Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 08:55, реферат
Современная кредитная система - это совокупность самых разнообразных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию доходов, состоящая из нескольких институциональных звеньев или ярусов.
Действующие в банковской
системе России коммерческие банки
могут классифицироваться по различным
основаниям: по способу формирования
и величине уставного капитала; по
виду совершаемых операций; по объему
банковских операций, по территории, обслуживаемой
банком, и др.
По способу формирования уставного капитала
различаются акционерные и паевые коммерческие
банки. Акционерный банк создается в форме
акционерного общества. Его уставный капитал
разделен на определенное число акций
и принадлежит участникам акционерного
общества. Паевой банк создается в форме
общества с ограниченной ответственностью.
Он основан на паевом капитале, который
образуется за счет паев учредителей банка
(ст. 87, 90 ГК РФ).
По видам совершаемых операций коммерческие
банки делятся на универсальные и специализированные.
Универсальные банки - это те коммерческие
банки, которые имеют лицензию Банка России
на совершение всех или, по меньшей мере,
широкого круга банковских операций и
сделок, перечисленных в ст. 5 Закона "О
банках и банковской деятельности".
Специализированные банки имеют право
или фактически осуществляют по преимуществу
ограниченный вид банковских операций,
услуг, как то инвестиционные, ипотечные,
сберегательные и др.
Ипотечные банки финансируют клиентов,
когда последним требуется ссуда на приобретение
недвижимости. Ипотечные банки призваны
совершать сделки, связанные с залогом
земельных участков предприятий, зданий,
сооружений, квартир и другого рода недвижимого
имущества (п. 2ст. 334 ГК РФ). По величине
капитала, объему совершаемых операций
и оказываемых услуг коммерческие банки
РФ принято делить на крупные, средние
и мелкие. В последнее десятилетие в России
усиливается процесс концентрации капитала
кредитных организаций.
По территории, фактически обслуживаемой
банком, различаются банки, обслуживающие
определенную территорию страны, и банки,
осуществляющие свою деятельность на
всей территории Российской Федерации.
Отдельным видом коммерческих банков,
появившихся в последнее время, являются
муниципальные банки. Их особенность состоит,
во-первых, в том, что они создаются по
инициативе органов государственной власти
субъектов РФ и местного самоуправления;
во-вторых, в том, что для формирования
уставного капитала банков используются
свободные денежные средства и иные объекты
собственности, находящиеся в ведении
этих органов власти (См. ч. 7ст. Федерального
закона от 2декабря 1990года "О банках
и банковской деятельности" (в ред. от
03.02.96).) и местного самоуправления; в-третьих,
муниципальные банки призваны обслуживать
финансовые интересы тех муниципальных
образований, по инициативе которых они
созданы.
В последнее время значительное распространение
в банковской системе РФ получил институт
уполномоченного банка. Под уполномоченными
банками понимаются те кредитные организации,
которые на договорной основе получили
специальные разрешения государственных
органов или органов местного самоуправления
на выполнение на постоянной или временной
основе определенных финансово-кредитных
операций по поручению данного органа
власти или самоуправления.
Исходя из практики в этой области и принимая
во внимание уровни исполнительной власти,
уполномоченные банки можно было бы условно
разделить на четыре группы:
Система уполномоченных банков
нашла практическую реализацию и вместе
с тем получила теоретическое обоснование
в Московском регионе. Правительство Москвы
обратилось в конце 1992 года к коммерческим
банкам с призывом принять участие в эффективном
управлении средствами городского бюджета.
В рамках сформировавшейся системы уполномоченных
банков, включающей 20 коммерческих банков
и муниципальный Банк Москвы, активно
используются выделенные бюджетом средства.
Банк, на счетах которого хранятся текущие
остатки бюджетных средств, выплачивает
по ним проценты в соответствии со сложившимся
в экономике уровнем процентных ставок.
Важным направлением деятельности уполномоченных
банков Правительства Москвы является
финансирование муниципальных программ
развития города. Значительные средства
были выделены уполномоченными банками
для финансирования деятельности образовательных
учреждений города, больниц, интернатов,
детских домов, восстановления памятников
материальной и духовной культуры.
Правовой формой, закрепляющей статус
уполномоченных банков, является двусторонний
договор между банком и соответствующим
органом исполнительной власти .
Небанковские кредитные организации России
Действующие в банковской
системе России небанковские кредитные
организации подлежат классификации
по сочетанию банковских операций и
других сделок кредитных организаций,
на осуществление которых у данной
кредитной организации имеется
лицензия Банка России.
По данному основанию выделяются:
Однако, как справедливо отмечается в литературе, в большинстве случаев наименование небанковской кредитной организации имеет мало общего с ее реальной деятельностью. Это обстоятельство объясняется:
Уровни банковской системы Российской Федерации
История становления и
развития банковского дела свидетельствует
о том что совокупность банковских
организаций может существовать и существовала
в трех формах.
Первая форма была представлена множеством
независимых друг от друга кредитных организаций,
каждая из которых была вправе выполнять
любые из принятых в то время банковских
операций, включая эмиссию наличных денег.
Кроме того, отсутствовали устойчивые
взаимосвязи между этими кредитными организациями,
а их взаимодействие специально никем
не координировалось. Конечно, они руководствовались
действующими в стране законами, однако
еще не появился специальный орган, уполномоченный
государством на управление этим сегментом
экономики. Такой этап развития банковского
дела прошли многие страны мира. Со второй
формой мы имеем дело тогда, когда в стране
существует лишь одна банковская организация,
имеющая разветвленную, охватывающую
всю страну сеть филиалов.
Вторая форма сложилась в СССР и в ряде
стран, входивших в социалистический лагерь.
Речь идет о Госбанке СССР и государственных
банках этих стран и их филиалах. Как и
в первой форме, банковское дело и в данном
случае имеет одноуровневую организацию.
Третья форма - это такое множество банковских
организаций, которое распадается на две
численно неравные части: на одной стороне
Центральный банк и другие органы управления
и самоуправления банковской системы,
а на другой - остальные кредитные организации,
банковская инфраструктура, банковский
рынок.
Специфической особенностью этой формы
является то, что хотя бы один из элементов
данного множества - Центральный банк
- уполномочивается государством на управление
всей совокупностью кредитных организаций,
которые выступают по отношению к нему
однопорядковыми и функционированию которых
придается скоординированный характер.
Эти особенности свидетельствуют о том,
что у совокупности банковских организаций
появились признаки системы и двухуровневая
форма построения. Если с этих позиций
внимательно рассмотреть банковскую систему
РФ, то в ней обнаруживаются связи двух
типов. Во-первых, связь между однопорядковыми
элементами банковской системы. Во-вторых,
связь между Банком России и остальными
элементами банковской системы.
В первом случае связь обеспечивает отношения
координации между указанными элементами
системы, а во втором случае - перерастает
в отношения субординации, которые главным
образом и обеспечивают целостность системы.
Действительно, анализ деятельности Банка
России по выполнению возложенных на него
Законом основных целей, задач и функций,
показывает, что Центральный банк РФ есть
тот элемент банковской системы, который
непосредственно и осуществляет государственное
управление ею. При этом, используются
по преимуществу методы государственного
регулирования, экономические методы
управления, которые, как уже отмечалось,
призваны создавать благоприятные экономические,
правовые, организационные условия для
функционирования кредитных организаций.
Вместе с тем, в процессе управления Банк
России широко применяет и административные
средства банковского регулирования.
Из этого следует, что кредитно-банковская
система России после 1917 года после создания
специального банковского законодательства
и образования Центрального банка страны
вновь обрела двухуровневое построение.
Критерием отнесения элементов к тому
или иному уровню является их положение
в системе, обусловленное отношениями
субординации. Так, Банк России расположен
на верхнем уровне, поскольку уполномочен
государством регулировать систему в
целом, т. е. осуществлять функцию управления
ею.
Что же касается коммерческих банков и
остальных элементов банковской системы,
то они в этом отношении должны быть однопорядковыми,
полностью равноправными во взаимоотношениях
друг с другом и составляют нижний уровень
системы. Особое положение в этой системе
занимают союзы ассоциации кредитных
организаций. Будучи, как отмечалось, важным
компонентом механизма самоуправления
банковской системы, они, по нашему мнению,
должны располагаться на верхнем уровне
системы, хотя и не рядоположены Банку
России, поскольку не наделены властными
полномочиями. Например, решения Ассоциации
российских банков (АРБ) для банковской
системы РФ не носят обязательного характера.
Таким образом, вся совокупность элементов
банковской системы Российской Федерации
имеет двухуровневое построение: