Банковская система Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 17:40, курсовая работа

Описание работы

Банковская система является формой организации функционирования в стране специализированных кредитных учреждений, сложившейся исторически и закрепленной законодательством. Как денежная и финансовая системы, банковская система имеет национальные черты, она формируется и преобразуется под влиянием целого комплекса факторов, характерных для данного региона: природные и географические условия, климат, национальный состав населения, его занятия и промыслы, контакты с соседями, торговые пути и др.

Содержание

1. Введение
2. Федеральная резервная система США
 История зарождения федеральной резервной системы США
 Совет управляющих
 Федеральные резервные банки
 Банки-члены федеральной резервной системы
 Федеральный комитет по операциям на открытом рынке
 Федеральный консультационный совет
 Независимость федеральной резервной системы
 Роль федеральной резервной системы в правительстве
3. Банковская система Японии
 Возникновение банковской системы
 Отличия формирования банковской системы Японии
 Центральный банк Японии
 Функции банка Японии
 Денежно-кредитное регулирование
 Коммерческие банки
 Прочие банковские институты
 Иностранные банки

Работа содержит 1 файл

Характерстика международных банковских систем.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

   ФКООР состоит из 7 членов Совета управляющих и 5  президентов  резервных банков. Президент  Федерального  резервного  банка  Нью-Йорка  является  его постоянным членом. Другие президенты служат по одному году  попеременно.  По закону президенты всех резервных банков должны участвовать в обсуждениях  на собраниях комитета, выдвигать свои предложения, но  голосовать  имеют  право только 5 президентов являющихся его членами. ФКООР по закону  самостоятельно определяет свою внутреннюю организацию и по традиции  избирает  председателя Совета управляющих своим председателем и президента Федерального  резервного банка Нью-Йорка своим вице-председателем. Официальные встречи  проводятся  8 раз в год в Вашингтоне. Телефонные консультации и другие встречи  проводятся

по мере необходимости.

 

Федеральный консультационный совет

   ФРС пользуется услугами различных консультационных и  рабочих  комитетов  для выполнения различных его обязанностей. Одним из таких  органов  является Федеральный консультационный  совет.  Он  состоит  из  12  членов  (обычно коммерческих  банкиров),  то  есть  по  одному   из   каждого   Федерального резервного округа. По закону Федеральный консультационный совет  встречается 4  раза  в  год  с  Советом  управляющих   в   Вашингтоне   для   обсуждения экономических и банковских вопросов.

 

Независимость федеральной резервной системы

 

   В проведении кредитно-денежной политики ФРС  является  независимой.  Это заключается в том, что ее кредитно-денежная политика  не  подлежит  контролю со  стороны  Главного   бухгалтерского   управления,   решения   Федеральной резервной системы не подлежат  ратификации  со  стороны  президента  или  со стороны любого работника из отдела правительства. Но хотя ФРС  находится  на особом  положении  по  отношению  к  федеральному  правительству,   она   не изолирована  от  воздействия  со  стороны   исполнительных   законодательных органов власти. Так, президент страны назначает  управляющих  ФРС,  а  также председателя  и  заместителя   председателя   Совета   управляющих   ФРС   с последующим утверждением этих назначений Сенатом. Председатель ФРС и  другие члены Совета управляющих проводят частые  встречи  с  министром  финансов  и другими  представителями  исполнительных  органов  власти   для   обсуждения вопросов  экономической  и  финансовой  политики.  Также  часто   проводятся встречи между высокопоставленными членами Совета управляющих и  сотрудниками Министерств  финансов  для  обсуждения  вопросов,  представляющих   взаимный интерес.

   Председатель и другие члены Совета ФРС часто выступают  в  Конгрессе  по вопросам политики и операций Федеральной резервной  системы.  ФРС  регулярно представляет в  Конгресс  различные  отчеты  и  отвечает  на  многочисленные запросы конгрессменов.

   Кроме  того,  ФРС  обязана  предоставлять  общественности   значительное количество сведений о проводимых ею  политике  и  операциях.  Она  постоянно подвергается проверками со стороны общества. Совет управляющих  ФРС,  как  и другие  правительственные  ведомства,  должен,  за   немногим   исключением, проводить  свои  совещания  открыто  в  целях   участия   общественности   в предлагаемых распоряжениях Совета. Совет управляющих ФРС обязан  еженедельно опубликовывать данные  своего  баланса  и  другие  сведения  по  принимаемым решениям в течение достаточно короткого периода.

 

 

Роль федеральной резервной системы в правительстве

Известно, что США имеют независимый центральный банк. Это верно в том смысле, что решения Федеральной резервной системы не подлежат ратификации со стороны президента или со стороны любого работника из отдела правительства. Но ФРС несет ответственность перед Конгрессом, а, следовательно, и всем народом за свою политику. Все назначения в совет управляющих ФРС, включая и назначение председателя и вице-председателя из числа членов Совета, осуществляются президента с согласия Сената. В силу этих обстоятельств и учитывая, что ФРС действует в рамках общих целей экономической и финансовой политики, проводимой правительством, было бы точнее охарактеризовать эту Систему как " независимую внутри правительства".

ФРС поддерживает постоянные контакты с другими группами внутри правительства, определяющими политику. Полноправным представителем ФРС является председатель Совета управляющих. Он выступает перед соответствующими комитетами Конгресса с отчетами о политике ФРС, о точке зрения Системы на состояние экономики, финансов и по другим вопросам. По Акту о полной занятости и сбалансированном росте от 1978 года дважды в год он представляет сенатскому Комитету по банковскому делу, жилищным вопросам и городскому хозяйству, а также Комитету палаты представителей по банковским делам, финансам и вопросам городского хозяйства цели Системы в финансовой и кредитно-денежной политике, прогнозы относительно экономической деятельности, анализ взаимосвязи между денежно-кредитными и экономическими целями и политикой администрации и Конгресса. Время от времени председатель периодически встречается с президентом США, проводит регулярные совещания с министром финансов и председателем Совета экономических консультантов. Председателя часто приглашают поработать в общеправительственных органов, таких как Комитет по отмене вмешательства государства в дела депозитарных учреждений. Кроме деятельности внутри страны, председатель Совета управляющих является членом Национального совещательного совета по международным денежным и финансовым проблемам при правительстве США, куда входят руководители других соответствующих агентств США, председатель является также заместителем представителя США в Международном валютном фонде. В качестве члена делегации США на важных международных конференциях председатель представляет точку зрения центрального банка по вопросам международной финансовой и экономической политики.

Другие члены Совета управляющих также участвуют в дискуссиях на правительственном уровне при обсуждении широкого спектра вопросов внутренней и внешней политики, начиная от реформы международной валютной системы и кончая проблемам обновления финансового законодательства США. Члены Совета часто выступают перед Конгрессом по ряду вопросов, касающихся Федеральной резервной системы. Член Совета, назначенный председателем, работает в Федеральном совете по проверке финансовых учреждений, где представлены также Федеральная корпорация по страхованию депозитов, Федеральное правление банков по кредитованию жилищного строительства, аппарат контролера денежного обращения и Национальная администрация кредитных союзов. Конгресс возлагает на эту группу разработку единых правил ревизии всех учреждений, принимающих вклады. Регулярно члены Совета встречаются с членами совета экономических консультантов. Обычно раз в неделю проводится обед, на котором присутствуют представители Министерства финансов, а также по возможности и председатель или вице-председатель Совета управляющих и еще один член Совета, равно как и заместитель министра финансов по проблемам денежного обращения, ответственные работники обоих учреждений.

Персонал Совета поддерживает тесную связь со своими коллегами в правительстве. Они имеют частые неофициальные встречи со служащими таких учреждений, как Совет экономических консультантов, Министерство финансов, Учреждение по управлению, бюджету и экономическим проблемам, Аппарат контроллера денежного обращения, Федеральная корпорация по страхованию депозитов, Правление Федеральных банков по кредитованию жилищного строительства, Национальная администрация кредитных союзов.

 

 

 

Японская банковская система

 

Возникновение банковской системы

 

          Возникновение первых банков в Японии относится к XVII в., что было обусловлено необходимостью обслуживания банковским капиталом развивающейся торговли, промышленности и сельского хозяйства. В 1617 г. в Осака впервые были выпущены бумажные деньги, обеспеченные серебром, и образована Ассоциация банкиров, гарантировавшая обеспеченность банкнот. К середине XIX в. возросшая открытость Японии и иностранному влиянию и структурная перестройка экономики страны в эпоху Мэйдзи (1868—1912) подготовили бурное развитие банковской системы, которое шло при активном воздействии государства. В этот период были организованы крупнейшие банковские институты, специализирующиеся на определенных видах займов. В 1880 г. был создан Иокогамский банк золота и серебра. В 1882 г. начал функционировать Банк Японии. Для финансирования строительства новых промышленных предприятий в 1990 г. был организован Промышленный банк, а для финансирования сельского хозяйства — Банк долгосрочного кредита и Сельскохозяйственный кооперативный банк. Одновременно шло формирование сети коммерческих банков. Был принят закон о банках. Особенность развития банковской системы Японии в XIX в. состояла в том, что оно шло не как основа для развития индустриализации страны,  а как дополнение к ней.

Сегодня банковская система Японии — одна из самых мощных и развитых не только в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и во всем мире. Растет число японских банков, входящих в число ведущих банковских учреждений мира. Японские банки становятся центром гигантских по капиталу финансово-промышленных групп, реализующих промышленные инвестиции в страны Азии, США и Западной Европы. Усиливаются тенденции к интернационализации кредитно-ссудной деятельности японских банков за границей с целью превращения ряда, из них в центры международного финансирования и кредитования. Наблюдается расширение масштабов деятельности японских кредитно-банковских учреждений, занимавшихся эмиссией, ценных бумаг на рынке стран Западной Европы и США, где они размещают акции, облигации и другие финансовые и долговые обязательства.

 

              Отличия формирования банковской системы Японии

 

После окончания Второй мировой войны в условиях крайне низкой конъюнктуры и крупного бюджетного дефицита в Японии началась гиперинфляция.

   Были предприняты чрезвычайные меры в области денежного обращения: блокированы сбережения населения и банковских ценных бумаг.

  В области кредитования начал осуществляться «курс на развитие производства», в соответствии с которым были определены приоритетные направления кредитования, а ссуды в другие отрасли целенаправленно ограничивались.

   В послевоенный период был взят курс на создание немногочисленных банков, действующих по всей стране, а также на образование местных банков по принципу: «одна префектура — один банк».

   Эти два вида банков должны были осуществлять финансирование на уровне всей страны и регионов. Для предотвращения безработицы, поддержания деятельности средних и мелких предприятий были созданы кредитная кооперация и доверительные фонды.

   По мере оживления национальной экономики, а также для стимулирования экспорта стали создаваться частные финансовые учреждения по предоставлению кредитов на длительный срок и специализированные кредитные банки.

   В отличие от некоторых развитых стран, например Франции, в Японии в послевоенный период основные финансовые рычаги остались в руках частных банков. Однако степень государственного контроля над их деятельностью оставалась очень высокой.

   Параллельно с частными банками была воссоздана разветвленная сеть правительственных институтов. Для кредитования внешней торговли в 1950 г. был основан Экспортный банк, главной функцией которого на этом этапе являлось кредитование экспорта продукции японского судостроения и машиностроения.

   Капитал банка принадлежит государству, а контроль над его деятельностью осуществляет министерство финансов. В 1951 г. был учрежден Японский банк развития с передачей ему средств и функций Банка финансирования восстановления и Эквивалентного фонда, действовавшего с 1949 г. для зачисления выручки от реализации товаров, поступивших в порядке помощи от США.

  Деятельность банка сосредоточена на льготном (на сроки менее 1 года) кредитовании отраслей экономики, в выдаче кредитов которого не заинтересованы частные банки.

  Особенность развития банковской системы Японии в послевоенный период — образование финансово-промышленных групп.

   Во главе каждой из них стоит крупный частный коммерческий банк, а вокруг него группируются промышленные компании. Именно банки несли основную нагрузку по финансированию бурного индустриального развития Японии. Внутри групп сформировались устойчивые связи, основанные на отношениях партнеров.

 

                Центральный банк Японии

В Японии действует шесть основных финансово-промышленных групп, ядром которых выступают крупнейшие городские банки — «Мицуи»», «Мицубиси», «Сумитомо», «Фудзи», «Дайити Канте», «Санва».

  Банковская система Японии включает общенациональные: частные банки, кредитные ассоциации, правительственные 4 финансовые институты, а также филиалы иностранных банков. Во главе системы стоит Центральный банк — Банк Японии, 55% акций которого принадлежит государству. Частные акционеры в управлении банком не участвуют.

  Уставный капитал Банка Японии составляет 100 млн. иен. К основным функциям Банка Япония, помимо денежной эмиссии (это его монопольное право), относится денежно-кредитное регулирование экономики, в том числе осуществление международных расчетов, проведение операций на валютном рынке, а также кассовое обслуживание казначейства.

  Банк действует на базе закона 1942 г., который поставил его под жесткий правительственный контроль и дал министру финансов право изменять политику Банка Японии.

  В 1949 г. был создан Политический комитет (Комитет по выработке политики). Он стал тем новым органом, который определял высшие интересы государства в финансовой и денежно-кредитной сферах.

  Из 7 членов комитета 5 имеют право голоса: Президент, назначаемый кабинетом на пятилетний срок, и по одному представителю от городских и региональных банков, промышленности и сельского хозяйства (все они назначаются на 4 года). Два члена, не имеющие права голоса, — представители министерства финансов и Управления экономического планирования.

Информация о работе Банковская система Японии