Банковские правоотношения и их виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2011 в 20:57, реферат

Описание работы

Основы банковского права теперь нужно знать не только юристу, где бы он ни работал, но и руководителю предприятия, менеджеру, работнику налоговых служб. Иметь хотя бы общее представление об основах банковского права необходимо любому активно действующему в сфере экономики гражданину. И конечно же, знать и глубоко анализировать нормы банковского права должен юрист, связывающий свою профессиональную деятельность с банком. Ведь от его умения и знания во многом зависит благополучие банка. И наоборот, ошибки и незнание юриста могут привести к крупным финансовым потерям.

Содержание

1.Введение…………………………………………………….3
2.Понятие и состав банковских правоотношений………….4
3.Объекты банковских правоотношений……………………9
4.Субъекты банковских правоотношений………………….11
5.Субъективные права и обязанности………………………17
6.Список литературы………………………………………...

Работа содержит 1 файл

реферат по б.праву 44444.docx

— 30.75 Кб (Скачать)

Например, объекты банковского правоотношения и налогового правоотношения тесно  связаны между собой, но по своей  природе они различны. И эти  различия в значительной степени  обусловлены предметом правового  регулирования в банковском праве  и спецификой объекте: банковских правоотношений. В налоговом праве применяются  административно-правовой метод регулирования  и санкции административного  права. В банковском праве, как уже  говорилось, применяются совершенно другие санкции.

Вместе  с тем и общий объект - банковская деятельность - в законодательстве четко не определен. По крайней мере в ст. 5 Федерального закона "О  банках и банковской деятельности" только перечисляются банковские операции и банковские сделки, но не приводится определение банковской деятельности. На практике это вызывает некоторые  трудности, например, при определении  финансовых результатов в связи  с определением состава затрат, включаемых в себестоимость.

3. Субъекты банковских правоотношений

Банковская  деятельность регулируется по преимуществу гражданским и банковским правом. Некоторые основополагающие отношения  между Банком России и органами государственной  власти регулируются Конституцией Российской Федерации.

Банк  России и кредитные организации - это основные субъекты банковских правоотношений. В некоторых случаях  субъектами правоотношений являются участники  кредитных организаций (создание, реорганизация, финансовое оздоровление, прекращение  и ликвидация кредитной организации).

Клиенты кредитных организаций, акционеры  и вкладчики, как правило, являются субъектами гражданско-правовых отношений. Банковское право регулирует банковские операции и взаимосвязанные со спецификой банковской деятельности сделки в той  части, в которой это связано  с осуществлением банковских технологий.

Вкладчик  или другое лицо, которое пользуется банковскими услугами, не является субъектом банковских правоотношений. Вкладчикам не предоставлено право  проверять, как ведется бухгалтерский  учет в банке, в том числе и  по его собственному вкладу, правильно  ли оформляются и учитываются  банковские операции, соблюдаются ли банком соответствующие экономические  нормативы, которые касаются именно вкладчиков. Вкладчик не знает и  не имеет права требовать от банка  предоставления информации о том, как  банк управляет рисками, какие информационные продукты он использует, куда размещает  привлеченные денежные средства.

Возможности вкладчика сводятся только к тому, что непосредственно связано  с заключением гражданско-правового  договора банковского вклада и в качестве юридической гарантии этого указано в ст. 8 "Предоставление информации о деятельности кредитной организации" Федерального закона от 3 февраля 1996 года № 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР", в которой говорится, что "при осуществлении банковских операций кредитная организация обязана по требованию физического или юридического лица предоставить лицензию на осуществление банковских операций, информацию о своей финансовой отчетности (бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках) и аудиторское заключение за предыдущий год, а также ежемесячные бухгалтерские балансы за текущий год. За введение физических и юридических лиц в заблуждение путем непредоставления информации либо предоставления недостоверной или неполной информации кредитная организация несет ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами".

На этот счет имеется нормативный акт  Банка России, устанавливающий перечень информации, которая должна предоставляться  кредитной организацией по требованию вкладчика. Указание ЦБР от 27 марта 1998 года № 192-У "О дополнительных мерах по защите интересов вкладчиков банков" предусматривает, что "кредитные  организации предоставляют заинтересованным лицам информацию о своей деятельности в порядке, установленном пунктами 6.1 и 6.2 данного Указания, а именно банки в местах своей работы по приему и выдаче средств физическим лицам предоставляют для общего обзора в целом по банку следующую  информацию: а) копии лицензий Банка  России на осуществление банковских операций, а также адрес (не менее  одного адреса в населенном пункте), по которому заинтересованное лицо может  получить для ознакомления: бухгалтерский  баланс по счетам 2-го порядка, составленный по форме № 101 Указания Банка России от 24 октября 1997 года № 7-У "О порядке  составления и представления  отчетности кредитными организациями  в Центральный банк Российской Федерации" (в тыс. рублей); б) отчет о прибылях и убытках по форме № 102, в) агрегированный балансовый отчет (форма № 113, графа А и графа 2 без указания ее наименования) (в тыс. рублей); г) агрегированный отчет о прибылях и убытках по форме № 114 (графа А и графа 2 без указания ее наименования) (в тыс. рублей); д) аудиторское заключение с указанием названия аудиторской фирмы и номера лицензии Банка России на осуществление аудиторской деятельности в соответствии с пунктами 4.6 и 4.7 Положения Банка России от 23 декабря 1997 года № 10-П "О порядке составления и представления в Банк России аудиторского заключения по результатам проверки деятельности кредитной организации за год".

В случае составления положительного аудиторского заключения в его итоговой части  делается запись: "Проверенная годовая  бухгалтерская отчетность во всех существенных аспектах подготовлена в соответствии с законодательством и нормативными актами, регулирующими порядок ведения  бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, и принятыми принципами ведения бухгалтерского учета. Достоверность  баланса и отчета о прибылях и  убытках подтверждена". Аудиторская  фирма (аудитор) заверяет своей печатью  и подписью руководителя фирмы (уполномоченного  лица) каждый лист форм указанной бухгалтерской  отчетности (баланса и отчета о  прибылях и Убытках кредитной  организации). Отчетность, составленная для публикации, сопровождается аналогичной  записью, которая заверяется печатью  и подписью руководителя фирмы (уполномоченного  лица).

В случае составления положительного заключения с оговорками в его итоговой части  делается запись: "Проверенная годовая  бухгалтерская отчетность с учетом внесенных изменений во всех существенных аспектах подготовлена в соответствии с законодательством и нормативными актами, регулирующими порядок ведения  бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, и принятыми принципами ведения бухгалтерского учета".

В соответствии с п. 2.8 цитируемого Указания запись должна содержать также изложение  установленных в ходе проверки других существенных нарушений. Аудиторская  фирма (аудитор) заверяет своей печатью  и подписью руководителя фирмы (уполномоченного  лица) каждый лист форм указанной бухгалтерской  отчетности (баланса и отчета о  прибылях и убытках кредитной  организации). Отчетность, составленная для публикации, сопровождается аналогичной  записью, которая заверяется печатью  и подписью руководителя фирмы (уполномоченного  лица). При наличии существенных нарушений по любому вопросу, входящему  в состав аудиторской проверки, не позволяющих дать ни положительное, ни положительное с оговорками заключение, аудиторская фирма (аудитор) готовит  отрицательное заключение. Отсутствие печати и подписи аудитора свидетельствует  о неподтверждении достоверности  представленной аудитору отчетности. По завершении аудиторской проверки, проведенной аудиторской фирмой (аудитором), аудиторское заключение в целом подписывается руководителем  фирмы или уполномоченным им лицом, заверяется печатью аудиторской  фирмы и датируется[Положение  Банка России от 23 декабря 1997 года № 10-П "О порядке составления  и представления в Банк России аудиторского заключения по результатам  проверки деятельности кредитной организации за год".

Банки обязаны предоставлять указанную  информацию за следующие периоды: бухгалтерский  баланс и агрегированный балансовый отчет - за месяц, предшествующий текущему, Сбербанк РФ - в течение двух последних  месяцев, но не позднее 10-го числа второго  месяца; отчет о прибылях и убытках  и агрегированный отчет о прибылях и убытках - за год, предшествующий текущему; аудиторское заключение - за год, предшествующий текущему.

Кроме того, банки вправе представлять отчеты о прибылях и убытках, а также  аудиторское заключение за периоды  внутри текущего года. Установлены  также сроки обновления информации. Предусматривается также, что кредитные  организации вправе раскрывать информацию о своей деятельности через страницу Банка России в сети Интернет, а  также иными способами, обеспечивающими  доступность информации неограниченному  кругу лиц.

Банк  России при получении от кредитной  организации письма, содержащего  согласие на раскрытие информации, размещает ее на странице Банка России в сети Интернет.

В случае невыполнения банками требований по предоставлению информации, перечисленной  в п. 6.1 цитируемого Указания, к  ним применяются меры воздействия  в соответствии со ст. 75 Федерального закона "О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)". П. 8 Указания предусматривает, что п. 4 Указания действует до вступления в силу федерального закона о страховании  вкладов физических лиц, предусмотренного ст. 38 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", если иное не будет установлено нормативными актами Банка России, но не далее 1 января 2000 года.

Теперь  допустим, что какое-либо требование Указания нарушено, и вкладчик обращается с жалобой в Банк России. Какие  правоотношения возникают в этом случае между Банком России и кредитной  организацией? Обязан ли Банк России разрешить  спор между вкладчиком и кредитной  организацией?

Согласно  п. 2 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации "защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных  законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в  суд". Но Банк России не наделен правом осуществлять защиту гражданских прав в административном порядке. Кроме того, как уже говорилось, его нормативные акты не являются нормативными актами административного права.

Следовательно, обращение вкладчика с жалобой  в Банк России никаких административно-правовых отношений не порождает.

Вместе  с тем, получив жалобу от вкладчика, Банк России в соответствии с действующим  законодательством не обязан проводить  проверки по жалобам физических и  юридических лиц с последующим  предоставлением им информации и  не имеет полномочий на проведение таких проверок.

Если  допустить, что по поступившей жалобе Банк России назначит проверку с целью  защитить права конкретного вкладчика, то в этом случае он должен будет  взять письменное объяснение по данному  факту от кредитной организации. Но если Банк России отберет письменное объяснение, то в таком случае возникнет  юридическое дело и он должен будет  решить спор между кредитной организацией и вкладчиком по конкретному делу. Однако попытка решения такого спора  могла бы означать, что Банк России нарушает требования п. 2 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, где  говорится, что защита гражданских  прав в административном порядке  осуществляется лишь в случаях, предусмотренных  законом.

Значит  ли это, что Банк России должен оставить без внимания жалобу вкладчика и  порекомендовать ему обратиться в суд?

Думается, что Банк России обязан лишь дать ответ  вкладчику о том, что такого рода споры решаются в судебном порядке. Но поскольку Банк России ответствен за банковский надзор, то, стало быть, он обязан проверить поступившую  жалобу на предмет выполнения кредитной  организацией требований Указания Банка  России.. Поводом к возникновению  надзорного правоотношения в такого рода случаях является жалоба вкладчика, но правоотношение возникает не между Банком России и обратившимся к нему вкладчиком, а между Банком России и проверяемой им в порядке надзора кредитной организацией.

4. Субъективные права и обязанности

Субъективное  право - это право, которое принадлежит  субъекту как участнику правоотношения.

Субъективное  право включает три правомочия:

а) право  на собственные действия;

б) право  потребовать от другой стороны в  правоотношении исполнения ею обязанностей;

в) право  на защиту своего нарушенного субъективного  права.

В банковском правоотношении каждая из сторон имеет  свои права и обязанности.

Банк  России имеет право потребовать  от кредитной организации, чтобы  кредитная организация проводила  конкретную банковскую операцию в соответствии с требованиями банковских законов  и, кроме того, в соответствии с  банковскими правилами, установленными Банком России. Кредитная организация  обязана выполнять все требования Банка России проводить операции должным образом (делать соответствующие проводки в бухгалтерском учете, правильно оформлять бухгалтерские документы, нарушать при этом экономические нормативы и т. д.).

Информация о работе Банковские правоотношения и их виды