Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 11:48, реферат
По сравнению с другими странами Франция в период последнего мирового экономического кризиса доказала, что располагает исключительно прочным банковским сектором. Действительно, банкам именно этой страны удалось противостоять кризису высокорискованной ипотеки намного лучше, чем их иностранным конкурентам.
Банковская система Франции
Введение
Банковская система Франции - одна из самых развитых в мире.
По сравнению с другими странами Франция в период последнего мирового экономического кризиса доказала, что располагает исключительно прочным банковским сектором. Действительно, банкам именно этой страны удалось противостоять кризису высокорискованной ипотеки намного лучше, чем их иностранным конкурентам. Для сравнения: все французские банки потеряли на ипотечном кризисе меньше, чем один британский Royal Bank of Scotland (30 млрд. евро).
Положительных результатов национальной банковской системе удалось добиться во многом благодаря предельной осторожности, с которой французские банки традиционно ведут себя на рынках и относятся к управлению рисками.
В чем же особенность банковской системы Франции.
Структура и особенность банковской системы Франции
Кредитно-финансовая система Франции управляется законом от 20 июня 1984 г. Все кредитные учреждения страны (более 35 тыс.) включены в единую структуру. Исключение составляют Государственное казначейство, Банк Франции и Специализированный финансовый институт почтовой службы Франции. Основным институтом в кредитно-финансовой системе Франции являются банки. Во Франции законом от 1945 г. были национализированы четыре наиболее крупных депозитных банка, которые впоследствии при слиянии были преобразованы в три банка: “Банк насьональ де Пари” (БНП), “Креди Лионнэ”, “Сосьете женераль”. А законом от 1982 г. – два крупных деловых банка: “Париба”, “Индосюэз”.
В настоящее время во Франции насчитывается более 370 коммерческих и инвестиционных банков с общим числом занятых более 250 тыс. По закону от 1984 года все они были объединены в Ассоциацию французских банков. В это число входят 35 крупных национализированных банков, а также около 120 их филиалов, 74 французских частных банка и 151 частный банк, контролируемый иностранным капиталом.
Рассмотрим основные виды банков во Франции.
Наиболее значительной категорией кредитных учреждений являются коммерческие банки. Эти банки чаще всего организованы в форме акционерных предприятий. Их деятельность заключается в приеме бессрочных вкладов для предоставления краткосрочных кредитов. Однако они могут расширить сферу своей деятельности: 1) приобретая капиталы в виде вкладов или займов; 2) предоставляя займы на более длительный срок; 3) принимая участие в капитале других предприятий; 4) организуя эмиссию и размещение ценных бумаг; 5) осуществляя управление имуществом за счет клиентуры. Стратегия банка состоит в том, чтобы как можно дешевле приобрести капитал, продать капитал и услуги по наиболее высоким ставкам, снизить риск потерь, выбирая надежных клиентов, осваивая разнообразные операции и рынки ссудного капитала. В деятельности коммерческого банка можно выделить 5 основных функций:
· формирование ресурсов;
· управление собственными активами;
· управление платежными средствами;
· межбанковские операции;
· оказание финансовых и прочих услуг.
Во французских банках собственный капитал складывается из двух частей - это базовые и дополнительные средства. Наряду с собственным капиталом в пассивы банка включаются привлеченные средства – депозитные и недепозитные. Кредитные операции являются самой большой группой статей банковских активов. Наиболее распространенные виды кредитования: для финансирования текущих эксплуатационных нужд предприятий, их инвестиций и расходов частных лиц на потребление и инвестирование.
Инвестиционные банки являются специальными организациями, предназначенными для помощи предприятиям в финансировании их вложений и способными осуществлять долгосрочные и среднесрочные операции. К этой категории банков относятся:
· частные банки, которые специализируются на финансовых консультациях, управлении имуществом, а также международном перемещении капиталов французских предприятий (например, “Эропеэн дэ банк а Пари”);
· промышленные банки, подразделяющиеся на деловые банки, предназначенные для участия в деятельности предприятий, и банки долгосрочного и среднесрочного кредита, выдающие займы и собирающие вклады для помещения средств в предприятия.
Финансовые компании представляют собой организации, которые собирают относительно стабильные капиталы (облигации, боны, банковские займы) для их размещения с малой степенью риска в краткосрочные займы под залог ценных бумаг и в долгосрочную аренду.
Свои долгосрочные обязательства ипотечные банки осуществляют в основном в виде ипотечных займов предприятиям или частным лицам. Роль банков развития заключается в объединении общественных или частных фондов для финансирования операций, которые не могут быть рентабельными в короткий срок. Примером может служить созданный в 1919 году банк “Креди насьональ”, активно участвующий в кредитовании внешнеторговых операций.
Между коммерческими и инвестиционными банками имеются следующие различия:
1) в общей сумме ресурсов инвестиционных банков удельный вес собственных капиталов выше, чем у коммерческих банков;
2) в составе депозитов инвестиционных банков значителен удельный вес срочных вкладов, тогда как у коммерческих банков подавляющая доля депозитов приходится на вклады до востребования;
3) учетно-ссудные операции играют у коммерческих банков большую роль, чем у инвестиционных банков; удельный вес фондовых операций, напротив, у инвестиционных банков больше, чем у коммерческих, причем они вкладывают значительные капиталы в акции промышленных и других предприятий.
Однако специализация французских банков носит относительный характер: наблюдается все большая универсализация банков. С одной стороны, инвестиционные банки широко развивают депозитные операции и конкурируют с коммерчискими банками как в отношении привлечения вкладов, так и в отношении учетно-ссудных операций. С другой стороны, коммерческие банки не ограничиваются только краткосрочными кредитными операциями, а все более развивают операции по долгосрочному кредитованию и финансированию промышленности.
Выделяют также банки среднесрочного и долгосрочного кредита, которые занимают промежуточное положение между коммерческими и инвестиционными. Их особенности заключаются в том, что по закону они могут принимать депозиты только сроком не менее 2 лет и предоставлять кредиты тоже на срок не менее 2 лет. Их численность и удельный вес в банковской системе страны невелики.
Кроме банков в кредитно-финансовой системе Франции существуют и другие институты. Принятый в 1983 году закон определяет сберегательные кассы как “кредитные учреждения, не имеющие цели получения прибылей”. С 1971 года сберкассы уполномочены выдавать займы частным лицам, а с 1978 года – выдавать чековые книжки. Существует 440 ординарных сберкасс, осуществляющих операции в определенных географических секторах. Во Франции действует сеть национальных сберкасс под эгидой государственной почтовой организации ПТТ. Государственные сберкассы предоставляют три вида услуг: счета по сберегательным книжкам, срочные боны и почтовые чеки.
Во Франции существует 28 специализированных кредитных институтов, сгруппированных в 1984 г. в Объединение специализированных финансовых учреждений. К ним относятся такие организации, как:
· “Креди фонсье де Франс”, специализирующийся на кредитовании строительства и насчитывающий более 50 агентств с общим числом занятых 3,6 тыс.;
· “Сосьете де девелопман режьональ” – организации регионального развития, которые объединяют 19 финансовых институтов, обслуживающих мелкие и средние предприятия;
· СОФАРИС, образованная в 1982 г. для финансирования мелких и средних предприятий.
Особое место здесь занимает “Банк франсэз дю коммерс экстерьер” - Французский банк для внешней торговли (ФБВТ), созданный в 1947 г. и осуществляющий финансирование внешнеэкономических операций.
Французские банки играют заметную роль на мировой арене. Четыре ведущих среди них – БНП, “Креди агриколь”, “Креди Лионнэ”, “Сосьете женераль” – входят в число 25 крупнейших банков мира.
Централизованное регулирование, процессы образования и деятельности банков, предохранение банковской системы от банкротства, контроль количества денег и кредитов, страхование банковских депозитов должно осуществляться государством. Органом такого регулирования призван быть Банк Франции. Одним из способов регулирования является установление и изменение процентных ставок. Банк Франции осуществляет кредитование коммерческих банков. При повышении установленного им процента, при выдаче ссуды доступ коммерческих банков к кредитам затрудняется. Таким образом, возникает цепная реакция. Коммерческие банки также увеличивают свой процент. Такая денежно-кредитная политика называется ограничительной. При поднятии процента затрудняется коммерческий кредит и снижается масштаб инвестиций в предпринимательском секторе. Банк Франции способен воздействовать на предпринимательскую деятельность путем введения ограничений на размер процентных ставок по операциям коммерческих банков в виде минимальной и максимальной границы процентных ставок. Способ регулирования действий коммерческих банков Банком Франции состоит в установлении норм обязательных резервов. Банковская коммерческая сеть выдает кредиты и осуществляет инвестиции, вкладывая деньги в ценные бумаги на денежные суммы, во много раз превышающие тех сумм, которыми она располагает.
По степени развития государственного регулирования в банковской сфере Франция вплоть до создания Европейской системы национальных банков занимала первое место.
Это выражалось, во-первых, в превращении после Второй мировой войны ряда банков в государственную собственность: подверглись национализации не только Банк Франции, но и четыре крупнейших депозитных банка, слившиеся впоследствии в три. К государственным кредитным учреждениям относились также Депозитно-сохранная касса, сберегательные кассы, Французский банк внешней торговли и др.
Во-вторых, государство участвовало в капитале ряда банков. Такого рода кредитные учреждения можно считать «полугосударственными». Удельный вес государственного и полугосударственного сектора в сводном балансе кредитных учреждений Франции составляет около 80%.
В-третьих, государственное регулирование банковского дела осуществлялось как через Банк Франции, так и через Национальный кредитный совет, президентом которого являлся министр финансов, а вице-президентом - управляющий Банком Франции. В совет, состоящий из 46 членов, входят 8 представителей различных министерств, а большинство других членов, представляющих различные отрасли хозяйства, утверждаются министром финансов. Национальный кредитный совет был наделен правом контроля над кредитом и банками (определение условий кредита, минимальных обязательных банковских резервов и т.д.). Кроме того, существовала банковская контрольная комиссия в составе 6 членов, являющихся главным образом представителями правительственных органов. Государство проводило кредитную политику, регулируя учетные ставки, нормы банковских резервов и т.д.
В-четвертых, банки принимали активное участие в финансировании государства через учет казначейских векселей и покупку государственных ценных бумаг. Здесь банковский кредит срастается с государственным бюджетом и активно содействует мобилизации средств, которые тратятся государством на оплату заказов и своих расходов.
До перехода Франции на единую европейскую валюту евро и создания Европейского центрального банка (ЕЦБ), Банк Франции выступал в качестве единого эмиссионного центра страны, выпуская в обращение банкноты. В настоящее время, в связи с образованием Европейской системы национальных банков, Банк Франции является организацией, претворяющей в жизнь политику Европейского Центрального банка. ЕЦБ является единым эмиссионным центром для стран Европейского союза, входящих в зону евро, а также определяет денежно-кредитную политику стран региона.
Кроме того, согласно уставу ЕЦБ национальные банки передали ему часть валютных резервов. Валютные резервы, остающиеся в распоряжении национальных банков, используются ими для выполнения их обязательств по отношению к международным организациям. Проведение иных операций с этими резервами, сверх лимита, устанавливаемого Советом Управляющих, должно быть согласовано с ЕЦБ. Это считается необходимым для обеспечения согласованной валютной и денежной политики в рамках Европейского валютного союза.
Заключение
Таким образом, говоря о банковской системе Франции, можно сделать следующие выводы:
Основным институтом в кредитно-финансовой системе Франции являются банки, различаются коммерческие банки, которые специализируются в области краткосрочных кредитных операций, и инвестиционные или деловые банки, финансирующие промышленность путем эмиссионно-учредительных операций.
Централизованное регулирование, процессы образования и деятельности банков, предохранение банковской системы от банкротства, контроль количества денег и кредитов, страхование банковских депозитов осуществляется государством. Органом такого регулирования является Банк Франции.
По степени развития государственного регулирования в банковской сфере Франция вплоть до создания Европейской системы национальных банков занимала первое место.
Введение евро стало фактором еще большей интеграции Франции в экономику Евросоюза, облегчило сотрудничество с европейским партнерами.
Что касается общей характеристики современного состояния французских банков, глава Банка Франции Кристиан Нуае недавно подтвердил, что они «благоприятно преодолели кризис», добавив, что «они являются самыми прочными и наиболее капитализированными».
Список литературы
1. Андреев Н. Развитие банковской системы Франции. // Банковские технологии. -
2004. –№3. — С. 42
2. Epмacoвa Н.. Современные банковские системы в странах с развитой рыночной экономикой, М.: 2006, С. 86.
3. Меликов Ю.И., Устинова А.В., Устинова Т.А. // Финансовые исследования. – 2007. - №15.
4. Смит В. Происхождение центральных банков. // http://www.libertarium.ru/
5. Рудый К.В. Финансовые, денежные и кредитные системы зарубежных стран: Учебное пособие.- М.: Новое издание, 2004 - с.56-79.
2