Автоматизированные банковские системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 13:41, реферат

Описание работы

Современное денежно-кредитное и финансовое хозяйство страны пе­ре­жи­вает серьезные изменения в структурном отношении. Пере­страи­вается кре­дитная система, возникают новые виды кредитно-фи­нансовых институтов и операций, модифицируется система отношений центральных Банков и фи­нан­сово-кредитных институтов, складываются иные пропор­ции в динамике госу­дарственного и част­ного сектора.

Содержание

Введение…………………………………………………….…..………. 3

1. Автоматизированные банковские системы, их эволюция и технологическое построение……………………………………………….... 6

2. Основы автоматизации банковской деятельности…………………….……24
2.1. Ситуация на рынке банковских технологий……………………….……24
2.2. Классификация современных автоматизированный банковских систем………………………………………………………………………26
2.3. Принципы построения автоматизированный банковских систем как средства автоматизации работ с банковскими продуктами ……….28

Заключение ……………………………………

Работа содержит 1 файл

REF.DOC

— 280.00 Кб (Скачать)

Процедуры сервера приложений. Сервер приложений организуется средствами Open-Server Sybase. Он может функционировать на том же компьютере, что и сервер данных, но может быть реализован и на другом компьютере. Различают два вида процедур сервера приложений: первые из них отвечают за функционирование системы безопасности и управления доступом, вторые выполняют ту часть прикладных операций, которая неэффективно реализуется средствами сервера данных.

Независимо от назначения, все AS-процедуры вызываются только по запросам от хранимых процедур. Последние могут обращаться на сервер данных либо непосредственно к таблицам, используя запрос, динамически формируемый на AS-сервере, либо к внутренним хранимым процедурам, применяя средства Open-Client Sybase.

 

Технологическое построение

Проектирование и реализация системы позиционного и фактического учета банковских операций, детальное рассмотрение вопросов ее взаимодействия с обработкой банковских документов позволило представить технологическое построение системы в следующем виде (Рис. 2):


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2. Технологическое построение системы.

 

Можно определить три составляющие системы:

-         Система безопасности и управления доступом.

-         Ядро системы.

-         Прикладная система.

Как уже отмечалось, система безопасности и управления доступом обеспечивает защиту информации от несанкционированного доступа, являясь обособленной системой (ей все равно, какую прикладную систему защищать). Все остальные системы при разработке регистрируют в системе безопасности свои объекты, а потом процедуры прикладных систем разрабатываются с учетом требований безопасности (в основном эти процедуры представляют собой вызов в определенных местах прикладных процедур соответствующих им процедур системы безопасности).

Ядро системы — достаточно абстрагированный от предметной области проблемно-ориентированный инструмент. Работа механизмов ядра не зависит от функциональности системы. Ядро включает в себя:

-         систему учета банковских операций;

-         систему хранения документов;

-         транзитную систему.

Система учета выполняет фактический и позиционный учет операций, а также формирует “ограничения” на лицевые счета на базе единой абстрактной модели.

Система хранения документов обеспечивает формализацию и хранение документов предметной области.

Транзитная система осуществляет взаимодействие системы учета с прикладной системой.

Реализацию функциональности, адаптацию к изменениям предметной области обеспечивают механизмы прикладной системы, состоящей из трех компонент:

-         компоненты поддержки документооборота и выполнения операций;

-         компоненты справочников и классификаторов;

-         компоненты представления системы учета в аспекте предметной области.

Прикладная система обеспечивает реализацию объектов и операций предметной области.

 

Система безопасности и управления доступом

Система безопасности и управлением доступом призвана обеспечить разграничение прав пользователей системы к ее объектам (операциям и данным). Она базируется на сервере данных и использует для управления доступом к объектам БД — таблицам и процедурам — возможности сервера данных. Для проверки возможности выполнения пользовательских процедур, которые защищает система, применяется специализированный сервер защиты. Он реализован в виде сервера приложений.

Основными требованиями, предъявляемыми к системе безопасности и управления доступом, являются гибкость при определении объектов доступа и удобство администрирования при управлении доступом. Поэтому была выбрана матричная система защиты, предусматривающая, что управление доступом рассматривается как с точки зрения доступа к прикладным объектам системы, так и относительно доступа к прикладным операциям системы.

Для определения прав пользователя на возможность осуществлять операции и на доступ к объектам надо построить некую матрицу, узлами которой являются пересечения требований на доступ к объектам и операциям.

Функциональность системы основана на базовых операциях. Предоставляя пользователю набор базовых операций, администратор системы определяет тем самым его доступ. Базовые объекты определяют объектно-ориентированный взгляд на систему. Появляется возможность управлять доступом к объектам, определяя права на их методы, которыми являются элементарные операции. Каждая базовая операция использует какой-либо из методов базового объекта (т.е. какие-либо элементарные операции). Таким образом, доступ пользователя в системе складывается из его прав на базовые операции и объекты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.3. Объекты управления доступом.

 

Для обеспечения эффективной работы администратора системы по управлению доступом вводится понятие оргштатного элемента, модуля и способов группировок базовых объектов, базовых операций и самих оргштатных элементов. Дефиниции всех этих понятий представлены в Таблице 1, а схема управления — на Рис.3.

Работу системы по организации обобщенных объектов и операций, построению оргштатной схемы и определению прав оргштатных элементов на объекты и операции выполняет технолог системы на основе анализа бизнес-процессов, происходящих в банке. Администратор системы назначает исполнителей оргштатных элементов из числа штатных сотрудников банка.

Таблица 1

 

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ
ПРИ РАБОТЕ АДМИНИСТРАТОРА ПО УПРАВЛЕНИЮ ДОСТУПОМ.

Оргштатный элемент

Это “обезличенный” пользователь системы, для которого проводится работа по управлению доступом к операциям и объектам системы. Затем реальному пользователю выдается право быть представленным в системе в виде оргштатного элемента.

Модуль

Это характеристика клиентской части системы, физически объединяющая вызовы базовых операций. Одна базовая операция может входить в несколько модулей.

Обобщенный объект

Логическое объединение группы базовых объектов. Это иерархическая структура, “листьями” которой являются базовые объекты, а “ветвями” — обобщенные объекты различного уровня “вложенности”. При управлении доступом администратор системы манипулирует обобщенными объектами наравне с базовыми объектами.

Обобщенная операция

Логическое объединение группы базовых операций. Это иерархическая структура, “листьями” которой являются базовые операции, а “ветвями” — обобщенные операции различного уровня “вложенности”. При управлении доступом администратор системы манипулирует обобщенными операциями наравне с базовыми операциями.

Оргштатная структура

Логическое объединение группы оргштатных элементов. Это иерархическая структура, “листьями” которой являются оргштатные элементы, а “ветвями” — оргштатные подразделения различного уровня “вложенности”. При управлении доступом администратор системы манипулирует оргштатными структурами наравне с самими оргштатными элементами.


 

 

 

 

Ядро системы

Центральное место в ядре системы занимает учетная система. В ее основе — абстрактная модель бухгалтерского учета с основополагающим принципом двойной записи. Основными объектами системы учета являются:

-         конто;

-         показатель;

-         журнал;

-         проводка.

В терминах бухгалтерской модели конто и показатели являются абстрактными счетами учетной системы.

Конто предназначен для аналитического учета однородных банковских операций с использованием механизма проводок. На внешнем (прикладном) уровне конто соответствуют лицевые счета (балансовые, внебалансовые, депо), кассовые символы, бюджетные символы и другие регистры аналитического учета.

Показатель предназначен для синтетического учета, для группировки аналитики при формировании отчетности и анализа. На внешнем уровне показателям соответствуют счета I—II порядков, разделы Плана счетов ЦБ, символы отчетности различных форм.

Структура показателей и конто строится на основе иерархии неограниченного уровня вложенности.

Журнал — это объединение показателей, имеющих один экономический смысл.

Примерами журналов могут быть главы Плана счетов ЦБ (“Балансовые счета”, “Внебалансовые счета”, “Счета депо”), список символов кассовой отчетности, формы отчетности по Инструкции № 17 и т.д.

Проводки формируют состояния конто — хранящиеся в системе обороты по дебету и кредиту, остаток. Состояния показателей рассчитываются на основе их отношения к конто.

При выполнении операций над проводками фиксируются время ввода, планирования, подтверждения планирования и фактического учета. При помощи этого механизма ведется фактический и позиционный учет операций. Для реализации алгоритмов учетной системы используются процедуры и таблицы сервера данных. В состав модулей системы учета входят модули клиентской части, которые обеспечивают диалоговый режим создания и применения счетов. В основном это модули технолога системы, которые позволяют:

-         осуществлять ведение структуры объектов учетной системы;

-         организовывать доступ для проведения аудита ко всем счетам и проводкам системы учета независимо от их прикладного применения.

Интерфейс модулей технолога представляет журналы, показатели, конто и проводки в терминах прикладной области.

Форма хранения документов и форматированный документ позволяют автоматизировать обработку посредством выборки данных, которые передаются в учетную систему и в прикладную систему (для компоненты поддержки документооборота).

При обработке документа транзитная система формирует обращения к учетной системе — как при выполнении операции, так и при ее откате. В этой системе присутствуют правила учета, которые определяют состав проводок и их атрибуты, а также фонд счетов, переводящий внешнее представление счетов в идентификаторы конто учетной системы. Кроме того, в транзитной системе хранится история движения документа, фиксирующая переходы документа из одной стадии обработки в другую. Транзитная система получает результаты выполнения операций учетной системой и передает их прикладной системе.

Прикладная система

Компонента поддержки документооборота — самая важная в прикладной системе. В ее состав входят: документ, картотека и портфель.

Взгляд на систему обеспечения документооборота достаточно подробно освещен в одноименном разделе статьи В.Чаусова “Концептуальное построение банковской системы” [5].

В нашей статье понятие “папка” заменено на понятие “картотека”. Картотеки (в отличие от папок) имеют некоторые ограничения, в частности:

-         их количество в системе конечно;

-         пользователи системы не могут создавать и уничтожать их;

-         разрешенные перемещения документа из одной картотеки в другую заранее прописываются технологом системы;

-         обращение к транзитной системе для инициирования проводок в системе учета происходит при перемещении документа из картотеки в картотеку.

Картотека объединяет документы, находящиеся на одной стадии обработки (скажем, лицевые счета картотеки № 2).

Портфель содержит группу документов и определяет, каким образом эти документы связаны между собой (подчеркнем, однако, что на взаимодействие прикладной системы с транзитной и учетной он не влияет). Примером портфеля может служить совокупность документов, относящихся к кредитному договору: собственно договор, соглашение о пролонгации, графики погашения платежей, платежные документы, сопровождающие его выполнение и др.

Взаимодействие прикладной системы с учетной в процессе движения и обработки документа представлено на Рис. 4.

Любая операция по обработке документов начинается с ввода документа в систему. Затем компонента обеспечения документооборота прикладной системы выполняет перемещение документа из одной картотеки в другую, одновременно с этим документом совершаются определенные операции. Когда в составе этих операций есть учетные, система обращается к транзитной системе, которая, в свою очередь, формирует запрос к учетной системе для формирования проводок и изменения состояния конто.

Информация о работе Автоматизированные банковские системы