Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 19:46, курсовая работа
Банковская система - форма организации функционирования в стране специализированных кредитных учреждений, сложившаяся исторически и закрепленная законами.
Банки представляют собой организационные структуры финансового рынка, кредитные организации, в задачу которых входит комплексное осуществление операций по привлечению временно свободных средств, накоплений и сбережений физических и юридических лиц, по размещению аккумулированных ресурсов от своего имени на основе возвратности, срочности и платежей в соответствии с поручениями их клиентов.
Как денежная и финансовые системы, банковская система несет на себе значительные национальные черты, она формируется и преобразуется под влиянием целого комплекса факторов, характерных для данного региона: природные и географические условия, климат, национальный состав населения, его занятие и промыслы, контакты с соседями, торговые пути и другие.
Введение.
Банковская система России.
История развития и принципы построения банковской системы России.
Организационная структура ЦБ. Цели и функции Банка России.
Коммерческие банки.
Банковская система США.
Становление банковской системы США. Принцип ее построения.
Образование ФРС. Ее организационная структура.
Основные правила регулирования банковской деятельности в США.
Сравнительный анализ и направления развития банковских систем России и США.
Банковская система России в наше время и направления ее развития.
Банковская система США в наше время и направления ее развития.
Сравнительный анализ.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
Стр.
Введение. | 2 | |
I | Банковская система России. | 3 |
1.1. | История развития и принципы построения банковской системы России. | 3 |
1.2. | Организационная структура ЦБ. Цели и функции Банка России. | 7 |
1.3. | Коммерческие банки. | 14 |
II | Банковская система США. | 17 |
2.1. | Становление банковской системы США. Принцип ее построения. | 17 |
2.2. | Образование ФРС. Ее организационная структура. | 23 |
2.3. | Основные правила регулирования банковской деятельности в США. | 26 |
III | Сравнительный анализ и направления развития банковских систем России и США. | 29 |
3.1. | Банковская система России в наше время и направления ее развития. | 29 |
3.2. | Банковская система США в наше время и направления ее развития. | 31 |
3.3. | Сравнительный анализ. | 32 |
Заключение. | 34 | |
Список литературы. | 36 | |
Приложение. |
Введение.
Банковская
система - форма организации
Банки представляют собой организационные структуры финансового рынка, кредитные организации, в задачу которых входит комплексное осуществление операций по привлечению временно свободных средств, накоплений и сбережений физических и юридических лиц, по размещению аккумулированных ресурсов от своего имени на основе возвратности, срочности и платежей в соответствии с поручениями их клиентов.
Как денежная и финансовые системы, банковская система несет на себе значительные национальные черты, она формируется и преобразуется под влиянием целого комплекса факторов, характерных для данного региона: природные и географические условия, климат, национальный состав населения, его занятие и промыслы, контакты с соседями, торговые пути и другие. В связи с этим банковские системы в разных странах формировалась далеко неодинаково.
В современном мире очень важно знать какова банковская система США. Причина такой значимости понятна всем. Ей является доллар – резервная валюта мира. В последнее время курс доллара падает (в нашей стране в частности). Это означает, что банковская система США сейчас нестабильна. Чтобы понимать причины данной нестабильности необходимо рассмотреть банковскую систему США полностью, историю ее развития, структуру, правила ее регулирования.
Банковская система США по своей сути непохожа в образовании и структуре на банковские системы большинства стран, что в свою очередь также привлекает интерес к данной структуре.
В последнее время все идет к тому, что в банковской системе России может наступить кризис. Об этом не мало пишут в финансовых журналах и тому есть множество причин:
Эта тема особенно актуальна в современном российском обществе. Ее не возможно полностью понять, не рассмотрев становление банковской системы нашей страны с самого начала ее образования.
В своей курсовой работе я попытаюсь сделать наиболее полный сравнительный анализ обоих систем, чтобы понять, в чем несовершенство каждой из них, и определить, какими способами можно устранить данные несовершенства.
1.1. История развития
и принципы построения банковской
системы России.
История развития банковской системы.
Первая попытка создания коммерческого банка в России была принята в городе Пскове воеводой Афанасием Ордин-Нащокиным, но эта идея не была одобрена правительством. В 1729-1733 годах первые банковские операции в России стала осуществлять Монетная контора, которая выдавала ссуды под 8% годовых, принимая в залог золото и серебро в размере ¾ от выданной ссуды.
При Императрице Елизавете Петровне была принята попытка создания двух сословных банков: Дворянского и Коммерческого. 13 мая 1754 г. был издан указ об учреждении государственных заемных банков для дворянства в Москве и Санкт-Петербурге при Сенате и Сенатской конторе и Банка для поправления при Санкт-Петербургском порте коммерции и купечества при Коммерц-коллегии в Санкт-Петербурге. Сферой деятельности Дворянского банка было в основном предоставление поземельного кредита, ссуд помещикам под залог имений, исходя из числа крепостных душ. Деятельность Коммерческого банка сводилась к обслуживанию купечества, торговавшего в Петербургском порту, путем выдачи краткосрочных ссуд из расчета 6% годовых под залог товаров, золота, серебра, а также под свидетельства магистратов.
Деятельность этих первых банков была малоуспешна, так как не оправдала ожидания правительства. В 1785 г. оба банка были закрыты и их дела переданы Государственному заемному банку, который был учрежден в 1786 г. для содействия дворянскому землевладению.
В 1775 г. во всех губернских городах были учреждены Приказы общественного призрения. На приказы возлагался ряд благотворительных функций, для выполнения которых Приказам было предоставлено право приема вкладов под проценты и выдача ссуд под обеспечение имений. От сохранных касс они отличались тем, что могли выдавать ссуды под залог недвижимых имений лишь той губернии, в которой они сами находились.
В 1769 г. в Петербурге и Москве создаются банки «для вымена государственных ассигнаций». В 1786 г. они преобразуются в Государственный ассигнационный банк, которому поручается функция эмиссии бумажных денег. В 1797 г. при этом банке были основаны три учетные конторы: вексельная, для выдачи ссуд под товары и страховая.
1 января 1818 г. был учрежден Государственный коммерческий банк, который выполнял фактически функции эмиссионного банка, но в тоже время не имел статуса центрального банка. Банк привлек высоким процентом значительные вклады российских и зарубежных предпринимателей. Однако излишняя централизация и регламентация деятельности, недостаточная инициативность руководителей банка, формализм высшей администрации затрудняли поведение вексельных операций и кредитование под товары, что не позволяло эффективно использовать привлеченные средства.
31
мая 1860 г. «для оживления торговых
оборотов и упрочнения
Госбанку
было предоставлено право
Местные учреждения Госбанка были представлены конторами, утверждаемыми по особым высочайшим повелениям, и отделениями, открываемые непосредственным распоряжением Министерства финансов. Руководство конторами осуществлялось так же, как и всем Госбанком – управляющими и правлениями, а управление отделениями могло быть возложено на управляющего или председателя Казенной палаты. Все они подчинялись Правлению Госбанка.
Можно сказать, что учрежденный в 1860 г. Госбанк еще не был центральным в полном смысле слова, поскольку законодательство сводило практически на нет его эмиссионные функции, в соответствии с уставом он лишь производил обмен кредитных билетов. Следовательно, эмиссия продолжала находиться в руках государства, а Госбанк являлся лишь комиссионером казны.
К концу 1870-х гг. стало очевидно, что устав Госбанка и основанная на нем деятельность не вполне отвечали изменившейся экономической ситуации в стране. Для его изменения и совершенствования деятельности Госбанка по инициативе С.Ю. Витте 21 сентября 1882 г. при Министерстве финансов была создана особая комиссия, которая после длительной работы 6 июня 1884 г. утвердила новый устав.
Введением в действие нового устава 1 сентября 1884 г. было учреждено центральное управление, во главе которого был поставлен Совет Госбанка и его управляющий. Новый устав не предоставлял банку самостоятельности в эмиссионных и коммерческих операциях и даже усиливал подчиненность Госбанка Министерству финансов. И только после денежной реформы Витте 1895-1897 гг. Госбанк стал эмиссионным.
В 1917 г. была провозглашена государственная монополия на банковское дело, произошло слияние частных банков с Госбанком в Единый государственный банк РСФСР.
В
начале 1921 г. было объявлено о переходе
к новой экономический
В
1927 г. руководство существенно
В 1990 г. был создан Центральный банк РСФСР, который действовал параллельно с Госбанком СССР. При обретении Россией суверенитета в 1992 г. Госбанк СССР был упразднен, а все его функции переданы Центральному банку РСФСР (Банку России).
Современная банковская система Российской Федерации функционирует в соответствии с Конституцией РФ, двумя специализированными федеральными законами: «О банках и банковской деятельности в РСФСР» № 361-1 1990 г. (в ред. 1996 г.) № 17-ФЗ с последующими дополнениями и изменениями и Законом «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ с учетом дополнений и изменений, а также Гражданским кодексом и другими нормативными актами.
Принципы построения банковской системы Российской Федерации.
Современная банковская система России создана в результате реформирования государственной кредитной системы, сложившейся в период централизированной плановой экономики. Банки в РФ создаются и действуют на основании Федерального закона от 2 декабря 1900г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности», в котором дано определение кредитных организаций и банков, перечислены виды банковских операций и сделок, установлен порядок создания, ликвидации и регулирования деятельности кредитных организаций и т.п. В действующем законодательстве закреплены основные принципы организации банковской системы России:
Принцип двухуровневой структуры реализуется путем четкого законодательного разделения функций центрального банка и всех остальных банков.
Принцип осуществления банкового регулирования и надзора центральным банком.
Принцип универсальности российских банков означает, что действующие на территории РФ банки обладают универсальными функциональными возможностями, т.е. имеют право осуществлять все предусмотренные законодательством и банковскими лицензиями операции – краткосрочные коммерческие и долгосрочные инвестиционные.
Принцип коммерческой направленности банков второго уровня выражается в том, что согласно законодательству основной целью деятельности банков и кредитных организаций является получение прибыли.
Современная банковская система России включает в себя Банк России, кредитные организации, филиалы представительства иностранных банков. Все кредитные организации, имеющие лицензию Банка России, включаются в состав банковской системы РФ. При этом по Закону «О банках и банковской деятельности» в РФ возможно создание кредитных организаций двух видов: банки и небанковские кредитные организации. В свою очередь последние могут быть трех типов: расчетные, депозитно-кредитные и небанковские кредитные организации инкассации.
Банк согласно российскому законодательству – это кредитная организация, которая имеет исключительное право в совокупности осуществлять следующие банковские операции:
В соответствии с принципом универсальности все российские банки могут развиваться как универсальные. Несмотря на то, что некоторые банки приняли название «инновационный банк», «ипотечный банк», «сельскохозяйственный банк», «муниципальный банк», все они в настоящие время подчиняются единым нормам банковского законодательства. Банк России предъявляет к ним одинаковые требования, для всех установлены единые нормативы, регулирующие их деятельность (за исключением Сбербанка России). Универсальный статус не исключает возможности добровольной специализации банков на отдельных операциях или видах деятельности. Следует обратить внимание, что муниципальными банками России, как правило, называют банки, в капитале которых участвуют либо исполнительные органы субъектов РФ, либо местные органы власти. Однако в отличие от зарубежных стран, муниципальные банки работают как банки, главной целью которых является получение прибыли, а не финансовое обеспечение социально значимых проектов.
По принадлежности капитала все действующие в РФ банки можно классифицировать следующим образом:
Организационная
структура ЦБ.
Принципы организации Банка России, изложенные в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», утверждают следующее:
Структура центрального аппарата Банка России и его территориальных учреждений подвергается существенным изменениям, носящим, прежде всего, качественный характер, и ориентирована на приведение ее в соответствие с условиями деятельности и ролью банковской системы.
В настоящее время в Центральном банке Российской Федерации функционируют следующие структурные подразделения:
Данная структура призвана обеспечить эффективную реализацию законодательных инициатив в работе ЦБ и всей банковской системы, ускорить принятие решений и повысить их обоснованность, укрепить существующие и создать новые каналы взаимодействия между Банком России, законодательными и исполнительными органами государственного управления, а также органами территориального управления.
Принципы организации деятельности Банка России можно разделить на внешние и внутренние.
Внешние:
Внутренние:
Внутреннее принципы организации деятельности ЦБ вытекают из функций Совета директоров, который во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.
Во главе Банка России стоит Совет директоров под руководством Председателя. Совет директоров состоит из 12 членов. Члены Совета директоров работают на постоянной основе.
Совет директоров выполняет следующие функции:
Взаимоотношения Банка России с органами государственной власти и органами местного самоуправления направлены на реализацию денежно-кредитной политики и проявляются в том, что Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства и координирует свою политику с Министерством экономики, Министерством Финансов и Правительства в целом. Банк России осуществляет операции с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами без взимания комиссионного вознаграждения, с бюджетом субъектов РФ и местными бюджетами, а также операции по обслуживанию государственного долга и операции с золотовалютными резервами РФ.
Все эти задачи Банк России решает с помощью созданного при нем Национального банковского совета, в состав которого входят 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации из числа его членов, трое – государственной Думой из числа ее депутатов, трое – Президентом РФ, трое – Правительством РФ. В состав Национального банковского совета входит также Председатель Банка России.
Члены
Национального банковского
В компетенцию Национального банковского совета входит:
Цели и функции Банка России.
В соответствии с Законом «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ свои функции и полномочия Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Уставной капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Однако государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя таких обязательств или иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.
Деятельность Банка России подчинена следующим целям:
Получение прибыли не входит в цели деятельности Банка России, хотя его прибыль весьма значительна. Банк России перечисляет в федеральный бюджет 80% фактически полученной по итогам года прибыли, оставшейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым Кодексом РФ. Оставшаяся прибыль направляется в резервы и фонды различного назначения.
Банк России выполняет следующие функции:
В целях организации на территории России наличного денежного обращения на Банк России возлагаются следующие функции:
Банк
России координирует, регулирует и
лицензирует организацию
Для воздействия на денежное обращение Банк России использует:
Основная функция Центрального банка РФ согласно ст. 75 п. 2 Конституции РФ – защита и обеспечение устойчивости рубля, которое он осуществляет независимо от других органов государственной власти, одновременно закрепляя за ним особый самостоятельный конституционно-правовой статус.
Коммерческие банки могут создаваться только в форме хозяйственных обществ и обладают следующими признаками:
Организационно-
Кроме того, для усиления некоторых важных функциональных направлений в структуре банка могут быть следующие подразделения:
Коммерческие банки могут классифицироваться по ряду признаков.
По степени специализации банки делятся на специализированные и универсальные.
К специализированным банкам, в частности, относятся:
Универсальные банки оказывают весь комплекс банковских услуг.
В российской банковской системе преобладают универсальные банки. После кризиса 1998 г. банки стали стремиться расширять круг своих операций. Так, даже традиционно ориентированный на работу с населением Сбербанк России стал активно привлекать на обслуживание юридических лиц. Тенденция к универсализации российских банков вполне объяснима. В условиях неустойчивости российского рынка она позволила банкам покрывать потери, возникшие в одном сегменте деятельности, доходами, полученными в других. Однако в условиях стабильного экономического роста в 2000-е годы коммерческие банки вновь стали приобретать определенную специализацию, для чего универсальные банки стали создавать дочерние структуры.
В зависимости от источников формирования капитала банки могут быть с участием иностранного капитала и без него. В России функционируют 144 кредитные организации с участием иностранного капитала, из них 48 со 100%-ным иностранным участием и 10 с иностранным участием от 50 до 100%.
Филиальная сеть российских кредитных организаций на территории РФ по состоянию на 1 июля 2006 г. характеризуется следующими данными:
Кроме
филиалов в России функционирует
12737 дополнительных
офисов кредитных организаций, в том
числе Сбербанка России – 6166; операционных
касс вне кассового узла кредитных организаций
– 17067; кредитно-кассовых офисов – 786.
Становление
банковской системы.
К 1975 г. практически все страны уже имели централизированную систему банковского бизнеса. Однако среди крупных экономических держав оставалась только одна, где еще не существовала централизированной организации банковского дела, - США.
Банковская структура Соединенных Штатов состояла из огромного множества мелких независимых банков, сфера деятельности каждого из которых ограничивалась весьма небольшой территорией в пределах населенного пункта, в котором это банк располагался. В 1913 г. таких банков стало свыше 20 тыс.: около 7 тыс. из них были эмиссионными национальными банками, остальные же, действуя в рамках законов тех штатов, где они располагались, не имели права на эмиссию банкнот.
Первый акционерный коммерческий банк открылся в Филадельфии 7 января 1782 г., через неделю после того, континентальный Конгресс выдал постоянную лицензию Банку Северной Америки. Один из деятелей Конгресса назвал его «основным столпом американского кредита», который «будет способствовать управлению в США».
В 1791 г. Федеральный Конгресс выдал лицензию Первому банку Соединенных Штатов с капиталом 10 млн. долл. Позднее банку было выдано разрешение на обслуживание потребностей Казначейства в федеральном депозитарии и деятельность финансового агента для перевода средств и осуществлении платежей. Банк получил разрешение осуществлять эмиссию надежных векселей. Этот банк США можно назвать первым Центральным банком в Соединенных Штатах.
В этот же период был организован и первый сберегательный институт – Филадельфийское общество сберегательного фонда. В 1817 г. создана Нью-йоркская фондовая биржа.
В 1838 г. в Нью-Йорке был принят Закон о свободной банковской деятельности. В соответствии с этим законом отвечавшие определенным критериям инвесторы имели право объединяться для совместной банковской деятельности. Минимальный размер капитала был установлен в объеме 100000 долл. Этот закон положил начало свободной банковской деятельности в США.
В 1840 г. введен в действие Закон о независимости Казначейства.
В 1842 г. в банковских законов штата Луизиана впервые указано требования по созданию резерва в золотых и серебряных слитках по депозитным обязательством (в размере одной трети суммы выпущенных банкнот и привлеченных депозитов).
В 1853 г. создана Нью-йоркская ассоциация клиринговых палат.
К началу Гражданской войны (1861 г.) в США существовала представленная большим количеством банков развитая банковская система, однако общенациональной денежной единицы не было – каждый банк по соглашению с правительствами штатов самостоятельно выпускал банкноты, которые обменивались на золото и серебро. В военный период, когда были приостановлены платежи в золотых и серебряных слитках, бумажные деньги представляли собой неконвертируемые банкноты, напечатанные обеими воюющими сторонами для финансирования страны.
После окончания войны в 1863 г. был принят Закон о национальных деньгах, позднее переименованный в Закон о национальных банках (1884 г.). Это означало создание национальной банковской системе, которая оставалась неизменной до декабря 1913 г. и обеспечивала федеральное регулирование и лицензирование банков. На базе этого закона сложилась банковская система из коммерческих банков, лицензируемых как на штатном, так и на федеральном уровнях, что сохранилось до нашего времени.
Банковская система США ХХ века нередко рассматривается как пример практического воплощения принципов свободы банковского бизнеса. Действительно, любой человек либо группа лиц, подчиняясь ряду требований, могли учредить эмиссионный банк, а банковский бизнес был открыт для всех на одинаковых условиях. Однако толкование банковской свободы «по-американски» существенно отличалось от более общей ее трактовки в континентальной Европе:
Практически любые тенденции развития системы отделений, ставшие в других странах частью естественной эволюции банковского бизнеса, были однозначно исключены в США. До принятия общенационального банковского законодательства банки находились под юрисдикцией собственных штатов. Банковская фирма, учрежденная в одном штате, не имела возможности распространить свои операции за его пределы – ни через открытые отделения в других штатов, ни каким-либо другим способом.
Эти ограничения в развитие банковской деятельности, сохранившиеся почти до конца ХХ века, означали, что банковская система США на деле была лишена преимуществ как централизированной, так и свободной банковской системы.
Чрезвычайно серьезной проблемой на всем протяжении истории банковского бизнеса в США вплоть до образования ФРС было отсутствие отлаженной системы взаимного погашения (клиринга) банкнот различных банков. Банки штатов не имели отделений в других штатах, однако никакой системы аккумуляции банкнот не существовало. Эту функцию на первых порах, причем довольно успешно, взял на себя первый банк Соединенных Штатов, однако в последствии он обанкротился впоследствии выполнения этой функции.
В 1908 г. была учреждена Национальная комиссия по денежному обращению, призванная следить за ходом начавшегося процесса реформации банковской системы. Комиссия просуществовала четыре года и провела углубленное изучение банковской системы не только Соединенных Штатов, но и основных европейских стран. Опубликованные комиссией материалы послужили основой создания постоянно действующей централизированной организации, которая выпускала бы бумажные деньги на основе залога коммерческих обязательств, действовала бы в качестве кредитора в последней инстанции и, кроме того, контролировала бы денежный рынок через ставку процента и операции на открытом рынке.
Эти предложения были реализованы в 1913 г. при создании Федеральной резервной системы (ФРС), которая по своей структуре отличается от центральных банков европейских стран.
Принципы построения банковской системы США.
Банковская деятельность в США регулирует множество законов. Кроме уже выше упомянутых, значительное влияние на банковское дело оказали:
Законы о реальной процентной ставке и простых для понимания условиях ссуды представляли собой законодательные акты, направленные на защиту потребителей от махинаций кредиторов. Банки были обязаны контролировать соответствие своих действий требованиям закона.
Закон о слиянии банков принимался в качестве поправки к Закону о федеральном страховании депозитов. Он давал законное право соответствующим регулирующим ведомствам санкционировать или отклонять банковские слияния. Министерству юстиции отводилась роль консультанта по оценке соответствия слияний антимонопольному законодательству.
По закону о слиянии банков требовалось ведение финансовых записей и отчетов о нестандартных, необычных финансовых операциях и валютных переводах. Такие отчеты должны были быть использованы в ходе уголовных, налоговых и регулирующих расследований и процедур.
В США банком считается любая организация, выполняющая одну или все из следующих банковских операциях: получение, инкассирование, перевод, оплату, кредитование, инвестирование, расчет операции, обмен и обслуживание (безопасное хранение, доверительное управление, попечительство) денег и заявок на деньги как внутри страны, так и за ее пределами.
В более узком смысле термин «банк» применим к институтам, предоставляющим возможности депонирования средств для широких слоев населения. Такие институты могут быть объединены в две большие группы:
Во вторую группу входят такие институты, как сберегательные банки и кредитные союзы. Их часто называют сберегательными институтами, хотя коммерческие банки имеют сберегательные счета и срочные депозиты.
Банковская система США включает в себя следующие депозитные институты:
Банковские законы штатов разрешают:
Крупной системой некоммерческих штатов, принимающей депозиты, является Система Федеральных банков жилищного кредита (СФБЖК). Она была создана в 1932 г. для обеспечения источников кредитования национальных институтов жилищного кредита. Система связывает ипотечные кредитные институты с рынками капитала путем выпуска консолидированных облигаций и дисконтированных векселей крупного достоинства. Она служит источником вторичной ликвидности для своих членов для удовлетворения потребности в больших или неожиданных выплатах.
Полное банковское обслуживание в наше время включает в себя выполнение разнообразных функций:
Существенной
частью банковской системы Соединенных
Штатов являются иностранные
банки, которые осуществляют свою
деятельность через отделения, агентства,
коммерческие банки, инвестиционные компании
штата Нью-Йорк и корпорации Эджа. Корпорации
Эджа создаются ФРС для проведения международных
операций. Штатные и федеральные банки,
являющиеся филиалами иностранных банков,
обследуются и подлежат надзору со стороны
федеральных и штатных банковских властей
на тех же условиях и принципах, сто и другие
федеральные и штатные банки. Деятельность
иностранных банков на территории США
регулируется Законом
о международных банковских
операциях 1978 г.
Образование Федеральной резервной системы.
Проблемы нестабильности банковской системы Соединенных Штатов, жесткий финансовый кризис 1907 г. усилили настроения в обществе в пользу учреждения Центрального банка страны. Нестабильность банковской сферы усугубляла экономические кризисы и в определенной степени провоцировала их.
К 1908 г. Конгресс США принял Закон Олдрича-Риланда, в соответствие с которым была создана Национальная комиссия по денежному обращению, которая должна была разработать проект организации центрального эмиссионного банка страны. Комиссия провела ряд слушаний по исследоваемому вопросу, организовала специальные исследования банковского дела как в США, так и в зарубежных странах (Англия, Франция, Германия и др.).
23 декабря 1913 г. президент США В. Вильсон подписал Закон о Федеральной резервной системе, основной целью создания которого было образование «банков Федерального резерва, обеспечение устойчивой денежной системы, получение средств переучета ценных бумаг, создание более эффективного надзора за банковским делом в Соединенных Штатах». В основе закона лежала идея равноправного плодотворного сотрудничества федерального правительства, банковских учреждений, бизнесменов, предпринимателей и потребителей в области банковского дела.
В компетенцию ФРС не входит контроль величины банковского кредита, предложения денег и нормы процента: в условиях золотого стандарта (Закон о золотом стандарте принят в 1900 г.) предполагалось, что золотые резервы в банках сами регулируют объем денежной массы.
Организация ФРС началась с создания Организационного комитета, наделявшегося широкими полномочиями. Организационный комитет включал трех главных членов: Министра финансов, Министра сельского хозяйства и Контролера денежного обращения. Организационный комитет должен был определить не менее восьми и не бола двенадцати городов федерального резерва, где размещались бы главные конторы банков Федерального резерва. Такие округа, как указывалось в законе, не должны были обязательно вписываться в границы штатов, но непременно должны отражать обычный порядок ведения дел.
Закон предусматривал возможность последующего изменения округов Федерального резерва, городов, отделений Федеральный резервных банков (ФРБ), контор. Изначально были созданы 12 ФРБ, определены 12 городов и округов Федерального резерва. Границы округов менялись, но незначительно, а города остались те же до настоящего времени. ФРБ располагаются в Нью-Йорке, Бостоне, Ричмонде, Филадельфии, Атланте, Далласе, Сент-Луисе, Миннеаполисе, Канзас-Сити, Сан-Франциско, Кливленде, Чикаго.
Федеральный резервный банк представляет собой корпорацию, т.е. юридическое лицо, созданного в форме акционерного общества. Все банки Федерального резерва создавались с капиталом не менее 4-х млн. долл. паевого подписного капитала. Среди первоначальных пайщиков ФРБ было правительство Соединенных Штатов, однако впоследствии, когда надобность в государственной финансовой поддержке отпала, акции правительства были проданы.
Первоначально
Законом о ФРС не предусматривалась
детальная разработка взаимоотношений
между двенадцатью ФРБ и
С 1914 по 1922 гг. официальные представители ФРБ периодически проводили консультационные встречи и совещания, на которых разрабатывались направления развития денежно-кредитной политики и принимались соответствующие решения. До Великой депрессии отношения внутри страны ФРС оставались напряженными, господствовала идея изоляции правительства от основных финансовых рынков и в целом преобладала тенденция противодействия управлению финансовой системой станы из единого центра. ФРБ удерживали главенствующую роль в ФРС, и контроль за деятельность ФРС был сосредоточен в ФРБ Нью-Йорка, а отнюдь не в Вашингтоне.
До 30-х гг. непрерывный конфликт и конфронтация разъедали отношения между ФРС в Вашингтоне, округ Колумбия, и двенадцатью ФРБ. В рамках общего разработанного плана каждый банк действовал самостоятельно и в интересах своего округа. Эти действия нередко имели противоположное направление и не только не улучшали ситуацию на банковском рынке, а напротив, ухудшали. Постепенно Совет управляющих ФРС стал решающей и наиболее авторитетной структурой в этой организации.
Организационная структура ФРС.
Федеральная резервная система состоит из рабочих органов трех уровней – Совета управляющих ФРС; двенадцати Федеральных резервных банков и банков – членов ФРС. Кроме того, составной частью ФРС являются два комитета: Федеральный комитет открытого рынка (ФКОР) и Федеральный консультационный совет (ФКС).
ФРС – это не центральный банк, а группа банков, двенадцать из которых наделены особыми правами регулирования в отношении других членов группы.
Более того, в количественном отношении членами ФРС являются менее 40% банков США и доля их с каждым годом сокращается.
Однако на долю банков – членов ФРС приходится более 85% активов банковской системы США. Именно это и превращает управляющий системой Федеральный резерв (The Fed) в центральный банк.
Совет управляющих Федеральной резервной системы состоит из 7 членов, назначаемых Президентом США на срок 14 лет. Это единственные должностные лица ФРС, назначаемые президентом. Совет возглавляют председатель и его заместитель.
Председатель Совета управляющих является одновременно по должности:
Основные функции Совет управляющих ФРС:
Совет расположен в Вашингтоне, округ Колумбия.
Федеральный комитет открытого рынка (ФКОР) состоит из членов: 7 человек – управляющие ФРС, члены Совета управляющих.. Они назначаются правительством США с одобрением президента и утверждаются соответствующей сенатской комиссией Конгресс США:
Возглавляет ФКОР председатель Совета управляющих ФРС. На собраниях ФКОР обязаны присутствовать президенты всех ФРБ. Заседания проводятся 8-9 раз в год в зависимости от экономической ситуации, на которых определяется наиболее приемлемая денежно-кредитная политика.
Федеральный консультационный совет (ФКС) образован в 1913 г. по Закону о ФРС как некий координационный орган для связи между банковской сферой и системой управления ФРС. Он состоит из 12 членов – по одному от каждого ФРБ. Собирается 4 раза в год на совместные с Советом управляющих ФРС заседаниях. Совет управляющих не обязан выполнять рекомендации ФКС. Реальной властью ФКС не обладает.
Федеральные резервные банки (ФРБ) имеют 24 филиала в важных промышленных и деловых центрах США. Каждый отдельный банк сам по себе важную роль в проведении определенной Советом управляющих денежно-кредитной политики. Относительная самостоятельность каждого банка не должна противоречить общей направленности действий:
Акционерами ФРБ являются национальные банки – члены ФРС данного округа. Каждый банк – член ФРС обязан приобрести акции ФРБ округа в размере 3% своего уставного капитала и нераспределенной прибыли.
На
основании различных
А. Кредитование депозитных институтов. Так называемое дисконтное окно ФРС доступно любимому депозитному институту, имеющему трансакционные счета и срочные депозиты юридических лиц. Трансакционные счета – чековые счета, НАУ - счета, сберегательные и карточные (дебитные) счета, по которым производится автоматическое списание средств.
В. Равные кредитные возможности. Данная норма – это запрет на дискриминацию при получении кредита по возрасту, рас, цвету кожи, национальному происхождению, полу, социальному статусу, получению дохода из общественных социальных программ.
С. Раскрытие жилищной ипотеки. Данная регулирующая норма требует информации по условиям ипотечных кредитов: потребность (сумма заявок) в кредитах, степени их удовлетворения; условия кредитов; условия сберегательных вкладов; гражданство; уровни дохода по операциям; источники ресурсов для кредитования и т.д.
D. Резервные требования. Правило налагает единые резервные требования на все депозитные институты, имеющие транзакционные счета или наличные срочные депозиты. К таким институтам относятся: коммерческие, сберегательные банки, кредитные союзы, сберегательные и ссудо-сберегательные ассоциации, промышленные банки.
E. Электронные переводы (расчеты). Правило устанавливает права, обязанности и ответственность участников электронных переводов, защиту потреблений, использующих эти системы.
F. Лимитирование межбанковских обязательств. Правило подписывает стандарты ограничения рисков по межбанковским обязательствам. Оно требует от банков, сберегательных ассоциаций, филиалов, банков-нерезидентов с застрахованными депозитами применять и развивать нормы надзора и процедуры оценки и контроля состояния своих банков-корреспондентов.
G. Раскрытие и публикация CRA-соглашений. Правило установлено в соответствии с положением Акта Грэма-Аича-Блайли, который требует сообщения и публичное раскрытие всех условий подписанных соглашений между институтами с застрахованными депозитами или их филиалами с неправительственными институтами или честными лицами, связанные с выполнением требований Акта об общем реинвестировании, т.е. выполняющими общественные работы за счет бюджетных средств.
H. Требования к штатным банкам – членам ФРС. Правило определяет требования к штатным банкам – членам ФРС, описывает привилегии и условия деятельности штатных банков, добровольного выхода из членов ФРС; информирует о регистрации и порядке взаимоотношений с банками, имеющими недостаточный (ниже норматива) капитал; устанавливает стандарты займов под залог имущества.
I. Средства в ФРБ. Правило требует от каждого банка – члена ФРС поддерживать в своем региональном Федеральном резервном банке долю в уставном капитале в установленном размере в процентах от собственного капитала банка – члена.
J. Инкассация (сбор) чеков и переводы средств. Правило установления процедуры, распределение обязанностей и ответственности между ФБР и:
K.Международные банковские операции. Правило регулирует международные операции банков США и операции иностранных банков в США. Под действие этого правила попадает корпорации Эджа, банки США и банковские холдинговые компании. Определяются порядок допуска иностранных банков в США, операции подконтрольных банкам экспортных торговых компаний, практика кредитования банковских холдингов и штатных банков.
L. Внешние связи менеджмента. Правило устраняет ограничения конкуренции между депозитными институтами путем запрещения внешних связей менеджмента: запрет на совмещение должностей в разных институтах, если это не родственные (по совладельцам) компании.
M. Потребительский лизинг. Правило применяется при сдаче в аренду собственности для личного использования на срок более 4 месяцев отдельному лицу, семье или для многосемейного использования.
N. Взаимоотношения с иностранными банками. Это внутренне для ФРС правило. Оно определяет: взаимоотношения и переводы средств между резервными банками и иностранными банками и правительствами, а также описывает роль Совета управляющих в этих отношениях и переводах; специальный надзор со стороны Совета управляющих за этой деятельностью.
O. Кредиты официальным лицам банков – Членов ФРС. Правило ограничивает кредиты, выдаваемые банками – членами ФРС своим директорам, руководителям и основным акционерам; требует сообщать о кредитах, выданных руководству банка в Комитет регулирования финансовых институтов.
H. Неразглашение финансовой информации клиентов. Правило запрещает разглашение непубличной информации по операции клиентов третьим лицам.
Q. Ставка по депозитам. Правило подтверждает запрет Федерального закона банкам – членам ФРС платить проценты по депозитам до востребования или в какой-либо форме материально поощрять владельцев этих депозитов (например, снижением размера платы за обслуживание).
S. Возмещение при проведении финансовых операций. Правило касается выплаты компенсации финансовым институтам, осуществляющим функции финансовых агентов правительства США (индивидуальным предприятиям, малым фирмам и т.п.).
T. Продление дилерами и брокерами кредитов на ценные бумаги. Правило регулирует порядок продления дилерами и брокерами кредитов по операциям с ценными бумагами. Оно распространяется не на банки, а на всех членов национальных бирж ценных бумаг.
U. Продление банками кредитов на ценные бумаги. Правило определяет порядок продления кредитов, выданных на покупку и продажу ценных бумаг.
X. Получатели кредитов на ценные бумаги. Правило распространяется на заемщиков-резидентов США положения правил G, T и U при получении в США или за пределами США кредитов на покупку ценных бумаг.
Y.Банковские холдинговые компании. Правило относится к банковскому и небанковскому расширению банковских холдинговых компаний и запрету на «недоступные банковские займы»; регулирует порядок приобретения банка сторонними инвесторами.
Z. «Правда о займах». Правило определяет порядок и условия, при которых потребительские кредиты могут быть продлены, определяет порядок действий кредитора при рассрочке уплаты процентов более четырех раз; определяет меры воздействия к заемщикам, которые продлевали кредиты более 25 раз, а при залоге собственности – более пяти раз.
AA. Процедура рассмотрения жалоб потребителей. В этом правиле указано, что жалобы потребителей банковских услуг должны направляться в Совет управляющих ФРС, в Вашингтон.
III.
Сравнительный анализ и направления развития
банковских систем России и США.
В банковской системе России в последние годы происходят позитивные изменения. Банковский сектор развивается высокими темпами, и, несмотря на то, что периодически возникают проблемы, они не носят системного характера и по всем основным показателям, характеризующие состояние российских банков, отмечается в целом положительная политика.
Важным шагом в совершенствовании банковской системы России стала отработка и поэтапный переход на международные стандарты финансовой отчетности. Формируется система бюро кредитных историй. Улучшены механизмы взаимодействия Банка России и кредитных организаций в части предоставления им ликвидности.
Говоря о заметных позитивных сдвигах в нашей банковской системе, было ошибочно не заметить ее серьезного отставания от банковской системы многих других стран и от потребностей роста экономики. В частности, совокупные собственные средства (капитал) всех банков России, оцененные по рыночному курсу рубля на конец 2005 года, составляет всего 44 млрд. дол. Это меньше, чем капитал каждого из ведущих банков наиболее развитых стран. Даже если исходить из того, что рыночный курс не в полной мере отражает его реальную покупательную способность в отношении к покупательной способности других валют, в частности доллара, все равно капитализация банковской системы России намного меньше, чем в других ведущих державах Европы, Америки и Азии. То же относится к совокупным активам, кредитам, вклады населения и другим важным показателям банковской системы.
За последние годы российская банковская система достигла впечатляющих результатов увеличения объемов кредитования. Успешно преодолен барьер между банками и реальным сектором экономики, опиравшийся на высокую доходность государственных ценных бумаг, отвлекавших на себя средства, которые могли пойти на кредитование предприятий. Темпы прироста кредитов и других размещенных средств, предоставленных банками нефинансовым организациям, в среднем за последние 5 лет составили примерно 40% в год. Однако даже при таких результатов отношение кредитов к ВВП находится у нас на уровне 20%, в то время как в развитых странах оно как минимум в 4-5 раз больше.
По мнению Ассоциации региональных банков России, правительство РФ и Банк России в 2007-2008 гг. предприняли значительные усилия по повышению доступности государственных денежных ресурсов и развитию рефинансирования для кредитных организаций. Прежде всего, это:
В США за 2005 г. отмечалось небольшое снижение показателя достаточности капитала (отношение капитала к активам, взвешенным с учетом риска).
Важнейшим показателем, характеризующим ситуацию в банковском секторе, является также удельный вес безнадежной ссуды задолженности в общем объеме кредитов. В США этот показатель составляет всего 0,7 %.
Возможность
двойного подчинения (федеральным или
штатным органам регулирования)
В то же время, рост дефицита государственного бюджета и платежного баланса в США, ослабление позиций доллара на валютных рынках и в качестве резервной валюты несут в себе определенные риски глобальной нестабильности.
В 2006 г. на денежном рынке развитых стан отмечалось дальнейшее увеличение процентных ставок по кредитам, связанное с усилением инфляционных тенденций и изменением политики монетарных властей.
Исключением и не является США. Краткосрочные процентные ставки по кредитам в этой стране в первом полугодии 2006 г. выросли в среднем с 3,2% годовых до 5,1%, долгосрочные – с 4,3% до 5,1% годовых.
Министерство финансов США 13 октября 2008 г. представило первые шаги правительственной программы, направленной на спасение американской финансовой системы и оживление экономики.
Временный помощник министра финансов по вопросам финансовой стабильности рассказал о практических шагах, которые будут предприняты в рамках программ. Эти шаги включают в себя:
Одной из общих черт банковских систем России и США являются множество экономических кризисов. Последний большой кризис в США был в конце 80-х гг. прошлого века. В России же последний кризис был в 1991 г. в связи с распадом СССР.
Еще одной из общих черт стоит отметить тот факт, что центральные банки обоих систем формально не принадлежат государству. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ, ФРС – Парламенту США.
Централизованная банковская система США образовалась спустя 70 лет (1913 г.), после того как она образовалась в России (1860 г.). Банковские же системы большинства стран образовались уже к 1975 г.
Если в развитых странах банковские системы создавались на протяжении столетий, и шло постепенное накопление опыта работы в данной сфере, то в нашей стране эту задачу пришлось решать в сжатые сроки. При этом становление российской банковской системы, увеличение числа кредитных институтов происходило в условиях дефицита государственного бюджета, стагнации производства, роста числа убыточных предприятий, нарастания неплатежей, расширения бартерных и других неденежных форм расчетов. За десятилетие произошли основополагающие изменения в отечественном банковском секторе: была сформирована двухуровневая банковская система, включающая Банк России, широкая сеть коммерческих банков и других кредитных организаций, в том числе филиалы и представительства иностранных банков.
Регулирующие функции в отношении банков в России выполняет Банк России, в США эту функцию осуществляет Федеральная резервная система, состоящий из 12 Федеральных резервных банков.
В
США типичными
В России коммерческие банки в своем большинстве являются универсальными. Тенденция к универсализации российских банков вполне объяснима. В условиях неустойчивости российского рынка она позволила банкам покрывать потери, возникшие в одном сегменте деятельности, доходами, полученными в других. Однако в условиях стабильного экономического роста в 2000-е годы коммерческие банки вновь стали приобретать определенную специализацию, для чего универсальные банки стали создавать дочерние структуры.
Распространенным
типом банков в США является безфилиальный
банк. По этой причине банков в США
в настоящее время
В России же за последние два года увеличилось количество филиалов и внутренних структурных подразделений кредитных организаций, таких как дополнительные офисы и кредитно-кассовые центры.
ФРС с момента своего создания значительно отличалась от других центральных банков не только соей уникальной трехступенчатой структурой (Совет управляющих – федеральные резервные банки – банки – члены ФРС), но и многими функциональными особенностями. Она уже в этот период имела большую независимость от казначейства, чем большинство центральных банков, которые часто напрямую подчинялись министерствам финансов. Но основная специфика была связана с системой регулирования денежной массы и ставок процента. ФРС полагалась на такие экономические институты регулирования денежной массы, как норматив обязательных резервов, переучетная ставка, операции на открытом рынке, и редко прибегала к административному контролю.
Сейчас в США уже идет
Заключение.
Банковская система – это форма организации функционирования в стране специализирующих кредитных учреждений, сложившаяся исторически и закрепленная законами, составными элементами которой являются банки и кредитно-финансовые институты.
Высшей ступенью банковской системы является Центральный банк – это орган по проведению денежно-кредитной политики, определяющий количество денег в обращении, регулирующий их; обеспечивающий и защищающий покупательную способность денег, а также создающий нормальные условия функционирования финансовых рынков.
Следующей ветвью банковской системы являются коммерческие банки – это многофункциональные учреждения, оперирующие в различных секторах рынка ссудного капитала. Крупные коммерческие банки предоставляют своим клиентам полный комплекс финансового обслуживания, который включает: кредиты, прием депозитов, расчеты и так далее. Этим они отличаются от специализированных финансовых учреждений, которые обладают ограниченными функциями. Коммерческие банки традиционно играют роль базового звена кредитной системы.
Особенностью банковской системы России является то, что в нашей стране накопление опыта в данной сфере происходило в короткий промежуток времени. За десятилетие произошли основополагающие изменения в отечественном банковском секторе: была сформирована двухуровневая банковская система, включающая Банк России, широкая сеть коммерческих банков и других кредитных организаций, в том числе филиалы и представительства иностранных банков.
Все задачи Банк России решает с помощью созданного при нем Национального банковского совета. Взаимоотношения Банка России с органами государственной власти и органами местного самоуправления направлены на реализацию денежно-кредитной политики и проявляются в том, что Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства и координирует свою политику с Министерством экономики, Министерством Финансов и Правительства в целом.
За
последние годы в банковской системе
России происходят позитивные изменения.
Банковский сектор развивается высокими
темпами; по всем основным показателям,
характеризующие состояние
Важным
шагом в совершенствовании
Но все же существует значительное отставание банковской системы РФ от банковских систем многих стран, что особенно ощущается в последнее время.
Особенность развития банковского сектора США заключается в том, что до последней трети XIX века в стране отсутствовала общенациональная денежная единица, а до 1913 г. и общенациональная банковская система. Это приводило к череде крупных и мелких финансовых кризисов, дезорганизующих всю экономику и тормозящих развитие страны.
Объективная потребность в централизации банковского сектора, входившая в противоречие со стремлением отдельных штатов к возможно более полной независимости от правительства, привела к созданию Федеральной резервной системы. Участниками ФРС в обязательном порядке стали банки, имевшие национальные банки, а имевшие штатные банки могли входить в ФРС по желанию. Роль центрального банка в ФРС выполняют двенадцать Федеральных резервных банков, принадлежавшие банкам – членам ФРС. ФРС состоит также из Совета управляющих, Федерального комитета открытого рынка и Федерального консультационного совета.
На
основании различных
Возможность двойного подчинения (федеральным или штатным органам регулирования), чрезмерная зарегулированность деятельности сказывают отрицательное воздействие на банковскую деятельность как способ ведения бизнеса, обеспечивая рост, развитие и огромное влияние американского банковского сектора в мире в основном через общее экономическое влияние США как мировой державы.
Также
на денежном рынке развитых стан отмечается
увеличение процентных ставок по кредитам,
связанное с усилением
В тоже время отмечалось небольшое снижение показателя достаточности капитала (отношение капитала к активам, взвешенным с учетом риска) и удельный вес безнадежной ссуды задолженности в общем объеме кредитов минимален.
Между банковскими системами России и США есть немного общего: обе системы пережили достаточно много экономических кризисов, и их центральные банки формально не принадлежат государству, но подотчетно органам власти. Эти системы различны по организационной структуре и по методам ведения денежно-кредитной политики.
По мнению экспертов, проблемы американской экономики могут сказаться на России только в том случае, если угроза рецессии в США вызовет замедление темпов роста в Китае. Но данный сценарий рассматривается как не особенно вероятный. Согласно прогнозам Всемирного банка, высокий экономический рост в Китае послужит «подушкой безопасности» для смягчения последствий замедления роста мировой экономики.
Ожидаемое
улучшение ситуации в США в 2009
году может оказаться иллюзией. По
мнению ряда экспертов, следующий год
станет для экономики США самым болезненным.
В настоящее время главные риски лежат
в турбулентности на фондовых рынках,
угрозе всплеска инфляции и проблемах
на рынке труда.
Список литературы.