Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2011 в 20:57, реферат
Основы банковского права теперь нужно знать не только юристу, где бы он ни работал, но и руководителю предприятия, менеджеру, работнику налоговых служб. Иметь хотя бы общее представление об основах банковского права необходимо любому активно действующему в сфере экономики гражданину. И конечно же, знать и глубоко анализировать нормы банковского права должен юрист, связывающий свою профессиональную деятельность с банком. Ведь от его умения и знания во многом зависит благополучие банка. И наоборот, ошибки и незнание юриста могут привести к крупным финансовым потерям.
1.Введение…………………………………………………….3
2.Понятие и состав банковских правоотношений………….4
3.Объекты банковских правоотношений……………………9
4.Субъекты банковских правоотношений………………….11
5.Субъективные права и обязанности………………………17
6.Список литературы………………………………………...
Например,
объекты банковского
Вместе с тем и общий объект - банковская деятельность - в законодательстве четко не определен. По крайней мере в ст. 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" только перечисляются банковские операции и банковские сделки, но не приводится определение банковской деятельности. На практике это вызывает некоторые трудности, например, при определении финансовых результатов в связи с определением состава затрат, включаемых в себестоимость.
3. Субъекты банковских правоотношений
Банковская деятельность регулируется по преимуществу гражданским и банковским правом. Некоторые основополагающие отношения между Банком России и органами государственной власти регулируются Конституцией Российской Федерации.
Банк России и кредитные организации - это основные субъекты банковских правоотношений. В некоторых случаях субъектами правоотношений являются участники кредитных организаций (создание, реорганизация, финансовое оздоровление, прекращение и ликвидация кредитной организации).
Клиенты кредитных организаций, акционеры и вкладчики, как правило, являются субъектами гражданско-правовых отношений. Банковское право регулирует банковские операции и взаимосвязанные со спецификой банковской деятельности сделки в той части, в которой это связано с осуществлением банковских технологий.
Вкладчик или другое лицо, которое пользуется банковскими услугами, не является субъектом банковских правоотношений. Вкладчикам не предоставлено право проверять, как ведется бухгалтерский учет в банке, в том числе и по его собственному вкладу, правильно ли оформляются и учитываются банковские операции, соблюдаются ли банком соответствующие экономические нормативы, которые касаются именно вкладчиков. Вкладчик не знает и не имеет права требовать от банка предоставления информации о том, как банк управляет рисками, какие информационные продукты он использует, куда размещает привлеченные денежные средства.
Возможности
вкладчика сводятся только к тому,
что непосредственно связано
с заключением гражданско-
На этот
счет имеется нормативный акт
Банка России, устанавливающий перечень
информации, которая должна предоставляться
кредитной организацией по требованию
вкладчика. Указание ЦБР от 27 марта
1998 года № 192-У "О дополнительных
мерах по защите интересов вкладчиков
банков" предусматривает, что "кредитные
организации предоставляют
В случае
составления положительного аудиторского
заключения в его итоговой части
делается запись: "Проверенная годовая
бухгалтерская отчетность во всех существенных
аспектах подготовлена в соответствии
с законодательством и
В случае
составления положительного заключения
с оговорками в его итоговой части
делается запись: "Проверенная годовая
бухгалтерская отчетность с учетом
внесенных изменений во всех существенных
аспектах подготовлена в соответствии
с законодательством и
В соответствии
с п. 2.8 цитируемого Указания запись
должна содержать также изложение
установленных в ходе проверки других
существенных нарушений. Аудиторская
фирма (аудитор) заверяет своей печатью
и подписью руководителя фирмы (уполномоченного
лица) каждый лист форм указанной бухгалтерской
отчетности (баланса и отчета о
прибылях и убытках кредитной
организации). Отчетность, составленная
для публикации, сопровождается аналогичной
записью, которая заверяется печатью
и подписью руководителя фирмы (уполномоченного
лица). При наличии существенных
нарушений по любому вопросу, входящему
в состав аудиторской проверки, не
позволяющих дать ни положительное,
ни положительное с оговорками заключение,
аудиторская фирма (аудитор) готовит
отрицательное заключение. Отсутствие
печати и подписи аудитора свидетельствует
о неподтверждении
Банки
обязаны предоставлять
Кроме того, банки вправе представлять отчеты о прибылях и убытках, а также аудиторское заключение за периоды внутри текущего года. Установлены также сроки обновления информации. Предусматривается также, что кредитные организации вправе раскрывать информацию о своей деятельности через страницу Банка России в сети Интернет, а также иными способами, обеспечивающими доступность информации неограниченному кругу лиц.
Банк России при получении от кредитной организации письма, содержащего согласие на раскрытие информации, размещает ее на странице Банка России в сети Интернет.
В случае невыполнения банками требований по предоставлению информации, перечисленной в п. 6.1 цитируемого Указания, к ним применяются меры воздействия в соответствии со ст. 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". П. 8 Указания предусматривает, что п. 4 Указания действует до вступления в силу федерального закона о страховании вкладов физических лиц, предусмотренного ст. 38 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", если иное не будет установлено нормативными актами Банка России, но не далее 1 января 2000 года.
Теперь допустим, что какое-либо требование Указания нарушено, и вкладчик обращается с жалобой в Банк России. Какие правоотношения возникают в этом случае между Банком России и кредитной организацией? Обязан ли Банк России разрешить спор между вкладчиком и кредитной организацией?
Согласно п. 2 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации "защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд". Но Банк России не наделен правом осуществлять защиту гражданских прав в административном порядке. Кроме того, как уже говорилось, его нормативные акты не являются нормативными актами административного права.
Следовательно,
обращение вкладчика с жалобой
в Банк России никаких административно-
Вместе с тем, получив жалобу от вкладчика, Банк России в соответствии с действующим законодательством не обязан проводить проверки по жалобам физических и юридических лиц с последующим предоставлением им информации и не имеет полномочий на проведение таких проверок.
Если допустить, что по поступившей жалобе Банк России назначит проверку с целью защитить права конкретного вкладчика, то в этом случае он должен будет взять письменное объяснение по данному факту от кредитной организации. Но если Банк России отберет письменное объяснение, то в таком случае возникнет юридическое дело и он должен будет решить спор между кредитной организацией и вкладчиком по конкретному делу. Однако попытка решения такого спора могла бы означать, что Банк России нарушает требования п. 2 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, где говорится, что защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.
Значит ли это, что Банк России должен оставить без внимания жалобу вкладчика и порекомендовать ему обратиться в суд?
Думается, что Банк России обязан лишь дать ответ вкладчику о том, что такого рода споры решаются в судебном порядке. Но поскольку Банк России ответствен за банковский надзор, то, стало быть, он обязан проверить поступившую жалобу на предмет выполнения кредитной организацией требований Указания Банка России.. Поводом к возникновению надзорного правоотношения в такого рода случаях является жалоба вкладчика, но правоотношение возникает не между Банком России и обратившимся к нему вкладчиком, а между Банком России и проверяемой им в порядке надзора кредитной организацией.
4. Субъективные права и обязанности
Субъективное право - это право, которое принадлежит субъекту как участнику правоотношения.
Субъективное право включает три правомочия:
а) право на собственные действия;
б) право потребовать от другой стороны в правоотношении исполнения ею обязанностей;
в) право на защиту своего нарушенного субъективного права.
В банковском правоотношении каждая из сторон имеет свои права и обязанности.
Банк
России имеет право потребовать
от кредитной организации, чтобы
кредитная организация