Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 15:06, реферат
Эффективное функционирование банковской системы - необходимое условие
развития рыночных отношений в России, что объективно определяет ключевую
роль центрального банка в регулировании банковской деятельности. Поиск
действенных форм и методов денежно-кредитного регулирования экономики
предполагает изучение и обобщение накопленного в этой области опыта стран с
рыночной экономикой.
правительством (правил, обязывающих центральный банк поддерживать
фискальную политику), можно попытаться это сделать. Результаты одного из
проведенных исследований степени независимости центральных банков с
использованием этих показателей свидетельствуют о наличии сильной
взаимосвязи между политической независимостью центрального банка и низким
уровнем инфляции.
Результаты исследований подобного рода позволяют считать, что
независимость центрального банка в целом определяется следующими факторами:
. Независимость от правительственных органов. Это условие является
обязательным. Если центральный банк обязан выполнять указания
правительственных органов, то он не сможет поддерживать стабильность цен,
поскольку будет испытывать давление со стороны правительства;
. Личная независимость членов органов управления центрального банка.
Независимость
органов управления
в том случае, если они назначаются на достаточно длительный срок. В
случае их повторного назначения возникает опасность уменьшения степени их
личной независимости;
. Юридический статус банка, который определяется, в частности,
возможностями внесения изменений в устав (закон) центрального банка. Чем
сложнее внести изменения в устав, тем надежнее обеспечивается
независимость центрального банка.
Важным фактором, определяющим возможности центрального банка
поддерживать стабильность цен, являются сложившиеся взаимоотношения с
государственными органами власти. Регулярные контакты между представителями
центрального банка и государственных органов власти повышают степень
доверия последних к действиям центрального банка и способствуют достижению
им главной цели - обеспечения стабильности цен. Таким образом, выполнению
данной задачи может содействовать периодически представляемая парламенту
отчетность центрального банка о своей деятельности.
Степень независимости центрального банка от исполнительной власти в
разных странах неодинакова. Считается, что наибольшей независимостью в
проведении денежно-кредитной политики обладает центральный банк Германии
Бундесбанк, чья независимость предусмотрена в Законе о Бундесбанке (1957
г.). При реализации стоящих перед ним задач Бундесбанк обязан поддерживать
экономическую политику правительства, однако не зависит от его указаний.
Бундесбанк обязан выступать в качестве советника правительства по важнейшим
вопросам денежно-кредитной политики и предоставлять ему необходимую
информацию. В то же время члены правительства имеют право участвовать в
работе Центрального совета Бундесбанка - его коллективного руководящего
органа. Они не имеют права голоса, однако могут предлагать вопросы для
обсуждения на Совете и вносить предложения; по их требованию решение Совета
может быть отложено на 2 недели. Президент Бундесбанка в случае
необходимости может быть вызван на заседания федерального правительства.
При принятии
решений по вопросам денежно-
обладает полной автономией, что возможно до тех пор, пока его действия не
будут идти вразрез с направлениями кредитно-финансовой политики
правительства.
Довольно высокой степенью независимости от исполнительной власти
располагает ФРС США - ее решения не подлежат ратификации со стороны
президента или правительственных структур. Вместе с тем ФРС несет
ответственность перед Конгрессом США за проводимую ею денежно-кредитную
политику. Все назначения в Совет управляющих ФРС, включая назначения
председателя и вице-председателя из числа членов Совета, осуществляются
президентом с согласия сената. С учетом этого, а также с учетом координации
проводимой ФРС и правительством политики данная система может быть
охарактеризована как «независимая внутри правительства».
Одним из
наименее независимых
Взаимоотношения между ним и государством регулируются Законом о Банке
Англии (1946 г.), на основании которого Банк стал государственным. В
соответствии с этим Законом Казначейство имеет право существенно влиять на
деятельность Банка Англии. В области денежно-кредитной политики Банк Англии
наделен только консультативной функцией. В задачу руководящего органа
-Правления Банка Англии - входит координация вопросов денежно-кредитной
политики с министерством финансов (Казначейством), глава которого формально
ответственен за принятие решений в этой сфере и подотчетен парламенту.
Таким образом, Банк Англии находится под контролем Казначейства, которое
уполномочено давать центральному банку рекомендации после предварительных
консультаций с ним. В этом заключается своеобразие взаимоотношений
Казначейства и центрального банка.
Подобно
Банку Англии Банк Италии
от правительства при проведении денежно-кредитной политики. Административно
он подчинен Казначейству и должен следовать рекомендациям созданного при
последнем Межминистерского комитета по кредитам и сбережениям. Банк Италии
выступает как правительственный консультант.
Таким образом,
в странах, для которых
и сильная политическая власть, центральный банк обычно юридически более
зависим от правительства.
В федеративных же государствах центральный банк пользуется гораздо
большей самостоятельностью. Кроме того, в федеративных государствах четко
прослеживается стремление должным образом представить интересы регионов в
руководящих органах центрального банка.
Различная
степень независимости
Великобритании, Италии от правительств коррелирует с темпами инфляции в
этих странах. В упомянутом исследовании проф. А.Алесины указано, что за
1973 -1986 гг. самые низкие среднегодовые темпы инфляции в группе из 17
государств отмечались в Германии и США, а самые высокие - в Италии и
Великобритании.
Разумеется,
в идеале центральный банк
должен быть достаточно
и влиятельным учреждением, которое, с одной стороны, осуществляет денежно-
кредитное регулирование на основе закрепленных законом его полномочий, а с
другой стороны, обеспечивает надежность и стабильное функционирование
кредитно-банковской системы. Однако в реальных условиях независимость
многих центральных банков оказывается ограниченной - в частности, в
результате конфликтов, возникающих из-за противоречий между декларируемыми
правительством задачами экономической политики и необходимостью поддержания
стабильности национальной денежной единицы, которую призван обеспечивать
центральный банк. Практика показывает, что конфликт подобного рода удается
урегулировать путем довольно формальных переговоров между правительством и
центральным банком
без применения «силовых» методов.
1.3. Функции
центральных банков
Среди
многообразных функций
основные, без которых невозможно выполнение главной задачи центрального
банка - сохранение стабильности национальной денежной единицы, - и
дополнительные, соответствующие решению этой задачи.
Основные функции, осуществляемые всеми без исключения центральными
банками, разделяются на регулирующие, контрольные и обслуживающие.
К регулирующим функциям относятся:
. управление совокупным денежным оборотом;
. регулирование денежно-кредитной сферы;
. регулирование
спроса и предложения на
Контрольные функции включают в себя:
. осуществление контроля за функционированием кредитно-банковской системы;
. проведение валютного контроля.
Обслуживающие функции заключаются в:
. организации
платежно-расчетных отношений
. кредитовании банковских учреждений и правительства;
. выполнении центральным банком роли финансового агента правительства.
Важнейшей регулирующей функцией, присущей всем без исключения
центральным банкам, является разработка и проведение денежно-кредитной
политики.
Характер
проводимой центральным
многом зависит от степени его независимости от правительства, которая может
быть большей или меньшей, но никогда не является абсолютной. Например,
целевые ориентиры изменения агрегатов денежной массы обычно определяются
непосредственно центральными банками. В то же время ни один центральный
банк не может самостоятельно, без участия государства, установить тот или
иной валютный режим.
С другой
стороны, отмечаемые в
кредитной сфере способствовали усилению независимости центральных банков.
Так, имевшие место процессы либерализации движения капиталов и
дерегулирования привели к повышению значения рыночных инструментов и
уменьшению роли административных методов регулирования. Это, в свою
очередь, вызвало свертывание регламентирующих процедур и в определенной
степени укрепило
независимость центральных
Разработка
и проведение денежно-
. определение
направлений развития денежно-
. выбор основных
инструментов денежно-
. создание и
ведение статистической базы
данных по денежной массе,