банками России, как правило, называют банки, в капитале которых участвуют либо исполнительные органы субъектов РФ, либо местные органы власти. Однако в отличие от зарубежных стран, муниципальные банки работают как банки, главной целью которых является получение прибыли, а не финансовое обеспечение социально значимых проектов.

      По  принадлежности капитала все действующие в РФ банки можно классифицировать следующим образом:

    • Банки с государственным участием – это банки, в капитале которых участвуют организации, представляющие государство. Крупнейшими представителями являются Сбербанк (приложение1) и Внешторгбанк (приложение 2).
    • Банки с иностранным участием – это банки, в уставном капитале которых определенная доля принадлежит нерезидентам – юридическим и физическим лицам.
    • Банки, основанные на частной собственности – их собственниками являются негосударственные предприятия, организации и частные лица.
    • 1.2. Организационная структура ЦБ. Цели и функции Банка России.

    Организационная структура ЦБ. 

      Принципы  организации Банка России, изложенные в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», утверждают следующее:

    • Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, включающей центральный аппарат, территориальные учреждения, рассчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения, российское объединение инкассации и все учреждения и организации, необходимые для его деятельности;
    • Национальные банки республик являются территориальными учреждениями Банка России и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров;
    • Задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются Положением о территориальных учреждениях Банка России, утверждаемым Советом директоров;
    • Когда создание и функционирование территориальных учреждений на той или иной территории невозможно, то такие территории обслуживаются полевыми учреждениями, предназначенными для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ, а также иных государственных органной и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации;
    • Банк России может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего федерального закона, который и определит порядок использования его имущества.

      Структура центрального аппарата Банка России и его территориальных учреждений подвергается существенным изменениям, носящим, прежде всего, качественный характер, и ориентирована на приведение ее в соответствие с условиями деятельности и ролью банковской системы.

      В настоящее время в Центральном  банке Российской Федерации функционируют следующие структурные подразделения:

    • Сводный экономический департамент
    • Департамент исследований и информации
    • Департамент наличного денежного обращения
    • Департамент регулирования, управления и мониторинга платежной системы Банка России
    • Департамент регулирования расчетов
    • Департамент бухгалтерского учета и отчетности
    • Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций
    • Департамент банковского регулирования и надзора
    • Главная инспекция кредитных организаций
    • Департамент операций на финансовых рынках
    • Департамент обеспечения и контроля операций на финансовых рынках
    • Департамент финансового мониторинга и валютного контроля
    • Департамент платежного баланса
    • Департамент методологии и организации обслуживания счетов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
    • Юридический департамент
    • Департамент полевых учреждений
    • Департамент информационных систем
    • Департамент персонала
    • Департамент по работе с территориальными учреждениями Банка России
    • Финансовый департамент
    • Департамент внутреннего аудита и ревизий
    • Департамент международных финансово-экономических отношений
    • Департамент внешних и общественных связей
    • Административный департамент
    • Главное управление недвижимости Банка России
    • Главное управление экспертизы
    • Главное управление безопасности и защиты информации

      Данная  структура призвана обеспечить эффективную реализацию законодательных инициатив в работе ЦБ и всей банковской системы, ускорить принятие решений и повысить их обоснованность, укрепить существующие и создать новые каналы взаимодействия между Банком России, законодательными и исполнительными органами государственного управления, а также органами территориального управления.

      Принципы  организации деятельности Банка России можно разделить на внешние и внутренние.

      Внешние:

    • система действующих законов и норм международного права;
    • степень независимости ЦБ и подотчетности Государственной Думе Федерального Собрания России.

      Внутренние:

    • организационная структура, где выделено 23 департамента;
    • распределение ответственности в руководстве ЦБ;
    • кадровый состав;
    • состав территориальных подразделений.

      Внутреннее  принципы организации деятельности ЦБ вытекают из функций Совета директоров, который во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

      Во  главе Банка России стоит Совет директоров под руководством Председателя. Совет директоров состоит из 12 членов. Члены Совета директоров работают на постоянной основе.

      Совет директоров выполняет следующие  функции:

    • во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, обеспечивает ее выполнение;
    • утверждает годовую финансовую отчетность Банка;
    • утверждает отчет о деятельности Банка, готовит анализ состояния экономики России;
    • рассматривает и предоставляет в Национальный банковский совет на утверждение на очередной год с расчетами и обоснованиями не позднее 1 декабря предшествующего года общий объем расходов на содержание служащих Банка, их пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование, капитальных вложений Банка, прочих административно-хозяйственных расходов Банка;
    • утверждает смету расходов Банка исходя из утвержденных Национальным банковским советом общих объемов его расходов;
    • принимает решение об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп, о величине резервных требований, об изменении процентных ставок Банка, об определении лимитов операций на открытом рынке, об участии в международных организациях, о купле-продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка и его организаций, о выпуске банкнот и монет нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монет старого образца, о порядке формирования резервов кредитными организациями, о размещении облигаций Банка;
    • утверждает порядок работы Совета директоров;
    • утверждает структуру Банка, положения о структурных подразделениях и учреждениях Банка;
    • в соответствии с федеральными законами определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему России;
    • устанавливает правила проведения банковских операций для банковской системы России, правила бухгалтерского учета и отчетности.

      Взаимоотношения Банка России с органами государственной  власти и органами местного самоуправления направлены на реализацию денежно-кредитной политики и проявляются в том, что Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства и координирует свою политику с Министерством экономики, Министерством Финансов и Правительства в целом. Банк России осуществляет операции с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами без взимания комиссионного вознаграждения, с бюджетом субъектов РФ и местными бюджетами, а также операции по обслуживанию государственного долга и операции с золотовалютными резервами РФ.

      Все эти задачи Банк России решает с  помощью созданного при нем  Национального банковского совета, в состав которого входят 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации из числа его членов, трое – государственной Думой из числа ее депутатов, трое – Президентом РФ, трое – Правительством РФ. В состав Национального банковского совета входит также Председатель Банка России.

      Члены Национального банковского совета, за исключением Председателя Банка  России, не работают в Банке России на постоянной основе и получают заработную плату за эту деятельность.

      В компетенцию Национального банковского совета входит:

    • рассмотрение годового отчета банка России;
    • на основе предложений Совета директоров на очередной год не позднее 15 декабря предшествующего года утверждение объемов расходов на содержание служащих Банка, на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка, общего объеме капитальных вложений, прочих административно-хозяйственных расходов;
    • утверждение при необходимости на основе предположений Совета директоров дополнительных административно-хозяйственных расходов;
    • рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы России;
    • рассмотрение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
    • ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров по основным вопросам деятельности Банка России;
    • определение аудиторской организации – аудитора годовой финансовой отчетности Банка;
    • утверждение по предложению Совета директоров правил бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;
    • внесение в Государственную Думу предложений о проведении проверки Счетной палаты РФ финансово-хозяйственной деятельности Банка, его структурных подразделений и утверждений;
    • утверждение по предложению Совета директоров порядка распределения прибыли Банка России, остающейся в его распоряжении;
    • утверждение по предложению совета директоров отчета о расходах Банка на административно-хозяйственные нужды.
     
     

      Цели  и функции Банка России.

      В соответствии с Законом «О Центральном  банке РФ (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ свои функции и полномочия Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

      Уставной  капитал и иное имущество Банка  России являются федеральной собственностью. Однако государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя таких обязательств или иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

      Деятельность  Банка России подчинена следующим целям:

    • защите и обеспечению устойчивости рубля;
    • развитию и укреплению банковской системы России;
    • обеспечению эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

      Получение прибыли не входит в цели деятельности Банка России, хотя его прибыль весьма значительна. Банк России перечисляет в федеральный бюджет 80% фактически полученной по итогам года прибыли, оставшейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым Кодексом РФ. Оставшаяся прибыль направляется в резервы и фонды различного назначения.

      Банк  России выполняет следующие функции:

    1. во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
    2. монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
    3. является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует их систему рефинансирования;
    4. устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;
    5. устанавливает правила поведения банковских операций;
    6. осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
    7. осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
    8. принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
    9. осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
    10. регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
    11. осуществляет самостоятельно или по поручению правительства РФ все банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
    12. организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ;
    13. определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, юридическими и физическими лицами;
    14. устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ;
    15. устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
    16. принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление платежного баланса РФ;
    17. устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по купле-продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по купле-продаже иностранной валюты;
    18. проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношениях, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
    19. осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами (ст. 4 Закона о ЦБ).

      В целях организации  на территории России наличного денежного обращения на Банк России возлагаются следующие функции:

    • прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание резервных фондов;
    • установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
    • установление признаков платежеспособности банкнот и монет Банка России, порядка уничтожения банкнот и монет Банка, а также замена поврежденных банкнот и монет Банка России;
    • определение порядка ведения кассовых операций.

      Банк  России координирует, регулирует и  лицензирует организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в РФ. Он устанавливает правила  осуществления расчетов, в том  числе формы, сроки и стандарты  безналичных расчетов, через свои учреждения осуществляет межбанковские безналичные расчеты.

      Для воздействия на денежное обращение Банк России использует:

    • процентные ставки по проводимым операциям;
    • нормативы обязательных, депонируемых в нем резервов;
    • операции на открытом рынке;
    • рефинансирование кредитных организаций;
    • валютные интервенции;
    • установление ориентиров роста денежной массы;
    • прямые количественные ограничения;
    • эмиссию облигаций от своего имени.

      Основная  функция Центрального банка РФ согласно ст. 75 п. 2 Конституции РФ – защита и обеспечение устойчивости рубля, которое он осуществляет независимо от других органов государственной власти, одновременно закрепляя за ним особый самостоятельный конституционно-правовой статус.

      

  • 1.3. Коммерческие банки.
  •   Коммерческие  банки могут создаваться только в форме хозяйственных обществ и обладают следующими признаками:

    1. Основная цель деятельности коммерческого банка – максимальное извлечение прибыли.
    2. Коммерческий банк является кредитной организацией, созданной для осуществления банковских операций.
    3. Специальная компетенция коммерческого банка означает, что банк извлекает прибыль путем совершения определенных банковских операций.
    4. Коммерческий банк действует на основании лицензии, выдаваемой ЦБ.

      Организационно-функциональная структура коммерческого банка обычно включает в себя:

      • совет банка;
      • правление банка, его секретариат;
      • управление делами банка;
      • структурное подразделение (управление, отдел) по правовым вопросам;
      • управление финансирования кредитования; отдел контроля за исполнение кредитных договоров;
      • фондовый центр;
      • одно или несколько операционных управлений, включая отдел по обслуживанию населения, операционную кассу, группу инкассо;
      • управление бухгалтерского учета, включая подразделения отчетности и экономического анализа, материального учета, расчетов;
      • управление корреспондентских отношений и валютных операций, включая подразделения межфилиальных расчетов (при наличии филиалов), обработки банковской информации;
      • расчетный центр или управление сопровождения автоматизации банковских технологий, включая подразделения сопровождения средств и систем вычислительной техники и связи, информационной безопасности и системного администрирования;
      • управление пластиковых карточек, включая группу поддержки процессинга;
      • управление денежного обращения, включая подразделения кассовых операций, инкассо, технического обеспечения;
      • депозитарий;
      • отдел кадров;
      • служба безопасности, включая бюро пропусков;
      • хозяйственное управление;
      • филиалы и отделения банка.

      Кроме того, для усиления некоторых важных функциональных направлений в структуре  банка могут быть следующие подразделения:

    • управление экономического анализа, внутреннего контроля, координации и совершенствования банковской деятельности;
    • центр профессиональной подготовки специалистов банковского дела;
    • отдел развития и совершенствования систем обработки банковской информации.

      Коммерческие  банки могут классифицироваться по ряду признаков.

      По  степени специализации  банки делятся на специализированные и универсальные.

      К специализированным банкам, в частности, относятся:

    • ипотечные, выдающие кредиты под залог недвижимости;
    • сберегательные, которые представлены Сбербанком России, специализирующиеся на работе с населением;
    • инвестиционные;
    • сельскохозяйственные;
    • потребительского кредитования, которые специализируются на кредитовании населения и предпринимателей без образования юридического лица (например, КБ «Внешторгбанк 24»).

      Универсальные банки оказывают весь комплекс банковских услуг.

      В российской банковской системе преобладают универсальные банки. После кризиса 1998 г. банки стали стремиться расширять круг своих операций. Так, даже традиционно ориентированный на работу с населением Сбербанк России стал активно привлекать на обслуживание юридических лиц. Тенденция к универсализации российских банков вполне объяснима. В условиях неустойчивости российского рынка она позволила банкам покрывать потери, возникшие в одном сегменте деятельности, доходами, полученными в других. Однако в условиях стабильного экономического роста в 2000-е годы коммерческие банки вновь стали приобретать определенную специализацию, для чего универсальные банки стали создавать дочерние структуры.

      В зависимости от источников формирования капитала банки могут быть с участием иностранного капитала и без него. В России функционируют 144 кредитные организации с участием иностранного капитала, из них 48 со 100%-ным иностранным участием и 10 с иностранным участием от 50 до 100%.

      Филиальная  сеть российских кредитных организаций на территории РФ по состоянию на 1 июля 2006 г. характеризуется следующими данными:

    • всего филиалов 3243, что отражает небольшое снижение их числа за последнее время;
    • из них филиалов Сбербанка РФ – 923, их число также незначительно сократилось;
    • филиалов банков со 100%-ным участием иностранного капитала – 79.

      Кроме филиалов в России функционирует 12737 дополнительных офисов кредитных организаций, в том числе Сбербанка России – 6166; операционных касс вне кассового узла кредитных организаций – 17067; кредитно-кассовых офисов – 786. 

      1. Банковская  система США.
     

    • 2.1. Становление банковской системы. Принципы ее построения.

      Становление банковской системы. 

      

    К 1975 г. практически  все страны уже имели централизированную систему банковского бизнеса. Однако среди крупных экономических держав оставалась только одна, где еще не существовала централизированной организации банковского дела, - США.

      

    Банковская структура Соединенных Штатов состояла из огромного множества мелких независимых банков, сфера деятельности каждого из которых ограничивалась весьма небольшой территорией в пределах населенного пункта, в котором это банк располагался. В 1913 г. таких банков стало свыше 20 тыс.: около 7 тыс. из них были эмиссионными национальными банками, остальные же, действуя в рамках законов тех штатов, где они располагались, не имели права на эмиссию банкнот.

      

    Первый  акционерный коммерческий банк открылся в Филадельфии 7 января 1782 г., через неделю после того, континентальный Конгресс выдал постоянную лицензию Банку Северной Америки. Один из деятелей Конгресса назвал его «основным столпом американского кредита», который «будет способствовать управлению в США».

      

    В 1791 г. Федеральный Конгресс выдал лицензию Первому банку Соединенных Штатов с капиталом 10 млн. долл. Позднее банку было выдано разрешение на обслуживание потребностей Казначейства в федеральном депозитарии и деятельность финансового агента для перевода средств и осуществлении платежей. Банк получил разрешение осуществлять эмиссию надежных векселей. Этот банк США можно назвать первым Центральным банком в Соединенных Штатах.

      

    В этот же период был организован и первый сберегательный институт – Филадельфийское общество сберегательного фонда. В 1817 г. создана Нью-йоркская фондовая биржа.

      

    В 1838 г. в Нью-Йорке  был принят Закон о свободной банковской деятельности. В соответствии с этим законом отвечавшие определенным критериям инвесторы имели право объединяться для совместной банковской деятельности. Минимальный размер капитала был установлен в объеме 100000 долл. Этот закон положил начало свободной банковской деятельности в США.

      

    В 1840 г. введен в  действие Закон о независимости Казначейства.

      

    В 1842 г. в банковских законов штата Луизиана впервые указано требования по созданию резерва в золотых и серебряных слитках по депозитным обязательством (в размере одной трети суммы выпущенных банкнот и привлеченных депозитов).

      

    В 1853 г. создана  Нью-йоркская ассоциация клиринговых палат.

      

    К началу Гражданской  войны (1861 г.) в США существовала представленная большим количеством банков развитая банковская система, однако общенациональной денежной единицы не было – каждый банк по соглашению с правительствами штатов самостоятельно выпускал банкноты, которые обменивались  на золото и серебро. В военный период, когда были приостановлены платежи в золотых и серебряных слитках, бумажные деньги представляли собой неконвертируемые банкноты, напечатанные обеими воюющими сторонами для финансирования страны.

      

    После окончания  войны в 1863 г. был принят Закон о национальных деньгах, позднее переименованный в Закон о национальных банках (1884 г.). Это означало создание национальной банковской системе, которая оставалась неизменной до декабря 1913 г. и обеспечивала федеральное регулирование и лицензирование банков. На базе этого закона сложилась банковская система из коммерческих банков, лицензируемых как на штатном, так и на федеральном уровнях, что сохранилось до нашего времени.

      

    Банковская система  США ХХ века нередко рассматривается как пример практического воплощения принципов свободы банковского бизнеса. Действительно, любой человек либо группа лиц, подчиняясь ряду требований, могли учредить эмиссионный банк, а банковский бизнес был открыт для всех на одинаковых условиях. Однако толкование банковской свободы «по-американски» существенно отличалось от более общей ее трактовки в континентальной Европе:

    1. американские банки были практически лишены всякой возможности построения системы отделений: положение большинства банков, действовавших вне крупных городов, в той или иной степени приблизилось к положению местных монополий;
    2. общенациональное банковское законодательство, в рамках которого функционировали «свободные» банки, предписывало конкретную эмиссионную систему, основанную на государственных облигациях: банк мог произвести эмиссию в объем 90 % стоимости купленных облигаций.

      

    Практически любые  тенденции развития системы отделений, ставшие в других странах частью естественной эволюции банковского бизнеса, были однозначно исключены в США. До принятия общенационального банковского законодательства банки находились под юрисдикцией собственных штатов. Банковская фирма, учрежденная в одном штате, не имела возможности распространить свои операции за его пределы – ни через открытые отделения в других штатов, ни каким-либо другим способом.

      

    Эти ограничения  в развитие банковской деятельности, сохранившиеся почти до конца ХХ века, означали, что банковская система США на деле была лишена преимуществ как централизированной, так и свободной банковской системы.

      

    Чрезвычайно серьезной  проблемой на всем протяжении истории  банковского бизнеса в США  вплоть до образования ФРС было отсутствие отлаженной системы взаимного погашения (клиринга) банкнот различных банков. Банки штатов не имели отделений в других штатах, однако никакой системы аккумуляции банкнот не существовало. Эту функцию на первых порах, причем довольно успешно, взял на себя первый банк Соединенных Штатов, однако в последствии он обанкротился впоследствии выполнения этой функции.

      

    В 1908 г. была учреждена  Национальная комиссия по денежному обращению, призванная следить за ходом начавшегося процесса реформации банковской системы. Комиссия просуществовала четыре года и провела углубленное изучение банковской системы не только Соединенных Штатов, но и основных европейских стран. Опубликованные комиссией материалы послужили основой создания постоянно действующей централизированной организации, которая выпускала бы бумажные деньги на основе залога коммерческих обязательств, действовала бы в качестве кредитора в последней инстанции и, кроме того, контролировала бы денежный рынок через ставку процента и операции на открытом рынке.

      

    Эти предложения  были реализованы в 1913 г. при создании Федеральной резервной системы (ФРС), которая по своей структуре отличается от центральных банков европейских стран.

      Принципы  построения банковской системы США.

      

    Банковская деятельность в США регулирует множество законов. Кроме уже выше упомянутых, значительное влияние на банковское дело оказали:

    1. Закон о реальной процентной ставке и условиях ссуды, простых для понимания.
    2. Закон об упрощениях и реформации закона о реальной процентной ставке и условиях ссуды, простых для понимания.
    3. Закон о слиянии банков 1960 г.
    4. Закон о секретности банковских операций.

      

    Законы о реальной процентной ставке и простых для понимания условиях ссуды представляли собой законодательные акты, направленные на защиту потребителей от махинаций кредиторов. Банки были обязаны контролировать соответствие своих действий требованиям закона.

      

    Закон о слиянии банков принимался в качестве поправки к Закону о федеральном страховании депозитов. Он давал законное право соответствующим регулирующим ведомствам санкционировать или отклонять банковские слияния. Министерству юстиции отводилась роль консультанта по оценке соответствия слияний антимонопольному законодательству.

      

    По  закону о слиянии  банков требовалось ведение финансовых записей и отчетов о нестандартных, необычных финансовых операциях и валютных переводах. Такие отчеты должны были быть использованы в ходе уголовных, налоговых и регулирующих расследований и процедур.

      

    В США банком считается любая организация, выполняющая одну или все из следующих банковских операциях: получение, инкассирование, перевод, оплату, кредитование, инвестирование, расчет операции, обмен и обслуживание (безопасное хранение, доверительное управление, попечительство) денег и заявок на деньги как внутри страны, так и за ее пределами.

      

    В более узком смысле термин «банк» применим к институтам, предоставляющим возможности депонирования средств для широких слоев населения. Такие институты могут быть объединены в две большие группы:

    1. коммерческие банки;
    2. некоммерческие банковские институты.

      

    Во вторую группу входят такие институты, как сберегательные банки и кредитные союзы. Их часто называют сберегательными институтами, хотя коммерческие банки имеют сберегательные счета и срочные депозиты.

      

    Банковская  система США включает в себя следующие депозитные институты:

    1. 12 федеральных резервных банков, выполняющих функции Центрального банка;
    2. национальные банки, имеющие разрешение на федеральном уровне от Контролера денежного обращения, которые обязаны быть членами ФРС;
    3. банки штатов и трастовые компании штатов, созданные штатами для обеспечения услуг коммерческого банковского дела и объединенного банковского дела и трастовых услуг и которые по желанию могут присоединиться к ФРС;
    4. трастовые компании, созданные различными штатами с уставными полномочиями на обеспечение трастовых услуг, но которые в большинстве своем переключились на предоставление коммерческих банковских услуг;
    5. различные штатные институты меньшей значимости, такие как частные банки, промышленные банки, имеющие банковские уставы или имеющие разрешение на прием депозитов (например, кооперативные биржи в Арканзасе и депозитарии наличности в Южной Каролине).

      

    Банковские  законы штатов разрешают:

    1. ведение банковской деятельности на базе подразделения – банк действует только на одной территории;
    2. ведение банковской деятельности на базе филиалов по всей территории штатов – банк может иметь свои отделения и осуществлять через них свою деятельность на территории штатов;
    3. ограниченное ведение банковской деятельности на базе отделений – банк может открывать филиалы только в пределах специально ограниченного географического района внутри штата;
    4. внутриштатные мультибанковские холдинговые компании – собственность или контроль ряда банков внутри штатов;
    5. холдинговые компании банков, действующие на территории нескольких штатов, банковские холдинговые компании, действующие за пределами штатов.

      

    Крупной системой некоммерческих штатов, принимающей депозиты, является Система Федеральных банков жилищного кредита (СФБЖК). Она была создана в 1932 г. для обеспечения источников кредитования национальных институтов жилищного кредита. Система связывает ипотечные кредитные институты с рынками капитала путем выпуска консолидированных облигаций и дисконтированных векселей крупного достоинства. Она служит источником вторичной ликвидности для своих членов для удовлетворения потребности в больших или неожиданных выплатах.

      

    Полное  банковское обслуживание в наше время включает в себя выполнение разнообразных функций:

    1. прием депозитов до востребования и оплату чеков клиентов, представление и обслуживание банкоматов (АТМ);
    2. прием срочных  и сберегательных депозитов, выдача платежных приказов с использованием средств со сберегательного счета клиента (Nows) и выплата процентов по этим счетам, предоставление услуг по автоматизированному переводу средств (ATS) со сберегательных счетов на покрытие счетов;
    3. учет векселей, акцептов и перевод векселей;
    4. перевод денег внутри и за рубежом;
    5. инкассирование с поведение операций с валютой;
    6. выставление тратт, чеков кассира, платежных поручений и удовлетворение чеков;
    7. предоставление сейфов для хранения ценностей;
    8. предоставление услуг по хранению и распоряжению ценными бумагами и другими ценностями;
    9. предоставление ссуд отдельным лицам и обслуживание кредитных карточек граждан;
    10. кредитование или дисконтирование выплат в рассрочку задолженности клиента продавцу;
    11. выступление в качестве доверительного лица частных лиц, создание общих трастовых фондов;
    12. предоставление корпоративных трастовых услуг (например, выплата процентов и дивидендов по поручению и за счет компании);
    13. факторинг, лизинг оборудования;
    14. осуществление сделок с государственными ценными бумагами и подписание обязательств общего характера в отношении штатных и муниципальных ценных бумаг;
    15. исполнение функций налогового агента или депозитария для правительства США, штатов и подразделений штатов;
    16. страхование;
    17. оказание прочих услуг (размещение приказов клиента по ценным бумагам, услуги кассира, выдающего заработную плату, создание благотворительных фондов, проведение валютообменных операций и т.д.).

      

    Существенной  частью банковской системы Соединенных Штатов являются иностранные банки, которые осуществляют свою деятельность через отделения, агентства, коммерческие банки, инвестиционные компании штата Нью-Йорк и корпорации Эджа. Корпорации Эджа создаются ФРС для проведения международных операций. Штатные и федеральные банки, являющиеся филиалами иностранных банков, обследуются и подлежат надзору со стороны федеральных и штатных банковских властей на тех же условиях и принципах, сто и другие федеральные и штатные банки. Деятельность иностранных банков на территории США регулируется Законом о международных банковских операциях 1978 г. 

      • 2.2. Образование ФРС. Ее организационная структура. 

        Образование Федеральной резервной системы.

        Проблемы  нестабильности банковской системы Соединенных Штатов, жесткий финансовый кризис 1907 г. усилили настроения в обществе в пользу учреждения Центрального банка страны. Нестабильность банковской сферы усугубляла экономические кризисы и в определенной степени провоцировала их.

        К 1908 г. Конгресс США принял Закон Олдрича-Риланда, в соответствие с которым была создана Национальная комиссия по денежному обращению, которая должна была разработать проект организации центрального эмиссионного банка страны. Комиссия провела ряд слушаний по исследоваемому вопросу, организовала специальные исследования банковского дела как в США, так и в зарубежных странах (Англия, Франция, Германия и др.).

        23 декабря 1913 г. президент США  В. Вильсон подписал Закон о Федеральной резервной системе, основной целью создания которого было образование «банков Федерального резерва, обеспечение устойчивой денежной системы, получение средств переучета ценных бумаг, создание более эффективного надзора за банковским делом в Соединенных Штатах». В основе закона лежала идея равноправного плодотворного сотрудничества федерального правительства, банковских учреждений, бизнесменов, предпринимателей и потребителей в области банковского дела.

        В компетенцию ФРС не входит контроль величины банковского кредита, предложения денег и нормы процента: в условиях золотого стандарта (Закон о золотом стандарте принят в 1900 г.) предполагалось, что золотые резервы в банках сами регулируют объем денежной массы.

        Организация ФРС началась с создания Организационного комитета, наделявшегося широкими полномочиями. Организационный комитет включал трех главных членов: Министра финансов, Министра сельского хозяйства и Контролера денежного обращения. Организационный комитет должен был определить не менее восьми и не бола двенадцати городов федерального резерва, где размещались бы главные конторы банков Федерального резерва. Такие округа, как указывалось в законе, не должны были обязательно вписываться в границы штатов, но непременно должны отражать обычный порядок ведения дел.

        Закон предусматривал возможность последующего изменения округов Федерального резерва, городов, отделений Федеральный резервных банков (ФРБ), контор. Изначально были созданы 12 ФРБ, определены 12 городов и округов Федерального резерва. Границы округов менялись, но незначительно, а города остались те же до настоящего времени. ФРБ располагаются в Нью-Йорке, Бостоне, Ричмонде, Филадельфии, Атланте, Далласе, Сент-Луисе, Миннеаполисе, Канзас-Сити, Сан-Франциско, Кливленде, Чикаго.

        Федеральный резервный банк представляет собой корпорацию, т.е. юридическое лицо, созданного в форме акционерного общества. Все банки Федерального резерва создавались с капиталом не менее 4-х млн. долл. паевого подписного капитала. Среди первоначальных пайщиков ФРБ было правительство Соединенных Штатов, однако впоследствии, когда надобность в государственной финансовой поддержке отпала, акции правительства были проданы.

        Первоначально Законом о ФРС не предусматривалась  детальная разработка взаимоотношений  между двенадцатью ФРБ и Федеральным  резервным советом (переименованным в 1935 г. в Совет управляющих Федеральной резервной системы).

        С 1914 по 1922 гг. официальные представители  ФРБ периодически проводили консультационные встречи и совещания, на которых разрабатывались направления развития денежно-кредитной политики и принимались соответствующие решения. До Великой депрессии отношения внутри страны ФРС оставались напряженными, господствовала идея изоляции правительства от основных финансовых рынков и в целом преобладала тенденция противодействия управлению финансовой системой станы из единого центра.  ФРБ удерживали главенствующую роль в ФРС, и контроль за деятельность ФРС был сосредоточен в ФРБ Нью-Йорка, а отнюдь не в Вашингтоне.

        До 30-х гг. непрерывный конфликт и  конфронтация разъедали отношения между ФРС в Вашингтоне, округ Колумбия, и двенадцатью ФРБ. В рамках общего разработанного плана каждый банк действовал самостоятельно и в интересах своего округа. Эти действия нередко имели противоположное направление и не только не улучшали ситуацию на банковском рынке, а напротив, ухудшали. Постепенно Совет управляющих ФРС стал решающей и наиболее авторитетной структурой в этой организации.

        Организационная структура ФРС.

        Федеральная резервная система  состоит из рабочих органов трех уровней – Совета управляющих ФРС; двенадцати Федеральных резервных банков и банков – членов ФРС. Кроме того, составной частью ФРС являются два комитета: Федеральный комитет открытого рынка (ФКОР) и Федеральный консультационный совет (ФКС).

        ФРС – это не центральный банк, а группа банков, двенадцать из которых наделены особыми правами регулирования в отношении других членов группы.

        Более того, в количественном отношении  членами ФРС являются менее 40% банков США и доля их с каждым годом сокращается.

        Однако  на долю банков – членов ФРС приходится более 85% активов банковской системы США. Именно это и превращает управляющий системой Федеральный резерв (The Fed) в центральный банк.

        Совет управляющих Федеральной  резервной системы состоит из 7 членов, назначаемых Президентом США на срок 14 лет. Это единственные должностные лица ФРС, назначаемые президентом. Совет возглавляют председатель и его заместитель.

        Председатель  Совета управляющих является одновременно по должности:

      • членом Национального совещательного Совета по международным и денежным проблемам при правительстве США;
      • заместителем представителя США в Международном Валютном Фонде.

        Основные  функции Совет  управляющих ФРС:

        1. определение денежно-кредитной политики;
        2. установление по представлению Совета директоров Федеральных резервных банков (ФРБ) уровня обязательных резервов;
        3. совместное с ФРБ определение уровня учетных ставок;
        4. осуществление общего руководства Федеральными резервными банками.

        Совет расположен в Вашингтоне, округ Колумбия.

        Федеральный комитет открытого  рынка (ФКОР) состоит из членов: 7 человек – управляющие ФРС, члены Совета управляющих.. Они назначаются правительством США с одобрением президента и утверждаются соответствующей сенатской комиссией Конгресс США:

      • одно место по очереди сроком на 1 год занимают президенты ФРБ Бостона, Ричмонда и Филадельфии;
      • одно место по очереди срокам на 1 год занимают президенты ФРБ Атланты, Далласа и Сент-Луиса;
      • одно место по очереди срокам на 1 год занимают президенты ФРБ Миннеаполиса, Канзас-Сити и Сан-Франциско;
      • одно место по очереди срокам на 1 год занимают президенты ФРБ Кливленда и Чикаго;
      • президент ФРБ Нью-Йорка – постоянный член ФКОР.

        Возглавляет ФКОР председатель Совета управляющих  ФРС. На собраниях ФКОР обязаны присутствовать президенты всех ФРБ. Заседания проводятся 8-9 раз в год в зависимости от экономической ситуации, на которых определяется наиболее приемлемая денежно-кредитная политика.

        Федеральный консультационный совет (ФКС) образован в 1913 г. по Закону о ФРС как некий координационный орган для связи между банковской сферой и системой управления ФРС. Он состоит из 12 членов – по одному от каждого ФРБ. Собирается 4 раза в год на совместные с Советом управляющих ФРС заседаниях. Совет управляющих не обязан выполнять рекомендации ФКС. Реальной властью ФКС не обладает.

        Федеральные резервные банки (ФРБ) имеют 24 филиала в важных промышленных и деловых центрах США. Каждый отдельный банк сам по себе важную роль в проведении определенной Советом управляющих денежно-кредитной политики. Относительная самостоятельность каждого банка не должна противоречить общей направленности действий:

      • совет директоров ФРБ намечает на конкретный момент уровень процентных ставок;
      • ФРБ разрабатывают отдельные аспекты концепций денежно-кредитных отношений, регулирующих деятельность ФКОР, публикуют ежемесячные ответы по текущим проблемам финансово-экономической жизни, предоставляют в Совет управляющих различную информацию;
      • ФРБ выполняют контрольные функции – контроль и инспекция деятельности банков – членов ФРС, филиалов и представительств иностранных банков в США;
      • ФРБ предоставляют кредиты банкам, испытывающим финансовые затруднения;
      • ФРБ предоставляет целый ряд финансовых услуг банкам – членам ФРС (обработка чеков, переводы средств, ведение счетов Казначейства США, продажа и хранение ценных бумаг правительства США, выпуск в обращение и изъятие из обращения наличных денежных знаков).

        Акционерами ФРБ являются национальные банки – члены ФРС данного округа. Каждый банк – член ФРС обязан приобрести акции ФРБ округа в размере 3% своего уставного капитала и нераспределенной прибыли.

    • 2.3. Основные правила регулирования банковской деятельности в США. 
    •   На  основании различных законодательных  актов Контролер денежного обращения, Федеральная корпорация страхования  депозитов и Совет управляющих  подготовили свод Правил регулирования банковской деятельности банков США. Он распространяется не только на банки, подотчетные (подведомственные) под этим законом организации, но и на все депозитные институты страны.

        А. Кредитование депозитных институтов. Так называемое дисконтное окно ФРС доступно любимому депозитному институту, имеющему трансакционные счета и срочные депозиты юридических лиц. Трансакционные счета – чековые счета, НАУ - счета, сберегательные и карточные (дебитные) счета, по которым производится автоматическое списание средств.

        В. Равные кредитные возможности. Данная норма – это запрет на дискриминацию при получении кредита по возрасту, рас, цвету кожи, национальному происхождению, полу, социальному статусу, получению дохода из  общественных социальных программ.

        С. Раскрытие жилищной ипотеки. Данная регулирующая норма требует информации по условиям ипотечных кредитов: потребность (сумма заявок) в кредитах, степени их удовлетворения; условия кредитов; условия сберегательных вкладов; гражданство; уровни дохода по операциям; источники ресурсов для кредитования и т.д.

        D. Резервные требования. Правило налагает единые резервные требования на все депозитные институты, имеющие транзакционные счета или наличные срочные депозиты. К таким институтам относятся: коммерческие, сберегательные банки, кредитные союзы, сберегательные и ссудо-сберегательные ассоциации, промышленные банки.

        E. Электронные переводы (расчеты). Правило устанавливает права, обязанности и ответственность участников электронных переводов, защиту потреблений, использующих эти системы.

        F. Лимитирование межбанковских обязательств. Правило подписывает стандарты ограничения рисков по межбанковским обязательствам. Оно требует от банков, сберегательных ассоциаций, филиалов, банков-нерезидентов с застрахованными депозитами применять и развивать нормы надзора и процедуры оценки и контроля состояния своих банков-корреспондентов.

        G. Раскрытие и публикация CRA-соглашений. Правило установлено в соответствии с положением Акта Грэма-Аича-Блайли, который требует сообщения и публичное раскрытие всех условий подписанных соглашений между институтами с застрахованными депозитами или их филиалами с неправительственными институтами или честными лицами, связанные с выполнением требований Акта об общем реинвестировании, т.е. выполняющими общественные работы за счет бюджетных средств.

        H. Требования к штатным банкам – членам ФРС. Правило определяет требования к штатным банкам – членам ФРС, описывает привилегии и условия деятельности штатных банков, добровольного выхода из членов ФРС; информирует о регистрации и порядке взаимоотношений с банками, имеющими недостаточный (ниже норматива) капитал; устанавливает стандарты займов под залог имущества.

        I. Средства в ФРБ. Правило требует от каждого банка – члена ФРС поддерживать в своем региональном Федеральном резервном банке долю в уставном капитале в установленном размере в процентах от собственного капитала банка – члена.

        J. Инкассация (сбор) чеков и переводы средств. Правило установления процедуры, распределение обязанностей и ответственности между ФБР и:

      • отправителями и плательщиками чеков и других документов;
      • отправителями и получателями переводов.

        K.Международные банковские операции. Правило регулирует международные операции банков США и операции иностранных банков в США. Под действие этого правила попадает корпорации Эджа, банки США и банковские холдинговые компании. Определяются порядок допуска иностранных банков в США, операции подконтрольных банкам экспортных торговых компаний, практика кредитования банковских холдингов и штатных банков.

        L. Внешние связи менеджмента. Правило устраняет ограничения конкуренции между депозитными институтами путем запрещения внешних связей менеджмента: запрет на совмещение должностей в разных институтах, если это не родственные (по совладельцам) компании.

        M. Потребительский лизинг. Правило применяется при сдаче в аренду собственности для личного использования на срок более 4 месяцев отдельному лицу, семье или для многосемейного использования.

        N. Взаимоотношения с иностранными банками. Это внутренне для ФРС правило. Оно определяет: взаимоотношения и переводы средств между резервными банками и иностранными банками и правительствами, а также описывает роль Совета управляющих в этих отношениях и переводах; специальный надзор со стороны Совета управляющих за этой деятельностью.

        O. Кредиты официальным лицам банков – Членов ФРС. Правило ограничивает кредиты, выдаваемые банками – членами ФРС своим директорам, руководителям и основным акционерам; требует сообщать о кредитах, выданных руководству банка в Комитет регулирования финансовых институтов.

        H. Неразглашение финансовой информации клиентов. Правило запрещает разглашение непубличной информации по операции клиентов третьим лицам.

        Q. Ставка по депозитам. Правило подтверждает запрет Федерального закона банкам – членам ФРС платить проценты по депозитам до востребования или в какой-либо форме материально поощрять владельцев этих депозитов (например, снижением размера платы за обслуживание).

        S. Возмещение при проведении финансовых операций. Правило касается выплаты компенсации финансовым институтам, осуществляющим функции финансовых агентов правительства США (индивидуальным предприятиям, малым фирмам и т.п.).

        T. Продление дилерами и брокерами кредитов на ценные бумаги. Правило регулирует порядок продления дилерами и брокерами кредитов по операциям с ценными бумагами. Оно распространяется не на банки, а на всех членов национальных бирж ценных бумаг.

        U. Продление банками кредитов на ценные бумаги. Правило определяет порядок продления кредитов, выданных на покупку и продажу ценных бумаг.

        X. Получатели кредитов на ценные бумаги.  Правило распространяется на заемщиков-резидентов США положения правил G, T и U при получении в США или за пределами США кредитов на покупку ценных бумаг.

        Y.Банковские холдинговые компании. Правило относится к банковскому и небанковскому расширению банковских холдинговых компаний и запрету на «недоступные банковские займы»; регулирует порядок приобретения банка сторонними инвесторами.

        Z. «Правда о займах». Правило определяет порядок и условия, при которых потребительские кредиты могут быть продлены, определяет порядок действий кредитора при рассрочке уплаты процентов более четырех раз; определяет меры воздействия к заемщикам, которые продлевали кредиты более 25 раз, а при залоге собственности – более пяти раз.

        AA. Процедура рассмотрения жалоб потребителей. В этом правиле указано, что жалобы потребителей банковских услуг должны направляться в Совет управляющих ФРС, в Вашингтон.

        III. Сравнительный анализ и направления развития банковских систем России и США. 

    • 3.1. Положительные и отрицательные черты современной банковской системы России. 
    •   В банковской системе России в последние  годы происходят позитивные изменения. Банковский сектор развивается высокими темпами, и, несмотря на то, что периодически возникают проблемы, они не носят системного характера и по всем основным показателям, характеризующие состояние российских банков, отмечается в целом положительная политика.

        Важным  шагом в совершенствовании  банковской системы  России стала отработка и поэтапный переход на международные стандарты финансовой отчетности. Формируется система бюро кредитных историй. Улучшены механизмы взаимодействия Банка России и кредитных организаций в части предоставления им ликвидности.

        Говоря  о заметных позитивных сдвигах в  нашей банковской системе, было ошибочно не заметить ее серьезного отставания от банковской системы многих других стран и от потребностей роста экономики. В частности, совокупные собственные средства (капитал) всех банков России, оцененные по рыночному курсу рубля на конец 2005 года, составляет всего 44 млрд. дол. Это меньше, чем капитал каждого из ведущих банков наиболее развитых стран. Даже если исходить из того, что рыночный курс не в полной мере отражает его реальную покупательную способность в отношении к покупательной способности других валют, в частности доллара, все равно капитализация банковской системы России намного меньше, чем в других ведущих державах Европы, Америки и Азии. То же относится к совокупным активам, кредитам, вклады населения и другим важным показателям банковской системы.

        За последние годы российская банковская система достигла впечатляющих результатов увеличения объемов кредитования. Успешно преодолен барьер между банками и реальным сектором экономики, опиравшийся на высокую доходность государственных ценных бумаг, отвлекавших на себя средства, которые могли пойти на кредитование предприятий. Темпы прироста кредитов и других размещенных средств, предоставленных банками нефинансовым организациям, в среднем за последние 5 лет составили примерно 40% в год. Однако даже при таких результатов отношение кредитов к ВВП находится у нас на уровне 20%, в то время как в развитых странах оно как минимум в 4-5 раз больше.

        По  мнению Ассоциации региональных банков России, правительство РФ и Банк России в 2007-2008 гг. предприняли значительные усилия по повышению доступности государственных денежных ресурсов и развитию рефинансирования для кредитных организаций. Прежде всего, это:

      • формирование механизма размещения в кредитных организациях временно свободных бюджетных и денежных средств государственных корпораций;
      • создание единого механизма рефинансирования Банком России и обеспечение возможности любой финансово стабильной кредитной организации получать внутридневные кредиты, кредиты овернайт и кредиты на срок до 1 года под любой вид обеспечения, входящий в «Единый пул обеспечения»;
      • планируемое включение в «Единый пул обеспечения» векселей, прав требования по кредитным договорам, ценных бумаг, входящих в Ломбардный список Банка России, а также иных видов имущества.
      • 3.2. Положительные и отрицательные черты современной банковской системы США.
       

        В США за 2005 г. отмечалось небольшое  снижение показателя достаточности  капитала (отношение капитала к активам, взвешенным с учетом риска).

        Важнейшим показателем, характеризующим ситуацию в банковском секторе, является также удельный вес безнадежной ссуды задолженности в общем объеме кредитов. В США этот показатель составляет всего 0,7 %.

        Возможность двойного подчинения (федеральным или  штатным органам регулирования), чрезмерная зарегулированность деятельности сказывают отрицательное воздействие на банковскую деятельность как способ ведения бизнеса, обеспечивая рост, развитие и огромное влияние американского банковского сектора в мире в основном через общее экономическое влияние США как мировой державы.

        В то же время, рост дефицита государственного бюджета и платежного баланса в США, ослабление позиций доллара на валютных рынках и в качестве резервной валюты несут в себе определенные риски глобальной нестабильности.

        В 2006 г. на денежном рынке развитых стан отмечалось дальнейшее увеличение процентных ставок по кредитам, связанное с усилением инфляционных тенденций и изменением политики монетарных властей.

        Исключением и не является США. Краткосрочные  процентные ставки по кредитам в этой стране в первом полугодии 2006 г. выросли в среднем с 3,2% годовых до 5,1%, долгосрочные – с 4,3% до 5,1% годовых.

        Министерство  финансов США 13 октября 2008 г. представило  первые шаги правительственной программы, направленной на спасение американской финансовой системы и оживление  экономики.

        Временный помощник министра финансов по вопросам финансовой стабильности рассказал  о практических шагах, которые будут  предприняты в рамках программ. Эти  шаги включают в себя:

      • приобретение проблемных ценных бумаг, обеспеченных ипотекой;
      • покупка ипотечных ссуд, в особенности у региональных банков;
      • страхование ценных бумаг, обеспеченных ипотекой, и ипотечных ссуд, обеспечивающее, что банки и инвесторы не теряют деньги в случае дефолта заемщиков;
      • приобретение акций финансовых институтов;
      • помощь неплатежеспособным держателям ссуд, с тем чтобы они сохранили свое жилье.
      • 3.3. Сравнительный  анализ.
       

        Одной из общих черт банковских систем России и США являются множество экономических  кризисов. Последний большой кризис в США был в конце 80-х гг. прошлого века. В России же последний кризис был в 1991 г. в связи с распадом СССР.

        Еще одной из общих черт стоит отметить тот факт, что центральные банки  обоих систем формально не принадлежат  государству. Банк России подотчетен Государственной  Думе Федерального Собрания РФ, ФРС – Парламенту США.

        Централизованная  банковская система США образовалась спустя 70 лет (1913 г.), после того как  она образовалась в России (1860 г.). Банковские же системы большинства  стран образовались уже к 1975 г.

        Если  в развитых странах банковские системы создавались на протяжении столетий, и шло постепенное накопление опыта работы в данной сфере, то в нашей стране эту задачу пришлось решать в сжатые сроки. При этом становление российской банковской системы, увеличение числа кредитных институтов происходило в условиях дефицита государственного бюджета, стагнации производства, роста числа убыточных предприятий, нарастания неплатежей, расширения бартерных и других неденежных форм расчетов. За десятилетие произошли основополагающие изменения в отечественном банковском секторе: была сформирована двухуровневая банковская система, включающая Банк России, широкая сеть коммерческих банков и других кредитных организаций, в том числе филиалы и представительства иностранных банков.

        Регулирующие  функции в отношении банков в России выполняет Банк России, в США эту функцию осуществляет Федеральная резервная система, состоящий из 12 Федеральных резервных банков.

        В США типичными специализирующими  банками считаются коммерческие и инвестиционные. Коммерческие банки – банки, специализирующиеся на обслуживании текущей торговой (коммерческой) деятельности предприятий и корпораций. Инвестиционные банки специализируются на операциях с ценными бумагами, выступают организаторами эмиссий корпоративных акций и облигаций, осуществляют посреднические операции на вторичном рынке ценных бумаг и т.д.

        В России коммерческие банки в своем  большинстве являются универсальными. Тенденция к универсализации  российских банков вполне объяснима. В  условиях неустойчивости российского  рынка она позволила банкам покрывать потери, возникшие в одном сегменте деятельности, доходами, полученными в других. Однако в условиях стабильного экономического роста в 2000-е годы коммерческие банки вновь стали приобретать определенную специализацию, для чего универсальные банки стали создавать дочерние структуры.

        Распространенным  типом банков в США является безфилиальный  банк. По этой причине банков в США  в настоящее время насчитывается  около 10000.

        В России же за последние два года увеличилось количество филиалов и внутренних структурных подразделений кредитных организаций, таких как дополнительные офисы и кредитно-кассовые центры.

        ФРС с момента своего создания значительно  отличалась от других центральных банков не только соей уникальной трехступенчатой  структурой (Совет управляющих – федеральные резервные банки – банки – члены ФРС), но и многими функциональными особенностями. Она уже в этот период имела большую независимость от казначейства, чем большинство центральных банков, которые часто напрямую подчинялись министерствам финансов. Но основная специфика была связана с системой регулирования денежной массы и ставок процента. ФРС полагалась на такие экономические институты регулирования денежной массы, как норматив обязательных резервов, переучетная ставка, операции на открытом рынке, и редко прибегала к административному контролю.

          Сейчас в США уже идет реальная  реструктуризация финансового сектора  (сошли со сцены инвестиционные  банки, временно на один год  национализированные ведущие ипотечные  агентства и главная страховая компания). При этом отличительной особенностью американских мер финансовой санации является участие самого бизнеса в разгребании кризиса. В России же бизнес устранен от активного участия в преодолении самого кризиса и подготовки к тем новым экономическим реалиям, которые непременно наступят. Фактически всю ответственность за преодоление кризиса взяло на себя правительство. 
       
       

        Заключение.

        Банковская  система – это форма организации функционирования в стране специализирующих кредитных учреждений, сложившаяся исторически и закрепленная законами, составными элементами которой являются банки и кредитно-финансовые институты.

        Высшей  ступенью банковской системы является Центральный банк – это орган  по проведению денежно-кредитной политики, определяющий количество денег в обращении, регулирующий их; обеспечивающий и защищающий покупательную способность денег, а также создающий нормальные условия функционирования финансовых рынков.

        Следующей ветвью банковской системы являются коммерческие банки – это многофункциональные учреждения, оперирующие в различных секторах рынка ссудного капитала. Крупные коммерческие банки предоставляют своим клиентам полный комплекс финансового обслуживания, который включает: кредиты, прием депозитов, расчеты и так далее. Этим они отличаются от специализированных финансовых учреждений, которые обладают ограниченными функциями. Коммерческие банки традиционно играют роль базового звена кредитной системы.

        Особенностью  банковской системы  России является то, что в нашей стране накопление опыта в данной сфере происходило в короткий промежуток времени. За десятилетие произошли основополагающие изменения в отечественном банковском секторе: была сформирована двухуровневая банковская система, включающая Банк России, широкая сеть коммерческих банков и других кредитных организаций, в том числе филиалы и представительства иностранных банков.

        Все задачи Банк России решает с помощью  созданного при нем Национального  банковского совета. Взаимоотношения Банка России с органами государственной власти и органами местного самоуправления направлены на реализацию денежно-кредитной политики и проявляются в том, что Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства и координирует свою политику с Министерством экономики, Министерством Финансов и Правительства в целом.

        За  последние годы в банковской системе  России происходят позитивные изменения. Банковский сектор развивается высокими темпами; по всем основным показателям, характеризующие состояние российских банков, отмечается в целом положительная политика.

        Важным  шагом в совершенствовании банковской системы России стала отработка  и поэтапный переход на международные  стандарты финансовой отчетности. Формируется  система бюро кредитных историй. Улучшены механизмы взаимодействия Банка России и кредитных организаций в части предоставления им ликвидности.

        Но  все же существует значительное отставание банковской системы РФ от банковских систем многих стран, что особенно ощущается  в последнее время.

        Особенность развития банковского сектора США  заключается в том, что до последней трети XIX века в стране отсутствовала общенациональная денежная единица, а до 1913 г. и общенациональная банковская система. Это приводило к череде крупных и мелких финансовых кризисов, дезорганизующих всю экономику и тормозящих развитие страны.

        Объективная потребность в централизации  банковского сектора, входившая  в противоречие со стремлением отдельных  штатов к возможно более полной независимости  от правительства, привела к созданию Федеральной резервной системы. Участниками ФРС в обязательном порядке стали банки, имевшие национальные банки, а имевшие штатные банки могли входить в ФРС по желанию. Роль центрального банка в ФРС выполняют двенадцать Федеральных резервных банков, принадлежавшие банкам – членам ФРС. ФРС состоит также из Совета управляющих, Федерального комитета открытого рынка и Федерального консультационного совета.

        На  основании различных законодательных  актов Контролер денежного обращения, Федеральная корпорация страхования  депозитов и Совет управляющих  подготовили свод Правил регулирования банковской деятельности банков США. Он распространяется не только на банки, подотчетные (подведомственные) под этим законом организации, но и на все депозитные институты страны.

        Возможность двойного подчинения (федеральным или штатным органам регулирования), чрезмерная зарегулированность деятельности сказывают отрицательное воздействие на банковскую деятельность как способ ведения бизнеса, обеспечивая рост, развитие и огромное влияние американского банковского сектора в мире в основном через общее экономическое влияние США как мировой державы.

        Также на денежном рынке развитых стан отмечается увеличение процентных ставок по кредитам, связанное с усилением инфляционных тенденций и изменением политики монетарных властей.

        В тоже время отмечалось небольшое снижение показателя достаточности капитала (отношение капитала к активам, взвешенным с учетом риска) и удельный вес безнадежной ссуды задолженности в общем объеме кредитов минимален.

        Между банковскими системами России и  США есть немного общего: обе системы пережили достаточно много экономических кризисов, и их центральные банки формально не принадлежат государству, но подотчетно органам власти. Эти системы различны по организационной структуре и по методам ведения денежно-кредитной политики.

        По мнению экспертов, проблемы американской экономики  могут сказаться на России только в том случае, если угроза рецессии в США вызовет замедление темпов роста в Китае. Но данный сценарий рассматривается как не особенно вероятный. Согласно прогнозам Всемирного банка, высокий экономический рост в Китае послужит «подушкой безопасности» для смягчения последствий замедления роста мировой экономики.

        Ожидаемое улучшение ситуации в США в 2009 году может оказаться иллюзией. По мнению ряда экспертов, следующий год станет для экономики США самым болезненным. В настоящее время главные риски лежат в турбулентности на фондовых рынках, угрозе всплеска инфляции и проблемах на рынке труда.  

        Список  литературы.

      1. Конституция РФ. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 64с.
      2. Собрание законодательства РФ. - 2002. №28 ст. 2790; 2003. №2 ст. 52 ч.1, ст.5032.
      3. Анализ особенностей развития банковской системы России в современной институциональной среде. М.Ю. Малкина, А.Ю, Иванова. // Финансы и кредит - №28, 2007.
      4. Банки и кредитование. С.Семенов. // Экономист - №12, 2004.
      5. Банковские системы зарубежных стран. Ю.Г. Вешкин, Г.Л. Авгян. – М.: Экономистъ, 2004. – 400 с.
      6. Банковское право / ред. А.А. Травкина. – М.: Юристъ, 2003. – 459 с.
      7. Деньги, кредит, банки / ред. Г.Н. Белоглазовой. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 620 с.
      8. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М Максимова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. – 622 с.
      9. Иностранный капитал в российской банковской системе. В.Г. Киевский. // Банковское дело - № 6, 2008.
      10. Кризис в США. Угроза рецессии все реальнее. О. Монина. // РБК daily – 11 января 2008 г.
      11. Обзор состояния банковского сектора России в мае 2008 г. // Банковское дело - № 8, 2008.
      12. О системе обеспечения ликвидности и рефинансирования кредитных организаций России. В.А. Гамза. // Банковское дело - № 6, 2008.
      13. Основы банковской деятельности / ред. К.Р. Тагиберковой. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 716 с.
      14. Развитие банковской системы – вызов времени. А.И. Кузьмин. // Деньги и кредит - № 11, 2005.
      15. Развитие банковской системы России и инвестиций: достижения и проблемы. Г.Г. Мелькьян. // Деньги и кредит - №1, 2006.
      16. Текущее состояние и основные тенденции в развитии отечественной банковской системы. Н.К. Голубев. // Финансы и кредит - № 14, 2007.
      17. Тенденции и перспективы развития мировой экономики и банковского сектора. Д.В. Ворошен. // Банковское дело - №1, 2007.
      18. Финансы. Денежное обращение. Кредит / ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 639 с.
      19. Элементы банковской системы и их сущностная характеристика. Р.Г. Шихахмедов. // Финансы и кредит - №31, 2005 г.
      20. Эффективность банковской системы: акуальные аспекты. М.В. Ерошов, В.М. Зубов. // Деньги и кредит - №10, 2005.
      21. Центральный банк РФ. http://www.cbr.ru
      22. Банковские новости. http://bankir.ru/news/newsline/
      23. Официальный сайт ФРС США. http://www.federalreserve.gov/
      24. Сайт брокерской компании Fx. Company. http://www.fxcompany.uz/ru/content/federalnaya_rezervnaya_sistema/

    Информация о работе Банковские системы России и США