Банковская система в РФ

Автор: r***********@gmail.com, 24 Ноября 2011 в 20:23, курсовая работа

Описание работы

Банки являются наиболее важными финансовыми институтами в рыночной экономике.Они служат основным источником кредита для миллионов домашних хозяйстви многих местных органов управления. Более того ,для небольших предприятий- банки зачастую являются основным источником кредита,используемого для пополнения полок товарами. Расплачиваясь за приобретенные товары или услуги предприятия и потребители очень часто пользуются банковскими чеками или кредитными карточками.

Содержание

1.План
2.Банк и его функции.
3.Формирование ресурсной базы.
4. Активные операции банка.
5.Банковская прибыль и ее норма.
6. Банковская система.
7. Центральный банк и его функции.
8. Коммерческие банки и другие кредитные
учреждения.
9.Специализированные банки.
10. Банкротство банков.
11 .Денежно-кредитная политика.
12.Учетная ставка.
13.Банковские резервы и их норма.
14.Ликвидность банков.
15.Современные тендеции развития
банковской системы:универсализация
банковских операций.
16.Литература.
План
1. Банк и его функции. Формирование ресурсной базы банка. Активные операции банка. Банковская прибыль и ее норма.
2.Банковская система.Центральный банк и его функции. Коммерческие банки и другие кредитные учреждения. Специализированные банки . Банкротство банков.
3.Денежно-кредитная политика. Учетная ставка. Банковские резервы и их норма. Ликвидность банков.
4.Тенденции развития системы коммерческих банков; универсализация банковских операций.

Работа содержит 1 файл

Банковское дело в РФ.doc

— 1.15 Мб (Скачать)

     За 1995 год были преобразованы или ликвидированы по решению собрания акционеров 24 банка,отозвана лицензия в связи с нарушением банковского законодательства у 225 банков.

     Центральным банком России подготовлены документы;

     * о рекомендациях по организации внутреннего контроля в коммерческих банках;

     * о Методических рекомендациях по " системе раннего реагирования";

     * проект Положения об обязательных резервах банков. Введена в действия инструкция Банка России " О порядке регулирования деятельности

     кредитных организаций", которая направлена на обеспечение экономических условий устойчивого функционирования банковской системы Российской Федерации, защиты интересов вкладчиков и кредиторов.

     3.1. Денежно-кредитная политика.

     "Политика" - это " то ,что относится к государству", "государственные дела ", государственная деятельность. Поэтому денежно- кредитная политика- это особая деятельность государства. Она заключается в разработке и осуществлении системы мероприятий, с помощью которой регулируются денежно- кредитные процессы страны.

     Денежно - кредитные отношения занимают особое место в системе рыночных отношений  И это действительно так : без денег и кредита рыночной экономики не существует.

     Денежно - кредитные отношения - основа всех рыночных связей, это особые, слишком важные отношения, чтобы их функционирование можно было отдать на " откуп " требованиям только законов спроса и предложения.

     Прежде чем анализировать приемы, с помощью которых осуществляется кредитно -денежная политика , важно четко понять цели кредитно- денежной политики и знать учреждения, ответственные за разработку и проведение в жизнь этой политики.

     Центральный банк России  играет ключевую роль и занимает, можно сказать, монопольное положение не только в сфере эмиссии банкнот, но и в сфере проведения монетарной политики государства, которая рассчитана на краткосрочные периоды и ведется косвенными методами.

     Проводя монетарную политику, Центральный банк стремится обеспечить благоприятные условия экономического роста и преследует совершенно конкретные цели: регулирование темпов экономического роста, смягчение циклических колебаний на рынках товаров, капитала и рабочей силы, сдерживание инфляции, достижение сбалансированности платежного баланса.

     Существенная степень независимости центрального банка от исполнительной власти за рубежом обусловлена его задачами, которые в любой стране обычно определяются как поддержание денежно - кредитной стабильности в целях обеспечения антиинфляционного роста экономики. В связи с этим в Германии, Великобритании, Франции и Швейцарии , а также в Канаде в 1974- 1976 г г. центральные банки с одобрением правительств начали своего рода эксперимент по применению идей монетаризма для преодоления трудностей в экономике. Априори все согласились с главным тезисом монетаризма, гласящим, что контроль за количеством денег если и не единственный, то по крайней мере достаточно реальный способ преодоления хронической инфляции. На вооружение был взят метод "таргетирования" / цель /.

     Базисная идея, стоящая за денежным таргетированием, заключается в том, чтобы не только " спланировать ", т.е. определить, количественные параметры денежной массы, к которым она должна стремиться , но сделать этот процесс публичным. Денежные " цели" , как и направление денежной политики центрального банка, должны быть ясными и объявлены всем участникам рынка и населению, т.е. тем,кто включает деньги в свои экономические расчеты. Центральный банк должен, используя все находящиеся в его распоряжении средства и методы, стремиться к достижению поставленных целей. Если денежная масса будет расти из года в год темпами, которые были запланированы, то участники рынка в своих " ожиданиях " , т.е. в экономических расчетах, будут также приспосабливаться к этим "целям", способствуя тем самым их достижению. Ответственность центрального банка и других финансовых органов государства, которые причастны к проведению монетарной политики , состоит в правильном, экономически обоснованном определении денежной цели, избежании просчетов и ошибок.

     В современных условиях самый распространенный путь нахождения оптимальных денежных " целей " следующий. Денежная масса растет из года в год в той мере, в какой может увеличиваться валовой национальный продукт в соответствии с производительным потенциалом экономики. Тогда " цель " для роста денежной массы вытекает из ожидаемого повышения производительного потенциала с учетом фактически неизбежного роста цен в течение таргетируемого периода, который происходит " по инерции " в связи с ранее действовавшими факторами.

     Значительно различаются по странам денежные агрегаты, их состав и набор; таргетируются и контролируются разные денежные показатели: от самого узкого, так называемой " денежной базы " / в Швейцарии / , до " широкого показателя ликвидности " / в Англии / и " всего объема кредита " / в Италии / .

     Руководствуясь этими целевыми ориентирами, центральный банк, обладающий монопольным правом на выпуск банкнот в обращение , должен обеспечить определенную дозировку вливания денежных средств в экономический оборот страны.

     Указанные монетарные агрегаты рассматриваются и утверждаются в законодательных органах развитых стран.

     ЦБР мог бы взять на вооружение расчет и анализ агрегатов денежной массы, которые позволяют улавливать тенденции в развитии денежного оборота страны и заблаговременно подготавливать необходимые практические шаги для поддержания покупательской способности рубля. Однако показатели денежной массы России должны учитывать специфику ее структуры, перспективы развития отдельных компонентов.

     Задачей центральных банков развитых стран является не только установление целевых ориентиров для денежной массы, но и контроль за депозитно- чековой эмиссией и объемом кредитования коммерческих банков и других кредитных учреждений. Связь между депозитно-ссудными операциями и агрегатами денежной массы непосредственная. Банковский кредит служит  важнейшим источником создания денежной массы.  В свою очередь, величина банковского кредита зависит от депозитной базы. Влияя на депозитную базу, центральный банк управляет активными операциями, что в целом сказывается на денежной массе.

     Политика воздействия центрального банка на денежную массу включает в себя управление как депозитными , так и ссудными операциями. Принято делить методы денежно-кредитной политики центральных банков развитых стран на две группы: общие, влияющие на рынок ссудных капиталов в целом, и селективные, предназначенные для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей и т.д. К общим методам относятся: учетная / дисконтная/ политика, операции на открытом рынке; управление нормами обязательных резервов. Эти методы взяты на вооружение ЦБР. Законом о Центральном банке России они отнесены к основным экономическим методам регулирования денежной массы , хотя названные инструменты денежно- кредитной политики никогда ранее не использовались в отечественной практике.

     3.2. Учетная ставка.

     Учетная , или дисконтная , политика основана на регулировании рынка ссудных капиталов путем манипулирования учетным процентом /дисконтом/ , т.е. процентом, который центральный банк удерживает при переучете или покупке векселей

     у кредитных учреждений. Учетный процент влияет на стоимость кредита, предоставляемого кредитными институтами своим клиентам: чем выше учетный процент, тем соответственно дороже обходится вредит клиенту. Бундесбанк в Германии периодически пересматривает учетный процент и меняет его от двух до пяти раз в год в зависимости от экономического  цикла. Дополнением учетной политики Германии является ломбардная политика, основанная на предоставлении Бундесбанком кредитным институтам ссуд под обеспечение векселей, ценных бумаг и государственных долговых обязательств. В связи с возможностью большого риска по ломбардному кредиту устанавливается более высокий процент, чем по переучету векселей, - обычно на 1-2 пункта.

     Манипулируя уровнем ставки под залог векселей, Бундесбанк получает возможность проводить политику дешевых и дорогих денег.

     ЦБР начал активно использовать опыт банков развитых стран по реализации учетной политики. Отправным пунктом этой политики стало введение ставки рефинансирования, т.е. ставки , по которой ЦБР кредитует остальные коммерческие банки. Наибольший уровень достигала ставка рефинансирования в 1993 году- 210 %.

     С 10 февраля 1996 года ставка рефинансирования действует - 123%.

     По логике вещей ставка рефинансирования должна сдерживать кредитную экспансию коммерческих банков, затруднять доступ производителя к средствам в период " перегрева " экономики. В условиях России, когда стремительно падает производство, высокие процентные ставки по кредитам коммерческих банков, подстраивающихся под ставку рефинансирования ЦБР, только усугубляют экономическую ситуацию. Производственная сфера практическа лишена возможности кредитования под высокие проценты.

     Высокий уровень процентных ставок по кредиту российских коммерческих банков объясняется в первую очередь причинами общего характера: развитием инфляционного процесса, социально- политической нестабильностью в стране Частным фактором , приводящим к росту процентных ставок, является увеличение риска при выдаче ссуд.

     Двухлетний опыт управления Центрального банка России ставкой рефинансирования показал, что официальная ставка является мощным инструментом воздействия на цену ресурсов коммерческих банков. Каждое очередное повышение ставки рефинансирования сопровождалось практически пропорциональным ростом ставки по кредитам коммерческих банков. И наоборот, снижение официальной ставки в августе 1994г. до 130% вызвало обвальное падение процентных ставок и по активным, и соответственно по пассивным операциям коммерческих банков. Таким образом, можно констатировать, что управление ставкой рефинансирования становится эффективным инструментом денежно- кредитной политики ЦБР. Этот инструмент рыночной экономики органично вписывается в систему мероприятий, проводимых ЦБР по регулированию денежного оборота страны.

     3.3 Банковские резервы и их норма.

     Центральный банк во многих странах имеет возможность непосредственно воздействовать на величину банковских резервов путем единовременного изменения нормы обязательных резервов для всех банковских учреждений.Этот инструмент позволяет оперативно влиять на финансовую ситуацию.

     Минимальные резервы- это вклады коммерческих банков в центральном банке , размер которых устанавливается законодательством в определенном соотношении к банковским обязательствам / вкладам клиентов / . Главная причина проведения политики минимальных резервов заключается в том , что между объемами резервов и банковскими операциями имеется

     определенная взаимосвязь, которую может использовать центральный банк, чтобы влиять на поведение коммерческих банков. Кредитный потенциал коммерческих банков увеличивается настолько, насколько сокращаются их обязательства по минимальным резервам.

     Исторически обязательные минимальные резервы развивались из необходимости для коммерческих банков иметь ликвидные резервы на случай наличноденежных платежей. Минимальные резервы имеют двойное назначение: во- первых, они должны обеспечить постоянный уровень ликвидности у коммерческих банков, во- вторых, они являются инструментом центрального банка дня регулирования денежной массы и кредитоспособности коммерческих банков. Законодательство разных стран по- своему устанавливают порядок формирования резервов, но все они преследуют одну общую цель- вынудить коммерческие банки держать определенную дифференцированную долю их обязательств на безналичных и беспроцентных счетах в центральном банке.

     В России для коммерческих банков принята фиксированная ставка по обязательным резервам. В соответствии с письмом ЦБР в фонд обязательных резервов коммерческие банки отчисляют 20% от счетов до востребования и срочным обязательствам банка до 30 дней, от срочных обязательств свыше 30 дни до 90 дней -14%, свыше 90 дни -10% и по средства на счетах по иностранной валюте- 1,5 %. Политика минимальных резервов в нашей стране находится на стадии становления и в этой связи интересным представляется опыт развитых стран.

     Как правило норма минимальных резервов    дифференцируется. В Германии регулирование резервов кредитных учреждений проводится в соответствии с Законом о Бундесбанке 1957г„ где указано , что в целях регулирования денежного обращения и объема кредита в хозяйстве Бундесбанк имеет право требовать хранение кредитными институтами на его счетах определенного процента их обязательств   по текущим счетам, срочным и сберегательным вкладам. Законом Бундесбанка разрешено устанавливать нормы обязательных резервов не свыше 30%, срочным депозитам- не свыше 20% и по сберегательным вкладам - не свыше 10%. Наибольший процент установлен по текущим обязательствам, так как именно эти депозиты подтверждены риску неожиданного изъятия. В данных пределах центральный банк Германии может варьировать нормы в зависимости от целей регулирования: повышение их влечет за собой уменьшение ресурсов банков и их кредитных возможностей, а понижение способствует стимулированию деловой активности в стране.Бундесбанк редко изменяет нормы обязательных резервов для банков Германии. Последние изменение было 1 февраля 1987 г., когда для резедентов по депозитам до востребования были установлены прогрессивные ставки в зависимости от объемов вкладов.

Информация о работе Банковская система в РФ